Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые аспекты осуществления инновационной деятельности





 

Проблема экономически эффективного и общественно полезного применения результатов инновационной деятельности в современных условиях тесно связана с вопросами охраны интеллектуальной собственности, возникающей в ходе такой деятельности. Интеллектуальный продукт через воплощение в товаре или услуге, тесно сопрягается с вопросами правовой защиты интересов разработчиков нововведений.

Интеллектуальный продукт, созданный в результате творческих усилий отдельной личности или коллектива, составляет основу интеллектуальной собственности. Он может иметь различные формы: открытия и изобретения, образцы новой продукции и техники, новые технологии, научно-производственные, консалтинговые, экономико-финансовые, управленческие, организационные, информационные, маркетинговые услуги, а также различные виды литературно-художественного творчества.

Содержание понятия интеллектуальной собственности изложено в конвенции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС): «Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях»[27].

В основе системы интеллектуальной собственности в Российской Федерации лежат законодательные нормы, регулирующие вопросы творческой деятельности, ее результатов, их коммерческого использования и правовой охраны. Кроме законодательства, единство системы интеллектуальной собственности обеспечивается органами государственной власти, которые организуют ее функционирование, правовую охрану и борьбу с нарушениями.

В Российской Федерации законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44).

Помимо этого действует пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

· Гражданский Кодекс РФ. Часть 4. Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации от 18.12.2006 N 230-ФЗ[28];

· Закон РФ «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.1992 N 3517-1 (ред. от 02.02.2006);

· Закон РФ «О патентных поверенных» от 30.12.2008 г. № 316-ФЗ;

· Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 № 3520-1 (ред. От 11.12.2002 г.);

· Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23.09.1992 г. № 3523-1 (ред. 02.02.2006 г.);

· Закона РФ «О селекционных достижениях» от 06.08.1993 г. № 5605-1.

Эти законы регулируют отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) делятся на:

· объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства);

· объекты смежных прав (исполнение, фонограммы и передачи эфирного и кабельного вещания);

· объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели и промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки, обозначения мест происхождения товаров);

· объекты научной и научно-технической сферы (типологии интегральных микросхем, селекционные достижения, открытия и др.).

Как разновидность собственности, интеллектуальная собственность является объектом рыночных отношений, имеет стоимостные оценки, может быть предметом контрактов и договоров, передачи прав, включается в товарооборот на коммерческих началах. Как и прочие продукты человеческого труда, результаты интеллектуальной деятельности имеют стоимостные оценки. Они могут быть включены в товарооборот на коммерческой основе, давать полезный экономический, социальный и другой эффект, удовлетворять личные и общественные потребности.

 

Субъект собственности осуществляет присвоение, владение, пользование и распоряжение продуктами интеллектуальной деятельности (объектами интеллектуальной деятельности) своей властью и в своих интересах, без содействия третьих лиц.

 

При этом вопросы защиты прав на интеллектуальную собственность приобретают особую остроту в условиях распространения информационно-телекоммуникационных технологий, глобализации мирового хозяйства, усиления конкуренции в сфере производства знаниеемких товаров и услуг.

В современном мире применяются следующие типа защиты интеллектуальной собственности:

· патенты;

· лицензии;

· авторское право;

· товарный знак;

· фирменное наименование.

Патент – это первый правовой документ, заложивший основу товарных отношений в сфере защиты изобретений и новых разработок.

 

Патент (patents - открытый, явный) - свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на изобретение и монопольное право на его использование.

 

Срок действия патента обычно ограничивается 10 - 20 годами. За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, взимаются патентные пошлины. Никто не имеет права использовать изобретение без разрешения (лицензии) патентообладателя[29].

Патентный закон РФ определяет объекты интеллектуальной собственности, подлежащие патентованию. Объектами изобретения могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению. Патент на изобретение действует в течение 20 лет с момента поступления заявки в Государственное патентное ведомство РФ.

В соответствии с Законом единую политику в области охраны объектов промышленной собственности в РФ осуществляет Государственное патентное ведомство РФ, в частности, принимает к рассмотрению заявки на изобретения, проводит по ним экспертизу; осуществляет государственную регистрацию; выдает патенты, публикует официальные сведения; издает патентные правила.

В состав объектов патентного права входят: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также связанные с их практическим осуществлением ноу-хау или секреты производства. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно:

· является новым, т.е. не известно из уровня техники;

· имеет изобретательский уровень, т.е. для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники, который включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения;

· промышленно применимо, т.е. может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.

Государства интенсивно совершенствуют систему охраны промышленной собственности. В 1990-е гг. патентная защита распространилась на новые области (биотехнология, информатика и др.), методы и технологии, в том числе и в деловой практике. В связи с активным распространением информационных технологий происходит унификация национальных патентных систем, а охрана интеллектуальной собственности выходит за рамки национальной юрисдикции[30].

Использование объекта интеллектуальной собственности, лицом, не являющимся правообладателем, осуществляется на основании лицензии (лицензионного договора). Лицензия - это разрешение, выдаваемое на определенное время и за плату владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии[31]. Лицензионный договор на предоставление права пользования изобретением, полезной моделью, промышленным образцом, товарным знаком подлежит обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Существует два основных вида лицензий: исключительная и неисключительная.

При исключительной лицензии лицензиату передается право на использование объекта интеллектуальной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату.

При неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам[32]. На период действия лицензионного договора должен действовать патент на объект интеллектуальной собственности, право пользования которым предоставлено по лицензионному договору.

 

В состав интеллектуальной собственности наряду с объектами авторских и патентных прав входят средства индивидуализации продукции и юридических лиц, отличающие эту продукцию от аналогичных товаров и услуг.

 

Значимость данного вида интеллектуальной собственности год от года играет все большую роль в рыночном успехе современного предприятия, влияя на основные характеристики потребительского выбора, на формирование вкусов и предпочтений субъектов рыночного спроса. Средства индивидуализации сегодня становятся важным активом многих компаний и фирм, а соответственно – и объектом конкурентной борьбы, требующим всесторонней защиты.

Поэтому кроме патента и лицензии распространяются такие формы защиты объектов интеллектуальной собственности как копирайт, товарный знак, фирменное наименование.

Право на воспроизведение (копирайт ) - правовая норма, регулирующая отношения, связанные с воспроизведением произведений литературы, искусства, аудио- или видеопроизведений (авторское право). Согласно ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы С в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Авторское право переходит по наследству. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние, что дает право любому лицу использовать его без выплаты авторского вознаграждения.

Фирменное наименование - после регистрации является бессрочным и прекращается только в случае ликвидации фирмы, не подлежит продаже. Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования».

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации, не допускается отчуждение или предоставление другому лицу права на использование фирменного наименования.

Необходимость включение фирменного наименования в число объектов защиты интеллектуальной собственности связана с тем, что ряд производителей путем установления некоторого сходства в фирменном наименовании конкурентов могут выдавать себя за объект подражания целью экономии на продвижении компании на рынок. Кроме того, на практике, при регистрации предприятий не всегда проверяется повторяемость фирменных наименований, поэтому в нашей стране появилось огромное количество фирм-двойников.

В настоящее время подобные ситуации регулирует Гражданский кодекс РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица[33].

Борьба за фирменнее наименования сегодня переместилась в Интернет. В условиях развития электронной коммерции возникла проблема регистрации доменов в Интернете с использованием фирменных наименований и товарных знаков, достаточно известных на мировом рынке компаний.

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (правовая охрана в РФ предоставляется на основании их государственной регистрации);

Сущность и практика использования товарного знака неразрывно связана с понятием марки или брэнда, выступающим как особый символ ответственности производителя или продавца продукции. Стремление зарегистрировать марку (кроме престижа) имеет и экономическую основу: марочные товары стоят в среднем на 20% дороже, чем не марочные.

Статистика развитых стран свидетельствует, что за последние тридцать лет доля не марочных товаров на потребительском рынке сократилась с 30% до 5% и продолжает снижаться, стремясь к нулю[34]. Марка имеет свою стоимость, является нематериальным активом правообладателя. В ряде случаев стоимость марки сопоставима с величиной годового объема продаж компании, что имеет место у крупных транснациональных компаний, производящих потребительские товары для всего мира и регулярно проводящих глобальные рекламные кампании, которые увеличивают стоимость брэнда.

Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментом инновационной деятельности. Само состояние системы мер защиты интеллектуальной собственности может стимулировать или сдерживать инновационную деятельность компаний. Ввиду особой нематериальной природы объектов интеллектуальной собственности отсутствие или лишение патентных прав, лицензий, зашиты товарного знака, копирайта означает утрату самой собственности.

Согласно установившемуся стереотипу законодательно регулируются в большей мере вещные отношения, а относящиеся к сфере нематериальных явлений новые идеи, технологии, управленческие решения не имеют адекватных форм оценки их стоимости, экономических и социальных критериев, юридических нормативов. Это приводит к появлению пиратства в интеллектуальной сфере. Поэтому разработка технологий защиты интеллектуальной собственности - одна из актуальных задач современного этапа развития экономики. Особенно вопросы пиратства в сфере интеллектуальной собственности обострились в связи с молниеносным развитием сети Интернет, которая изначально формировалась как открытая среда для обмена информацией.

Перемещение многих бизнесов в Интернет поставило задачу охраны интеллектуальной собственности участников сетевых информационно-коммуникационных и коммерческих обменов. С ростом коммерческого использования Интернета резко возросло число дел, связанных с нарушением авторских прав. В Европейском Союзе организована Распределительная патентная служба Интернета (DIPS), ориентированная прежде всего на нужды малого и среднего предпринимательства и индивидуальных изобретателей

Сложившаяся практика хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности в форме, как объектов промышленной собственности, так и средств индивидуализации продукции предполагает, что владелец интеллектуальной собственности может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом.

В числе возможных вариантов распоряжения:

· во-первых, его передача другому лицу по договору об отчуждении исключительного права;

· во-вторых, предоставление другому лицу права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных лицензионным договором пределах.

Владельцу патента на объекты промышленной собственности принадлежит исключительное право на использование охраняемых патентом результатов научно-технической деятельности: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Указанное право включает также возможность запретить использование данных объектов патентного права другим лицам.

Date: 2015-09-22; view: 602; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию