Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правительство в период Российской Империи





Во время Российской Империи существовало два органа исполняющих функции Правительства страны. Это были:

1. Комитет министров Российской Империи

2. Совет министров Российской Империи

Комитет министров Российской Империи – это высшее административное учреждение Российской Империи в 1802—1906 годах.

Комитет министров был создан Александром I приказом от 8 сентября 1802 года и вскоре сделался «верховным органом Империи». Этому способствовало пребывание на заседаниях правителя Александра первого, который в 1802—1804 годах практически всегда посещал его заседания. Во время отсутствия правителя Комитету министров особенными указами предоставлялись чрезвычайные возможности. Высоким повелением 31 марта 1810 г. в структуру Комитета министров, который до того состоял лишь из министров, их помощников (заместителей) и правительственного казначея, были введены, в абсолютно всех значимых случаях, председатели департаментов Всегосударственного совета, а председательство было предоставлено правительственному канцлеру графу Румянцеву, бывшему на тот момент и председателем Государственного совета (до этого на заседаниях в отсутствие императора председательствовали участники Комитета министров один за другим, приступая со старшего по рангу, каждый в процессе 4 заседаний). С 1812 года должность председателя Комитета преобразовалась в независимую должность, которая вплоть до 1865 года непременно сочеталась с председательством в Государственном Совете. Председатели Государственного Совета входили в Комитет с 27 августа 1905 года, тем не менее практически они присутствовали в Комитете с 1865 года, такие как бывшие князья Константин Николаевич (руководитель Государственного совета в 1865-1881 годах) и Михаил Николаевич (руководитель Государственного совета в 1881-1905 годах) были членами Комитета по особым Высочайшим повелениям.

С 1893 года в структуру Комитета министров входил государственный секретарь. Обер-обвинитель Святейшего Синода[1] вступал в Комитет с 6 декабря 1904 года, а вплоть до этого (с 1835 года) призывался в заседания только лишь при обсуждении исповедных дел. Но, обер-обвинители несомненно присутствовали в Комитете с 1865 года, потому что граф Дмитрий Андреевич Толстой (участник комитета с 1865 по 1880 годы) занимал параллельно иные министерские должности, а обер-обвинитель Синода в 1880—1905 годах Константин Петрович Победоносцев был членом Комитета согласно особому высочайшему повелению. Начиная с эпохи Николая I, членами Комитета назначались согласно достижению определенного возраста, наследники престола. Царевич Александр Николаевич (будущий Александр II) был назначен в Комитет в 1841 году в возрасте двадцати трех лет, царевич Александр Александрович (будущий Александр III) — в 1868 году в возрасте двадцати тех лет, царевич Николай Александрович (будущий Николай II) — в 1889 году в возрасте двадцати одного года. Царевич Николай Александрович скончался в 1865 году в возрасте двадцать одного года, так и не был назначенным членом Комитета. С 1812 года членами Комитета министров начали предназначаться императором и сторонние личности (в первый раз — вице-адмирал Александр Семенович Шишков). В 1892 году членами Комитета были назначены знаменитые правители, князья Владимир Александрович и Алексей Александрович. В целом, в реформенную эпоху членами Комитета были одновременно от девятнадцати вплоть до двадцати четырех персон. Согласно воцарившейся традиции, председательство в Комитете было крайней на государственной службе почетной должностью, на которую предназначались сановники, ставшие очень старыми для выполнения немалого числа обязанностей министра. Весь ряд председателей Комитета (такие как князь Александр Иванович Чернышев, граф Алексей Федорович Орлов, граф Дмитрий Николаевич Блудов) характеризовались современниками как «еле живые», находящиеся «в ужасном состоянии». О князе Александре Ивановиче Чернышеве, Модест Андреевич Корф в шутку сочинил в дневнике: «Посмотрите, однозначно живой!». Князь Павел Павлович Гагарин скончался в данной должности в возрасте восьмидесяти трех лет. Смещение активного и высокопоставленного министра финансов Сергея Юльевича Витте на должность председателя Комитета министров рассматривалось современниками (и лично Витте) равно как общественно-политический провал и вид почетной отставки; согласно популярной шутке, Витте «упал выше».

Полномочия Комитета министров имели мало общего с расхожим повседневным понятием о кабинете министров и его сфере полномочий. Все министры (и правящие отдельными долями) были автономны друг от друга, отвечали за активность собственных ведомств единовластно и имели независимые друг от друга доклады у Императора. Комитет министров же не отвечал ни за активность отдельных министерств, ни за слаженность их политики. Его полномочия сформировались исторически и заключались из чрезвычайно неоднородных групп вопросов, огромная часть из которых была мелкими и неважными. Детальный список предметов ведения Комитета непрерывно видоизменялся, причем общее их число со временем повышалось. Формально, компетенция Комитета состояла из двух типов дел:

· Текущие разбирательства по министерскому управлению (разбирательства, «разрешение которых превосходит пределы власти, преданной в характерные черты каждому министру, и требующие высокого разрешения»; дела, вызывающие суждения различных ведомств);

· Дела, в особенности, присвоенные Комитету министров законодательством.

Данные нормы носили очень своеобразный характер, и действительный список дел, рассматриваемых Комитетом, складывался беспорядочно; только в 1905 году была осуществлена первая попытка классифицировать предметы ведения Комитета. В общем, работа Комитета разделялась на три направления:

· важные межведомственные проблемы правительственного управления;

· «одиозные» вопросы, которые официально была в пределах ведения одного министерства, однако из-за которых министры не желали брать на себя личные обязательства и стремились возложить её на коллегию;

· мелочные вопросы, перечень каковых сложился довольно беспорядочным способом (прежде всего, в следствия уклонения некоторых министерств от принятия на себя решения данных задач); эта категория вопросов всегда была самой многочисленной.

Наиболее значимым объектом, что был в ведении Комитета, были железнодорожные разбирательства. Заключение о предоставлении концессий с целью постройки железных дорог, учреждении железнодорожных компаний, гарантировании страной их акций и облигаций, выкупе железных дорог в казну и тому подобные разбирательства, имели начиная с эпохи Александра II, первоочередное государственное и финансовое значение. С 1891 года Комитет оценивал эти дела в совместных заседаниях с Департаментом экономики Государственного Совета. Небольшие разбирательства, загружавшие Комитет, были многообразны и просторны. Наиболее множественными были дела о персональном назначении пенсии отставным госслужащим. К началу эпохи Александра II существующие ставки стандартных пенсий согласно общегосударственной службе устарели и никак не гарантировали людям пенсионного возраста доступный уровень жизни. С половины XIX столетия все больше и больше пенсий назначались лично его Величеством. В 1883 году была осуществлена система так называемых «усиленных» пенсий. Однако и эти пенсии назначались в персональном порядке, и в персональном же порядке рассматривались Комитетом министров, что значительно загромождало его канцелярской работой. Второй многочисленной командой дел было анализ уставов акционерных сообществ. Акционерные общества, организация которых была отрегулирована законом в 1833 году, были ратифицированы индивидуально, то есть индивидуальным законом для каждого отдельного общества. В зону ответственности Комитета министров входило анализ абсолютно всех уставов с отклонениями от требования закона, а так как сильно устаревший закон позволял только именные акции, а практически всегда учредители желали выпустить акции на предъявителя, Комитет к концу XIX века оценивал практически все уставы вновь учреждаемых компаний. Количество подобных дел доходило до четырех сотен в годы максимальной финансовой активности. Ведению Комитета подлежали разбирательства о староверах и сектантах. С 1882 года Комитет отступил от рассмотрения этой группы вопросов, перешедших в ведение Министерства внутренних дела и Синода. Тем не менее и в данной области компетенция была слабо очерчена законодательством — в 1894 году министр внутренних дел Иван Николаевич Дурново провел через Комитет Положение о штунде, тем самым избежав рассмотрения вопроса о либерально настроенном Государственном Совете. Комитет оценивал годичные доклады губернаторов, чин-губернаторов и доклад государственного контролера согласно выполнения общегосударственной росписи затрат и прибыли. Равно как принцип, рассмотрение этих сведений проходило вяло и не приводило к весомым последствием. Исключением разрешено полагать скандал с выявленным Государственным контролем злоупотреблениями министра путей уведомления Аполлона Константиновича Кривошеина (1894 год), приведший к его отставке. Вытеснив из области законодательства Непременный совет, Комитет министров в области управления присвоил себе полномочия Сената, оставшегося «правительствующим» лишь по имени. В области уголовного суда Комитет министров порой функционировал в качестве обвинительной камеры, постановляя о предании суду, либо в качестве ревизионной инстанции, призывая к себе для пересмотра решения судов; иногда он вступал в рассмотрение судебных дел, ещё не законченных в низших инстанциях; время от времени, в большей степени в гражданских делах, выступал и в роли высшей апелляционной инстанции по отношению к Сенату, принимая жалобы частных лиц на его заключения. Он перестал существовать как орган судебной власти только в 1864 г. Как правило, Комитет министров занимался лишь предварительным обсуждением вопросов. Его решение, принятое единогласно или большинством голосов, записывалось в журнал, который предоставлялся на утверждение императору. Характерной чертой журналов было то, что в них досконально, с приведением детальных доводов, излагалась не только позиция большинства, но и позиция меньшинства (если отсутствовало единогласное решение), а кроме того и особые мнения отдельных членов Комитета (в случае если те желали их заявить). Канцелярия Комитета составляла журналы, пытаясь в предельно нейтральном тоне и как можно наиболее обстоятельно изъяснить важные доводы расходящихся во мнениях сторон. Журналы представляли собой не столько стенограмму заседаний, а сколько аналитическую записку, которую составляла канцелярия Комитета; точки зрения, сформулированные на заседаниях, перефразировались, а во многочисленных вариантах к ним подбирались и более удачные образцы, и доводы. Задачей журналов при расхождении мнений было никак не заверить Императора в правоте большинства, а справедливо продемонстрировать ему весь диапазон сформулированных взглядов. Данная практика вполне совпадала практикой ведения подобных журналов Государственного Совета. Присоединение Императора к мнению меньшинства не было редкостью. Журнал, венчавшийся тирадой "Комитет считает", впоследствии которой шёл документ предлагаемого Комитетом законодательного акта, при утверждении императором приобретал силу закона под заглавием высочайше утвержденного расположения Комитета министров.

Состав председателей Комитета министров:

· Николай Петрович Румянцев (1810—1812)

· Николай Иванович Салтыков (март 1812-сентябрь 1812)

· Сергей Кузьмич Вязмитинов (1812—1816)

· Пётр Васильевич Лопухин (1816—1827)

· Виктор Павлович Кочубей (1827—1832)

· Николай Николаевич Новосильцев (1832—1838)

· Илларион Васильевич Васильчиков (1838—1847)

· Василий Васильевич Левашов (1847—1848)

· Александр Иванович Чернышёв (1848—1856)

· Алексей Фёдорович Орлов (1856—1860)

· Дмитрий Николаевич Блудов (1861—1864)

· Павел Павлович Гагарин (1864—1872)

· Павел Николаевич Игнатьев (1872—1879)

· Пётр Александрович Валуев (1879—1881)

· Михаил Христофорович Рейтерн (1881—1886)

· Николай Христианович Бунге (1887—1895)

· Иван Николаевич Дурново (1895—1903)

· Сергей Юльевич Витте (16 (29) августа 1903 — 23 апреля 1906)

Вторым органом, выполняющим функции Правительства, был Совет Министров.

Совет министров Российской империи — верховный исполнительный орган осуществляющий власть в Российской империи, сформированный в новом варианте именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года с целью всеобщего «управления и соединения действий основных руководителей ведомств по предметам как законодательства, таким образом и высшего государственного управления». Министры прекратили быть отдельными госслужащими, отвечающие перед императором каждый только лишь за собственные действия и постановления. Прежде, с 1861 года, существовал орган с подобным названием под председательством императора — наравне с Комитетом министров. Он рассматривал дела, те которые требовали не только утверждения императора, но и индивидуального его пребывания при их обсуждении. Заседания не были постоянными и назначались единожды Императором. По прошествии февральской революции 1917 года был заменён на Временное правительство. Совет министров возглавлялся Председателем совета министров.

12 (24) ноября 1861 г. в России был учреждён Совет министров как консультативный орган согласно земским разбирательствам. Совет начал работать еще с октября 1857 г., а первое его собрание произошло 19 (31) декабря 1857 г. Совет министров организовывался с целью «исключительного рассмотрения в Высочайшем пребывании Его Императорского величества» дел, требующих «общего соображения», то есть имеющим отношение к нескольким отраслям управления сразу. В структуру Совета министров входили министры и приравненные к ним правящие ведомств, руководитель Государственного совета и председатель Комитета министров, а кроме того по особому назначению императора иные вышестоящие госслужащие. Председателем Совета представлялся непосредственно сам Император, который имел возможность добавлять на его рассмотрение любые вопросы. Все дела доносили Совету министры по согласно принадлежности, а канцелярская работа возлагалось на управляющего делами Комитета министров; своей канцелярии Совет министров не имел. При абсолютно всех заседаниях Совета находился правительственный помощник, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров никак не были регулярными и устанавливались каждый раз лично Императором. Обсуждению в Совете подлежали: «виды и гипотезы к приспособлению и усовершенствованию различных элементов, преданных любому Министерству и Основному управлению», «сведения о процессе работ по устройству и модернизированнию...», начальные законодательные гипотезы с дальнейшим внесением на анализ Государственного совета; критерии, вызывающие общего содействия различных ведомств, однако никак не доступных рассмотрению в других высших государственных учреждениях; данные о главных распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; решения комиссий, формируемых императором с целью рассмотрения отчётов министерств и основных управлений. С 1863 г. количество поступавших в Совет дел стремительно снизилось, он собирался всё реже, а после 11 (23) декабря 1882 г. заседания и абсолютно прервались.

19 октября (1 ноября) 1905 г. в соответствии с указом Николая II «О критериях к укреплению целостности в работе министерств и основных управлений» была возобновлена активность Совета министров. Все министерства и основные управления объявлялись частями единого правительственного управления. Формирование Совета министров в 1857-1861 гг. не привело к появлению органа управления, способного ликвидировать несогласованность и разногласие в поступках министров и гарантировать хотя бы условное единство деятельности основных государственных учреждений. Потому как вся сила концентрировалась в руках Правителя, разбирательства решались в основном с помощью представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, справедливо несопоставимых с принципом коллегиальности в управлении. В 1905 г., в взаимосвязи с образованием Государственной думы, Совет министров был реорганизован. На видоизмененный Совет доверялось «направление и совокупность действий основных руководителей ведомств согласно предметам, как законодательства, таким образом и верховного правительственного управления». В структуру Совета входили министры внутренних дел, экономики, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, общенародного просвещения, воинский, мореплавательный, правительского двора и уделов, зарубежных дел, руководящий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-обвинитель Синода. Руководители иных ведомств принимали участие в заседаниях Совета лишь при рассмотрении дел, конкретно касавшихся зоны ответственности их ведомств. Председателем Совета министров был никак ни сам Император, как было до этого, а назначавшийся им человек из числа министров. Канцелярская работа Совета министров проводилась его неизменной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров проводила канцелярия Комитета министров) во главе с правящими делами Совета. Заседания Совета стали проводиться часто, несколько раз в течении недели и записывались в специализированых книгах. К кругу ведения Совета министров относились: направленность законодательных работ и предварительное обсуждение предположений министерств, ведомств, особенных совещаний, комитетов и комиссий согласно законодательным вопросам, занесённых в Государственную думу и Правительственный совет; рассмотрение предложений министров согласно единому министерскому устройству и о замещении основных должностей высшего и регионального управления; согласно определенным повелениям Императора дел общегосударственной защиты и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов. Кроме этого, Совет министров владел вескими правами в области правительственного бюджета и кредита. Никакая, имеющая единое значение, норма управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов — они записывались на рассмотрение Совета министров только согласно повелениям Императора или главами данных ведомств. За пределами зоны ответственности Совета министров также была ревизионная деятельность Государственного контроля, собственное делопроизводство и собственная канцелярия по учреждениям императрицы Марии. В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешла большая часть оставшихся за Комитетом функций. Позднее, в 1909 г., с целью рассмотрения этих «комитетских дел» был создан так называемый Малый Совет министров. Совет министров прервал свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в процессе Февральской революции. Функции Совета министров как верховного органа правительственного управления передались к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству.

В Совет министров входили:

· Министр внутренних дел

· Министр финансов

· Министр путей сообщения

· Министр иностранных дел

· Министр юстиции

· Военный министр

· Министр народного просвещения

· Министр императорского двора

· Морской министр

· Министр торговли и промышленности

· Министр земледелия

· Государственный контролер

· Обер-обвинитель Святейшего Синода

 

Председатели Совета Министров:

· Александр II (1857—1881)

· Витте, Сергей Юльевич (19 октября 1905 — 22 апреля 1906)

· Горемыкин, Иван Логгинович (22 апреля — 8 июля 1906)

· Столыпин, Пётр Аркадьевич (8 июля 1906 — 1 сентября 1911)

· Коковцов, Владимир Николаевич (11 сентября 1911 — 30 января 1914)

· Горемыкин, Иван Логгинович, повторно (30 января 1914 — 20 января 1916)

· Штюрмер, Борис Владимирович (20 января — 10 ноября 1916)

· Трепов, Александр Фёдорович (10 ноября — 27 декабря 1916)

· Голицын, Николай Дмитриевич (27 декабря 1916 — 27 февраля 1917)

 

Date: 2015-09-27; view: 2430; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию