Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические конфликты: понятие, сущность, типология, проблемы регулирования





Ключевым понятием теории конфликта является категория «взаимодействие». Взаимодействие противоположностей имеет объективный и универсальный ха рактер и является причиной самодвижения и развития материальных и социаль ных объектов. Социальное взаимодействие выступает как одна из важнейших человеческих потребностей. Например, потребность в сотрудничестве, в коопе рации, в дружбе и взаимопомощи. Само взаимодействие социальных субъектов опосредовано различными интересами. У отдельных индивидов и групп могут быть различные взгляды на организацию общества, на свое место в этой органи зации, на получаемое вознаграждение, на справедливость, на частную собствен ность. При несовпадении интересов между индивидами, социальными группами возникают противоречия, которые, обостряясь, развиваются в конфликты. Мож-но сказать, что интересы выступают как реальные причины конфликтов. Инте ресы бывают материальные и духовные. Духовные интересы принято называть ценностями. Отсюда причиной конфликта могут быть материальные интересы и ценности. Материальные ценности часто определяются как ресурсы. Ресурсы - это нефть, драгоценности, счет в банке, территория и др. Духовные интересы, или ценности, — это свобода, справедливость, авторитет, уважение, знания, власть и др.
История развития общества показывает, что для индивидов и групп опреде ленную ценность представляет социальный статус, поскольку именно со статусом связаны понятие власти, доступ к ресурсам. Поэтому естественно стремление че ловека повысить или удержать свой социальный статус. Борьба за статус — один из распространенных типов социально- политического конфликта. Очевидно, что чем выше статус, тем интенсивнее борьба за него.
Несмотря на существующее весьма условное разделение всей совокупности со циальных конфликтов в зависимости от сферы развертывания на политические, экономические, духовно-культурные и другие, все они в конечном счете являются механизмом общественного, и в том числе политического, развития. В какой бы сфере общественного развития ни протекал конфликт, он в той или иной степени взаимодействует с политической системой, ее институтами и в той или иной мере влияет на динамику социально- политической напряженности, что ведет к поли тическим изменениям, затрагивающим систему распределения или реализации властных полномочий на различных уровнях государственного управления. Прежде чем рассматривать содержание понятия «политический конфликт», его атрибутику, обратимся к базовому понятию социального конфликта. Под по-

20.1. Методологические основы политического конфликта 415
нятием, социальный конфликт, мы будем понимать противоборство сторон, пре-следующих несовместимые интересы. Сфера развертывания политического конф ликта — политические отношения.
Политический конфликт — противоборство субъектов политического процесса за государственную власть или политическое влияние.
Важными методологическими предпосылками изучения политического конф ликта является освоение таких понятий, как Структура конфликта, типология, функции конфликта.
Конфликт как всякий социальный объект или явление имеет структуру. Осво ение этого понятия необходимо для проникновения в суть конфликтной ситуа ции. Оно позволяет произвести научное описание конфликта. Нельзя квалифи цированно описать и объяснить конфликт, не рассмотрев его структуру.
Структуру конфликта можно определить как совокупность элементов, высту пающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без ко торых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная систе ма или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов конфликта.
Стороны политического конфликта — это индивиды, группы, общности, госу дарства, блоки, коалиции и др. Сторонами в политическом конфликте выступают субъекты политического процесса. Это могут быть политические лидеры, поли тические институты, партии, движения, социальные и национальные общности, претендующие на суверенитет, и т. д. Стороны в политическом конфликте облада ют определенным конфликтным потенциалом. Это интересы сторон, включающие в себя ресурсы и ценности (сюда входит и понятие «сила», представляющее сово купность физической, технологической и военной мощи и идеологии).
Предметом политического конфликта является государственная власть, ее распределение, укрепление, реализация. Политический статус, государственное устройство, распределение национальных ресурсов, политический режим, нацио-
С. Дали. «Предчувствие гражданской войны»

нальные отношения, символы государственной власти, ее внешняя и внутренняя политика. Это могут быть и решения структур власти, противоречащие консти туции, законам, административным нормам, ведущие к социально- политической напряженности, протестным действиям из-за ущемления интересов различных социальных групп.
Конфликтные действия (т. е. непосредственное конфликтное взаимодействие) выступают третьим элементом структуры конфликта. Их можно разделить на ак тивно- конфликтные — «вызов», наступательные и пассивно- конфликтные — «от вет на вызов», оборонительные. Наступательные связаны со стремлением причи нить вред, ущерб противной стороне, вынудить ее к уступкам, определенному типу поведения. Оборонительные — с защитой своих позиций, стремление сохра нить status quo в ситуации политического конфликта. Взаимодействие конфликт ных сторон — проявляются в различных видах политической борьбы. Это может быть теоретическая борьба, т. е. противоборство концепций развития общества, военных, экономических, социальных доктрин. Это идеологическая борьба, борь ба идеологических концептов, ценностных систем, политических мифов, часто сводимая современным уровнем развития СМК до борьбы лозунгов, социальных стереотипов, рекламных роликов. Это и организационная борьба, включающая партийное строительство, фракционную борьбу в парламентах, работу по моби лизации масс на акции протеста, вовлечение электората в избирательный процесс или ориентация на бойкот выборов, саботирование распоряжений федерального центра и др. В экстремальных ситуациях политический конфликт может прояв ляться в виде вооруженных столкновений, террористических актов, мятежей и ре волюций, гражданских войн. Политические конфликты на международной арене зачастую имеют насильственный характер и проявляются в войнах или локаль ных вооруженных инцидентах.

Важным элементом структуры являются условия политического конфликта. Это та социальная среда, в которой разворачивается конфликт, ее состояние. Оче видно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, про тиводействовать его развитию или быть нейтральной. Последствия конфликта — также необходимый структурный элемент конфликта. Они сказываются не только на участниках, но и на состоянии социума, на перспективах будущего взаимодей ствия сторон, на характере новых противоречий. Следует отметить, что последст вия политических конфликтов интерпретируются в обществе неоднозначно. Ча сто они связаны со сменой элит, структурированием или переструктурированием политической системы, перераспределением властных полномочий, с корректи рованием правовых норм, изменением Конституции.

Типология политического конфликта
Типологию принято рассматривать как научный метод разделения и группировки объектов по определенным параметрам. Так, А. Г. Здравомыслов в качестве одно го из параметров типологизации политического конфликта предлагает использо вать «уровни развертывания политического конфликта».
20.2. Типология и функции политического конфликта 417
Первый уровень — это конфликт в масштабах всего политического пространст ва. Это «конфликт по поводу легитимности власти, ее признания — непризнания, частичного признания и частичного непризнания». Это конфликт принятия или непринятия властных структур.
Второй уровень — это конфликтность внутри самих властных структур по по воду объема властных полномочий.
Можно также выделить конкретно государственно-правовые конфликты. Это конфликты между ветвями и институтами власти. Как правило, они способствуют совершенствованию политических систем. Это статусно-ролевые конфликты, свя занные с наделением статусных единиц различными объемами властных полно мочий; конфликты политических культур, ценностных систем и др. Политиче ские конфликты могут иметь насильственный и ненасильственный характер, быть вертикальными и горизонтальными.
Определенный интерес представляет типологизация политических конфлик тов по предмету. Как правило, всю совокупность реалистичных конфликтов (т. е. конфликтов, имеющих предмет) можно разделить на конфликты ресурсные и кон фликты ценностные. В ряде работ конфликты разделяют на конфликты интере сов и конфликты ценностей, на конфликты интересов и когнитивные конфликты и т. д.
Другой тип политических конфликтов — статусно-ролевые. Этот тип полити ческого конфликта связан с обладанием субъектами политического процесса раз личными объемами государственной власти, разной степенью участия в принятии политических решений. Заметное воздействие на политический процесс в обществе оказывают конфликты политических культур, основанные на различных базовых мифах, принципах восприятия реальности, несовместимых ценностных системах.
Не обходятся без конфликтов избирательные кампании по выборам в парла мент, на должности главы государства, глав субъектов федерации. Избиратель ный конфликт органично вписался в процессы политического взаимодействия. Особенностью избирательного процесса является то, что он всегда имеет конф ликтный характер, который протекает в рамках правового поля.
Выход за рамки правового поля трансформирует этот политический конфликт в юридический.
Избирательный конфликт можно определить как объективно наблюдаемое обострение противоречий между претендующими на значимый политический статус субъектами избирательного процесса, проявляющееся в виде информаци онно-психологического и организационного противоборства, протекающего в рам ках избирательного законодательства.
Участниками избирательного конфликта кроме конкретных политических со перников, борющихся за конкретный политический статус, могут быть и другие участники избирательного процесса: политические партии, движения, социаль ные группы, которые выдвигают и поддерживают претендентов; представители электората; средства массовой коммуникации; избирательные комиссии. Под черкнем, что особенностью избирательного конфликта является его частая транс формация в конфликт юридический в связи с нарушением его участниками изби рательного законодательства.
Трансформация конфликтов — довольно распространенное явление. Так, лю бой конфликт, в какой бы сфере он ни разворачивался, может перейти в разряд
14 Зак 136

юридических, поскольку права субъектов конфликта регламентированы различ ными нормативными документами начиная с Конституции РФ.
Рассмотрим трансформацию этнического конфликта в духовно-культурной сфере в политический конфликт. Этносы, проживающие на территории много национальных государств, часто вступают в конфликты с властью по проблемам сохранения национального языка, культурных традиций. То есть предметом конф ликтов выступают ценности национальной культуры. И это конфликт этниче ский. Если власти не идут этносу навстречу, то конфликт может перерасти в на циональный, этнос начинает бороться за обретение государственности и соот ветственно данный конфликт становится политическим.

Чтобы этнический конфликт трансформировался в политический, необходи мы определенные условия. Прежде всего это рост национального самосознания. Народ должен осознать ненормальность своего положения, несоответствие его принятым международным нормам и стандартам. Кроме того, в обществе должен быть накоплен определенный критический объем политических ошибок, наруше ний прав и свобод представителей данного этноса. Необходимо также наличие ак тивных политических сил, способных использовать сложившуюся ситуацию в борьбе за национальную государственность. Таким образом, когда борьба за куль турные ценности этноса перерастает в борьбу за национальную государственность, конфликт из этнического превращается в политический (табл. 20.1).
Таблица 20.1
Проблемы и последствия этнических конфликтов Интенсивность конфликта Сфера конфликта физическая политическая/культурная Высокая Выживание групп Выживание политической практи ки, норм культуры Низкая Сохранение физической целост ности групп Сохранение политической/куль турной целостности Источник: Кокли Дж. Разрешение этнических конфликтов: к типологии решений // Дмитриев А. В. Эт нический конфликт: теория и практика. М., 1998. С. 48. К политическим конфликтам правомерно отнести и коррупционные конфлик ты. Это конфликт политический, поскольку наносится вред порядку государст венного управления. Современный политический процесс постоянно демонстри рует коррупцию на государственном уровне. Политологи рассматривают ее как разложение государственной власти. Многие первые лица государств, после того как покинули обеспечивающие им иммунитет посты, объявлялись коррупционе рами и были осуждены судом. В Италии состоялся показательный суд над пре мьер-министром Дж. Андреотти. Некоторые члены Евросоюза были обвинены в коррупции и лишены своих должностей. Эти факты еще раз подчеркивают поли тический характер коррупционного конфликта.
Коррупционный конфликт можно определить как преступление против поряд ка государственного управления, совершенное по сговору представителем госу дарственной (муниципальной) власти, структур государственно-административ ного управления в целях получения определенных выгод.

Сторонами (участниками) в коррупционном конфликте выступают: с одной стороны коррупционер (представитель государственной, муниципальной власти или структур государственно-административного управления), а с другой сторо ны — законодатель, в лице правоохранительных органов.
Подчеркнем политические аспекты коррупционного конфликта. Во-первых, он протекает в сфере государственно-административного управления. В любом об ществе этот вид управления выступает как системообразующая составляющая всей совокупности политических отношений, которые, в свою очередь, есть сущ ность политического режима. Очевидно, что любые деформации в структурных элементах государственно-административного управления ведут к дестабилизи рующим политическую систему отклонениям от ее равновесного состояния. Это способствует хаотизации политической системы, что не может не сказываться на социальном здоровье общества и его членов.
Конфликты, оказывающие деформирующее воздействие на процессы функ ционирования и структуру политической системы, относятся к разряду полити ческих структурных конфликтов системы.
К политическим конфликтам относятся международные конфликты. Это конф ликты политических систем. Поскольку система международных отношений так же представляет из себя политическую систему, компонентами которой выступа ют носители политической власти — государства. Поэтому независимо от того, что является предметом конфликта, международный конфликт всегда является политическим.
Международный конфликт можно определить как противоборство субъектов межгосударственных отношений, преследующих свои гео политические, нацио нальные интересы.
Сегодня борьба за международный статус проявляется через попытки созда ния структуры межгосударственных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США. Ис тория человечества показывает, что формирование международных отношений всегда сопровождается конкуренцией, дипломатическими и военными конфлик тами, отражающими стремление государств усилить свое влияние на мировую по литику.

К типам политических конфликтов относятся войны и военные конфликты. В отличие от войн военные конфликты имеют масштабную локализованность ограниченность целей, которые преследуются в конфликте, и военных средств. Как правило, их определяют как острую форму развития противоречий с ограни ченным использованием военных средств при отсутствии войны между конфлик тующими государствами.
Военные конфликты характеризуются:
как двусторонняя борьба с использованием средств насилия с обеих сторон;
как локальный насильственный конфликт;
ограниченным применением военного насилия;
относительной ограниченностью регионально-ситуативных целей;
относительной управляемостью.
Для иллюстрации распространенности военных конфликтов обратимся к ста тистике (см. рис. 20.1). 0
Рис. 20.1. Общее число и региональное распределение крупных вооруженных конфликтов в 1990-1999 гг. Составлено по: ЛебелеваМ. М. Мировая политика. М., 2003. С. 188
2
о
01 ш 01
2 о
П о л
t Пример типологизации международных конфликтов, разработанный центром АТР ИАМП Дипломатической академии МИД РФ, представлен в табл. 20.2.
Таблица 20.2
Типология международных конфликтов Тип конфликтности Критерии Примеры V Макроконфликт (глобаль ный) Обмен ядерными удара ми, применение оружия массового поражения IV Гипер конфликты (конти-нентальный, мировой) Континентальные армии, мировые блоки и коали ции Первая и Вторая мировые войны III Региональные конфликты (средняя интенсивность) Опосредованное участие великих держав Войны в Корее, во Вьет наме, Афганистане II Субрегиональные конф ликты (малая интенсив ность) Непосредственное уча стие двух и более регио нальных государств Индопакистанский конф ликт, курдское движение, абхазо-грузинский конф ликт, Приднестровье I Мини- конфликт (латент ное состояние) Краткосрочность, ограни-ченное использование войск и техники Пограничные столкнове ния Источник: Ли В. Ф. Теория международного прогнозирования. М., 2002. С. 103. Функции политического конфликта
Функции конфликта — также одно из существенных методологических понятий конфликтологии.
Под функциями в данном контексте понимается та роль, которую играет конф ликт в стимулировании социально- политических процессов, изменении, пере структурировании общественных отношений. Многие последователи социал-дар винизма (Г. Спенсер, У. Самнер, Р. Парк и др.) отмечали, что конфликты как выражение борьбы за существование усиливают интеграционные процессы в об ществе, развивают адаптационные возможности социальной системы. Л. Козер выделил и описал ряд конструктивных социально- политических функций конф ликта. Функцию стимулирования социальных процессов; функцию группообра- зования и структурирования внутренней организации социальных систем; ин формационно-коммуникативную функцию; функцию образования социальных институтов, функцию социального контроля; функцию разрядки напряженности в структурных элементах социального организма. К конструктивным функциям конфликта относят его интегративный характер. Конфликт сплачивает группу че-рез усиление группового самосознания. Война с внешним противником является спасением для раздираемого конфликтами государства. Борющиеся группы (пар тии) могут «создавать» врагов, чтобы поддерживать и усиливать сплоченность внутри группы. Множество конфликтных групп укрепляют систему. Вольтер счи тал, что одна религия в стране ведет к деспотизму, две — к гражданской войне,
а сосуществование многих религий означает мир и свободу. Каждое новое столк новение в обществе способствует уменьшению масштаба всех других пересека ющихся с ним конфликтов. Конфликты предотвращают стагнацию.

Рассмотрим процесс развития политического конфликта, представляющий собой последовательность составляющих конфликт событий, и выделим его стадии. Как минимум конфликтный процесс состоит из трех-четырех стадий, но их число мо жет быть увеличено. Количество их определяется исследовательскими задачами. Многие авторы выделяют четыре стадии. Пред конфликтная ситуация (от возник новения противоречий до инцидента); собственно конфликт (инцидент, эскалация, конфликтный кризис); переговорный процесс; пост конфликтная ситуация (адап тация сторон конфликта к новым условиям).
Сам конфликтный процесс можно изобразить в виде цепочки понятий, отра жающих развивающиеся противоречия:

потребность и отсутствие возможности ее удовлетворения;
осмысление противоречия;
формулирование претензий;
предъявление претензий;
инцидент;
конфликтные действия;
эскалация конфликта;
неуправляемая эскалация;
конфликтный кризис;
переговоры;
Политический кризис в России 1993 г.
1. пост конфликтная ситуация;
мониторинг пост конфликтной ситуации — возникновение новых потребно стей и противоречий...
Анализируя приведенную последовательность составляющих конфликтный процесс событий, совершенно необязательно считать, что все приведенные здесь компоненты будут обязательно включены в реальный конфликтный процесс.

Конфликт, еще, собственно, не начавшись, может закончиться на стадии осмыс ления интересов или на стадии предъявления претензий: претензии могут быть удовлетворены сразу по их предъявлении; конфликтный кризс может закон читься ликвидацией соперника, и не будет необходимости вступать в переговоры и т. д. Важно понимать, что рассмотрение конфликта в виде представленной здесь последовательности событий позволяет проследить логику и относительную по-следовательность развития противоборства сторон.

Теперь обратимся к рассмотрению некоторых проблем практической или приклад ной конфликтологии, и в первую очередь к понятию «управление конфликтом».
Под управлением конфликтом обычно понимают целенаправленное воздейст вие на основные параметры конфликта: на конфликтную ситуацию (генериру ющую конфликтогенные факторы), на предмет и субъекты конфликта, приводя щее к изменению уровня конфликтности или его разрешению.
Как правило, целью управленческого воздействия на конфликт является его урегулирование или его разрешение. Следует, однако, отметить, что понятие «управление конфликтом» может рассматриваться и в аспекте провоцирования или интенсификации конфликта.
Под урегулированием обычно понимают прекращение конфликта или значи тельное снижение его интенсивности. При этом претензии сторон друг к другу, как правило, сохраняются, часто принимая скрытую форму, или удовлетворяются частично.
Разрешение конфликта предполагает его завершение, сопровождающееся обо юдным удовлетворением претензий.
После урегулирования или разрешения конфликта наступает пост конфликт ная ситуация. Пост конфликтная ситуация, возникшая в результате урегулирова ния конфликта, как правило, менее стабильна, чем в случае его разрешения.
Рассмотрим общие принципы управления конфликтом и типы управленче ских стратегий. (Отметим, что данные принципы, как и типы управленческих стратегий, относятся не только к управлению политическими конфликтами, но и практически к большинству социальных конфликтов.)
Прежде всего это институциализация конфликта — установление норм и про цедур регулирования конфликта. Она включает:
прекращение насилия;
сокращение участников;
принятие сторонами определенных правил разрешения конфликта;
принятие контроля со стороны третьих лиц.

Следующим принципом можно назвать легитимацию процедуры разрешения конфликта — введение обязательных норм взаимодействия конфликтующих сторон.
Редукция конфликта, т. е. его последовательное ослабление в результате пере вода на более мягкий тип противоборства, также может быть рассмотрена как принцип управления конфликтом.
Важную роль в управлении конфликтом, в эффективности управленческого воздействия на конфликт и конфликтную ситуацию играет управленческая стра тегия. Среди типов управленческих стратегий выделяют:
нормативную или морально-правовую стратегию. Разрешение конфликта про исходит на административно-правовой или этической основе с применением норм права и морали, с привлечением суда, арбитража;
реалистическую стратегию — она ориентирована на любые эффективные сред-ства (насилие, шантаж, угрозы, торг и др.);
интегративную — ориентирована на сотрудничество, на поиск общих целей и ценностей, которые бы могли перевести конфликт в менее конфликтную плоскость.
К эффективным методам управления конфликтом в государственно-админи стративной сфере обычно относят:
арбитраж должностного лица или органа, координирующего деятельность конфликтующих структур;
использование административного ресурса — возможности администрации разнопланово воздействовать на конфликтную ситуацию, переструктуриро вать ее, внести коррективы в регулирующие отношения нормы, влиять на сближение позиций и интересов конфликтующих субъектов и т. п.;
подключение к конфликту органов политического управления, заинтересован ных в разрядке, в снятии напряженности в системе, реализующей политиче ские решения государственной власти.
Эффективным управленческим воздействием на высокоуровневые политиче ские конфликты является использование конституционных и парламентских процедур. Применение конституционных норм, как правило, разрешает споры, возникающие между ветвями власти.
Конфликты в парламентской деятельности разрешаются тремя основными способами:

навязыванием воли одной или нескольких групп депутатов другим участни кам;
компромисс;
консенсус (согласие с учетом мнения меньшинства).
Для разрешения внутрипарламентского конфликта палаты могут создавать со гласительную комиссию и по результатам ее работы выносить спорную проблему на новое рассмотрение.
Другой способ разрешения — парламентские дебаты.
Эффективным методом разрешения трудовых конфликтов и предотвращения перехода их в политические является социальное партнерство. Оно включает сис тему мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников (пред ставляемых, как правило, профсоюзами), работодателей, (объединенных, как пра-
вило, в ассоциации предпринимателей) и государства (в лице органов исполни тельной власти).
Точнее, это понятие означает компетентное регулирование социально-трудо вых конфликтов на разных уровнях.
Предметами социального партнерства являются: занятость населения; усло вия труда; заработная плата; социальные гарантии (отпуска, рабочее время, разно го рода доплаты); защита социально уязвимых слоев; экология; трудовые споры; гарантии профсоюзной деятельности и др. Основным конструктивным актом в системе социального партнерства выступают соглашения и коллективные договоры.
Деятельность по управлению конфликтом включает: исследование, диагно стику пред конфликтных и конфликтных ситуаций; возможные в ходе конфлик та воздействия на конфликтантов, на предмет, на условия конфликта (ситуации и факторы, стимулирующие конфликтные отношения); переговорный процесс, обеспечивающий урегулирование или разрешение конфликта и мониторинг пост конфликтных ситуаций в целях выявления и нейтрализации или ослабления но вых конфликтогенных факторов.
Управление конфликтом, как правило, начинается с диагностики конфликта. Под диагностикой понимается исследование конфликта с целью выявить основ ные силы, факторы и условия, продуцирующие конфликтную ситуацию.
Конечная цель диагноза — найти пути разрешения конфликта, сделать конф ликт управляемым.
Есть смысл начинать диагностику с выдвижения рабочей гипотезы происхож дения конфликта. Это отправная точка исследования. На основании имеющейся у исследователя информации в общих чертах формулируется гипотеза.
Наибольшую ценность в диагностике конфликта представляют факты о при чинах, следствиях или взаимосвязях компонентов конфликтной ситуации. Как правило, выбирается несколько жизненно важных для существования конфликта фактов и факторов.
Целесообразны следующие виды группировки собранной информации:
внешние факторы;
внутренние факторы;
факторы, стимулирующие конфликт;
факторы, тормозящие развитие конфликта;
характер и специфика конфликтных действий;
их интенсивность;
уровень идеологизации конфликта;
субъективный фактор;
объективный фактор.
Вполне понятно, список может быть продолжен. Длина его зависит от исследо вательских задач. Необходима также информация по ситуациям конфликтного взаимодействия (время, характер, частота, тенденции, скорость, причины, следст вия и др.); по непосредственным значимым участникам (социальный статус, воз раст, пол, национальность и т. д.), а также по эффективности воздействия на конф-ликтную ситуацию факторов внешней среды (на интенсификацию конфликта, на последствия, на возможность разрешения).

Назовем некоторые источники, дающие возможность получить фактологиче скую информацию о конфликте. Обычно это непосредственные события (поддаю щийся наблюдению процесс); документы; СМК; участники событий. К методам получения информации относятся составление вопросников, работа с документа ми, беседы. Важно иметь в виду, что для ускорения работы с информацией ее сле дует делить на первичную (оригинальную) и вторичную (уже известную). На чинать работу следует с изучения вторичной информации. В противном случае возможно бесполезное дублирование и потеря средств и времени. Собранная по конфликту информация анализируется и систематизируется.

Основная задача — установить наличие специфической взаимосвязи различ ных факторов и событий, изучить ее характер. Выявить взаимосвязи, которые имеют существенный, а не случайный характер. Затем проводится причинно-след ственный анализ. Его цель — выявить причинные связи между условиями и со бытиями. На основании собранной информации определить, могла ли предпола гаемая причина в действительности привести к наблюдаемому результату. Если устранение одной предполагаемой причины не приводит к исчезновению наблю даемого эффекта, это свидетельствует о том, что не выявлена основная причина.
Возникновение конфликта, как правило, имеет несколько причин, хотя одна может быть более важной, чем другие. Но бывает и обратное. Одно условие стано вится причиной многих следствий. Например, наличие на предприятии полити ческой или этнической группировки может быть причиной множества кадровых и деловых проблем.
Процесс диагностики всегда ориентирован на будущее. Это нацеливает анали тика на сбор и анализ информации не только о существующей реальности, но и на данные о ситуации, которая пока не существует. Многие будущие взаимосвязи и события могут быть предсказаны. Важен анализ тенденций. Особенно достовер ность фактов о будущих тенденциях.
Одним из распространенных методов диагностики является алгоритм струк турного анализа конфликта.
Выявить конфликтующие стороны (конфликтантов). Кроме того, в конфлик те могут участвовать неявные конфликтанты, сочувствующие, провокато ры, примирители, консультанты, случайные потерпевшие. Важны социально- психологические характеристики конфликтантов и других участников конф ликта.
Зону разногласий. Это понятие несколько более широкое, чем предмет конф ликта. Бывают конфликтные ситуации, когда предмет конфликта не просмат ривается. Это так называемые нереалистичные конфликты.
Предмет конфликта. Предметом конфликта может быть любой элемент дейст вительности, находящийся на пересечении интересов социальных субъектов. Предмет конфликта всегда конкретнее указывает его причину.
Представление о ситуации. Значение этой структурной единицы конфликта определяется теоремой Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям». Как индивид или группа представляют конфликтную ситуацию, таково; и их конфликтное поведение.
Мотивы поведения. Это обычно стремления, побуждения к действиям, направ ленным на реализацию своих интересов. Мотивы могут быть осознанными
12. и неосознанными. Бывают ситуации, когда истинные мотивы скрываются конф- ликтантами.
6. Конфликтные действия. Обычно под этим понимается наблюдаемое поведе ние. Часть конфликтных действий может осуществляться скрыто. Тогда мы говорим о предполагаемых действиях. Однако они также являются предметом анализа. Обычно к основным видам конфликтных действий относят:
создание прямых или косвенных помех сопернику;
невыполнение обещаний другой стороне;
нанесение прямого или косвенного ущерба имуществу или репутации со перника;
угрозы;
физическое или моральное насилие и др.
Следует учитывать, что бывают ситуации, когда сторона, осуществляющая конф ликтные действия, не считает, что ущемляет или нарушает чьи-то интересы.
Поскольку конфликт есть всегда взаимодействие, то очевидно: конфликтные действия одной стороны ведут соответственно к изменению поведения другой.
Далее исследуются условия и последствия конфликта. Результаты исследо вания используются для разработки управленческой стратегии, конкретных ме тодик и процедур, обеспечивающих эффективное воздействие на причины и па раметры конфликта, прекращение насилия, конфронтации, переход конфликта в стадию переговоров, компромиссных решений.

Date: 2015-09-22; view: 597; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию