№
| Курсовые работы
| Бакалаврские работы
| Магистерские диссертации
|
Галина Радмировна Доброва
|
|
1.
| Особенности лексикона мальчиков и девочек
| Различия в освоении родо-видовых отношений у мальчиков и девочек
| Формирование синонимических рядов в ментальном лексиконе детей
|
2.
| Восприятие синонимов дошкольниками (вариант: младшими школьниками)
| Особенности освоения антонимических отношений мальчиками и девочками
| Особенности восприятия и продуцирования русских слов релятивной семантики детьми-билингвами дошкольного возраста
|
3.
| Восприятие антонимов дошкольниками (вариант: младшими школьниками)
| Особенности восприятия старшими дошкольниками и младшими школьниками «ядерных» и «периферийных» слов, принадлежащих к единым тематическим группам.
| Освоение детьми гипо-гиперонимических отношений в зависимости от гендерного фактора.
|
4.
| Освоение слов различных тематических групп мальчиками и девочками дошкольного возраста (вариант - мальчиками и девочками младшего школьного возраста)
| Особенности создания формообразовательных и словообразовательных инноваций референциальными и экспрессивными детьми
| Различия в склонности к лингвокреативности у детей из семей с высоким и с низким социокультурным статусом.
|
5.
| Словообразовательные инновации у детей из семей с высоким и низким культурным статусом
| Смешение паронимов и парономазов детьми дошкольного возраста (вариант: младшими школьниками): психолингвистические причины и пути преодоления.
| Особенности метаязыковой деятельности детей, осваивающих русский язык как родной и как неродной (второй).
|
6.
| Формообразовательные инновации у детей из семей с высоким и низким культурным статусом
| Особенности слоговой элизии в речи референциальных и экспрессивных детей.
| Особенности метаязыковой деятельности у референциальных и экспрессивных детей.
|
7.
| Рассуждения детей о языке как проявление лингвокреативности
| Различия в восприятии полисемантов и омонимов детьми из семей с высоким и с низким социокультурным статусом.
| Роль генерализации и дифференциации в освоении лексики референциальными и экспрессивными детьми.
|
8.
| Особенности речевого развития детей в близнецовой ситуации
| Особенности освоения различных тематических групп существительных детьми из семей с высоким и с низким социокультурным статусом.
| Особенности развития фонетического уровня языковой способности референциальных и экспрессивных детей.
|
9.
| Особенности речевого развития детей, имеющих старших братьев и/или сестер
| Особенности лексикона дошкольников (вариант – младших школьников) из семей с высоким и с низким социокультурным статусом
| Особенности имитации у детей с ОНР.
|
10.
| Освоение детьми грамматической категории одушевленности
| Возрастная динамика освоения дошкольниками (вариант – младшими школьниками) стилистически окрашенной лексики.
| Особенности освоения морфологии детьми, имеющими старших братьев и/или сестер.
|
Стелла Наумовна Цейтлин
|
|
1.
| Восприятие детьми дошкольного возраста
факта многозначности слова
| Грамматические явления языка как объект внимания ребенка.
| Языковая рефлексия детей дошкольного (школьного) возраста и способы ее активизации: грамматический аспект
|
2.
| Окказионализмы в творчестве детей-стихотворцев
| Лексические явления языка как объект внимания ребенка
| Языковая рефлексия детей дошкольного (школьного) возраста и способы ее активизации: лексический аспект
|
3.
| Откуда берутся детские ошибки на письме?
| Развивающий потенциал речи взрослого, обращенной к маленькому ребенку: лингводидактический аспект
| Методика развития речи детей, воспитывающихся в домах ребенка
|
4.
| Лексико-семантические ошибки детей и их
причины?
| Возрастная динамика вопросов ребенка дошкольного возраста
| Вопросно-ответные диалогические единства в общении взрослого и ребенка: психолингвистический подход
|
5.
| Грамматические
ошибки детей и их
причины
| Освоение русскоязычными детьми морфологии (варианты: синтаксиса, лексики, фразеологии).
Примечание: выбирается конкретная языковая категория, например, род существительных или лексическая группа, например, глаголы движения.
| Освоение русскоязычными детьми морфологии (варианты: синтаксиса, лексики, фразеологии).
Примечание: выбирается конкретная языковая категория, например, род существительных, или лексическая группа, например, глаголы движения.
|
6.
| Грамматические
ошибки иноязычных
детей
| Освоение иноязычными детьми морфологии (варианты: синтаксиса, лексики, фразеологии) русского языка.
Примечание: выбирается конкретная языковая категория (см. выше)
| Лингвометодическое сопровождение иноязычного ребенка в процессе освоения русской морфологии (варианты – лексики, синтаксиса).
|
7.
| Неологизмы последнего времени
| Учебный лексикон русскоязычного и иноязычного школьника
| Общее и различное в лексиконе русскоязычного и иноязычного школьника
|
8.
| Новые значения старых слов
| Возрастная динамика орфографических ошибок школьников
| Освоение детьми морфологического (морфемного) принципа русского письма (применительно к одной из морфем: корням, приставкам, суффиксам, окончаниям)
|
9.
| Что такое так наз.
«врожденная
грамотность»?
| Графические и орфографические ошибки иноязычных детей и их причины
| Грамматическое моделирование на корректировочных занятиях с иноязычными детьми.
|
Ольга Васильевна Астафьева
|
|
1.
| Литературное развитие младших школьников и критерии его оценки.
| Диалог литературы и анимации как средство расширения культурного кругозора младших школьников.
| Влияние использования анимации при изучении литературного произведения на культурный кругозор младших школьников.
|
2.
| Изобразительно-выразительные средства языка и их специфика в поэзии, адресованной детям.
| Специфика изучения лирического произведения в начальной школе – проблемы и традиции.
| Изучение пейзажной лирики как этап литературного развития школьника.
|
3.
| Ритмическая организация стиха и специфика ритмов в детской поэзии.
| Выразительное чтение как средство анализа литературного произведения.
| Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности при формировании умения выразительно читать лирические произведения.
|
4.
| Литературная сказка эпохи модернизма.
| Сопоставительный анализ произведений как прием изучения художественного текста.
| Использование сопоставительного анализа произведений со сходным сюжетом для постижения авторской индивидуальности.
|
5.
| Игровая поэзия для детей.
| Знакомство со стихосложением как стимул литературного развития младших школьников.
| Влияние изучения основ стихосложения на литературное развитие младших школьников.
|
6.
| Постмодернизм в современной детской литературе.
| Изучение жанровой традиции как этап литературного развития младших школьников.
| Формирование представления о категории жанра при изучении литературной сказки.
|
7.
| Пейзажная лирика русских поэтов.
| . Детские журналы как фактор влияния на читательский кругозор школьника.
| Использование детской периодики в процессе формирования читательского кругозора младшего школьника.
|
8.
| Специфика жанра сказки: генезис, эволюция, традиции и современность.
| Знакомство с приемами создания литературного характера как способ преодоления «наивного реализма» читателя.
| Формирование представления о литературном характере как этап литературного развития младших школьников.
(на материале литературного чтения)
|
9.
|
| Литературный праздник как стимул интереса к чтению
| Литературный праздник как средство литературного и культурного развития младших школьников.
|
10.
|
| Изучение сказок разных народов как средство расширения культурного кругозора школьника.
| Динамика культурного кругозора младшего школьника при изучении литературных сказок разных народов.
|
1.
| Марина Борисовна Елисеева
| Соотношение понимания и продуцирования в начальном лексиконе ребенка
| Особенности воспроизведения слоговой структуры слова детьми в норме и с отклонениями в речевом развитии
|
2.
| Макартуровский опросник как инструмент речевой диагностики
| Адаптация Макартуровского опросника речевого и коммуникативного развития ребенка раннего возраста для якутского (долганского и др.) языка
| Адаптация Макартуровского опросника речевого и коммуникативного развития ребенка раннего возраста для якутского (долганского и др.) языка
|
3.
| Типы речевых ошибок детей
| Усвоение эмоционально-оценочной лексики детьми дошкольного возраста
| Речевые ошибки младших школьников и их исправление
|
4.
| Влияние книги на лексикон детей
| Взаимосвязь различных компонентов языковой способности у ребенка третьего года жизни
| Освоение стилистически окрашенной лексики детьми дошкольного и младшего школьного возраста
|
5.
| Особенности восприятия сказок/ рассказов детьми
| Язык художественной литературы в восприятии дошкольника/младшего школьника
| Аудирование и репродуцирование художественного текста детьми на начальных этапах овладения чтением
|
6.
| Детские вопросы при восприятии художественного текста как проявление феномена содействия
| Влияние аудиосказок на развитие речи дошкольников/младших школьников
| Влияние речи учителя на речь младших школьников
|
7.
| Самоисправления в речи детей как проявление языковой рефлексии
| Эффективность исправления взрослым речи ребенка
| Самоисправления речи ребенка и исправление взрослым речи ребенка
|
8.
| Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного/ младшего школьного возраста
| Ошибки репродуцирования на начальном этапе овладения чтением.
| Овладение ребенком навыками чтения вслух и про себя
|
9.
| Освоение правил графики детьми дошкольного/ младшего школьного возраста
| Графические и орфографические ошибки в письменных тестах дошкольников/ младших школьников
| Графические и орфографические ошибки иноязычных учащихся
|
1.
| Особенности толкования значений слов детьми
| Семантизация существительных детьми дошкольного/ младшего школьного возраста
| Семантизация существительных русскоязычными учащимися и инофонами
|
2.
| Татьяна Витальевна Кузьмина
|
|
|
3.
| Материнский фольклор в современной городской семье
| Русский фольклор в интерпретации детей 5–6 лет.
| Жанровое разнообразие русского фольклора в понимании детей 5–6 лет
|
4.
| Использование русского фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
| Влияние детской литературы на развитие языкового сознания детей.
| Использование детской литературы как средства развития языкового сознания детей.
|
5.
| Трудности детей-инофонов в освоении правил русского письма
| Языковая игра как средство формирования фонематических представлений
|
|
6.
| Отражение особенностей детской речи в детской литературе
| Языковая и лингводидактическая игра как средство развития языкового сознания детей
|
|
7.
| Лингводидактический потенциал игр со звуками
| Развитие фонематических представлений у детей-инофонов
| Становление русской фонологической системы у детей-инофонов
|
8.
| Языковая игра в детской речи
| Использование лакунарных диктантов как средства формирование орфографической компетенции младших школьников
|
|
9.
| Особенности фонематических представлений у детей-инофонов
| Формирование представлений о языковой норме у детей
|
|
10.
| Языковая норма в представлении детей 3–6 лет
| Особенности отражения на письме звучащей речи детьми 6–7 лет
| Готовность детей к освоению правил русского письма
|
11.
| Языковая норма в представлении младших школьников
| Специфика письменных текстов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
| Особенности письменных текстов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
|
12.
| Освоение основных значений букв детьми 5–7 лет
| Ошибки чтения иноязычных школьников
|
|
13.
| Развитие письменной речи в старшем дошкольном возрасте
| Формирование навыков чтения у иноязычных школьников
| Диагностика сформированности навыков чтения иноязычных школьников
|
14.
|
| Освоение правил русского письма детьми-инофонами
| Диагностика усвоения правил русского письма иноязычными школьниками
|
| Костюхина Марина Сергеевна
|
|
|
1.
| Круг чтения современного ребенка и способы его изучения
| Диагностика читательских интересов младших школьников.
| Формирование читательского кругозора как средства расширения культурного поля младшего школьника
|
| Принципы и методы школьного литературоведческого анализа
| Зависимость уровня восприятия художественного произведения младшим школьником от методов его изучения
| Диалог искусств на уроке литературы как средство формирования культурного поля младшего школьника
|
| Методика организации проектной деятельности школьников на уроках литературного чтения
| Диагностика сформированности читательских и литературно-творческих умений младших школьников
| Формирование культурного поля четвероклассника на уроке литературного чтения с использованием метода проектов
|
| Понятие фольклора и традиционной культуры в учебниках для начальной школы
(на примере отдельных жанров фольклора)
| Методика изучения фольклора как средство литературного развития младшего школьника
| Метаметодический подход к формированию теоретических знаний о фольклоре и традиционной культуре
|
| Культурологическое комментирование литературных произведений на уроках чтения
| Формирование читательских умений в процессе культурологического
комментирования литературных произведений
| Расширение культурного поля младших школьников при
комментировании литературных произведений
|
Светлана Антоновна Кислинская
|
|
1.
| Использование малых форм фольклора как средство расширения культурного кругозора младших школьников
| Эффективные приемы развития способности младших школьников к образной конкретизации при изучении стихотворений Ф.И. Тютчева.
| Выставка книг как средство повышения познавательного интереса младших школьников
|
2.
| Семейное чтение как средство расширения культурного поля младших школьников
| Творческая деятельность на уроках литературы как средство культурного развития младших школьников.
| Использование детских познавательных передач для повышения качества знаний младших школьников по литературному чтению
|
3.
| Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
| Литературное развитие младших школьников в процессе изучения познавательных сказок.
| Создание школьной газеты как средство расширения кругозора младших школьников.
|
4.
|
| Организация работы с научно-познавательной литературой во внеурочное время как средство культурного развития ребенка.
| Методика использования детских газет как средство повышения культурного кругозора младших школьников
|
5.
|
| Литературное развитие младших школьников в процессе изучения детской игровой поэзии
| Использование приема инсценирования литературных сказок во внеучебной деятельности с детьми младшего школьного возраста.
|
6.
|
| Проектная деятельность при изучении басни в начальной школе
| Инсценирование литературного произведения как средство формирования культурного поля младших школьников.
|
7.
|
| Проектная деятельность как метод формирования культурного поля школьника.
| Создание литературного журнала как средство расширения культурного поля младших школьников
|
8.
|
| Литературное развитие младших школьников при изучении сказок с учетом их жанровых особенностей.
| Проектная деятельность по следам прочитанных произведений как средство расширения кругозора младших школьников
|
Галина Сергеевна Щеголева
|
|
1.
| Лексическая подготовка к изложению (сочинению)
| Предупреждение и исправление лексических ошибок в изложениях младших школьников.
| Овладение младшими школьниками экспрессивно окрашенной лексикой как средством выразительности письменной речи.
|
2.
| Возможности компьютерной поддержки на уроках развития речи.
| Компьютерная поддержка в процессе обучения младших школьников изложению (сочинению).
| Использование электронного фотоальбома в процессе речевого развития младших школьников.
|
3.
| Учебный диалог на уроках русского языка.
| Организация диалога на уроке развития речи в начальной школе.
| Тестовые задания в системе обучения младших школьников связной речи.
|
4.
| Групповая работа на уроках развития речи.
| Организация учебного взаимодействия учащихся на уроке развития речи в начальной школе.
| Виртуальная экскурсия как средство речевого развития младших школьников.
|
5.
| Обучение младших школьников составлению плана текста.
| Приемы обучения младших школьников активному слушанию на уроках развития речи.
| Формирование у младших школьников умения планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением.
|
6.
| Типичные ошибки в изложениях и сочинениях младших школьников.
| Трудности овладения младшими школьниками умением совершенствовать текст.
| Обогащение словаря младших школьников при обучении изложению в полиэтническом классе
|
7.
| Возможности формирования текстовых умений при работе по одному из современных УМК.
| Пути повышения интереса младших школьников к творческим письменным работам.
| Взаимосвязанное формирование информационных и текстовых умений при работе с таблицами на уроках русского языка.
|
8.
| Содержание работы по формированию навыков речевого этикета в начальных классах.
| Использование ролевой игры в процессе формирования у младших школьников навыков речевого этикета.
| Деятельностный подход в обучении младших школьников изложению текста
|
9.
| Теоретические аспекты овладения понятием «текст» в начальной школе.
| Овладение младшими школьниками средствами связности текста в процессе обучения сочинениям.
| Обучение младших школьников способам освоения информации учебно-научного текста
|
10.
| Трудности освоения грамматических категорий русского языка иноязычными учащимися.
| Предупреждение неоправданных повторов в изложениях и сочинениях младших школьников.
| Особенности освоения категории рода иноязычными младшими школьниками.
|
11.
| Возможности ознакомления младших школьников со стилистической дифференциацией речи.
| Развитие точности речи у второклассников в процессе обучения составлению текста в научном стиле.
| Речевая импровизация младших школьников при составлении текстов-описаний (повествований, рассуждений).
|
Лариса Владимировна Савельева
|
|
1.
| Особенности электронных образовательных ресурсов по русскому языку для начальной школы
| Использование компьютерных анимаций при обучении младших школьников орфографии.
| Компьютерная поддержка обучения орфографии как средство повышения эффективности её усвоения в начальной школе
|
2.
| Возможности для формирования информационных умений при обучении русскому языку в начальной школе
| Формирование информационных умений младших школьников при изучении грамматической (орфографической) темы
| Взаимосвязанное формирование языковых и информационных умений младших школьников
|
3.
| Содержание и организация внеурочной деятельности по русскому языку во втором (третьем, четвёртом) классе
| Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка
| Использование электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности как средство развития интереса младших школьников к русскому языку
|
4.
| Особенности овладения иноязычными младшими школьниками русской орфографией.
| Методика обучения орфографии иноязычных учащихся в конкретном классе
| Формирование орфографических знаний и умений младших школьников в полиэтническом классе
|
5.
| Готовность младших школьников к усвоению орфографической (грамматической) темы
| Совершенствование готовности младших школьников к усвоению грамматической (орфографической) темы.
| Совершенствование готовности младших школьников к усвоению грамматической (орфографической) темы как условие реализации их познавательных возможностей
|
6.
| Диагностика усвоения учащимися орфографической (грамматической) темы
| Содержание и организация диагностической работы при изучении орфографической (грамматической) темы в конкретном классе
| Диагностика усвоения младшими школьниками орфографии (грамматики) как компонент системы её изучения (на материале конкретной орфографической или грамматической темы)
|
7.
| Особенности изучения грамматической (орфографической) темы по конкретному УМК для начальной школы
| Усвоение младшими школьниками грамматической (орфографической) темы в условиях работы по разным программам и учебникам русского языка.
| Условия повышения эффективности усвоения младшими школьниками грамматической (орфографической) темы в условиях работы по разным программам и учебникам русского языка.
|
8.
| Преемственность между начальной и основной школой при изучении русского языка
| Преемственность в обучении орфографии между начальной и основной школой (на материале конкретной орфографической темы).
| Условия реализации принципа преемственности и перспективности в обучении орфографии между начальной и основной школой (на материале конкретной орфографической темы)
|
9.
| Возможности формирования у младших конкретного УУД при изучении русского языка
| Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения лингвистических понятий.
| Влияние уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников на усвоение лингвистического понятия (на примере конкретного понятия)
|
10.
| Особенности стратегий овладения правописанием у младших школьников
| Усвоение орфографии младшими школьниками с разными познавательными стратегиями (на материале конкретной орфографической темы)
| Организация обучения орфографии с учётом индивидуальных познавательных стратегий младших школьников (на материале конкретной орфографической темы)
|
Елена Анатольевна Гогун
|
|
1.
| Изучение грамматики на синтаксической основе
| Блоковое изучение признаков частей речи как средство формирования УУД
| Формирование УУД при изучении грамматики на синтаксической основе
|
2.
| Формирование грамматического понятия (на примере одной части речи) и иноформационных умений при обучении по вариативным УМК
| Таблицы как средство формирования понятия и информационных УУД
| Сочетание языковой и графической наглядности при работе над грамматическим понятием и формированием УУД
|
3.
| Система изучения времени глагола в современных УМК
| Применение таблиц и рисунков при изучении времени глагола в 3-4 классах
| ЭОР (электронные образовательные ресурсы) как средство формирования знаний о времени и виде глагола
|
4.
| Род имен существительных как лингвометодическая категория
| Специфика усвоения рода русских имен существительных русскоязычными и иноязычными детьми
| Изучение рода имен существительных в классе с полиэтническим составом
|
5.
| Современные электронные образовательные ресурсы для изучения грамматической темы (различные УМК)
| Электронные образовательные ресурсы как средство обучения грамматике (на материале одной темы)
| Сочетание электронных образовательных ресурсов и традиционных средств обучения при работе над грамматическим понятием (одно понятие на выбор студента)
|
6.
| Метапонятия в современных УМК по русскому языку
| Формирование метапонятий на уроках русского языка
| Овладение метапонятиями на уроках русского языка в начальной школе
|
7.
| Звуковые модели в обучении русской грамоте (сопоставление современных УМК)
| Звуковые модели на уроках обучения грамоте как средство орфографической пропедевтики
| Усвоение русской фонетики и пропедевтических орфографических знаний при помощи моделирования на уроках обучения грамоте
|
8.
| Исторический аспект обучения русской грамоте
| Сочетание традиционного и инновационного подходов в обучении русской грамоте
| Обучение русской грамоте на основе отечественной традиции и современных научных представлений (один из аспектов обучения грамоте по выбору магистранта)
|
9.
| Критерии отбора текстов для букварей
| Использование текстового материала при обучении грамоте
| Отбор текстов для обучения грамоте и специфика их предъявления (традиционные и электронные материалы)
|
10.
| Каллиграфический компонент навыка письма
| Дифференцированное обучение письму в период обучения грамоте
| Формирование письма как предметного и универсального умения в период обучения грамоте
|
| | | | |