Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прагматика текстаИзучение прагматических значений в разных текстах привело к выявлению множества языковых средств, специализи- Текст как процесс и результат речевой деятельности_____ 339 рующихся на выполнении разных прагматических функций. Разработаны классы разнообразных речевых действий, осуществляющихся в стандартных ситуациях общения. Английский ученый Дж. Остин разграничил три вида речевых актов: локу-ция (говорение, речевое действие), иллокуция (речевое действие, передающее намерения говорящего), перлокуция (речевое воздействие на слушающего). Главная идея теории речевых актов, как считает М. Л. Макаров, сводится к тому, что мы, произнося предложение в ситуации общения, совершаем некоторые действия: что-то сообщаем собеседнику, веселим или раздражаем его, просим, обещаем, приказываем, порицаем, извиняемся и т. п. Все эти действия обусловлены намерением или интенцией говорящего. Акты иллокуции обслуживаются с помощью так называемых перформативных глаголов: обвиняю, приказываю, прошу, объявляю, сдаюсь, предлагаю и т. п. Произнося такой глагол, говорящий совершает речевое действие, поскольку содержание действия, обозначенного глаголом, полностью исчерпывается произнесением этого глагола. Такие действия могут совершаться и иронически: поздравляю с переломом руки! Существует даже перформативная гипотеза: в глубинной структуре любого высказывания находится перформативный глагол и его актанты. А будет ли поверхностная структура высказывания перфомативной, зависит от говорящего. Одно и то же можно выразить как Я ОДОБРЯЮ и как ХОРОШО! Исследователи подчеркивают, что только во взаимодействии говорящего и слушающего в речевом акте, при учете всех сторон конкретной ситуации можно определить истинное значение высказывания; при этом значение высказывания рассматривается как понимание лингвистической формы слушающим — иллокутивный эффект. Основной упор в теории «речевых актов» делается на анализ причин, побуждающих человека к тому или иному речевому произведению, то есть к анализу единичных речевых актов. В современной лингвистике теория речевых актов вошла в состав прагмалингвистики. К сфере прагмалингвистики или лингвистической прагматики относятся в настоящее время са- 340__________________________________________ Тема 13 мые разнообразные факты языка, объединяемые тем, что их интерпретация связана с человеческим фактором. Термин прагматика, введенный Ч. Моррисом и означавший отношение знаков к пользующимся им людям, расширился в современной лингвистике до обозначения всей сферы языка, связанной с теми или иными интенциями говорящих лиц и ситуациями их общения. Речевые акты, однако, остаются основным ядром прагматических исследований: прагматика выступает как раздел лингвистики, изучающий значение и употребление форм языка в зависимости от ситуации, от типов речевых актов; прагматика есть изучение лингвистических актов и контекстов, в которых они совершаются. Тенденцией развития современной прагмалингвистики является ее эволюция в сторону исследования коммуникативно направленных текстов. Английский лингвист Чарльз Филлмор ставит задачу создания «единой концептуальной основы, в рамках которой могли бы рассматриваться: значения слов, построение смысла предложений, интерпретация текстов, а также процессы выражения и понимания«, отмечая, что «лингвист в своем стремлении к познанию проблем семантической теории только выиграет, если будет исследовать эти проблемы с более широкой точки зрения построения и понимания текстов». Выдвигая тезис «значения обусловливаются ситуациями», Ч. Филлмор так формулирует свою задачу: «я хочу включить все, что касается значения, в пределы более широкой теории речевой деятельности». Таким образом, отправным моментом анализа единиц языка у Филлмора выступает целостный текст. Прагматика текста рассматривает, какие коммуникативные условия должен соблюдать говорящий, чтобы создаваемый им текст точно реализовал все то, что нужно выразить, и наиболее эффективно воздействовал на слушающего в соответствии с целями говорящего. В этой сфере наука о тексте выходит за рамки собственно лингвистики и использует разнообразные психолингвистические и социолингвистические данные. Для текста, рассматриваемого в прагматическом аспекте с учетом всех экстралингвистических факторов его функционирования, в последнее время используется термин дискурс. Но
|