Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фазы порождения речи





С опорой на рассмотренные модели, с учетом исследо­ваний других лингвистов и психолингвистов, можно пред-


Речевая деятельность



ставить себе общую схему порождения речи следующим образом.

Фаза мотивации

Формируется мотивация к речевому высказыванию, свя­занная с необходимостью передать определенное содержание собеседнику, установить с ним контакт, выразить просьбу, по­желание, требование, некоторое эмоциональное отношение к собеседнику или ситуации и т. д.

Фаза формирования речевой интенции

Формируется общее намерение осуществить речевое вы­сказывание. Это «чувствование задачи», «смутное желание» (Л. С. Выготский). Речевая интенция формируется под влияни­ем мотива (например, определенной потребности — узнать, который час), ситуации, вероятностного опыта (осторожнее, тут скользко, не упадите).

Фаза внутреннего программирования

Это наименее изученный и наиболее трудный для изуче­ния этап.

Сначала осуществляется выбор типа речи — аффективная (прямое эмоциональное выражение состояния — да ты что, да-да, черт возьми, конечно-конечно, что вы говорите!), уст­ная диалогическая (планируется реакция на реплики собесед­ника и учет ситуации разговора), устная монологическая (пла­нируется структурное оформление замысла), письменная мо­нологическая (требуется четкое оформление замысла и структуры, планируется сознательная работа над текстом).

Далее начинается собственно внутреннее программирова­ние, которое осуществляется в единицах предметно-образного кода. Чувственным образам — единицам УПК, вычленяемым сознанием в связи с планируемым высказыванием {личност­ным смыслам по А. А. Леонтьеву), приписываются определен­ные смысловые признаки, которые выступают как внутренние


316__________________________________________________ Тема 12

предикации к данным образам — кот (ученый), женщина (красивая), картина (интересная), художник (талантливый), колдун (несет нечто), богатырь (является предметом переме­щения). Слова, приведенные в скобках, выступают как преди­каты к опорным образам-смыслам, выделенным курсивом. На этом этапе есть только субъективные личностные образы с не­которыми смысловыми признаками, но нет ни слов, ни частей речи, ни членов предложения.

Следующим шагом является построение из сформирован­ных образов-смыслов некоторой иерархии в сознании говоря­щего, вычленение темы, субтем и микротем.

Фаза реализации программы

Фаза реализации предполагает построение синтаксически и лексически полноценного высказывания.

Сначала фаза реализации проходит нелинейный этап — перевод внутренней программы, созданной на предметно-образном коде, на объективный языковой код. Субъективные образы-смыслы заменяются набором семантических призна­ков будущих слов, которые ограничивают семантический класс слова, в рамках которого будут потом выбраны кон­кретные лексемы (из семантического поля, синонимического ряда и др.).

Затем наступает линейный этап реализации. Сначала про­исходит процесс распределения семантических признаков, на­груженных на каждый образ-смысл, на несколько конкретных языковых единиц в структуре будущего высказывания. Так, смысл кот (ученый) распределяется на два слова — кот и уче­ный; смысл женщина (красивая) в зависимости от замысла может распределиться на две единицы — женщина и краси­вая, а может получить однословное обозначение — красавица, красотка.

Потом наступает этап линейного распределения кодовых единиц в высказывании. Происходит формирование линейной схемы высказывания — схемы-плана расположения слов отно­сительно друг друга в будущем высказывании. Иерархия обра­зов-смыслов, сформированная на предыдущем этапе, выстраи-


Речевая деятельность



вается в линейную последовательность, намечается тема и ре­ма высказывания.

Линейная схема высказывания на этом этапе наполняется не конкретными членами предложения, а более абстрактными категориями пропозиции — деятель, действие, субъект дей­ствия, объект действия, признак, качество, действие и т. д. (А. Р. Лурия).

И. Н. Горелов полагает, что на этом этапе также заклады­вается общая эмоциональность будущего высказывания, наме­чается его интонационная схема и ритмическая структура.

Далее наступает этап лексико-синтаксической реализации программы. В соответствии с общим замыслом и программой слева направо по линейной схеме высказывания единицам ко­да приписывается: синтаксическая позиция в высказывании, конкретные морфологические характеристики (часть речи, время, число, падеж, род и т. д.), полный набор семантических признаков (из соответствующего семантического разряда лек­сики подбирается слово, максимально отвечающее своим зна­чением сформированной программе), набор акустико-артикуляционных или графических признаков.

Лексико-синтаксическая реализация программы предпо­лагает постоянное прогнозирование дальнейшего развертыва­ния высказывания и сопоставление данного прогноза с замыс­лом высказывания, ситуацией общения, контекстом.

Если прогноз совпадает с замыслом и соответствует ос­тальным условиям ситуации речи, то развертывание идет дальше. Если прогноз не подтверждается, то либо происходит трансформация развертываемой синтаксической структуры, либо процесс возвращается на первый этап и создается новая внутренняя программа. На этом же этапе к контролю подклю­чается стилистический фильтр.

Фаза моторной реализации

Моторная зона коры головного мозга посылает импульсы к органам речи, и они осуществляют акустическую или графи­ческую реализацию высказывания. Исследования Л. А. Чисто-вич показали, что артикуляция обусловлена двумя отдельными


318 Тема 12

системами головного мозга — одна указывает, когда совер­шать движения, другая перечисляет, какие движения надо со­вершать.

Слуховой аппарат контролирует правильность произнесе­ния и вносит необходимые коррективы.

Механизм порождения речи носит в значительной степени неосознаваемый характер (А. А. Залевская). Надо также иметь в виду, что деление процесса порождения высказывания на от­дельные этапы условно — экспериментальные исследования показывают, что реально все эти этапы в сознании человека реализуются практически одновременно. Однако эти же ис­следования показывают, что на каждом из этих этапов воз­можны ошибки и нарушения, а, следовательно, данные этапы объективно существуют в языковом сознании человека.

Опора на эту схему хорошо помогает при организации за­нятий по иностранному языку. Учащийся будет активно участ­вовать в разговоре, если у него есть мотив для говорения, на­пример желание рассказать о только что увиденном или услы­шанном событии, кинофильме, прочитанной заметке, книге. Говорение пойдет успешно, если преподаватель оперативно подкрепит это желание необходимой лексикой. Зная основные типы грамматических конструкций и пользуясь подобранными для него словами, учащийся при наличии мотива и речевой ин­тенции охотно начнет излагать волнующий его вопрос на изу­чаемом языке.

Date: 2015-09-22; view: 1402; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию