Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика обучения и тренировки





 

Обучение и тренировка юношей по спортивной борьбе осуще­ствляются в соответствии с утвержденными программами (см. программу для ДЮСШ и СШМ).

Материал программ довольно обширный и трудный. Часто для его усвоения юношам требуется более длительное время, чем взрослым. Для успешного усвоения программы необходимо, что­бы занятия всегда носили воспитывающий характер. В юноше­ском возрасте происходит интенсивное сознательное накопле­ние знаний, навыков и умений, становление взглядов на поведе­ние, труд и коллектив. От того, как решаются воспитательные задачи, будет зависеть дальнейшая деятельность молодого че­ловека.

Надо научить занимающихся понимать цели и задачи, пути и средства для их решения, анализировать успехи и недостатки. Помимо перспективных целей, наиболее важно определить бли­жайшие задачи, например овладеть техникой определенного приема, провести над партнером большее количество приемов и т. д. Как бы ни была заманчива перспективная цель, напри­мер, стать чемпионом, но если юноша не будет видеть результа­тов своего труда, он, встречая определенные трудности, посте­пенно охладеет к ней.

Ставя ближайшую задачу, например, овладеть техникой ка­кого-то приема, тренер указывает, для чего это нужно. Через не­большой промежуток времени, когда юноша овладеет техникой этого приема, он получает удовлетворение, которое является стимулом для дальнейших занятий. Большое значение здесь име­ет сравнение с предыдущим результатом: «раньше не умел — те­перь легко сделал», «раньше подтягивался три раза — теперь пять, молодец!» и т. п. Последовательная постановка близких по решению задач положительно сказывается на учебно-трениро­вочном процессе. Юноши в большей степени, чем взрослые, пе­реживают свои успехи и в особенности неудачи. Поэтому важно научить их правильно оценивать свои действия. Это необходимо осуществлять на каждом занятии. Так, при совершенствовании способа тактической подготовки угроза юноша допускает ошиб­ку: угрожает неестественно и не достигает результата. Если юно­ша не может определить причину неудачи, то тренер должен на­вести его на правильный ответ, например показать аналогичное действие в другом приеме.

Особенно болезненно переживают юноши поражения. Поэто­му преподаватель должен помочь им вскрыть причины пораже­ния и показать, что и как надо делать на предстоящих занятиях, чтобы победить в будущем. -

Таким образом, занимающиеся постепенно сами привыкнут к анализу своих действий и поступков. Зная возрастные особенности юношей, преподаватель должен больше пользоваться наглядным обучением. Юноши, особенно младшего возраста, более восприимчивы к показу и яркому, об­разному объяснению, чем к подробному устному изложению ма­териала.

Необходимо образцово показывать технические действия и правильно, образно объяснять их основные детали. В противном случае юноши усвоят неверные движения и выработают непра­вильные навыки.

Преподаватель должен следить за тем, чтобы учебный мате­риал соответствовал физическим возможностям учеников. Если учебный материал требует значительных физических усилий, а занимающиеся не подготовлены к этому, то его изучение следует перенести на более поздние сроки (например, разучивание брос­ков прогибом, с обвивом в вольной борьбе). В другом случае за­нимающиеся способны освоить сложные по координации приемы, которые не требуют значительных физических усилий, например перевод рывком за руку с подножкой. Этому приему можно обу­чать в первый месяц занятий. Допускать юношей к соревновани­ям следует с учетом их подготовки.

Обучать борьбе юношей необходимо систематически и после­довательно. Надо требовать от учеников регулярного посещения занятий. Это, прежде всего, необходимо для образования услов­ных связей.

При повторении надо обращать внимание на точность воспро­изведения ранее изученного материала и своевременно исправ­лять замеченные недостатки.

Хорошая посещаемость занятий способствует усвоению тех­ники борьбы без ущерба для здоровья занимающихся, за состоя­нием которых преподаватель должен следить особенно внима­тельно.

В юношеском возрасте первостепенное значение имеет всесто­ронняя физическая подготовка. В нее входят: формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, форми­рование двигательных навыков, развитие физических качеств для овладения техническими действиями, совершенствование не­достаточно развитых качеств. Решение всех этих задач должно осуществляться на фоне укрепления здоровья.

Известно, что в 12—14 лет хорошо поддается развитию быст­рота, ловкость, гибкость, а 15—16 лет — сила. В этот период у юношей появляются способности к выполнению скоростно-силовых упражнений. В 16—18 лет легче усваиваются упражнения, требующие значительной силы и скорости, создаются предпосыл­ки для развития выносливости. Эти рекомендации следует учиты­вать при физической подготовке юных борцов.

В связи с тем, что юноши довольно легко справляются с крат­ковременными заданиями, даже интенсивными, и труднее с дли­тельными, даже если они на первый взгляд кажутся простыми и легкими, удельный вес упражнений для развития различных фи­зических качеств будет разный. Так, если в подростковой группе быстроту развить легче, то этому качеству надо уделять большее внимание, чем выносливости.

При развитии выносливости нагрузка должна повышаться по­степенно с таким расчетом, чтобы к концу года юноши могли вес­ти тренировочные схватки в среднем темпе в течение 6 мин. с пе­рерывом 1 мин. после 3 мин. борьбы.

В старшей юношеской группе те же качества будут разви­ваться по-другому. Уделяется внимание поддержанию и дальнейшему развитию быстроты. Специальную выносливость разви­вают с таким расчетом, чтобы юноша мог в одном занятии бо­роться по правилам соревнований, т. е. вести 2 схватки по 6 мин. с перерывом 1 мин. после 3 мин. борьбы.

Следует подчеркнуть, что развитие выносливости у юношей должно осуществляться параллельно с развитием других физиче­ских качеств. «При длительной и односторонней тренировке на выносливость в этом возрасте снижается свойственная юношам хорошая адаптация к скоростным нагрузкам».*

Для развития быстроты и ловкости необходимо применять соответствующие упражнения на каждом занятии, так как эти качества потерять можно очень быстро, а развить значительно труднее.

Не следует развивать у подростков и младших юношей быст­роту и ловкость со значительными отягощениями.

Развитие силы в юношеском возрасте должно осуществлять­ся преимущественно упражнениями скоростно-силового характе­ра: Форсированное развитие силы и увлечение упражнениями с большим весом может привести к скованности и потере быстроты.

У юношей 12—15 лет развитие силы должно осуществляться главным образом с помощью упражнений с отягощением, весом собственного тела, гантелями, набивными мячами, с гимнастическими палками, с партнером, на гимнастических снарядах.

В 16—18 лет упражнения на силу усложняют за счет увели­чения веса снаряда, изменения исходного положения, увеличения времени на выполнение упражнений, уменьшения отдыха между упражнениями и т. д. В качестве отягощения можно применять гири, различного веса штангу, разного веса партнеров.

Исследования профессора А. В. Коробкова доказали, что по­казатели силы мышц у подростков и юношей на 1 кг собственного веса приближаются к уровню взрослых уже к 13—15 годам, а по­казатели максимальной силы к 17—18 годам.

Развивать выносливость у подростков и младших юношей на­до особенно осторожно — с помощью упражнений со средним на­пряжением небольшими дозами (сериями) или учебно-трениро­вочных схваток с перерывами для отдыха. Постепенно, по мере приспособления к нагрузке периоды отдыха сокращают (напри­мер, при борьбе в стойке 2 + 2 дается перерыв 3 мин., постепенно его сокращают до 1 мин.). Подобное задание может быть исполь­зовано и для борьбы в партере. Затем увеличивают время выпол­нения упражнений до 3 + 3 мин. с перерывом 1 мин., и, наконец, можно увеличить темп ведения борьбы. Если занимающиеся от­носительно легко справляются с нагрузкой, рекомендуется про­вести дополнительную схватку с определенным заданием.

При подготовке к соревнованиям юношей 17—18 лет следует провести 2 схватки в одном занятии (например, первая 3 + 3 мин. с перерывом 1 мин., после 15 мин. отдыха проводится вторая схватка, время которой преподаватель определяет в зависимости от состояния борцов).

Большое значение для развития выносливости имеет борьба в различных условиях: на ограниченном месте, с односторонним сопротивлением, с сопротивлением после захвата, с выходом из партера наверх или в стойку и т. д. Такие задания приучают юношу находить выход из любых создавшихся положений в схватке.

Большое внимание необходимо уделить также развитию гиб­кости и подвижности в суставах. Исследования показывают, что «с 13 лет начинается новый прирост показателей подвижности в суставах, в 15 лет он достигает наибольшей величины... В даль­нейшем, в 16—17 лет, показатели подвижности в суставах умень­шаются...»* Поэтому в старшем юношеском возрасте препода­ватель не должен ослаблять внимания к упражнениям на гиб­кость и подвижность в суставах. Гибкость и подвижность в суставах у юношей 12—15 лет надо развивать упражнениями без предметов, упражнениями активно-пассивного характера и уп­ражнениями с небольшими отягощениями (гимнастическая пал­ка, набивной мяч, гантели и т. п.).

С переходом занимающихся в старшую юношескую группу вес отягощений постепенно увеличивают. Для развития гибкос­ти и подвижности в суставах могут применяться упражнения с гирями, штангой и партнером.

Следует особо подчеркнуть необходимость двустороннего обучения различным упражнениям. Для гармоничного физического развития юноши надо использовать упражнения как для левой, так и для правой стороны тела; с поворотом направо и налево; с правой и левой стороны от партнера. Таким образом, для раз­вития физических качеств в юношеском возрасте применяется широкий круг средств, с тем чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку.

На занятиях с юношами в большей степени, чем со взрослы­ми, применяются упражнения для формирования правильной осанки, подвижные игры, эстафеты и простейшие формы борьбы. В работе с юношами первое время данные упражнения ис­пользуются в небольшом количестве: несколько раз в занятии с короткими перерывами для отдыха. По мере приспособления к ним количество их увеличивают, а отдых между ними сокращают. Вместе с развитием физических качеств тренер должен система­тически воспитывать у занимающихся волевые качества: сме­лость, выдержку, уверенность, инициативу, упорство и др. Воле­вые качества проявляются в процессе преодоления определенных трудностей. К таким трудностям можно отнести большой вес снаряда, сильного противника, болевые ощущения при уходе с моста, выполнение приема из непривычного положения или сложного приема, непредвиденные обстоятельства в соревнова­ниях и многое другое. Систематическое преодоление трудностей служит основой для воспитания волевых качеств.

При выполнении сложных приемов или упражнений препода­ватель может оказать помощь или страховку и этим выработать у занимающихся уверенность в своих силах, что положительно скажется на воспитании волевых качеств.

Одна из главных задач преподавателя — подобрать посиль­ные для занимающихся упражнения. Другая задача в воспита­нии волевых качеств — научить занимающихся отдавать самоприказы и контролировать их выполнение. Самоприказы должны быть посильны, но со значительными усилиями для их выпол­нения.

Первое требование при воспитании воли — это личная орга­низованность, стремление к поддержанию дисциплины. При не­устойчивом внимании в юношеском возрасте это очень важно. Обучение юношей борьбе начинается с упражнений, которые приучают их к состязаниям (к захватам, преодолению сопротив­ления, приобретению устойчивости, волевым проявлениям и т.д.); или с упражнений, используемых в борьбе (укрепление моста, страховка и самостраховка); или с упражнении, необходимых для усвоения техники борьбы (для координации и развития соответ­ствующих групп мышц). Все эти упражнения в первое время должны занимать доминирующее место. Они не теряют своего значения и в последующие сроки обучения, но их удельный вес становится меньше.

Одновременно с изучением специальных упражнений зани­мающихся обучают технике борьбы: основным положениям, пе­редвижениям, захватам и освобождению от них. Обучение прие­мам следует начинать с партера. Для юношей это особенно важно, так как большинство приемов в партере проще, чем в стойке (небольшая высота падения, а отсюда — меньше неприят­ных ощущений). Кроме того, занимающиеся получают физичес­кое развитие, необходимое для изучения более сложных и труд­ных технических действий.

Особенность изучения приемов заключается в том, что юно­шам требуется больше времени на закрепление навыков выпол­нения специальных упражнений, деталей приемов и особенно проведения приемов в условиях взаимного сопротивления. При изучении техники сложных приемов в классической и вольной борьбе для страховки вначале рекомендуется использовать чуче­ло. В борьбе самбо для страховки применяют захват партнера за халат.

Чучела могут быть следующих размеров и весов*:

 

Длина чучела (см) Вес чучела (кг)
  10-15
  15-20
  20-25
  25-30
  30-35

 

Если соответствующих чучел нет, то освоение занимающими­ся сложных приемов борьбы будет затруднено.

Последовательность изучения техники борьбы должна быть такой, чтобы сходные по своей структуре приемы изучались пос­ле прочного усвоения одного из них. Если, например, в борьбе самбо после изучения, но не прочного усвоения занимающимися броска передней подножкой переходят к приему бедро, то про­исходит нарушение навыка в броске передней подножкой (вы­полнение этих приемов требует тонкой дифференцировки). По­этому между изучением данных приемов должен быть достаточ­ный промежуток времени.

Одна из важных задач, стоящих перед преподавателем, — это научить юношей правильно дышать. При разучивании того или иного упражнения преподаватель должен показать, как надо дышать. Правильно дышать при выполнении динамического уп­ражнения — это значит, при сужении грудной клетки делать вы­дох, а при расширении — вдох. Необходимо всегда подчеркивать, что не следует задерживать дыхания, даже если борец находится в трудном положении. Если позволяют условия, то дышать надо стараться глубоко, с небольшой частотой и через нос. Одна­ко при быстром темпе борьбы, при борьбе «спуртами» и т. п. воз­никает необходимость дышать чаще и через рот.

Большое значение также имеет дыхание при проведении все­го приема. Надо следить, чтобы занимающиеся выполняли прием без задержки дыхания. И только момент максимальных усилий в приеме выполняется на задержке дыхания.

Постановку дыхания у юношей необходимо специально тре­нировать. С этой целью применяют упражнения для увеличения жизненной емкости легких и развития силы дыхательных мышц. Кроме того, необходимо научить борца в зависимости от положе­ния, в котором он находится, применять грудное, диафрагмальное (брюшное) или смешанное дыхание.

При последовательном изучении техники борьбы следует пом­нить, что ряд приемов, рекомендуемых программой для взрос­лых, не подходит для обучения юношей в эти же сроки. Объясня­ется это тем, что юноши еще не имеют соответствующей физиче­ской подготовки. Кроме того, некоторые приемы без достаточной подготовки могут привести к травмам.

Возьмем для примера классическую борьбу. Такие приемы, как переворот обратным захватом туловища, бросок накатом с ключом и захватом туловища сверху, рекомендуемые для взрос­лых в первые 6 месяцев обучения, юноши могут изучать лишь на втором году обучения; бросок обратным захватом, сбивание за туловище, рекомендуемые для взрослых на втором году обучения, юношам следует изучать не ранее третьего года обу­чения.

Броски прогибом можно изучать с юношами лишь на втором году занятий. В этом же году их следует ознакомить с бросками прогибом с захватами туловища с рукой сбоку, шеи и туловища сбоку. Эти приемы не требуют такого сильного подбива, как при захватах спереди. Применение этих приемов делает технику бор­ца более разнообразной, дает ему возможность пользоваться ими как контрприемами от бросков через спину.

На третьем году занятий рекомендуется изучать броски про­гибом за туловище с рукой (со взрослыми при определенной фи­зической подготовке этот прием изучают первым).

Скручивание с юношами изучать не целесообразно, так как его выполнение осуществляется за счет ограниченных сковываю­щих действий.

Особого внимания требуют упражнения для укрепления мос­та. Применять эти упражнения нужно в строгой последователь­ности. Большинство приемов изучают более длительное время, чем со взрослыми. С юношами 12—15 лет следует избегать ста­тических положений на мосту.

Большое значение для юношей имеет тактическая подготовка.

Она преследует, прежде всего, становление стиля ведения борь­бы. Борьба для них — это игра. А для того чтобы победить в иг­ре, необходимо научиться всесторонне использовать те средства, которые разрешаются правилами. Постепенно усложняя условия игры (борьбы), преподаватель подводит занимающихся к спор­тивному совершенствованию. С этой целью он уделяет большое внимание обучению юношей правильной технике борьбы. Освое­ние техники является для них основной задачей. Овладев техни­кой какого-либо приема, юноши изучают 1—3 способа его так­тической подготовки, включая и простейшие комбинации. В стар­шей юношеской группе тактическая подготовка расширяется. Однако надо отметить, что не следует увлекаться количеством способов тактической подготовки к одному приему. Занимающие­ся должны совершенствовать лишь некоторые, наиболее удобные для них.

Наряду с изучением способов тактической подготовки прие­мов преподаватель приучает занимающихся активно вести схват­ку, поощряет корректную, насыщенную техническими действия­ми борьбу и порицает грубую борьбу, проводимую с акцентом на силу.

Для того чтобы научить юношей решать определенные такти­ческие задачи, преподаватель дает им соответствующие задания. Например, провести в схватке такой-то прием; бороться на краю ковра так, чтобы противник был спиной к краю ковра; после пе­ревода противника в партер, не задерживаясь, сразу переходить на другой прием; после попадания в партер сразу выполнить вы­ход наверх и т. д.

Постепенно преподаватель приучает занимающихся бороться с различными по своим индивидуальным особенностям против­никами. Для этого он вначале знакомит их с основами составле­ния планов борьбы, с различными противниками, а затем такие планы составляют сами борцы. Таким образом, преподаватель постепенно приучает юношей самостоятельно творчески мыс­лить.

Из других вопросов тактики подробно рассматривают развед­ку и маскировку. С началом выступления в соревнованиях юно­ши начинают приобретать знания по основным вопросам тактики участия в них (поведение на взвешивании, подготовка к схватке, соблюдение режима дня, питания и др.).

 

Date: 2015-09-27; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию