Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаковая ситуация





Для того, чтобы чувственно воспринимаемая вещь могла служить знаком чего-то отсутствующего или не воспринимае­мого, необходима знаковая ситуация.

Осмысление знаковой ситуации в истории науки шло по­степенно.

Античные и средневековые мыслители обсуждали во­прос об отношении слова и обозначаемого им предмета. Те, кто считал слово ИМЕНЕМ предмета, данным людьми, по сути дела уже нащупывали знаковую ситуацию. Она склады­валась из двух компонентов: знак (имя) — обозначаемый предмет.

Философы XVII-XVIII вв. открыли третий компонент знаковой ситуации — понятие. Признав слово знаком понятия о предмете, они фактически представили знаковую ситуацию как трехкомпонентную: знак — понятие — обозначаемый предмет.

Под разными названиями эти же три компонента присут­ствуют в трудах многих логиков, семиотиков, лингвистов.

Одно из первых развернутых описаний знаковой ситуации как важной категории в семиотике предложил выдающийся немецкий логик и математик Готлоб Фреге в его знаменитой статье Sinn und Bedeutung, впервые опубликованной в 1892 году.

Фреге предложил различать ИМЯ (знак), ДЕНОТАТ (предмет, называемый именем) и СМЫСЛ имени (концепт де­нотата) Знаковая ситуация из этих трех компонентов получила название семантического треугольника Фреге. Под смыслом имени Фреге понимал то, что отражает способ представления обозначаемого денотата. Иллюстрацией служит пример, став­ший теперь уже классическим: денотат выражений утренняя звезда и вечерняя звезда один и тот же (планета Венера), но смысл этих выражений различается. Одному денотату может соответствовать несколько смыслов. Один и тот же смысл мо­жет выражаться разными знаками. У знака (имени) всегда есть смысл, но не у всякого смысла есть денотат. Например, у вы-


Знаковый аспект языка_________________________ _____ 171

ражения наиболее удаленное от Земли небесное тело смысл есть, но денотата нет.

Фреге выделяет еще и ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о денотате — расплывчатое, пропитанное эмоциями, глубоко субъективное, индивидуальное. Смысл он помещает между денотатом и представлением.

Создатель фундаментальной теории языкового знака (первая публикация — 1916 год) Фердинанд де Соссюр опре­делял языковой знак как двустороннюю психическую сущ­ность, состоящую из акустического образа (означающего) и понятия (означаемого). И важным моментом для дальнейше­го осмысления знаковой ситуации стала разработка Соссю-ром категории ЗНАЧИМОСТИ языкового знака, предпола­гающая обязательное наличие многих знаков, так как только при сопоставлении и противопоставлении каждого знака ка­ждому другому знаку данного множества выявляется значи­мость, благодаря которой знак выполняет Свою функцию. Иными словами Соссюр ввел в знаковую ситуацию компо­нент ДРУГИЕ ЗНАКИ.

Крупнейший американский семиотик XX века Чарльз Моррис рассматривает знаковый процесс (семиозис) как пяти-членное отношение, одним из членов которого он называет интерпретатора, то есть ЧЕЛОВЕКА.

Как видим, в знаковой ситуации появился ЧЕЛОВЕК и отношение знака к ДРУГИМ ЗНАКАМ.

Таким образом, знаковая ситуация в общей семиотике приняла вид:


172___________________________________________ Тема 5

Вещь может стать знаком, только попав в знаковую си­туацию, так как БЫТЬ ЗНАКОМ — это функция, а не природа вещи. Вне знаковой ситуации эта же самая вещь знаком слу­жить не будет.

Для общей семиотики, которая занимается всеми вида­ми знаков, такое представление знаковой ситуации, видимо, достаточно. Но для лингвосемиотики, изучающей знаки ес­тественного языка, такая знаковая ситуация является непол­ной.

Карл Бюлер, известный немецкий психолог и лингвист, рассматривал знаковую ситуацию именно для языкового знака (первое издание его книги — 1934 год). Бюлер исходил из ут­верждения Платана о том, что язык — это organon, служащий для того, чтобы один человек мог сообщить нечто о вещи дру­гому человеку.

В модели Карла Бюлера языковой знак графически изо­бражен в виде треугольника, наложенного на круг так, что уг­лы треугольника выходят за пределы круга, а за пределами треугольника остаются сегменты круга. Автор хотел этим по­казать, что языковое явление (круг) и его знаковое содержание (треугольник) не вполне совпадают.

Стороны треугольника символизируют три фактора, кото­рые делают языковое явление знаком. Это предметы и ситуа­ции, по отношению к которым языковой знак выступает как СИМВОЛ; это отправитель, у которого языковое явление ста­новится СИМПТОМОМ; это получатель, который восприни­мает языковое явление как СИГНАЛ.

Линии, соединяющие треугольник с каждым из трех фак­торов знаковой ситуации, символизируют семантические функции (сложного) языкового знака. С тремя отношениями языкового знака Бюлер связывает осуществление трех функ­ций языка: репрезентации, экспрессии (выражения) и апелля­ции (обращения).

Приведем схему К. Бюлера.


В этой схеме в отличие от общесемиотической модели знаковой ситуации фактор ЧЕЛОВЕК представлен в двух ипо­стасях как ОТПРАВИТЕЛЬ и как ПОЛУЧАТЕЛЬ.

В настоящее время по результатам трудов семиотиков и лингвосемиотиков стало ясно, что уже явно недостаточно ил­люстрировать знаковую ситуацию на примере одного знака, нужно включить в нее систему языковых знаков.

В следующей схеме на пересечении линий, идущих от обозначений трех основных участников ситуации (предметы и ситуации, отправитель, получатель) представлен не один язы­ковой знак, а вся система языковых знаков, находящаяся в сфере речемыслительной деятельности человека.



Тема 5


Отправитель и получатель акустического знака одинаково подключены к системе языковых знаков, хранящейся в их моз­ге. Именно здесь запечатлены образы акустических знаков (лексемы), образы предметов и ситуаций внешнего мира (кон­цепты, смыслы), в том числе и те, которые получили наимено­вания, имеют свои способы выражения посредством языковых знаков (денотаты). Здесь же находятся и означаемые акустиче­ских знаков (семемы).

Образы предметов и ситуаций образуют концептосферу человека, а та часть концептосферы, которая получила языко­вое выражение и вошла в сферу означаемых акустических зна­ков, с добавлением коннотатов образует семантическое про­странство языка, открытое как в сторону концептосферы, так и в сторону образов акустических знаков. Семантическое про­странство языка тесно связывает образы акустических знаков с образами предметов и ситуаций внешнего мира.

Эта открытость объясняет постоянное перетекание обра­зов из концептосферы в семантическое пространство языка.


Date: 2015-09-22; view: 3902; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию