Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные положения верыИндоиранцы имели 360-дневный календарный год, поделенный на 12 месяцев по 30 дней каждый, который, по-видимому, приспосабливался к смене времен года с помощью тринадцатого месяца, прибавлявшегося примерно через каждые лет шесть. На основе этого календаря зороастрийские священнослужители разработали свой собственный, посвятив каждый день месяца одному из божеств-язата: «день Такого-то». Этому божеству молились во время совершения всех богослужений в этот день, к нему обращались как к специальному покровителю дня. Эти тридцать посвящений перечислялись для того, несомненно, чтобы их лучше запомнили, в авестийском тексте (Ясна 16,3—6), который вошел в состав полной литургии. Есть, однако, основания считать (и об этом еще пойдет речь), что изменения в названиях дней делались и в более позднее время. Аналогичного авестийского текста с перечислением божеств, посвященных месяцам, не существует, и, по-видимому, этот перечень возник поздно. Посвящения тридцати дней божествам имеют большое богословское значение. Первый день был, естественно, отдан Ахура-Мазде, а последующие шесть дней посвящались Семи божествам по их порядку: Boxy Мана, Аша-Вахишта, Хшатра-Ваирйа, Спэнта Армаити, Хаурватат и Амэрэтат. Первоначально, кажется, восьмой день был посвящен Варуне под его культовым именем Апам-Напат, а шестнадцатый день был отдан третьему Ахуре — Митре. Эта древняя триада нравственных божеств, поддерживающих «закон Ахур», таким образом, руководила божествами-язатами первой и второй половин месяца (причем шесть меньших божеств из Семи составляли, по сути дела, единство с Ахура-Маздой): В дозороастрийские времена Варуна, как кажется, почитался преимущественно как Бог-Творец; посвященный ему день предшествует дням божеств огня и воды, солнца и луны, а также приносящей дождь звезды Тиштрия. Затем следовали культовое божество Гэуш-Урван и первоначально, видимо, Хаома, которому посвящался пятнадцатый день. Потом великий Митра, которому в зороастризме отводилась роль божественного судьи, предварял дни, посвященные Сраоше и Рашну, которые вместе с ним судили души усопших на мосту Чинват. Далее следовал Вэртрагна, божество победы, за ним Раман, помощник грозного Вайу, которого он здесь, несомненно, и представлял, а затем Вата — другой бог ветра. Двадцать третий день был, вероятно, первоначально посвящен Дахма-Африти, являющейся Маинйу «Благочестивого Блаженства» — благословения, выраженного в полном тексте литургии-ясна (Ясна 60.2—7) и считающегося одной из самых действенных молитв. Маинйу ее была женского рода, подобно ряду других божеств в этой последней календарной группе: Даэна — божество самой религии, Аши — богиня справедливого воздаяния (к которой взывает Зороастр в Гатах) и Арштат — богиня справедливости. За ними следовали божества Небес и женское же божество Земли, а два последние дня были посвящены божествам Святого Слова (Мантра-Спэнта) и Бесконечного Света (Анагра-Раоча) рая. Этим тридцати божествам поклоняются, по крайней мере во время богослужений, вплоть до сегодняшних дней, но зороастрийский пантеон ими не исчерпывается. Некоторые могущественные божества, особенно такие, как Аирйаман, Нарйасанха, посланник Ахура-Мазды, и Ардви-Сура-Анахита, Маинйу мифической мировой реки, не получили посвященных им дней. Поклонение всем благим божествам во главе с Ахура-Маздой в любом случае считалось похвальным и поощрялось, потому что оно укрепляло эти божества и помогало им исполнять их собственные задачи в обшей борьбе против сил зла.
|