Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет. Этапы становления суверенитета и демократии в Казахстане: проблемы и трудности





Важным событием стало принятие 22 сентября 1989 года «Закона о языках», где государственным языком был объявлен казахский язык, а русский язык – языком межнационального общения. Таким образом, на пути к суверенитету мобилизующими и консолидирующими общество факторами стали язык и история.

29 августа 1991 года Президент Казахстана подписал Указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.

Была решена проблема Казахстана, он стал безъядерной зоной.

1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность.

16 декабря было принято решение о переименовании Казахской ССР В Республику Казахстан.

16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», Этот день был объявлен Днём Независимости.

Казахстан сегодня-независимое государство, построенное по принципам западной демократии, учитывая опыт передовых восточноазиатских государств и специфику нашего многонационального и многоконфессионального общества. В Казахстане последовательно происходит развитие демократических институтов: регулярно проводятся свободные демократические выборы; осуществляется принцип разделения ветвей власти; существует политический плюрализм и многопартийность (зарегистрировано 10 политических партий); созданы институты и структуры гражданского общества, включая 5 тысяч НПО; свобода слова, отсутствует цензура; функционируют негосударственные средства массовой информации; Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека; обеспечил свободу вероисповедания (проведено 3 съезда лидеров мировых и традиционных религий, последний -2009г); введен мораторий на смертную казнь; Казахстан первым в СНГ принял закон по борьбе с коррупцией.

История казахского государства, если вести отсчет от великой евроазиатской империи древнего суперэтноса – тюрок, насчитывает почти 1500 лет. Свыше 500 лет прошло с тех пор, как на обломках Золотой Орды образовалось самостоятельное Казахское ханство – законный правопреемник всех предыдущих государственных образований, существовавших на огромной территории. Из них около 300 лет, начиная с 1731 г., казахский народ жил в составе Российского государства, в том числе 75 лет – при советской власти.

Племена предков казахов – каганаты тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кипчаков – участвовали в международных, политических, хозяйственных и культурных связях своего времени, «поддерживали дружественные контакты с Сасанидами и Византией, Киргизским каганатом и государством уйгуров, Китаем. Они были союзниками Киевской Руси в ее борьбе с хазарами и Волжской Булгарией. Тюркские племена территории Казахстана вместе с народами Средней Азии боролись против арабского завоевания, торговали и обменивались культурными ценностями с Согдом, устанавливали связи с саманидами и Тахириудами, сельджукидами. Через весь южный Казахстан еще с глубокой древности проходил Великий Шелковый путь» в Византию и Китай. А древние города Тараз (Джамбул), Отрар (Фараб), Сюткент, Чиганак и др. были важными культурными и экономическими центрами международного значения, в которых процветали наука и искусство.

Историческая традиция экономических, политических, военных и культурных связей казахского народа восходит также к далекому прошлому, ко времени Киевской Руси и Кыпчакского государственного образования.

Так, издревле, еще с XV в. казахи нашли в лице русских союзника в борьбе против джунгарских набегов и других нападений, грозивших самому существованию казахского народа. В свою очередь, сами казахи были своего рода щитом, охраняющим славянские племена от нашествий армии Македонского или полчищ Чингизхана.

Первые же официальные связи Казахстана с Россией относятся к концу XVI в., времени, когда Казахское ханство Тауеккеля испытывало давление с юга – от бухарского хана Абдуллы, а с севера – от сибирского хана Кучума. В 1594 г. хан Тауеккель через своего посла КулМухаммеда впервые поставил вопрос не только о военной помощи, но и о принятии казахов в российское подданство. В марте 1595 г. последовала царская грамота. В этом же году царский посол Вельямен Степанов был направлен к Тауеккелю. XVII век – время основания Яицкого городка и Гурьева, расширения караванного торга, обмена посольствами. Экономический подъем России с начала XVIII в. обусловил растущий интерес к «ключам и вратам» торговли с Востоком, какими являлись казахские степи. О состоянии торговых отношений Казахстана с Россией дают представленные материалы Академической экспедиции 17681774 гг., работы его участников: П.С. Палласа, И.Г. Георги и И.П. Фалька. Целый ряд интересных сведений о Казахстане конца XVIIIначала XIX в. сообщили Поспелов и Бурнашев, Записки Бланкеннагеля, Поспелова и Бурнашева, которые являются ценными источниками для изучения связей Казахстана с Россией и со среднеазиатскими ханствами. О хивинскоказахских отношениях повествуют также записки капитана генерального штаба Мейендорфа, сопровождавшего миссию А. Негри в Бухару в 1820 г.

Если же взять политический аспект присоединения Казахстана к России, то передовые представители казахской интеллигенции не раз отмечали, что объективно принятие казахов в российское подданство сыграло прогрессивную роль. Эта мысль нашла отражение в трудах и высказываниях ученогоэнциклопедиста, публициста и демократа Чокана Валиханова (18351865), педагога и ученого Ыбрая Алтынсарина (18421889), выдающегося писателя и просветителя Абая Кунанбаева (18451904). Так, последствием присоединения было развитие промышленности, формирование первых отрядов рабочего класса из коренного населения. Создавались условия для проникновения в казахскую степь капиталистических отношений, для духовного обогащения народа под влиянием западной, в том числе и русской, культуры. В целом, была устранена угроза порабощения Казахстана иноземными захватчиками. Эти очевидные факты стараются обойти и шовинисты, и националисты, ибо они не согласуются с их крайними позициями.

Ученыеисторики долгое время замалчивали и такую истину, как общность целей восстаний Емельяна Пугачева и Сырыма Датова, дальновидного политика. У русских и казахских повстанцев был общий враг – крепостническая система. Так, Пугачев хотел очистить землю от старых форм церковнопомещичьего правительства и создать на месте полицейскоклассового государства общежитие свободных равноправных мелких крестьян, а Сырым Датов – упразднить ханство, основать государство, управляемое народом. Причем главной целью уже тогда он ставил свободного, сильного, независимого казахского государства в содружестве с Россией на равных, но не вассальных основаниях.

Поэтому совершенно недопустимо, ненаучно смешивать грабительскую, захватническую, колонизаторскую политику царского самодержавия в Казахстане с той объективнопрогрессивной ролью, которая прогрессивная Россия сыграла в судьбе народов колонии.

В казахской энциклопедиисправочнике, изданной в 1981 г., почти ничего не говорится об установлении колониального режима и двойного гнета. Известный же ленинский тезис о царизме, как о «тюрьме народов», фактически обойден, не показана царская политика консервации докапиталистических отношений в Казахстане. Не лишена некоторого приукрашивания колониальная политика царизма и в «Истории Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней)» в пяти томах, изданной в 1979 г.

Сегодня анализ закономерностей развития истории с новых позиций показывает, что XX в. для казахов также оказался крайне сложным. В 1916 г. они подверглись военнокарательным репрессиям за нежелание служить царизму в империалистической войне. Многие казахи бежали за границу. В 20х годах они покидали Родину, спасаясь от голода и болезней. В 30х годах значительная часть их вновь откочевала за рубеж, стремясь обезопасить себя от конфискации имущества, принуждения к оседлости, от опустошительного голода и т.д. И если в 1913 году население Казахстана составляло 5 млн. 600 тыс. человек, из которых 9,7% проживали в городах, а 90,3% в аулах и поселках, то согласно итогам первой переписи 1926 года на территории Казахской ССР (без Каракалпакской автономной области) уже проживало всего 3 млн. 628 тыс. человек коренного населения. А через 12 лет в переписи 1939 года фиксируется убыль еще в 1 млн. 321 тыс. человек, то есть происходит уменьшение коренного населения на 35,7%.

Как видно, диалектика развития Казахстана сложилась так, что героические страницы истории переплелись с трагическими, слишком высокой и исторически неприемлемой оказалась цена за прогресс народа. Дело создания нового общества было до крайности искажено и отягощено преступлениями тоталитарнобюрократической системы, произволом и грубыми извращениями принципов народовластия. Под видом «добровольных передач своих полномочий союзным органам» республики все больше утрачивали свои суверенные права, провозглашенные на заре Советской власти в 1922 году. В результате экономическое руководство полностью было сосредоточено в центральных органах.

Экономическая несамостоятельность республик облегчала задачу их политической стандартизации. Во всех республиках, в том числе и Казахстана, установились идентичные политические структуры. Число и наименование министерств тоже было примерно одинаковым, хотя при этом численность населения, природные условия, исторические традиции и обычаи, экономический потенциал и другие показатели республик существенно отличались друг от друга.

Имея богатейшие природные ресурсы, производя в составе СССР 70% свинца, цинка, титана, олова, 97% общемировых хромитовых руд, занимая в СССР первое место по добыче и переработке руд цветных металлов, и второе – нефти, четвертое место по общему объему экспортируемой продукции среди союзных республик, Казахстан вывозил за свои пределы лишь 18 % готовой продукции. Все остальное экспортировалось в виде первичного сырья почти во все страны, называвшиеся до 1989 г. социалистическими, почти в 20 капиталистических и свыше 40 развивающихся, но уже по более высоким ценам. Некоторые из них, не имея практически своих природных ресурсов, удовлетворяли свои потребности за счет поставок дешевого сырья из Казахстана. Так, ЧССР обеспечивала свыше 40% своих потребностей в хромовой руде, 60% в меди и свинце; ГДР – почти 80% потребностей в хромовой руде; Польша – около 30% в свинце и т.д.

Причем в республике 75% капиталовложений в течение последних 30 лет вкладывались в группу «А»: карьеры, шахты, металлургические комбинаты, заводы, обогатительные фабрики и т.д. В итоге, 60% товаров народного потребления привозились в республику изза ее пределов.

Отсутствие реальной экономической самостоятельности сказывалось и в делении прибыли добытого национального богатства: в бюджет Казахстана поступало всего 7% от ежегодного дохода, получаемого в республике.

Взяв курс на экстенсивное развитие народного хозяйства, союзное правительство, с молчаливого согласия бывших республиканских властей, заполонило земли, богатые пастбищные угодья Казахстана вредными производствами и объектами. К примеру, начиная с 1949 г., 10 млн. гектаров казахстанской земли было отдано под полигон, второго по значению и размеру в мире, после Невады (США), где было произведено около 500 атомных испытаний из 717, произведенных в Союзе. Ни у союзного правительства, ни у Министерства Обороны СССР, ни у местных властей не оказалось денег не только на компенсацию за загубленную экологию, на переселение людей из зоны экологической катастрофы, но даже на простейшие лекарства. А если сюда еще добавить проблемы усыхающего Арала, космодрома Байконур, СарыОзека, Балхаша и др., то видно, что население огромного региона, по сути дела, было обречено на медленное вымирание, на генетическое вырождение.

В настоящее время можно констатировать еще один факт: огромная территория Казахстана использовалась тоталитарным режимом для антигуманных целей. Именно сюда ссылались в годы сталинских репрессий «провинившиеся» народы, не по воле и желанию их коренных жителей он превратился в сталинскую тюрьму народов. Так, в 1937 г. в Казахстан было сослано 18526 корейских семей (приблизительно свыше 100 тыс. человек). Накануне войны жителями республики стали 102 тыс. депортированных поляков. Осенью 1941 г. в Казахстан были высланы 361 тыс. немцев Поволжья. На 1 июля 1943 года в республику было эвакуировано 532506 человек из западных районов страны. В 19431944 гг. проведено насильственное переселение в Казахстан 507 тыс. представителей народов Северного Кавказа и т.д. В ноябре 1944 г. республики Средней Азии и Казахстан приняли свыше 110 тыс. человек из 220 населенных пунктов Месхетии (Грузинская ССР).

Все это привело сегодня практически к неутихающим межнациональным конфликтам на всей территории бывшего СССР, к существенной эрозии культуры и традиций народов. Известно, что основным носителем культуры нации является язык. Однако казахский народ трижды менял свою письменность, было закрыто около 1000 казахских школ. И в республике не осталось ни одного учебного заведения, где преподавание велось бы полностью по всей программе на казахском языке. В итоге около половины казахов не знают родного языка, умерли многие позитивные национальные традиции.

Крайне мизерными оказались достижения Советского Казахстана в области развития культурных, гуманитарных контактов, без которых нельзя говорить о полноценных, глубоких отношениях между государствами, как бы активно они не взаимодействовали в других областях. Культурные связи осуществлялись в СССР в основном в рамках государственного плана сотрудничества с зарубежными странами, где доля Казахстана составляла всего лишь 45%, они ограничивались одним или двумя выездами в год на Дни культуры СССР. Советский Казахстан ни разу за всю историю существования ЮНЕСКО не был представлен на ежегодно проводимых сессиях этой организации, не имел своих, хотя бы временных или прикомандированных собкоров ни в одной из зарубежных стран.

Но только начиная с 1988 года была приоткрыта завеса в этой проблеме и сейчас Казахстан – первое государство, которое декретами своего Президента прекратило ядерные испытания на полигоне в Семипалатинске, восстанавливает воды Арала, избегает допущения озоновых дыр на «Байконуре» и т.д. На базе комплекса бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона и соответствующих научных организаций и объектов, расположенных на территории республики, создан Национальный ядерный центр независимого Казахстана.

 

Открыты специальные счета созданных фондов помощи этим регионам, которые сделали расчеты для программы оздоровления, предусмотренные не на один год.

То есть перед Казахстаном встала нелегкая задача: оставляя в XX в. тоталитаризм с его перегибами и перекосами, выработать стойкий механизм сохранения суверенности и независимости, взаимовыгодного международного сотрудничества, содействия обмену информацией и опытом между соответствующими экономическими системами. Нужна была кардинальная смена приоритетов.

Поэтому ныне, особенно в пору драматических событий вокруг межнациональных отношений, территориальных претензий, как никогда приходится мыслить и действовать еще более ответственно, думать о последствиях и перспективах каждого своего шага для судьбы новых поколений, для судьбы новых взаимоотношений. В этом плане, учитывая особенные отношения РК с Россией и среднеазиатскими республиками, нельзя не обратить внимания на громкие голоса со стороны России, да и других соседних государств, в адрес Казахстана об искусственности границ РК и большевистском их происхождении, необходимости их перекроить и т.д. И высказывают их не только публицисты, ученые, но и отдельные парламентарии, высокопоставленные государственные мужи. Хотя, конечно, такой вопрос, как произвольное размежевание территории, населенной различными этносами, типичное для любой колониальной империи в угоду своим имперским амбициям, было присуще как Российской империи (деление на губернии, уезды, волости, края и т.д.), так и административнототалитарному режиму сталинского образца. Неоднократно границы произвольно, без учета интересов самих народов перекраивались, к примеру, только за период с 1921 по 1930 гг. – 45 раз; с 1931 по 1940 гг. – 26 раз; в 19411950 гг. – многократно, в связи с депортацией и лишением государственности ряда малых народов; в 19511960 гг. – 7 раз; в 19611970 гг. – 5 раз; в 19711980 гг. – 3 раза. То есть, практически за семь десятилетий территории у одних отбирались, другим передавались почти сотни раз. В итоге годами накапливался целый слой территориальных претензий, что, как показывает опыт, крайне чревато последствиями. Вокруг таких животрепещущих проблем, особенно в период становления государственной суверенности, нередко находятся любители острых ощущений, преследующие свои эгоистические цели, подогреваемые местными политиканами, которые способствуют перерождению этих конфликтных ситуаций в кровавую бойню народов. Поэтому следует отметить, что для племен – предков казахской нации, населявших пространство нынешнего Казахстана, эта территория была их исконно исторической родиной (об этом много раз писали), что подтверждено архивными документами, многочисленными исследованиями разных времен. К тому же границы легитимно закреплены и согласованы на основании многочисленных государственных документов как в рамках бывшего СССР, так и СНГ, мирового сообщества, на основе документов Хельсинской конференции (1975 г.) и др., подтвердивших границы, сложившихся в результате второй мировой войны; ООН, членом которой является теперь и Казахстан. Это было еще раз закреплено и в новом Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г. Так, в статье 10 записано: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность и нерушимость существующих границ РФ и РК. Стороны будут запрещать и пресекать в соответствии со своим законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций и групп, а также действия отдельных лиц, направленные против независимости, территориальной целостности обоих государств, либо на обострение межнациональных отношений».

Кроме того, Казахстан – многоэтнический регион. На его территории проживают свыше 100 наций и народностей, в том числе из 25 млн. русских, проживающих за пределами России, около 7 млн. живут в Казахстане. Это почти 40% его населения. Половина корейцев, уйгурок, узбеков и других народов, проживающих в СНГ также живут в нашей республике. В случае территориального передела были бы глубоко задеты их экономические, религиозные и этнические интересы, а если учесть еще патриотические чувства 3 млн. соотечественниклвказахов, живущих на разных континентах земли, то ясно, что это стало бы причиной одного из наиболее острых конфликтов не только в данном регионе, но и для всего мирового сообщества.

Обо всем этом стоило бы задуматься таким «подлинным патриотам», использующим, как известно все средства, включая националистические, шовинистические, для реализации собственных сценариев колониальноимперского, великодержавношовинистического, националистического патриотизма, геополитического «обустройства» своих государств на основе ущемленных тотальнобюрократическим режимом амбиций.

Таким образом, анализ общественных условий после раскола почти 75летнего тоталитарного режима показывает, что провозглашению суверенной независимости бывших союзных республик СССР предшествовали соответствующие предпосылки: социальнополитические, экономические, военные.

Так, социальнополитические предпосылки возникновения и становления суверенных государств СНГ в целом и в суверенной Республики Казахстан в частности характеризуется такими основными чертами международного пространства вокруг них, как:

непредсказуемость внешнеполитических действий республик в условиях отсутствия международноправового механизма регулирования их поведения на мировой арене;

крайняя нестабильность социальнополитического положения в республиках;

существование у республик взаимных территориальных претензий;

наличие внутренних проблем самоопределение компактно проживающих национальных меньшинств и др.

Указанные обстоятельства усиливают ответственность РК за нахождение оптимальной модели взаимоотношений с республиками, определяя тем самым ее будущую роль и место на предстоящий переходный период. Новое международное пространство в геополитических рамках Казахстана выделяет особую роль государства в решении неотложных задач преодоления многолетнего застоя в социальнополитической жизни, во взаимоотношениях СНГ, как никогда актуализирует проблемы республик Содружества, в том числе Казахстана. Это совершенно закономерно, так как, с одной стороны, финансовые возможности молодых, независимых государств явно неадекватны потребностям социальноэкономического развития и довольно остро ставят вопрос об эффективном использовании имеющихся ресурсов. С другой, если начиная с середины 80х годов, действительно происходил демонтаж СССР, теории и практики строительства социализма, то начало 90х годов явилось новым этапом становления и роста уже суверенных, независимых и свободных республик. Отбросив политику классовоидеологического единомыслия, выражавшую интересы партийногосударственной бюрократии, народы СНГ сконцентрировали усилия на социальноэкономическом развитии своих стран, на вхождении в мировое сообщество и рыночных отношениях.

Время обнажило и трудности этого процесса, его сложный двойственный характер. На первый план вышло противоречие между требованиями обновления, творчества, инициативного отношения к делу и инерцией, консерватизмом, корыстными интересами.

Однако объективная логика событий стала такова, что Казахстан, как и другие субъекты федерации, активно вышел на международную арену. Благодаря решению 47 Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 1992 года он стал, наравне с республиками Средней Азии, 164м государством, входящим в его состав, полноправным его членом.

Сегодня Казахстан признан более 100 государствами, почти со всеми установлены дипломатические отношения. Республика вступила в июле 1992 г. в Международный валютный фонд и во Всемирный банк. Участвует в деятельности ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО и др.

Ныне Казахстаном накоплен уже немалый опыт международной деятельности, расширен диапазон его участия во внешнеполитических акциях, в научнотехническом, экономическом, культурном обмене с зарубежными странами. В целом набирает силу тенденция к взаимопроникновению хозяйственных механизмов, к интеграции в региональном и глобальном масштабах.

Причем особый интерес представляет роль, которую играет республика в отношениях с формирующимися политическими режимами в АзиатскоТихоокеанском регионе (АТР), с субъектами тюркоязычного, мусульманского мира, расположенными вблизи от нее. В этой связи существенную значимость начинает приобретать подключение Казахстана к работе таких международных экономических и политических форумов в АТР, как организация АзиатскоТихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и регионального форума АСЕАН по обеспечению безопасности и др.

И в этих условиях политический интерес представляет сам курс, провозглашенный на радикальное обновление всей внешней политики в целом. Коренные перемены в этой области, начавшиеся с середины 80х годов, нашли свое отражение почти во всех документах политического характера. Так, непосредственно по вопросам внешних сношений Казахстана за эти годы был принят целый пакет специальных законодательных актов. Утверждено Положение начиная с самой Комиссии Президиума Верховного Совета Казахской ССР по руководству международными связями. Ее деятельность была направлена на всемерное обеспечение политических, организационных и экономических условий для активного включения министерств, ведомств, предприятий, объединений, производственных кооперативов в различные сферы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Правительство также утвердило новое Положение о Министерстве иностранных дел Республики Казахстан, установившее его задачи, функции, права и обязанности. Основными задачами МИД республики являлось осуществление работы по координации, укреплению и совершенствованию зарубежных связей Казахстана, разработка предложений внешнеполитического характера, защита национальных интересов страны и его граждан в вопросах взаимоотношений государства с зарубежными странами. Были также приняты документы о постоянном представительстве Казахстана в других государствах СНГ и странах дальнего зарубежья и т.д. Все эти акции говорят о том, что важное место в осуществлении государственной внешней политики в новых условиях занял процесс реформирования и демократизации самого механизма реализации внешнеполитической деятельности, который был полностью сосредоточен в руках Компартии. Объяснялось это неизменной руководящей и направляющей функцией КПСС во всех областях жизни, которая не позволяла высшей государственной власти ни одной союзной республики выполнять полностью свои функциональные обязанности.

В целом, социальнополитическая ситуация этого периода характеризуется и резким ростом общественных организаций, таких, как: антиядерное движение «НевадаСемипалатинск»; Комитет по спасению Арала и Балхаша; историкопросветительское общество «Адилет»; общество «Милосердие» а также политических партий, как: Народный конгресс Казахстана; Желтоксан; Социалдемократическая партия Казахстана; гражданское движение «Азат»; межнациональное движение «Единство».

При рассмотрении экономических предпосылок образования РК, невольно возникает вопрос: почему люди стали жить хуже при наличии огромных сырьевых ресурсов? Чтобы понять ситуацию необходимо оглянуться в недалекое прошлое. Как известно, уже к концу 70х годов система СССР, основанная на централизованном управлении, на монополии государственной собственности, полностью исчерпала свои возможности. Страна держалась лишь за счет нефтедолларов и экспорта других видов сырьевых ресурсов. Положение еще усугублялось непомерно высокими расходами на армию и милитаризацией целых отраслей промышленности.

Изза отсутствия экономических стимулов и механизмов осуществления практически остановился научнотехнический прогресс. Неэффективность экономики, ее затратный характер обусловили крайне низкий объем расходов на социальную сферу. Так, Казахстан по уровню развития материальной базы здравоохранения, образования, культуры оказался в последних десятках стран мира. Так называемая уравниловка в распределении материальных ресурсов, низкий уровень заработной платы практически уничтожили мотивацию к труду, привели к эрозии трудовой этики, к социальной апатии населения. Поэтому не случайно сегодня главная цель РК – соединить достижения научнотехнической революции с экономикой и культурой, общегосударственное руководство – с интересами личности и коллектива. Для воплощения этой стратегической установки предстояло осуществить меры поистине революционного характера. Было ясно, что теперь уже не может быть принят прежний, преимущественно эволюционный тип научнотехнического прогресса. Необходимо было ориентироваться на самые последние достижения научнотехнического мысли, открывать новые перспективные направления развития техники и технологии, способные обеспечить многократное повышение производительности труда – таково было требование времени, непременное условие радикального перелома в интенсификации экономики.

Казахстану, чтобы стать полноправным членом мирового сообщества, необходимо было прежде всего ликвидировать уродливый крен «сырьевого придатка» бывшего союзного хозяйства, требовалось преобразить структуру самой экономики. Однако без тесного сотрудничества с развитыми индустриальными странами, без широкого привлечения иностранных инвестиций эту задачу нельзя было быстро решить. Поэтому были созданы такие новые структуры, как: Агентство по иностранным инвестициям, Таможенный комитет Министерства государственных доходов республики, зарегистрирована Международная Казахстанская агропромышленная биржа и т.д. Кроме того, для повышения гарантоспособности республики были также образованы Золотой и Алмазный фонды.

Относительно оснопологающих принципов и предпосылок военной доктрины, обеспечивающей коллективную безопасность в условиях провозглашения суверенности и независимости Республики Казахстан, необходимо иметь ясное представление о том, что мы имели, какие последствия вызревали в этом направлении?

Как известно, после распада СССР ядерное оказалось на территории четырех независимых государств – России, Украины, Беларуси и Казахстана.

Казахстан в принципе всегда стремился объявить себя безъядерной зоной. Поэтому, не случайно, Госсекретарем США Бейкером было вручено Президенту Казахстана официальное письмо с подтверждением общеизвестным заявлением ВЭНСа, сделанным им от имени правительства США в 1969 г. по защите тех государств и их суверенитета, которые называют себя безъядерными. И как итог, в числе 129 государств – членов ООН 31 сентября 1996 года Казахстан подписал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия.

Одновременно, по итогам Ташкентской встречи, подписав договор о Коллективной безопасности СНГ, Казахстан, вопервых, обеспечил над собой «ядерный зонтик», способствовал образованию единого оборонного пространства. Вовторых, США в лице Президента Буша признал Республику Казахстан как участника договорного процесса по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ) и подтвердил обязательства США по защите безъядерных государств, подписавших соглашение об СНВ. Втретьих, проблема дальнейшего сокращения ядерного оружия, находящегося на территории Казахстана после выполнения договора об СНВ, подлежало урегулированию между Казахстаном и Россией, который рассматривался всегда как военнополитический союзник, с которым на взаимовыгодных условиях решались все проблемы организации общей защиты. А как известно, Россия объявила себя правопреемницей СССР и дисбаланс сил в Азии шел бы вразрез с ее геополитическими интересами, ей гораздо безопаснее иметь на юге давнего и надежного союзника, а не какуюто другую страну. Казахстан же намерен был оставаться равным в отношениях как с Россией, США, так и с другими членами Совета Безопасности ООН.

Так как ситуация сегодняшнего дня обязывает выработать самостоятельную внутреннюю и внешнюю программы действий в масштабах государства Казахстан, а если надо – общенациональную программу развития и защиты его независимости и суверенности, отводя при этом особую роль проблеме безопасности. Ибо, высшая цель безопасности государства Казахстан – обеспечение прав человека, гражданских свобод и законных интересов граждан в соответствии с Конституцией республики, Всеобщей декларацией прав человека.

Поэтому безопасность Казахстана как независимого государства должна определяться, прежде всего, качественным состоянием защищенности общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности республики, экономического и оборонительного потенциалов, жизненно важных интересов граждан республики от внешних и внутренних посягательств.

Таким образом, отсюда следует вывод, что образование Содружества Независимых Государств, в том числе суверенной Республики Казахстан, это естественное, объективное развитие событий, характеризующихся определенными объективными условиями и предпосылками в области как социальнополитической, экономической, так и военной. И поэтому интеграционный процесс являлся неизбежным. Уклоняться от него было просто опасно и невозможно. Что касается позиции Казахстана, то о ней четко было сказано в программной работе Президента республики, посвященной становлению и развитию Казахстана, где он, в частности, подчеркнул: «Казахстан всегда был готов к совместному варианту выхода из кризиса, настойчиво стремился реализовать его как экономическими, так и политическими методами. Однако, к сожалению, эти инициативы не встретили поддержки со стороны большинства партнеров по СНГ. Поэтому, оставаясь искренними приверженцами объединения усилий, мы вынуждены искать самостоятельный выход из сложившейся ситуации, а именно – осуществлять переход от политики «интеграции» к политике «координации» со странами СНГ».

Именно это подтверждают вышесказанные объективные условия и предпосылки возникновения суверенного и независимого Казахстана.

Отсюда следует, что Казахская советская автономия в момент создания в 1920 г. образовалась как национальная государственность на основе права нации на самоопределение, поскольку казахи, составляя большинство населения, жили на своей исконной исторической земле. С тех пор республика называется Казахской, а государство – Казахстан. В новейших государственных документах это положение также нашло подтверждение: в «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» говорится о национальной государственности, в Законе «О государственной независимости Республики Казахстан» сказано о необходимости укрепления национальной государственности, вновь подтверждено право казахской нации на самоопределение. Результатом осуществления этого права в политическом аспекте является объявление государственной независимости Республики Казахстан, которая по составу своего населения является многонациональной, а по характеру государственности – национальной. В силу этого идея национальной государственности нашла свое соответствующее отражение и закрепление в новой Конституции Республики Казахстан 1995 года. Естественно и то, что стремительно «взрослеющие» законодательные и исполнительные органы страны вносят необходимые коррективы в становление нашего суверенного государства. Анализ показывает, что все более плодотворной становится деятельность нашего нового Парламента Республики Казахстан, налицо явный рост профессионализма депутатов, их более квалифицированный подход к законотворчеству, к обеспечению эффективной работы этого законодательного органа. Очевидно то, что новому Парламенту республики под силу решение важнейших политических, законодательных и экономических задач, которые ранее были в компетенции лишь союзных органов. И это касается не только казахстанского Парламента, но и других органов власти республики. Следовательно, общество, открытое для взаимовыгодного сотрудничества передовых идей и технологий, высокой культуры, должно было перейти на качественно новые принципы отношений с государственными образованьями других стран. В республике были созданы структуры власти, принципиально отличающиеся от прежних. Так, Президент был вторично, всенародно избран демократическим путем, реорганизована вся исполнительная власть и т.д. Поэтому вытекает вывод, что на рубеже XX и XXI веков Казахстан активно вышел на новые грани сотрудничества как с СНГ, так и с мировым сообществом, основанные на принципе полного государственного суверенитета.

И как бы не относились различные политические силы к тем событиям, которые происходили в последние годы существования СССР, к тем серьезным издержкам, которые еще бытуют в деятельности СНГ, все же попытки отрицать то огромное воздействие, которое оказал этот процесс на все мировое развитие, неправомерны, их опровергают несомненные достижения и, прежде всего, в области суверенизации, автономизации бывших союзных республик, в отвоеванных ими правах на строительство демократического правового государства, быть самостоятельным субъектом международных отношений.

Причем независимый Казахстан в новых услових обновления, активно выйдя за рубежи суверенности и самостоятельного экономического, социального и культурного развития, полон динамизма, творческого духа новаторства и оптимизма.

 

Date: 2015-09-27; view: 1019; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию