Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безопасность всего большого 4 page





Большинство исследователей соглашается с точкой зрения, что характер супружеской алкоголизации во многом определяется характером внутрисемейных отношений. Показано, что в 90% семьях алкоголиков по сравнению с неалкогольными семьями отмечаются нарушения родительски-детских отношений в виде нежелания иметь детей, отсутствия внимания к нуждам детей, широкого распространения физических наказаний, инфантилизации роли родителей и преждевременного взросления детей. Такое извращение семейных ролей напрямую связано с личностными особенностями родителей, которые более чем в 90% случаях имели шизоидные, шизотипические, истероидные и эпилептоидные черты. Тем не менее, внутрисемейные отношения в семьях, где оба супруга злоупотребляли алкоголем или не употребляли его, оказались лучше, чем в тех, где только один супруг был зависимым. То есть асимметрия в потреблении алкоголя в браке отражаются на супружеских отношениях. В некоторой степени это объясняет приобщение к приему алкоголя жен алкоголиков: как отмечает M. Shuckit у женщин, которые выходят замуж за алкоголиков существует повышенный риск злоупотребления алкоголя и в браке.

Э.Берн, также упоминая о семейном алкоголизме, отмечает, что супружеские пары, проводящие вечер за выпивкой, живут в постоянной опасности обнаружить, как мало могут они дать друг другу; нередко их ждет лишь два исхода. Если они перестают пить, они могут очень скоро почувствовать, что им скучно, и это угрожает привести к распаду брака. Если же они продолжают пить, то им приходится пить со временем все больше и больше, потому что чем дольше они знают друг друга, тем более они друг другу в тягость, и тем больше им надо пить, чтобы это скрыть.

Итак, в ходе болезни алкогольная деятельность не просто "надстраивается" над прежней иерархией видов деятельности и потребностей, но преобразует эту иерархию, преобразует сами мотивы и потребности личности. Она как бы "придавливает" их, вытесняя все, что требует сложноорганизованной деятельности, доставляя лишь несложные и примитивные потребности. Происходит деградация личности, от которой страдает не только сам больной, но и все его окружение.

Зависимость одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. В большинстве семей, в которых живут люди с зависимостью, обнаруживаются осложнения, которые в последние 15 лет стали обозначаться термином созависимость.

Созависимыми могут быть как жены, так и любые другие члены семьи больного и даже его близкие друзья. Сам больной зависим от алкоголя, а близкий человек, вместе с ним проживающий, зависит от состояния больного. Единой, всеобъемлющей дефиниции созависимости не существует. Одни авторы (W.Mendenhall)расценивают созависимость как нарушение личности, другие (A. W. Schaef) считают ее болезнью, течение и исход которой предсказуемы. В.Д. Москаленко и Т.М. Рожнова

Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. – М.:PerSe, 2004.

Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психол. 1991 №5.

склонны расценивать созависимость как своеобразное развитие личности. Все авторы подчеркивают важную роль длительно действующего стресса (алкоголизма у члена семьи) в развитии этого состояния. Созависимость определяют как эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил — правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличные проблемы. Подчеркивается, что суть созависимости составляет концентрация мысли на чьей-либо жизни, что приводит к нарушению адаптации.

Созависимость — патологическая, аффективно окрашенная зависимость от другого человека. Она проявляется в патологическом смещении фокуса внимания на эмоционально значимый субъект со стремлением контролировать его поведение и вторично развивающимися расстройствами адаптации, среди которых наиболее распространены депрессивные и тревожные реакции. Это расстройство чаще встречается у женщин, чем у мужчин, чаще в семьях алкоголиков и наркоманов. Возникает на фоне длительного нахождения в стрессовой ситуации, когда используются подавляющие правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства и прямо обсуждать личные и межличностные проблемы.

Расширяя понятие созависимости, можно сказать, что созависимыми являются:

1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью;

2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью;

3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

 

Наличие в семье больного алкоголизмом предполагает наличие проблем у всех членов семьи. Было проанализировано, что происходит с психикой жен и детей больных алкоголизмом. Изменения личности, выявленные в этом случае, получили название созависимости. Созависимость определяют как эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличностные проблемы.

Суть созависимости – нарушение границ личности. Созависимые супруги не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого. В семье с наличием больного алкоголизмом вообще никто не знает своих границ. Вся жизнь в доме происходит вокруг больного.

Не имея возможности влиять на происходящие события в семье и продолжая находиться в непереносимой ситуации, созависимые супруги посвящают свои силы тому, чтобы контролировать впечатление, производимое на окружающих.

В семье и на работе созависимые супруги стремятся стать незаменимыми. Это попытка оправдать свою беспомощность.

Длительное пребывание в ситуации, которая не разрешается, создает извращенные ценности. Женщины начинают гордиться своей выносливостью невыносимого.

Другая извращенная ценность – ценность страдания. Страдание становится добродетелью: «Я считала себя героиней достойной пьедестала». Вера в том, что ситуация сама изменится, помогает длительно сохранять и поддерживать ситуацию, разрушительную для всех.

Созависимые супруги больных алкоголизмом живут в двойственном убеждении: «Я не сделала ничего такого, чтобы заслужить такое отношение» и «Я сама навлекла на себя эту беду». Неразрешимость этого противоречия приводит к убеждению, что все зависит от усилий только самой женщины, которая может решать проблемы за других. Это убеждение создает ситуацию, когда созависимые не уважают своих близких настолько, чтобы позволить им самим принимать решения. Созависимые жены – это контролирующие жены. Они верят, что в состоянии контролировать все на свете. Они думают, что могут сдержать пьянство мужа, что могут контролировать восприятие других через производимое впечатление, они думают, что их дети видят и чувствуют так, как им приказала мать. Обычно контроль не удается, и это рассматривается супругой как ее очередное поражение, которое усугубляет депрессию.

Созависимые жены так поглощены ответственностью за своего супруга, что не уделяют внимания своей личности, своим потребностям. Ответственность за себя замещается ответственностью за других. В этом случае собственный личностный рост блокируется, понимание и развитие собственных чувств становится невозможным, что способствует повышению непереносимости эмоциональной боли.

Чувства созависимых искажены и частично недосягаемы. Они усвоили, что им можно испытывать лишь положенные чувства (следствие гиперконтроля и гиперответственности) и они научились искажать, видоизменять их, чтобы не допустить информацию, причиняющую дискомфорт в создание.

Созависимые жены вовлечены в процесс сокрытия правды. Быть вне досягаемости собственных чувств, быть не в состоянии сформулировать, что ты чувствуешь и что думаешь, не доверять своему восприятию и быть не в состоянии использовать его – это нечестность. Заботиться о том, чтобы производить хорошее впечатление – тоже нечестность. Мелкая ложь в повседневной жизни, как кажется женам, выручает их в затруднительных положениях. В действительности ложь только глубже вовлекает их в процесс созависимости.

Искаженность восприятия реализуется в том, что жены больных алкоголизмом очень боятся быть брошенными. Для них непостижимо, как это их мужья могли бы жить без них. Это значило бы, что ты не нужна.

Нарушение осознавания приводит к тому, что созависимые верят всему, что соответствует желаемому. Этим объясняется степень легковерия жен алкоголиков.

Нечестность близко соприкасается с утратой моральных принципов. Ведь ложь неэтична. Обманывать себя – это всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя, так и для других. Обманывать других – тоже деструктивный процесс, как для себя, так и для других. Обман – форма духовной деградации.

Еще одна форма духовной деградации – это забвение людей, за которых созависимая женщина в ответе, которые зависят от ее заборы, например, своих детей. Они могут пытаться брать на себя заботу о детях путем контролирования над ними, но это забота не о детях – это забота о себе.

Созависимые жены полны вечного ожидания плохого. Логическим продолжением страха выступает склонность судить других. Поскольку созависимые супруги перенесли утрату самоуважения, поскольку контролировать их мир им не удается, они начинают все больше и больше судить других.

Как больные, так и их жены не склонны искать информацию об алкоголизме, поскольку это значило бы признать у себя наличие проблем. Тем не менее отрицание никогда не бывает полным и поэтому не спасает от тревоги и замешательства.

Оба эти состояния – пристрастие к алкоголю и созависимость – как у больного, так и у супруги, отбирают энергию, здоровье, мысли, эмоции.

Для выздоровления от созависимости необходимо признание у себя болезненного состояния.

Созависимость устанавливается, если:

1. Существует зависимость члена семьи от алкоголя, либо другие хронические стрессы.

2. Определяется наличие хотя бы пяти из восьми признаков:

а) страх (постоянная занятость проблемами других, непреходящая тревога, неприятные предчувствия, недоверие к людям, контролирующее поведение, сверхответственность, попытки манипулировать поведением других).

б) стыд / вина / непреходящее чувство стыда как за свое поведение, так и за поведение других; чувство вины за проблемы других, изоляция, чтобы скрыть «позор семьи», ненависть к себе; фасад превосходства и вызывающей грубости для прикрытия пониженной самооценки.

в) затянувшееся отчаяние (отчаяние и безнадежность в отношении изменения ситуации, пессимистический взгляд на мир, низкая самооценка и чувство поражения в жизни, что не соответствует реальным достижениям).

г) гнев (постоянное чувство гнева на больного, на семью и себя, страх потерять контроль в гневе, гнев, распространяющийся на все на свете); пассивно-агрессивное поведение в особенности в отношении больного алкоголизмом).

д) отрицание (отрицание источника семейных бед; оправдание, защита);

е) ригидность-негибкость (негибкость сознания, поведения, морально-духовных принципов, эмоций, доминирование единственного аффекта (вина, жалость к себе, гнев);

ж) нарушение идентификации собственных потребностей (утрата способности заявлять об их удовлетворении; трудности в определении границ своего духовного Я; личная зависимость – необходимые другие для подтверждения самоценности, страх быть брошенной, беспокойство о том, что подумают другие);

з) смещение понятий (сомнение в том, что же является нормальным, сомнения в том, что же является реальным, тенденция неверно распознавать и обозначать чувства, легковерие, нерешительность).

Несмотря на то, что созависимость возникает в ответ на стрессовую ситуацию в семье, необходимо подчеркнуть важность «почвы» в возникновении этого состояния. Значительная часть жен больных алкоголизмом, около 60%, происходит из семей, где уже кто-то алкоголизмом болел. Жены часто являются дочерьми больных алкоголизмом отцов и матерей. Большинство больных алкоголизмом до начала у них болезни тоже были созависимыми, они тоже происходили из семей, где уже были больные алкоголизмом.

В семье алкоголика оба родителя не умеют распознавать проблемы, в доме царят ненормальные правила, родители сваливают ответственность друг на друга, имеют плохие интимные отношения, они не в состоянии что-либо планировать, вся их энергия уходит на сокрытие секретов семьи, изоляцию от общества и игнорирование других. Ребенок, чтобы выжить в такой семье, должен неизбежно усвоить дезадаптивные формы поведения. Эти формы поведения он пронесет и через свою взрослую жизнь.

Точное число детей, живущих в семье с одним или двумя больными алкоголизмом родителями, неизвестно, однако, есть основания полагать, что оно велико. Сообщалось, что в США в настоящее время 6,6 миллионов детей 18 лет и моложе живут в семьях с больными алкоголизмом родителями, т.е. каждый восьмой ребенок. По другим данным, каждый шестой, либо каждый пятый школьник идентифицирует себя как ребенок больных алкоголизмом родителей. Каждая шестая семья в США страдает от алкоголизма кого-либо из ее членов. Таким образом, речь идет о миллионе детей.

Частота различных проблем медицинских и психологических, у детей больных алкоголизмом родителей, повышена по сравнению с их частотой у детей не больных алкоголизмом родителей. У детей из семей с наличием алкоголизма в семь раз больше суицидальных попыток, в три раза больше вероятность помещения в детский дом, в два раза больше вероятность отклоняющегося поведения. Часть проблем объясняется влиянием генетических факторов, часть – системой воспитания в семьях.

Необходимо вспомнить, что внутренний мир ребенка формируется по определенным законам, определяющим все дальнейшее развитие. Раннее развитие ребенка характеризуется так называемой эгоцентрической психикой, когда центром мира является сам ребенок. Это закономерный процесс. Для ребенка в этом возрасте характерно так называемое магическое мышление. Все, что происходит в мире, воспринимается как связанное с личностью ребенка, зависит от него и характеризует его. Таким образом, внешний мир переживаемый ребенком, некритично переносится во внутренний и определяет впоследствии дальнейшее отношение к себе, другим, миру в целом.

Чем же характеризуется этот внешний мир ребенка в семье больного алкоголизмом?

1. Размытость, нечеткость границ.

Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие ненормальны.

2. Отрицание.

В жизни алкогольной семьи так много всего построено на лжи, что ребенку трудно распознавать правду. Отрицание происходящего в доме носит почти навязчивый характер. Ребенку становится трудно понимать, что же вокруг него происходит.

3. Непостоянство.

Поскольку потребности ребенка удовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод на внимание к себе, страстное желание, чтобы им занимались, и привлекает внимание к себе любыми доступными средствами, включая отклоняющееся поведение.

4. Низкая самооценка.

Вся система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить, что он в какой-то степени виноват в том, что происходит. Он заслуживает всего того плохого, что с ним случается.

5. Недостаток информации о том, как функционирует здоровые семьи. Воспринимаемое в собственной семье рассматривается как единственно верное.

6. Недоверие к себе и реальности.

Ребенку часто приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме и тем, что ему говорят, что дети начинают не доверять тому, что видят, слышат и чувствуют. Недостаток доверия к самому себе происходит из попытки навести порядок, сделать так, чтобы, наконец, все стало на свои места и затем чувствовать себя надежно, в безопасности. Но затем все снова перемешивается, навести порядок не удается и наступает ощущение своей беспомощности перед миром.

7. Послания с двойным смыслом.

За свою жизнь ребенок в алкогольной семье слышит много такого, что содержит в себе противоречивый смысл. Эти обращения к детям называются смешанными посланиями, информацией с двойным смыслом. Таким же парадоксом являются и противоречивые требования родителей: «Всегда говори правду» и «Я ничего не хочу знать».

Невозможность доверять своим чувствам и своему восприятию ставит ребенка в очень непрочное и опасное положение.

8. Борьба, ссоры, драки.

Постоянная агрессия в отношениях, как на физическом уровне, так и на психическом, приводит к тому, что такой стиль отношений становится банальным, обычным, естественным (привычным).

9. Страхи, дурные предчувствия.

Почти все дети больных алкоголизмом описывают свои неприятные ощущения при возвращении домой из школы или от друзей, страх перед открыванием двери в свой дом. Так начинается никогда не покидающий страх за будущее. Тревога, дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

10. Разочарования.

В алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Дети перестают ожидать обещанного, но чувствуют, что родители их предали. Будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях.

11. Слишком быстрое взросление.

Дети в таких семьях вынуждены решать слишком взрослые проблемы. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители также нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной. Дети становятся родителями своих родителей. Будучи уже реально взрослыми они ощущают себя «псевдовзрослыми». Они не умеют играть. Не умеют наслаждаться жизнью.

12. Сексуальное оскорбление.

Сексуальное насилие в семьях больных алкоголизмом более частое явление, чем это приято предполагать. Это и реальные сексуальные домогательства, и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие. Считается, что последствия как явной, так и скрытой сексуальной агрессии, всегда тяжелы и долговременны. Характер последствий: чувство своей никчемности, утраты контроля над своей жизнью и все подавляющая зависимость от этого абсолютного и самого большого секрета семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы во всех жизненных ситуация, пассивность – вот далеко не полный перечень того, что может быть связано с актом кровосмесительства, либо со скрытым сексуальным оскорблением, имевшим место в детстве.

13. Другие оскорбления.

Дети больных алкоголизмом подвергаются и другим видам оскорблений, часто даже таким, которые угрожают жизни ребенка. Статистика США свидетельствует, что 38% избиваемых детей – это жертвы родителей больных алкоголизмом. Однако в действительности истинная доля подобных жертв может быть гораздо большей. Пьяный родитель может не чувствовать и не соизмерять свою силу и невольно может сильно ранить ребенка. Детей избивают за то, что они появились не в нужном месте и в неподходящее время, за том. Что они пытались защищать мать или младших братьев и сестер. Физическое избиение детей, естественно замалчивается. Этот секрет семьи тоже хорошо вписывается в царящие здесь правила игры, в притворство, будто все дела в семье обстоят прекрасно. Лишь спустя годы психотерапевт или социальный работник может узнать, что его клиент подвергался унижениям в детстве такого рода: был заперт в уборной, лишался пищи, был высечен или обожжен своими родителями. Большинство детей в подобных случаях не могут активно бороться.

14. Заброшенный ребенок.

Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Следствие – запущенные болезни, глисты, вши и т.д. Эмоциональным потребностям детей в семьях тоже не уделяется должного внимания. Дети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в своей собственной будущей семье.

15. Недостаток самоуважения.

Дети, с которыми обращались так, как будто они ничто, и воспринимают себя как ничто – некомпетентными во многих отношениях жизни. Жизнь в неуютной квартире с ободранными стенами, вечно неподходящая одежда тоже есть невнимание к нуждам ребенка. Дети мало ценят себя, часто не считая себя стоящими людьми.

Ребенок определяет, кто он, по тому, что вкладывают в это понятие окружающие значимые для него люди. Он оценивает себя так, как они его оценивают. Лишь повзрослев, он может делать подобные умозаключения самостоятельно. Послания с двойным смыслом, все эти оскорбления (вербальные, физические, сексуальные), укоренившееся в сознании чувство вины, стыд за семью, недостаток доброжелательной заинтересованности в делах ребенка, постоянное неудовлетворение его физических и эмоциональных потребностей – все это вместе взятое формирует у ребенка недостаточное сознание чувства собственного достоинства.

16. Жизнь в мире фантазий.

Уход в фантазии, магическое мышление помогают ребенку выжить в трудных семейных условиях, но они формируют жизнь в иллюзии, что делает их неприспособленными к реальной жизни.

Очень показательный признак дисфункциональности семьи – роли, которые играют члены этих семей.

Приведем краткие описания основных ролей.

1. «Гордость семьи», «семейный герой».

Успехи этого ребенка служат как бы оправданием для семьи, дают ей возможность обрести ценность в собственных глазах. Он отличается высокой самодисциплиной. Привык не показывать своих истинных чувств, хотя обычно внутри у него бушуют тщательно сдерживаемые эмоции, иногда прорывающиеся наружу. Он принимает на себя ответственность за проблемы других людей в подсознательных попытках уйти тем самым от ответственности за решение проблем собственных.

2. «Трудный ребенок», «козел отпущения».

Чувствуя недостаток родительного внимания у себе, этот ребенок стремится завоевать его чем угодно – пусть даже непослушанием, дурными поступками, открытым бунтом. Не имея настоящего семейного тепла, он пытается получить его, формируя суррогатные семейные отношения внутри компании сверстников, часто становясь вожаком дворовых компаний. Его роль в семье позволяет другим членам семьи отвести внимание от реально существующих в семье проблем, например, от пьянства отца. По сравнению с «трудным ребенком» отец выглядит не таким уж и плохим и всегда есть кого обвинить во всех семейных бедах, чем оправдать все свои трудности. В подростковом и более старшем возрасте привычка бунтовать может выразиться в форме употребления алкоголя или наркотиков.

3. «Одинокий ребенок», «потерянный ребенок».

Он с раннего детства уходит от скандалов в семье в мир своих фантазий, книг, игрушек, вымышленных друзей. Спокоен, редко капризничает (хотя часто поступает по-своему), застенчив, склонен к уединению. Служит эмоциональным подкреплением для семьи, поскольку является единственным ее членом, не создающим никаких внешних проблем. Для него типичны ранние проявления детской сексуальности (часто без четкой сексуальной самоидентификации), детские гомосексуальные контакты и т.п. Характерна гиперответственность, т.е. стремление принимать на себя ответственность за других людей, неосознанно пытаясь таким способом уйти от ответственности за решение собственных проблем.

4. «Шут», «клоун».

Он привык прятать свою боль, свои страхи, напряжение, неуверенность за маской шута. Своим шутовством он отводит от себя гнев окружающих, а иногда и вносит разрядку в семейные конфликты. Главным мотив такого поведения – страх. Глубинный смысл его роли для семьи состоит в том, что он отвлекает внимание от проблем, помогая спрятаться от них, избежать необходимости решать эти проблемы. Вырастая, он пытается веселить всех вокруг бесконечными шутками и анекдотами, часто бывая «душой компании», но близких друзей у него обычно не бывает потому, что искренних, открытых отношений с людьми он боится, опасаясь быть отвергнутым.

Следует учесть, что эти роли – лишь обозначения основных, принципиальных позиций человека, между которыми, конечно же, имеется множество переходных вариантов. Стоит заметить также, что человек может играть несколько ролей или менять эти роли в течение своей жизни.

 

 

3.3.СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»

Заветная мечта каждого алкоголика —

чтобы он снова мог пить, получая

удовольствие от алкоголя и полностью

контролируя себя. Живучесть этой иллюзии

поистине удивительна. Многие верят в нее на

пороге безумия или смерти.

Большая книга

Датой рождения Сообщества АА принято считать 10 июня 1935 года. В 1953 году Сообщество АА насчитывало сто одиннадцать тысяч членов, объединенных в пять тысяч групп (в основном в США и Канаде), однако, в 1988 году оно охватывало уже один миллион семьсот тысяч человек (свыше восьмидесяти трех тысяч групп) практически во всех странах мира. Гербом сообщества АА является круг и вписанный в него треугольник. Круг означает всемирное значение Сообщества АА, стороны треугольника символизируют выздоровление, единство и помощь.

Предлагаемая Сообществом АА программа выздоровления изложена в «12 шагах». Для поддержания единства Сообщества АА служат 12 традиций. Основная существенная информация содержится в так называемой «Преамбуле АА». «Анонимные Алкоголики являются сообществом мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеждой с целью решить свою общую проблему и помогать другим выздороветь. Единственным условием членства является желание бросить пить. Оно само обеспечивает себя путем добровольных взносов. Сообщество АА не связано ни с какой сектой, с вероисповеданием, партией или организацией, оно не вступает ни в какие полемики, не занимает никакой точки зрения в каких бы то ни было спорах. Нашей первейшей целью является сохранение трезвости и помощь другим алкоголикам в ее достижении».

Сообщество А.А. многими воспринимается как религиозная организация. Вместе в ним никто не требует признания одной-единственной концепции Бога. Одни из основателей Сообщества АА, Билл, в книге под названием «АА достигают зрелости» по этому вопросу писал: «Атеистам и алкоголикам скажи четко, что они вовсе не обязаны принимать Бога в нашем понимании. Пусть вместо Бога признают какую-либо свою разумную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что существует какая-то сила более великая, нежели они сами». Она позволяет взглянуть на суть зависимости и на самого себя, проанализировать свои межличностные контакты, помогает познать и обогатить потенциальные возможности собственного Я, а также дает ориентиры для достижения трезвости. Трезвость в Сообществе АА понимается значительно шире, чем сама абстиненция, поскольку она подразумевает другой, измененный способ мышления и восприятия – себя и других, а также способность зрело и «трезво» жить и функционировать. Сформулированные в «12 шагах» цели реализуются отдельными членами групп по-разному а «шаги» лишь предлагают очередность анализа собственных переживаний и опыта и достижения перемен. То, что происходит с человеком, добросовестно выполняющим программу «12 шагов», весьма тождественно происходящему с ним во время психотерапевтического процесса.

Рассмотрим сами шаги.

1 шаг – «Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контроль над своей жизнью» - является началом всех действий, способствующих прекращению алкоголизации.

2 шаг – «Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье» - второй шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства «центра мироздания» связанным с ним гнетущих обязанностей.

3 шаг – «Приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем» - это начальный шаг. Марк Аврелий: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество – изменить то, что могу, и мудрость – отличить одно от другого».

4 шаг – «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения» - это призыв взглянуть на себя честно, без обмана, отмечая как свои недостатки так и свои достоинства, осознавая причины происшедшего. Добросовестный и искренний анализ дает верный диагноз ситуации.

5 шаг – «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений» - можно сравнить с исповедью, освобождающей человека от чувства одиночества, позволяющей надеяться на прощение со стороны другого человека и, тем самым, примирение с самим собой. Избавление от чувства изоляции и вины и вместе с тем обретение реалистического образа самого себя - вот очередные действия по пути к достижению состояния внутреннего покоя, дающего возможность выздоровления (трезвости).

6 шаг – «Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков» - предлагает приготовиться к дальнейшим изменениям. Готовность к избавлению от всех своих слабостей является условием совершенствования.

7 шаг – «Смиренно просили Его исправить все наши недостатки» - создает фундамент полной капитуляции, подготовка к которой проводилась ранее. Особо подчеркивается необходимость смирения (не смешивать с унижением) и изменения жизненных условий. Многолетний опыт показывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая о чувстве смирения.

8 шаг – «Составили список всех тех, кому ты причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними».

9 шаг – «Лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому» - это шаг конкретных действий, которые позволяют упорядочить свои отношения с окружающими. Составление списка тех, кому мы причинили зло, и возмещение причиненного ущерба позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями имевшей место ранее несправедливости.

10 шаг – «Продолжали самоанализ, и когда допускали ошибки, сразу их признавали» - учит подводить итоги, ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признаваться в них, исправлять их «на ходу». Шаг предохраняет от возврата к старым представлениям и поведению, которые могли бы затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возврат к употреблению алкоголя.

11 шаг – «Стремление путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы Его понимаем, моление лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого» - в очередной раз укрепляет смирение и довершает капитуляцию, а также подчеркивает «духовный» аспект программы.

12 шаг – «После духовного пробуждения мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах» - для закрепления временного успеха необходимо делиться своим опытом с другими. «Нести послание», путем оказания помощи другим, дает удовлетворение и одновременно воспитывает чувство уважения к самому себе, без чего алкоголик не в состоянии достичь полной трезвости.

Программа «12 шагов» после небольшой адаптации нашла применение в сотнях других групп самопомощи. В мире существуют группы Анонимных наркоманов (с 1953 г.), Анонимных азартных игроков (с 1957 г.), Анонимных обжор (с 1960 г.), Анонимных лиц с эмоциональными проблемами (с 1971 г.), Анонимных должников (с 1976 г.), группы взрослых детей алкоголиков (с 1984 г.).

Date: 2015-09-27; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию