Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики





Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Однако, какe нам уже известно, существует множество видов рынков, поэтому, строго говоря, подe рыночным механизмом ценообразования понимается множество механизмов. В то жеe времяe средиe них есть ведущие, наиболее типичные механизмы, на которых и будетe сосредоточено наше внимание.

Рыночный механизмe ценообразования обладает также той особенностью, что действие его «пружинe и винтиков» скрыто от глаз, в особенности от невооруженного взгляда. Недаромe Адамe Смитe называл его «невидимой рукой». Даже в ситуации аукциона или элементарногe взаимногоe торгаe между покупателем и продавцом мы видим и слышим только реакциюe продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно ониe и представляют механизм ценообразования.

Истина рождается в спореe в сопоставленииe разных точек зрения и в стремлении сторон, представляющих разныеe интересы, прийти к согласию. Продавец, представляющий интересыe производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясьe затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходяe из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценойe покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция междуe производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальнойe экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренцияe междуe потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.

В этой сложнойe многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценамe может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основеe выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересыe которых столкнулись на свободном рынке. Такая цена получила, как уже упоминалось, названиеe рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, -- договорной.Сколько бы ни ломалиe копья и ни изобретали новых методик и формул ценовики- теоретики, какими бы аргументами ни подкрепляли их политэкономы, какова бы ни былаe социальная реакция любителей «твердых» цен, нет никакой другой цены, кроме рыночной, котораяe наиболее объективно выражает истинную стоимость товара. Свободный рынок -- это величайшийe и гениальный оценщик стоимости в ре денежном выражении. И в полной мере заменитьe его ничто не способно. Нет рынка -- нет и объективной цены.Однако кроме ценыe на рынке e ействует ряд других неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение в целом, то есть приводящих к смещению кривых спроса иe предложения. Как уже известно из предыдущего изложения, на спрос оказывают влияниеe мода, вкусы покупателей, количество покупателей и их доходы, изменение цен на сопряженныеe товары, прогнозы и ожидания покупателей. На предложение в свою очередь влияютe изменение издержек производства, цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровниe цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозыe продавцов. Под воздействиемe этих факторов происходят изменения в предложении товара и в спросеe на товар на данном рынке, что приводит к изменению всей кривой спроса и предложения, вызывающемуe в свою очередь изменение равновесных цен.Как яснe из изложенного, на конкурентном рынке цены не назначаются, а как бы возникают самиe под воздействием спроса и предложения. Поэтому их и называют свободными рыночнымиe ценами. Однако в данном случае слово «свободные» не следует пониматьe буквально. Ведь кривыеe спросаe и предложенияe несут на себе отпечаток рассуждений и желании продавцов и покупателей. Врядe ли, как уже упоминалось, найдетсяe продавец, желающийe продавать товар по цене ниже издержек производства и обращения. А этоe означает, что на кривуюe предложенияe тем самым наложено определенноеe ограничение, которое так или иначе скажется на величине авновесной рыночной цены. Так чтоe рыночная цена свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка, от психологическихe установок его участников.

В условиях, когда нетe конкуренции, производитель, избирая объем произволе и продаж, который и будет в этомe случае считать объемом предложения, ориентируется на издержки производства и обращения в их соотношении с ценами, стрем прежде всего максимизировать e прибыль, равную разности между выручкой от продаж и общими издержками.

Жестко устанавливаяe объем выпуска и продаж товара, монополист по сути во многом диктует цену товара, ибо он предопределяетe своим выпуском объем спроса, который может быть удовлетворен, а темe самым и цену спроса. Она же есть и цена предложения, максимизирующаe прибыль.

Понятно, чтоe в этих условиях поведение производителяe не согласуется со стремлением наращиватьe объемы производства и продаж, так как и при ограниченных объемах он способенe получить желаемую прибыль за счет высоких цен. Это обстоятельство в полнойe мереe проявляетe себяe в российскойe экономике переходного периода и является одной из весомых причин спада производства.

Хуже того, закоренелый монополизм не создает стимулов к уменьшению издержек производства обращения, так как, если товар пользуется спросом на рынке, издержки перекрываются высокими ценами, ложатся на плечи потребителя.

Date: 2015-09-27; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию