Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политики. Довольно распространено сравнение политики с театром





1.1. ПОНЯТИЕ СУБЬЕКТА ПОЛИТИКИ.

Довольно распространено сравнение политики с театром. Политика — это сцена, где разыгрывается полный конфликтов и интриг политический спектакль с множеством действующих лиц — партий, лидеров, группировок. Столкновение между ними составляет содержание каждого эпизода политической драмы. Перед наблюдателями политического спектакля возникают вопросы: кто участвует в нем? Какими мотивами руководствуются участники? Кто герой, а кто лишь пешка? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо решение проблемы субъектов политики, то есть определение участников политической жизни, их интересов, силы и влияния, способности бороться за власть и осуществлять политический курс.

Что же такое субъекты политики? Просто сказать, что это участники политической жизни, явно недостаточно. Под субъектами политики понимаются участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Продолжая аналогию с театром, можно сказать, что это не безымянная массовка, а солисты политической сцены, имеющие имя собственное — Государство, Партия, Лидер, Нация, Избиратель, Рабочий класс, Буржуазия, Крестьянство и т.д. Самостоятельность этих фигур проявляется в наличии собственных интересов и потребностей, которые выделяют их среди прочих действующих лиц и ими осознаются. Только на почве осознания интересов возникает самосознание субъекта, а следовательно, способность реалистически оценивать себя и свое положение в политике и обществе, силу и влияние союзников и противников.

 

Из вышесказанного следует, что:

СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ – это носитель предметно-практической политической деятельности, направленной на объект политики[1]. К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или лидеры), коллективы, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации, политические институты (государство, политические партии), общественно-политические движения. Субъекты политики являются социальными и институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. В их роли выступают как индивиды, так и социальные общности, которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действия, направленные на достижение определенных политических целей посредством сознательной деятельности.

Важным качеством субъекта является его активность. Активность выражает меру интенсивности деятельности субъекта. Политическая активность, как и все другие виды активности, может принимать разнообразную направленность. Она может носить конструктивный характер, ориентированный на созидание политической системы, стабилизацию общественных отношений. А может быть и деструктивной, нацеленной на дестабилизацию системы и даже ее разрушение.

Политическая активность проявляется во множестве форм: переговорном процессе; деятельности политических лидеров, элит, партий, государственного аппарата; массовых политических действиях (митингах, демонстрациях, бунтах)[2]. Крайней формой политической активности выступают социальные революции. В ходе социальных революций происходят коренная ломка сложившихся общественных отношений, преобразование системы власти.

 

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ субъектОВ политики.

 

Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, и свои - объект, содержание и форму.

Политическое отношение предполагает как минимум двух субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

- По количественному признаку политические субъекты можно разделить на: 1. единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.)

2. групповые.

Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

- По правовому признаку субъектов политики делят на:

1. физических (граждане, политические лидеры),

2. юридических лиц (общественно-политические организации);

- По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на:

1. субъектов внутренней политики (граждане, руководители, партии),

2. субъектов внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

- По признаку первичности или вторичности их политического участия:

1. К первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы.

2. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.
Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п. «Вертикальные» политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция и т.п.

«Горизонтальные» же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

Рассмотрим некоторые субъекты политики.

Человек и политика.

В политической жизни общества человек играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, - как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.
Как подлинный субъект политики человек действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию.

Малые группы.

В социологии социальные группы делятся на большие, средние и малые. Под малой социальной группой имеется в виду немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены одной деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении. Малая группа - это относительно самостоятельная общность, далее не разложимая на более мелкие объединения людей.
Малые группы в социологии и психологии классифицируют по различным основаниям. Например, по организационному признаку. они делятся на формальные (семья, бригада, школьный класс, студенческая группа, преступная группировка, клуб, парламентская фракция и др.) и неформальные (дружеские, соседские компании, секты, кружки, кланы, землячества, клаки и т.п.).
Малые социальные группы играют большую роль в политической жизни отдельных граждан и общества в целом. Именно в них, как правило, происходит политическая социализация подростков и молодежи, формирование политических установок и ценностей, традиций, идеалов и принципов. У участников этих групп существуют общие секреты, интимность отношений, свои особые взгляды на мир.
На базе малых групп нередко складываются общественно-политические движения, перерастающие в политические союзы и партии.
Малые группы могут иметь как позитивную, так и негативную ориентацию, например, преступные группировки. В них нередко преобладают эгоизм, претенциозность, фанатизм, нетерпимость к чужим взглядам, цинизм, высокомерие и т.п.
Еще одной разновидностью микрогрупп являются так называемые группы давления, играющие важную роль в деле представительства и реализации специфических интересов. Они неизбежны в условиях социально-экономического и идейно-политического плюрализма. В условиях тоталитаризма группы давления сосредоточены в основном в партийно-государственном аппарате, где негласно соперничают между собой за власть, привилегии, должности, контроль за ресурсами, собственностью и т.п.

Политические организации.

Политические организации - это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объединений[3]. К ним относятся политические партии, движения, ассоциации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п. Они являются вторичными субъектами политики и юридическими лицами. После государственных органов это важнейшие институты политической системы общества, через которые реализуются ее функции.
Структура политических организаций непостоянна, изменчива. Граждане участвуют в деятельности политической организации либо прямо, будучи ее членами, либо косвенно, поддерживая ее материально, голосуя на выборах за ее кандидатов и т.п.
Политические организации могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по организационному признаку они подразделяются на формальные (фиксированное членство, взносы, структура, программные документы, нормативная регламентация и т.д.) и неформальные, не имеющие таких признаков. К формальным организациям относятся политические партии, общества, союзы, интернационалы и пр. к неформальным - политические движения, народные фронты, гражданские инициативы.
По идейно-политической ориентации рассматриваемые организации обычно делят на левые и правые. Первые выступают за прогрессивные изменения в политике и других сферах жизнедеятельности общества, вторые носят консервативный или даже реакционный характер.
Важнейшей и наиболее распространенной разновидностью политических организаций являются политические партии.
Однопартийная система обычно существует в слаборазвитом обществе с тоталитарным режимом, когда других партий еще нет или они запрещены. Единственная партия является при этом и правящей, будучи частью государственного аппарата, его "стержнем".
Довольно распространенной в демократических государствах является двухпартийная система, в которой партии различаются скорее не по стратегическим целям, а по тактике и методам деятельности. Чередование двух партий у руля власти обеспечивает политическую стабильность общества и вместе с тем исключает застой и перерождение партий.
Многопартийная система бывает фактической и формальной. В последнем случае одна партия постоянно является правящей, а другие служат лишь псевдодемократической декорацией (например, в КНР).
Место партий в политической системе общества определяется рядом факторов: их социальной природой, численностью, функциями, а также положением (правящие или оппозиционные).
Деятельность политических партий регулируется во многих странах национальным законодательством.

Общественные организации.

Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные документы не предусматривают политических целей, также являются элементами (институтами) политической системы общества, субъектами политических отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть.
Юридической основой возникновения и функционирования общественных организаций и движений является, во-первых, конституционное право граждан демократических государств объединяться в такие организации; во-вторых, специальное законодательство об общественных объединениях.

В 1994 году Минюстом РФ зарегистрировано 29 общественно-политических движений и 272 религиозных объединения. В Мурманской области на 1 августа 1992 года было зарегистрировано 109 общественных, в том числе религиозных объединений.
Хочется отметить, что существуют и действуют международные общественные организации и движения. Такие как, Всемирный совет мира, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная конфедерация труда, Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодежи, Международный союз студентов, Международный Красный Крест, экологическая организация "Зеленый крест", движения "Семипалатинск - Невада", "Гринпис", международное молодежное движение северных стран "Некст-стоп", гуманистическое движение и др.

Элита.
Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также - социальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти, характер политического процесса во многом определяются деятельностью этих специфических субъектов, поэтому они и рассматриваются здесь отдельно.
Элита - в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный слой общества, его "верхушку", избранный круг людей.
В структуре общественной элиты выделяют экономическую, социально-политическую и духовную составляющие. Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса, его авангард.
Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов - представительных и исполнительных, правоохранительных, военных и информационных учреждений, функционеров общественно-политических организаций.
Часть совокупной политической элиты, осуществляющая функцию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой
Тип лидерства всегда связан с природой общественного и государственного строя, характером политической системы общества.
По стилю деятельности политическое лидерство можно классифицировать на авторитарное, предполагающее единоличное принятие решений, и демократическое.
Политический лидер должен обладать выдающимися умственными способностями, необходимыми нравственно-психологическими качествами.
В XX веке проявилась тенденция возрастания роли народных масс в истории, однако этот процесс сопровождался конфронтацией широких масс и элиты. Это приводит к политической нестабильности, "массовизации" и девальвации политической элиты, ее, дисфункции.

Социально-политические классы.

Социальная структура представляет собой взаимосвязанную совокупность устойчивых социальных общностей, выделяемых в обществе по определенным признакам.
Классовое деление общества является наиболее существенным и важным для жизни гражданина и общества в целом. От классовой принадлежности по этому признаку зависят условия существования индивида, характер его труда, размер дохода, образ жизни в целом.
В любом из известных до сих пор обществ существуют основные и промежуточные классы, а также межклассовые слои, и сословия.
Каждая из социальных групп имеет свои особенные, специфические интересы, которые выражают и защищают общественно-политические объединения.
Класс, находящийся у власти, называется господствующим. Выделяют следующие формы, методы и средства воздействия господствующего класса на остальную часть общества: законодательство, внеэкономическое принуждение, политическая пропаганда осуществляемая через средства массовой информации, диктатура, террор, гегемония, деньги, идущие на оплату труда чиновников, подкуп и др. Механизмами смены господствующего класса или правящей элиты являются реформы, революции, гражданские войны, государственные перевороты.
В конце XX века классовое деление общества в индустриально развитых странах теряет былое значение, поскольку под влиянием научно-технического прогресса существенно меняется социальная структура.

Нации и этнические группы как субъекты политики.
В истории известны три формы общности людей: родоплеменная, свойственная первобытнообщинному строю, народность, возникшая в эпоху рабовладения и феодализма, и нация, формирующаяся в период становления капитализма. Нация - это определенная стадия зрелости того или иного этноса, соответствующая формированию гражданского общества. Все эти социально-исторические общности называют еще этническими группами.
Нация историческая форма социальной общности, которая характеризуется суммой некоторых материальных и духовных признаков.
Национальное сознание имеет два уровня: обыденное сознание, изучаемое этнопсихологией, и теоретическое сознание.
Нация - это объективное общественное явление, объективная связь, принадлежность определенного индивида к той или иной этнической общности[4]. А национальность - это субъективное отношение, юридическая принадлежность индивида к определенной нации.
Ведущим этногенетическим признаком нации является общность экономической жизни, на основе которой формируются и закрепляются остальные признаки, а также - единый национальный интерес, который воплощается в национальном государстве. Государство - важный признак нации, однако сама по себе государственная форма организации общества не предполагает нации (например, античные государства).
Нации и другие этнические группы являются важными субъектами политики. Отношения между ними в рамках одного государства называются национальными. Они носят политический характер, поскольку связаны с институтом власти.
Субъектами политических отношений выступают также конфессиональные группы. Конфессионализм это образ мыслей и поступков, соответствующий догматам и требованиям определенного вероисповедания.
Конфессиональные группы, с одной стороны, тесно связаны с этническими общностями, а с другой, с политикой. Конфессионализм придает межнациональным отношениям дополнительное измерение, усложняет спектр политических отношений.

Date: 2015-09-22; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию