Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Министерство спорта, туризма и молодежной политики





Министерство спорта, туризма и молодежной политики

Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградская государственная академия физической культуры»

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

Е. В. ТЯГЛОВА

 

Актуальные вопросы

Теории и методики

Воспитания

Учебно-методическое пособие для студентов по специальности 050706

«Педагогика и психология»

 

Волгоград – 2011

 

ББК 74.03

Т 990

Рецензенты

доктор педагогических наук, профессор Борытко Н.М.

кандидат педагогических наук, доцент, Коробова А.Э.

Утверждено Методическим Советом Волгоградской

Государственной академии физической культуры

В качестве методического пособия

Т-990Тяглова Е.В. Актуальные вопросытеории и методики воспитания. – Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2011. – 165 с.

 

Пособие включает материалы по общим вопросам теории воспитания и частные аспекты методики: эстетическое, экологическое, экономическое, нравственное, патриотическое, семейное. Учебно-методическое пособие «Актуальные вопросытеории и методики воспитания» предназначено для студентов факультета физического воспитания специальности «Педагогика и психология». Пособие подготовлено в соответствии с новой программой по педагогике и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования. Пособие явилось результатом поиска оптимального метода подготовки к экзамену по дисциплине «Актуальные вопросытеории и методики воспитания».

 

 

ББК 74.03

 

 

© Тяглова Е. В.

© Волгоградская государственная академия

физической культуры

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 6

Воспитательная практика в различные исторические эпохи. 7

Воспитание в первобытном мире. 7

Воспитательная практика в эпоху Античности. 7

Воспитательная практика в средние века. 9

Воспитательная практика в новое время. 10

Теория и практика воспитания в ΧΧ―ΧΧΙ в. 11

Развитие воспитательной практики в России. 12

Классические педагогические идеи в области воспитания. 13

Идея гуманизма в области воспитания. 13

Идея природосообразности в области воспитания. 14

Идея учета индивидуальных особенностей личности в области воспитания. 14

Идея свободы в области воспитания. 15

Идея культуросообразности в области воспитания. 15

Идея народности в области воспитания. 16

Идея коллективизма в области воспитания. 17

Идея связи воспитания с жизнью в области воспитания. 17

Сущность, предмет и задачи воспитания. 18

Воспитание в широком и узком смысле. 18

Характеристики субъектной позиции учащегося. 19

Сущность понятий: воспитание, воспитательный процесс, воспитательная деятельность 21

Модели воспитательного процесса. 27

Социоцентрическая модель. 27

Натуроцентрическая модель. 27

Антропоцентрическая модель. 28

Теоцентрическая модель. 29

Особенность современной воспитательной практики. 29

Проблема определения цели воспитания. 30

Общество как субъект целеполагания. 30

Государство как субъект целеполагания. 31

Воспитательно-образовательное учреждение как субъект целеполагания. 32

Семья как субъект целеполагания. 33

Личность как субъект целеполагания. 33

Воспитательный процесс. 34

Современные концепции воспитания. 39

Закономерности и принципы воспитания. 43

Система форм и методов воспитания. 47

Педагогическое взаимодействие. 51

Значение возрастных и индивидуальных особенностей развития личности для воспитания. 55

Базовые теории воспитания и развития личности. 63

Психодинамическая теория. 63

Индивидуальная теория. 63

Поведенческая теория. 64

Гуманистическая теория. 64

Клиентцентрическое направление. 64

Мотивационное направление. 65

Когнитивная теория. 65

Деятельностная теория. 65

Диспозиционная теория. 66

Биологические и социальные факторы в развитии личности. 67

Роль наследственности в развитии личности человека. 68

Влияние среды на развитие личности. 69

Роль воспитания в развитии личности. 69

Движущие силы и направления развития личности. 71

Категория системы и системный подход в воспитании. 73

Понятие о воспитательных системах. Системный анализ, моделирование и проектирование воспитательного процесса. 76

Успешность воспитательной деятельности. 82

Воспитание культуры межнационального общения. 90

Коллектив как объект и субъект воспитания. 95

Формирование личности в коллективе. 98

Деятельность коллектива. 99

Деятельность классного руководителя. 104

Примерные нормы учета рабочего времени классного руководителя. 109

Национальное своеобразие воспитания. 109

Воспитание веротерпимости как составляющей гуманитарной позиции. 110

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся. 113

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. 118

Эстетическое воспитание. 122

Физическое воспитание. 128

Формирование мировоззрения учащихся в общей системе учебно-воспитательной работы.. 132

Организация самовоспитания учащихся. 139

Приложения. 144

Блок самостоятельной работы.. 152

Литература. 165

 

Введение

Основные тенденции развития теории и практики воспитания и в XXI в. остаются в центре внимания общественных и педагогических кругов в ведущих странах мира. Существуют несколько теоретических эпицентров воспитания, в первую очередь США, Западная Европа, Япония и Россия, под влиянием которых находятся остальные регионы и страны.

Условия эффективности воспитания в значительной мере находятся вне собственно педагогических усилий и зависят от социально-политической атмосферы. Вместе с тем само по себе воспитание - мощный инструмент по созданию благоприятного демократического и гуманного социального климата. Стимулом демократизации воспитания является движение общественности, участники которого настаивают на модернизации воспитания как потребности социального прогресса.

В обсуждении проблем воспитания участвуют не только ученые-профессионалы, но и представители политических партий, профсоюзов, ассоциаций родителей. При этом сотрудничают педагогические силы различной ориентации. Повышенное внимание к воспитательной проблематике показательно для российского общества. Оно появилось на волне острейшего социального кризиса, который влияет на сознание, чувства, характер каждого отдельного человека. Результатом такого влияния оказались нарастающие угрозы дегуманизации, гипертрофированного рационализма, потери высоких нравственных идеалов, асоциальное поведение молодежи, что свидетельствует о низкой эффективности ее воспитания.

В этих условиях особую актуальность для отечественной педагогики и школы приобретает изучение и творческое использование позитивного мирового опыта поликультурного воспитания.

Цель учебно-методического пособия - ознакомить читателя с основными тенденциями в развитии воспитания в современном мире. Для педагогов это весьма важно, поскольку способствует приобщению к общечеловеческим приоритетам в воспитании и обучении. Книга восполняет дефицит учебно-педагогической литературы по теории и методике воспитания, который испытывают студенты специальности педагогика и психология.

 

Date: 2015-09-22; view: 466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию