Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детские общественные объединения как институт социализации





Детское движение и детские объединении. В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что детское движение, объединяющее детей (по Конвенции о правах ребенка ООН это возраст от 7 до 18 лет) [1 c. 4] — важный фактор развития личности, ее социализации, ибо оно, будучи реальной разновидностью движений современности, является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. Однако в нашей стране после распада пионерской и комсомольской организаций некоторое время детское движение было в упадочническом состоянии. Неприкаянность детей и подростков привела, как известно, к негативным явлениям в детской среде, к спаду в системе воспитательной работы школы.

Но в настоящее время положение меняется. Во многих регионах страны детское движение набирает силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско-юношеских организаций. Эти организации становятся хорошим подспорьем в воспитании. Приняты законы и постановления о детских и молодежных организациях (их перечень в списке литературы). Детские объединения в современных условиях имеют принципиальное отличие: они носят общественный харак­тер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Они приобретают самостоятельный социальный статус. Государство не поддерживает коммерческие, религиозные объединения, оставляет за собой право отказать в регистрации, запретить объединения, деятельность которых противоречит Конституции РФ, Закону об общественных объединениях.[9 c. 146]

Объединяясь в различные группы, компании, коман­ды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности. Проведенный социологический опрос показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят [29 c. 54]:

־ в своей заботе о природе (43,5%), о старых и больных (38,8%), о детях-инвалидах (35,8%), о младших (24,4%.), о родном селе, поселке, городе (20,6%);

־ в помощи семье (30,1%);

־ в работе в фирмах, частных хозяйствах (27,8%);

־ в дружбе с ребятами разных стран (28,5%);

־ в борьбе за мир (20,4%), с недостатками в окружающей жизни (20,6%);

־ в участии в научных открытиях, изобретениях (19,4%);

־ в обсуждении различных вопросов вместе со взрослыми.(12,4%);

־ в воспитании в себе качеств настоящего гражданина (21,6%).

Типы детских объединений. Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию объединения бывают трудовыми, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.[38 c. 132]

Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе. По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.

По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д. К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.).

По характеру управления среди детских объединений можно выделить неформальные объединения детей, клубные объединения, детские организации. [40 c. 80 – 81]

Таблица № 1. Типы детских общественных организаций

№№ Группы ДОО Типы ДОО Оценка эффективности деятельности
Положительная Трудности, проблемы
I. На базе школы:
1. Охватывает всю школу Возможность охватить влиянием всех детей. Обеспечена педагогическая поддержка. Является частью воспитательной системы школы. Сливается со школой, теряет свое лицо как общественная организация.
2. На базе класса Сплочение коллектива вокруг идеи. Обеспечена педагогическим руководством. Класс не является добровольным объединением. Детей объединяет один вид деятельности. Зависимость от классного руководителя.
3. Орган школьного самоуправления как детская организация   Не является детской общественной организацией.
4.Разновозрастные детские объединения Добровольность, учет интересов детей, разновозрастное общение. Наиболее перспективный вариант. Отсутствие кадрового обеспечения, своей территории, финансовой поддержки.
II Детские организации вне школы:
  5. На базе учреждений дополнительного образования Свобода выбора, добровольность; наличие кадров, финансовая поддержка. Перспективны. Зависимость от администрации УДО. Специфика их работы не закреплена в документах, регламентирующих деятельность УДО.
  6. По месту жительства Добровольность, самостоятельность. Разновозрастной состав. Наиболее перспективны. Наличие кадров общественников определяет возможность существования.

 


Поясним приведенную таблицу. Первая группа ДОО – это организации на базе школы. Здесь существует несколько типов детских общественных организаций:

I. Первый тип детской организации на базе школы предполагает всеобщее членство. Такая организация охватывает всех или абсолютное большинство детей, дает возможность выбрать определенную – единую для всех – программу деятельности. Как и раньше, в пионерской организации, здесь сохранились некоторые ритуалы (прием в организацию и др.).

Изучение детских общественных организаций этого типа позволило сделать следующие выводы:

· В основе создания ДОО, охватывающей всех школьников, лежат не социальные проблемы и заинтересованность ими взрослых и детей, а желание взрослых занять детей, организовать их досуг, оградить от социальных проблем.

· Организатором и инициатором дел такой организации является педагогический персонал школы.

· Ячейкой ДОО является класс. Отсутствие вожатых в классах-отрядах и руководство их деятельностью классным руководителем приводит к полному слиянию деятельности ДОО с воспитательной работой класса.

· В орган самоуправления входят представители всех классов, общие проблемы решаются на школьной конференции. Детская организация теряет признаки общественного, самодеятельного объединения.

· Деятельность ДОО со всеобщим членством чаще всего замыкается рамками школы (организация досуга, оформление школы и так далее).

В этом типе ярко проявляется тенденция слияния со школой.

Вторым типом «школьной» детской общественной организации является детская организация на базе класса. Обычно организатором такого объединения выступает классный руководитель.

Эффективность деятельности ДОО на базе класса зависит от позиции педагога и уровня самодеятельности детей.

Третий тип детской общественной организации в школе – штаб, совет – отождествляется с органами школьного самоуправления. В этом случае организация ставит себя в подчиненное положение по отношению к школе, становится замкнутым коллективом, сужает рамки своей социальной деятельности.

Школьное самоуправление, его органы не являются детскими (молодежными) общественными организациями по следующим показателям [31 c. 250 – 251]:

· Выборность органов противоречит принципу добровольности вступления в организацию.

· Цели и содержание деятельности органов самоуправления ограничивается школьными делами.

Органы школьного самоуправления – это скорее объединение детей, что не снижает ценности его деятельности в рамках школы.

Четвертый вариант «школьного» типа ДОО – разновозрастные детские коллективы. Особый интерес в этом опыте вызывают отношения ДОО и школы. Взаимодействие строится на основе договора, в котором фиксируются какие обязательства берет на себя детская организация, какие - школьная администрация.

Разновозрастная детская организация рассматривает школу как пространство социального действия, решает по возможности, задачи, стоящие перед школой в организации внеурочной деятельности школьников. В то же время она не замыкается рамками школьной жизни.

Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о перспективности создания разновозрастных детских общественных организаций на базе школы. Это определяется следующими их особенностями: отсутствием формальных связей с классом и с учителем; партнерскими, договорными отношениями со школой; возможностью оптимальных связей детей разного возраста друг с другом, что поднимает их воспитательный потенциал; возможностью подготовки старшими своей смены, выращивание лидеров в самой организации; возможностью оптимального учета интересов детей; возможностью реального выбора у детей.

Date: 2015-09-22; view: 1662; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию