Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И культуры поведения





1. Какое значение имеет воспитание дисциплины и культуры поведения в системе нравственного формирования учащихся?

При осмыслении этого вопроса необходимо прежде все­го иметь в виду, что соблюдение норм и правил дисципли­ны и культуры поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществ­ления возложенных на него обязанностей, если он прояв­ляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное от­ношение к работе, это создает предпосылки для достиже­ния высоких результатов в этой деятельности и повыше­ния ее качества, что, безусловно, важно как для общества, так и для самого человека.

Вместе с тем дисциплина и культура поведения обла­дают большим воспитательным потенциалом. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступ­ки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению имеющихся недостатков. Все это и делает воспитание сознательной дисциплины весьма существенной задачей нравственного формирования личности.

Нельзя, однако, не обратить внимания на то, что в раз­работке теории и методики воспитания дисциплинирован­ности в педагогике сложилось три основных направления.

Первое ведет свое начало от немецкого педагога И. Гербарта и целиком основано на авторитаризме, т.е. подав­лении воли детей и понуждении их к беспрекословному повиновению.

Второе направление связано с теорией свободного вос­питания, согласно которой дисциплину детей следует под­держивать, не только не ограничивая их поведения каки­ми-либо нормами и требованиями, но наоборот, предос­тавляя им полную свободу и включая их в интересную и увлекательную деятельность, за что подобный подход к воспитанию получил название потешающей педагогики.

Понятно, что и авторитарное воспитание, основан­ное на страхе детей, и так называемое свободное воспита­ние, базирующееся только на возбуждении у них интере­са, были крайними и односторонними в смысле педагоги­ческого влияния на поведение ребенка и не обеспечивали предпосылок для действенного решения этой сложной про­блемы.

Более продуктивным и обоснованным в научном отно­шении явилось третье направление - гуманистическое, идеи которого разрабатывали Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и которое стало общепризнанным в современной педагоги­ке. Суть этих идей состоит в следующем. Воспитание дис­циплины, как и формирование растущей личности вооб­ще, должно быть основано на развитии ее сознательного отношения к нормам и правилам поведения, на гуманных методах приучения к соблюдению этих правил и придании воспитательному процессу гуманистической направленно­сти. Методы, основанные на угрозах, наказаниях и игно­рировании достоинства ребенка, квалифицируются как антипедагогические.

2. В чем состоит сущность сознательной дисциплины и культуры поведения и какие нормы и требования составляют основу их содержания?

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингви­стические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо уста­новленному порядку, выдержанность, привычка к строго­му порядку.

Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо уста­новленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех чле­нов данного коллектива в силу их служебных или профес­сиональных обязанностей.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная нор­ма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступ­ление от моральных правил, как проявление неуваже­ния или отсутствие точности.

О том, что дисциплина как этическая категория свя­зывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обя­занностями личности, свидетельствуют также те особен­ности, которые она имеет в различных общественных сфе­рах. Существует, например, воинская дисциплина, дисцип­лина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисцип­лина. Она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и дея­тельности учащихся.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необ­ходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, ко­торое принято называть дисциплинированностью.

Уровень сознательной дисциплины и общей воспи­танности личности отражается в понятии культура по­ведения. Как специфический термин это понятие обозна­чает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Содер­жание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: не опаз­дывать и не пропускать занятий; добросовестно выпол­нять учебные задания и старательно овладевать знания­ми; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учеб­ным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в от­ношениях с учителями, взрослыми и товарищами; при­нимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д.

3. Какой должна быть методика (технология) воспитательной работы по формированию у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения?

Как и формирование других личностных качеств, про­цесс воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения включает в себя:

§ развитие у учащихся потребностно - мотивационной сферы, относящейся к соблюдению установленных в школе норм и правил поведения;

§ организацию разнообразной познавательной деятельности по осмыслению требований дисциплины и пони­манию необходимости (взглядов и убеждений) их соблюдения;

§ выработку навыков, привычек и культуры дисциплинированного поведения;

§ формирование способности к проявлению волевых усилий, необходимых для соблюдения требований дисциплины и культуры поведения.

Рассмотрим содержание и методические основы воспи­тания каждого из составных частей данного качества.

Развитие у учащихся потребностно - мотивационной сферы в области дисциплины и культуры поведения. В педагогическом отношении для этого весьма важно, чтобы учителя и классные руководители создавали такие усло­вия и ситуации, в которых школьники осознавали бы и эмоционально переживали внутренние противоречия меж­ду достигнутым и необходимым уровнем дисциплины и культуры поведения и стремились к их совершенствованию. Существенное значение в этом отношении имеют поддержа­ние в школе чистоты, санитарно-гигиенической культуры и образцового внутреннего порядка; тактичное предъявление требований к учащимся; высокое качество учебной работы; разумная организация досуга учащихся; установление бла­гожелательных, гуманных отношений между ними и педа­гогами; тактичный контроль за поведением.

В решении этих вопросов не может быть мелочей. Если, например, в школе просторный коридор, куда сходятся на переменах учащиеся нескольких классов, это создает пред­посылки для шума, беготни и толчеи. В этом случае в нем расставляются цветы и мебель таким образом, чтобы ог­раничивать излишнюю резвость учащихся. Особенно тща­тельно налаживается подобная работа в первые дни и не­дели учебного года с тем, чтобы учащиеся соблюдали не­обходимый порядок и вырабатывали соответствующие сте­реотипы поведения.

Действенное дисциплинирующее влияние на учащих­ся оказывает содержательная организация учебной и вне­классной работы. Дети чаще всего допускают шалости на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинированна - замечаниям, запи­сям в дневнике и т.д. Все это необходимо учитывать и за­ботиться о том, чтобы соблюдение правил поведения было естественным следствием интереса учащихся к овладению знаниями, увлекательности учебных занятий, заботы учи­теля об улучшении успеваемости.

Организация познавательной деятельности учащих­ся по осмыслению правил дисциплины и культуры пове­дения и формированию сознательного отношения к их соблюдению. Воспитание сознательной дисциплины и куль­туры поведения обусловливает необходимость проведения содержательной морально-когнитивной деятельности, раз­вития у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Эта задача решается прежде все­го в процессе и средствами учебной работы, поскольку изу­чаемый материал содержит немало положений, фактов и примеров, раскрывающих сущность дисциплинированно­сти и ответственного отношения личности к выполнению своих обязанностей.

В то же время большое значение имеет разъяснение правил поведения в системе внеклассной работы (беседы, собрания, классные часы и т.д.). Тематика этой работы может включать в себя следующие вопросы: "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине учащихся", "В чем выражается культура поведения школьника?", "О требовательности к себе как средстве формирования дис­циплины и культуры поведения", "О роли самооценки и самоконтроля в формировании культуры поведения" и др.

Усвоение правил и требований дисциплины создает у учащихся соответствующие психологические установки в поведении, побуждает их сравнивать свои действия и по­ступки с моральными нормами, способствует формирова­нию взглядов и убеждений, которые становятся действен­ными стимулами развития нравственного сознания и со­блюдения правил дисциплины и культуры поведения.

Выработка у учащихся навыков и привычек соблюде­ния дисциплины и культуры поведения. Органической час­тью воспитания дисциплинированности и культуры поведе­ния является выработка у учащихся практических умений и навыков, связанных с соблюдением правил внутреннего распорядка школы и выполнением своих обязанностей. Для этого, как справедливо утверждал А.С.Макаренко, необхо­дима организация упражнений в "правильном поступке". Эти упражнения осуществляются, когда четко и организованно проводятся учебные занятия, поддерживается надлежащий порядок на уроках и во время внеклассной работы, практи­куются так называемые "минутки тишины" и т.д. Специ­альные упражнения иногда необходимы, чтобы приучить детей правильно сидеть в классе, поднимать руку при же­лании обратиться к учителю, спокойно выходить из класса после окончания урока и так же спокойно входить в класс и занимать свое место после перемены.

В некоторых школах для приучения к точности начало различных видов внеклассной работы назначают, например, не на 1З часов, а на 12 часов 47 минут с тем, чтобы учащиеся следили за временем. В ряде случаев устанавливается дежурство учащихся у входа в школу, в гардеробе, коридорах. Дежурные наблюдают за порядком и дисциплиной, предупреждают об излишней резвости отдель­ных учащихся, что постепенно приучает их соблюдать чис­тоту и надлежащую тишину, шлифует культуру поведения.

В процессе воспитания дисциплины и культуры поведе­ния у учащихся нередко обнаруживаются те или иные недо­четы и отставание в развитии отдельных сторон их мораль­ного формирования. В этих случаях необходимо использо­вать методику выдвижения и решения ведущих воспита­тельных задач, которая позволяет преодолевать указан­ные недочеты и "выравнивать" нравственное формирование учащихся. В качестве таких ведущих задач может высту­пать совершенствование культуры общения, воспитание тре­бовательности к себе, самокритичности и других качеств.

Осмысливая методические основы формирования у уча­щихся сознательной дисциплины и культуры поведения, как и развития других нравственных качеств, следует обратить внимание на то, что в процессе этой работы возникает необ­ходимость использования всей системы методов воспита­ния: убеждения, положительных примеров, упражнения, одобрения, осуждения, предъявления требований и др.

Date: 2015-09-22; view: 638; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию