ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА
| ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
|
1. Место данного урока в системе уроков по теме. Тип урока.
| Тип урока:
Комбинированный
Изучение нового материала;
Закрепление знаний, умений, навыков;
Повторительно - обобщающий.
|
2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.
| 1. Образовательные задачи (усвоение понятий, законов, закономерностей, теорий; формирование общеучебных и специальных умений и навыков);
2. Воспитательные задачи (воспитание у учащихся ответственности, самостоятельности в учебе, чувства прекрасного и т.д.);
3. Развивающие задачи (формирование умений выделить главное и существенное, сравнивать, обобщать; развитие познавательных интересов и способностей детей).
|
3. Выбор формы проведения типового урока и его структурных элементов.
| Лекция, коллоквиум, семинар, лабораторная (практическая) работа, урок коррекции знаний, консультация, пресс-конференция, зачет, контрольная работа и другие варианты.
Целенаправленность выбранной структуры урока.
|
4. Краткая характеристика класса, учет индивидуальных особенностей развития школьников.
| Отношение к учебе, активность, работоспособность, учебные навыки; учебно-познавательная деятельность, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности (возможные) в работе с данным классом.
|
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО
МАТЕРИАЛА
| ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОЩАЮЩИЙ УРОК
|
5. Начало урока.
| Мобилизация внимания учащихся, их готовность.
| 5. Начало урока.
| Мобилизация внимания учащихся, их готовность.
|
6. Организация целенаправленного повторения ранее изученного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний.
| Способы проверки домашних заданий; их эффективность.
| 6. а) Способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий.
б) Характеристика вопросов и задач при проверке домашнего задания.
| Выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке учеников-консультантов.
Проблемные вопросы и задания, вопросы на сопоставление и сравнение, обобщение на понятийном уровне.
|
7. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
| Формулирование проблемных вопросов и заданий; установка на глубокое изучение и прочное запоминание учебного материала.
| 7. Организация на уроке сопутствующего повторения материала, логически связанного с приобретенными накануне новыми знаниями, и материала, который по своему содержанию и структурным особенностям тесно связан с рассмотренным на предыдущих уроках материалом.
| Тематическая группировка материала, сравнение, сопоставление и противопоставление материала.
|
8.Способы изучения новых знаний.
| 1. Методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом.
2. Работа над новыми понятиями, правилами, законами и закономерностями.
3. Систематичность, последовательность, правильность протекания мыслительных операций школьников: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации.
4. Характер вопросов, задаваемых на уроке (соблюдение принципа научности, требований логики и психологии).
| 8. Осуществление обобщения и систематизация теоретического материала и практических умений и навыков.
| Использование тематических групп, их сопоставления, сравнения и противопоставления, формирование обобщенных умений и навыков, умений планировать и самостоятельно организовывать учебную деятельность (составление алгоритмов учебной деятельности).
|
9.Способы закрепления материала.
| 1. Выполнение заданий в устной форме.
2. Предупредительные работы.
3. Выполнение заданий творческого характера.
4. Другие виды заданий и их целесообразность.
| 9. Наращивание трудности и степени самостоятельности учащихся в работе.
| Выполнение разного рода тренировочных заданий практического характера. Рациональное соотнесение различных видов тренировочных упражнений (количественные, качественные, графические, эксперименталь-ные, аналитические и др.).
|
10. Степень и пути дифференциации обучения. Самостоятельная работа на уроке.
| Характер заданий по их содержанию и степени трудности, способы предъявления заданий учащимся: по вариантам, по группам, индивидуальные задания, выбор заданий учащимися и др.
|
11. Использование на уроке различных средств обучения.
| ТСО, информационные, дидактический материал, наглядный материал и т.п.
|
12. Формы и методы контроля за уровнем знаний, умений, навыков учащихся.
| Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль устный и письменный, лабораторный, программированный, машинный и безмашинный.
|
13. Оценка результативности урока.
| Уровень теоретических и практических умений и навыков учащихся: первый уровень – репродуктивный (воспроизведение); второй уровень – продуктивный (применение по образцу); третий уровень – творческое применение.
Что удалось на уроке и возможные направления совершенствования последующей деятельности. Не было ли на уроке перегрузки учебными заданиями, недооценки сил учащихся (использование заданий облегченного характера).
|
14. Методика выдачи домашнего задания.
| Объем, инструктаж, своевременность, дифференцированность (при необходимости).
Как предлагались задания (анализировались ли некоторые задания, велась ли беседа о наиболее рациональных способах выполнения или только лишь назывались номера соответствующих заданий).
|