Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Основные этапы становления развития политической науки





1. Можно выделить три крупных этапа в истории формирования и развития политологии.

Первый этап – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья. Особенность политической мысли античности в обосновании сверхъестественной, божественной природы политической власти, а также социального политического и правового неравенства людей.

Второй этап – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – вместо религиозного объяснения государства, политики и права на первый план выдвигаются положения о естественных правах человека, его земных интересах и потребностях. Данный этап характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании. Ведущие мыслители – Н. Макиавелли, М. Лютер, Ф. Бэкон и др.

В третий этап, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

 

2. Признаки государства в высказывании Цицерона:

· Организация населения – люди объединяются в государство, повинуясь правовому инстинкту, не воспринимаемому человеческим сознанием.

· Правовые нормы – выражение общего интереса всех людей этого государства и их согласованное правовое общение, как определенное правовое образование.

 

3. Основные постулаты теории общественного договора Ж.- Ж. Руссо:

· В естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.

· Люди должны заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все, при этом теряется естественная свобода. Люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, (право собственности, свободу, безопасность).

 

4. Основные сдержки и противовесы:

• конституция;

• четкое разделение полномочий ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной);

• прописанный процесс взаимодействия ветвей власти между собой и наделения их инструментами взаимного контроля и противодействия (право доступа к информации, аудита, получения отчета о деятельности, утверждение в должности высших государственных деятелей, судей, право Вето и др.);

• народный контроль (прозрачность деятельности власти, СМИ,

участие в государственном управлении (референдум, народные комиссии, жюри присяжных и т.д.), общественные обсуждения законопроектов, теле дебаты).

5. Согласно Ш. Монтескье принцип «чести» соответствует монархической форме правления. Государь также как и его подданные подчиняется принципу чести. Честь как принцип монархии вытекает из социальной жизни такого общества, в котором классовая дифференциация и неравенство состояний достигли своей высшей степени. В монархии не может быть речи о том, чтобы граждане ставили общие блага выше личных. Здесь все люди заботятся лишь о своих интересах, собственной выгоде.

Принцип «политическая добродетель» - республиканская форма правления. Данный принцип представляет собой любовь к отечеству и равенству. Главное то, что это человек, который любит законы своей страны и любовью к ним руководствуется в своей деятельности. При такой форме правления различные органы демократии взаимно сдерживают друг друга от нарушений законов и злоупотреблений, чем обеспечивается стабильность и прочность государства.

Принцип «страха» характерен для деспотической формы правления. В деспотической форме правления страх перед покушениями и переворотами сдерживает деспота от чрезмерных злоупотреблений, а «произвол видит себя вынужденным несколько смягчить гнет и преодолевает сам себя». В свою очередь, страх среди подданных подавляет их волю к борьбе, чем сохраняются равновесие в отношениях между государем и подданными. В этом государстве, никто не думает об общем благе. Воспитание, в деспотии направлено на формирование в людях духа рабства.

 

6. Принцип разделения властей по Ш.-Л. Монтескье:

           
     
 

 

 


Принцип разделения властей, согласно Ш.-Л. Монтескье, состоит, прежде всего, в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает также предоставление им специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга.

 

7. Методы политической науки:

· общие методы исследования – отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему. Данные методы нередко называют подходами. Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Нормативный подход предполагает выяснение значений политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п. Системный подход состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Институциональный подход – ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности. Антропологический подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой рода человеческого, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности и др.). Психологический подход ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций. Деятельностный подход предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы: определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Сравнительный подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например политических систем, партий, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решений задач. Онтологический подход требует выявления и исследования первоосновы, составляющей специфическую качественную определенность политики. Исторический подход требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего.

· общелогические – в данную группу входят индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, моделирование, обобщение, математические, прогностические и другие методы. Абстрагирование – мысленная фиксация какого-либо существенного в данной познавательной ситуации свойства объекта при одновременном отвлечении от всех остальных его свойств. Анализ – последовательное расчленение целостного объекта на подсистемы и элементы с целью их всестороннего изучения. Синтез – мысленное объединение ранее выделенных частей объекта в единую систему (анализ и синтез взаимосвязаны и непрерывно сменяют друг друга в процессе исследования). Индукция – вывод общего заключения на основе частных посылок. Дедукция – вывод заключения частного характера из общих посылок. Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его модели, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Классификация – разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

· эмпирические – прямо не отражают специфику политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и других наук. Наблюдение – прямая регистрация социальных явлений и процессов их очевидцем. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельности какой-либо группы как ее участника. Анализ документов – метод, широко используемый для сбора первичной информации. Исходя из источника информации, документы подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (записи, результаты наблюдений), и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.). Метод экспертной оценки – суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозе развития событий. Метод опроса - позволяет исследовать как объективные, так и субъективные характеристики изучаемого объекта. Достаточно часто используются два вида опросов: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании – письменном опросе – коммуникация между социологом и респондентом опосредствована специально заполняемым опросником. Интервьюирование же предполагает непосредственный контакт между интервьюером и опрашиваемым лицом.

 

Date: 2015-09-22; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию