Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первобытное искусство

Пещера Ляско.

 

Изображения находятся высоко на потолке.

Изображение большой коровы с черной головой. Раскрашивание головы другим цветом объясняется тем, что животное может восприниматься как живое, либо как мертвое, но затем ожившее. Тема сакральной охоты.

Изображение мегацероса выполнено с помощью пальцевой техники и техники напыления. Контур морды очень четкий, а контур тела, напротив, размыт.

Изображение оленя мегацероса из Осевого дивертикула

Цикл разновременный, но не меняющий своей содержательной программы. Два быка и корова выполнены в эпоху раннего мадлена, а китайские лошади – в период как раннего, так и среднего мадлена.

Использован принцип спиралеобразной перспективы. Это создает эффект вихря, напряжения – агония охоты.

Признаки деятельности человека – опять же летящие стрелы, силки.

Протома лошадки, выполненная вместе с ранним циклом, которую почти невозможно разглядеть без прорисовки.

Головы животных обращены внутрь спирали – воронки (как будто их засасывает).

Изображение коровы с черной головой, расположенная при входе в Осевой дивертикул

Изображения китайской лошади и коров, расположенные при входе в Осевой дивертикул (эпоха салютре – раннего мадлена)

Работа с локальным цветом, монотонная живопись – невозможность выполнять объемные изображения на плоскости – это будет плоскостный силуэт. Этого избегали, обыгрывая рельеф, на котором был выполнен рисунок (располагали выпуклые части животных на выступах стены).

В среднемадленский период использование рельефа сохраняется, но рельефность и объем животного теперь создается также и с помощью наложения цвета на цвет. Работа с оттенком позволяет на плоскости передавать объемные изображения. Рождения живописи как вида искусства, т.к. задача живописи – на плоскости передать объемные, трехмерные вещи.

Активное введение разнофактурности материала, в результате чего возникает иллюзия подобия. Плотность копыт, выполненных пальцем. Грива, выполненная в технике напыления - мягкая, воздушная, пушистая.

Кроме того, контур начинает терять свою одинаковость, становится прерывистым, становится где-то тоньше, где-то толще. Мигрирующий контур создает ощущение движения.

Изображение лошади, расположенное при входе в Осевой дивертикул

- торжество оттенка, оставление некоторых частей незакрашенными

Тема убитого, но оживленного животного и тема охота как таковой.

Осевой дивертикул.

Первый цикл, продолжающий «композицию», расположенную при входе в Осевой дивертикул.

Тема – бег животных. Животные бегут, сливаясь воедино.

Большой черный бык, перекрывающий контурные и силуэтные изображения коров, расположенный на правой стене Осевого дивертикула

Изображения перевернутых лошадей в конце Осевого дивертикула

Обрыв воспринимается как некоторая воронка, куда влечет и засасывает животных. Животные кружатся вокруг этой воронки. Тема безысходности.

Когда заканчивается Осевой дивертикул, мы должны направиться обратно к Большому залу. Первое, что мы видим - «композицию» с выскакивающими из силков лошадей и бегущими к Большому залу. Тема охоты продолжает существовать, но начинает звучать идея освобождения от силков. Тема животного, способного давать жизнь. 2 дублированных группы – принцип тавтологии.

Изображение летящей коровы и фриза маленьких лошадей на левой стене Осевого дивертикула.

Выполнено в период среднего мадлена. Ее тело передано как тело, закрученное по спирали, при этом точно обыгранная передача всего тела и даже хвоста как будто в попытке балансировать, найти опору. Зверь, которого столкнули с обрыва. Попытка передать пространство. Из под коровы выходит фриз маленьких лошадей. Они выполнены исключительно с помощью техники напыления, что создает эффект растворенности контура, огромной дистанции по отношению к зрителю, созерцающему это зрелище. Разница в дистанции (лошади не идут друг за другом, а проникают в разные части пространства, заполняющие его собой – животными, способными восполнить ущерб, нанесенный человеком природе в процессе охоты).

В Большом зале господствует тема восполнения мира. Стена, соединяющая Большой зал и Осевой дивертикул сочетает в себе 2 темы.

Изображение одного из гигантских быков Ротонды

В боковом переходе практически отсутствуют рисунки. Они есть только в самом конце бокового перехода. Это разрозненные изображения животных плохой сохранности.

Гравированное изображение лошади из бокового перехода

Неф – пространство коридорного типа.

Изображение лошадей, размещенное в начале Нефа

Ондовременное использование гравировки и краски. Краска накладывается мощным пятном, создающим силуэт, а детали создавались с помощью процарапывания. Изображения наложены одно на другое.

Панно оттисков из нефа с изображением бегущих лошадей

Изображение большой черной коровы с лошадьми из панно черной коровы, размещенного на правой стене в начале Нефа

Оттенок отсутствует. Объемное, пространственное передается исключительно за счет линий. Изображения лошадок выполнены контурно, они находятся в брюхе коровы, которое будет прорисовано двумя линиями. Корову называют «черная корова на гербах». Она действительно на чем-то стоит. Все три герба отличаются друг от друга формой внутренних геометрических фигур.

Изображение фриза из голов оленей

Головы оленей выполнены на кромке кальцитового выступа.

Апсида. Гравированные и раскрашенные изображения зверей.

Из апсиды вниз на глубину 6 метров уходит колодец – место, где найдено самое позднее изображение пещеры Ляско – сцена «Корриды» - датировано позднемадленским периодом. Введено изображение человека. Мертвый человек, рядом птица и смертельно раненный бизон, проткнутый стрелой и с вываливающимися внутренностями. Изображение выполнено без использования оттенка, передано очень схематично, но крайне ёмко. Задача – передать состояние зверя в крайней агрессии. Детали и подробности не важны, они лишь будут отвлекать внимание от самого главного

В период позднего мадлена образ будет разлагаться на 2 пункта:

1. формула образа, основные представления об образе.

Процесс схематизации (художественная схема отбрасывает второстепенное, сосредотачиваясь на главном. Как при минимуме изобразительных средств сохранить содержание? Возникновение более подвижной модели мира в эпоху позднего палеолита, быстрое накопление новой информации, нет времени тщательно выписывать изображения. Отныне художественный образ будет существовать не в рамках натуроподобия, а в рамках художественной схемы).

 

Пещера Альтамира.

 

Делится на 3 цикла: галерея Альтамиры, зал Гойи, галерея «хвост лошади».

Эти зоны отличаются количеством рисунков.

Большой плафон в галерее Альтамиры.

Гравированное изображение оленя, находящееся недалеко от входа в отсек с Большим плафоном

Изображения в большом плафоне выполнены охрой, углем и белой глиной.

Преобладают изображения бизонов с половой и видовой разницей, а также разницей состояния. Богатство цвета, богатство способов исполнения.

Имеет место линия разной глубины. Контур морды – глубокая линия, борода бизона – легкая, неглубокая линия.

Изображение самки оленя на Большом плафоне

Спонтанное изображение животных, связать зверей друг с другом невозможно.

Второй зал – гравировки из меандров/макарон.

Знаки, выполненные краской из узкого прохода

Галерея «хвост лошади» - узкий, длинный коридор. Выступающим кускам скалы придавалась форма, например, морды лошади (личины).

Гравированные изображения животных ланей.

Цикл пещеры Альтамира можно прокомментировать только в районе Большого плафона.

 

Пещера Тюк д ‘Одубер.

 

В основном представлены гравировками и рельефами.

Изображения бизонов, выполненные в рельефе

Пещера Труа Фрер (пещера трех братьев).

 

Соединена с пещерой Тюк д’Одубер

Капелла львиц

Святилище Труа Фрер

Представляет собой маленькую апсиду, углубление в стене полукруглой формы. Пространство Святилища - маленькое. Основная тема – изображения гравированных животных.

Панно с гравированными фигурами медведей

Тема летящих стрел также повторяется и в этом комплексе.

Проход внутри стены – выход на «балкон» (дырка в стене) с ступеньками.

Изображение человека-бизона

Изображение колдуна

Использование линии разной глубины. Человеческие ноги, руки, но также признаки нескольких животных. Рисунок сложен из нескольких вариантов изображения, видимого с разных точек осмотра и с помощью разных ламп. Перед нами миксоморфное существо.

Попытка создать модель мира, но также и показать, как эта модель мира функционирует. Понятие о возобновляемости мира. Возможно, изображение колдуна является записью каких-то ритуальных действий, без которых древний человек не смыслит мира.

 

Капова пещера (на территории России).

 

Кальцитовые затеки поверх живописного слоя.

Центральное пространство – зал Хаоса.

Скопление животных в разных позах, наличие силков. Зал Хаоса – двухэтажный. На первом этаже – фигуративные изображения животных, выполненных охрой. Пещера датируется периодом Мадлен.

Изображение лошадей и мамонтов.

 

Мобильное искусство.

 

Каменная лампа из пещеры Ляско

Мелкая пластика эпохи палеолита. Преобладают женские фигурки. Находки происходят на стоянках.

27 000 лет назад – появление мелкой пластики. Для антропоморфных фигурок схема является основой. Все изображения маленькие (4-7 см). Основной материал – кость, рог, подготавливаемые специально (их вымачивали, после чего они становились рыжеватыми, каштановыми).

«Венера» из Виллендорфа

Выполнена из песчаника. Гипертрофия отдельных частей тела (живот, груди) – гипертрофия половых признаков. Изначальная схематичность, полное отсутствие интереса к изображению частей лица. Необработанная поверхность. Проблема индивидуального не является главной. Собирательный образ, в отличие от зверя (там - стремление к натуроподобию, наличие деталей, точность). Приоритет схематичного, отрицание натуроподобного. Плотный, замкнутый контур. Ступни ног плотно сжаты, при это они очень маленькие, особенно по сравнению с гипертрофированными бедрами. Руки передаются, но находятся либо на груди, либо под грудями. Сосредоточение пластических масс внутри контура. Элементы пластической формы очень просты, повторяют контур. Основная форма – овал, круг, шар. Наполненность образа пластикой, соками жизни. Опять же идея возобновления мира, идея поддерживания цикличности мира.

Долни Вестоници

Выполнена из глины, но не вылеплены, а вырезана. Несмотря на мягкость глины, возможность вылепить из неё практически любые формы, в этой статуэтке повторяются черты «Венеры» из Виллендорфа.

Стоянка Костёнки.

Найденные фигурки не повторяют ни одного штампа, замеченные в других фигурках того времени. Вариативность, без которой тема полноты мира не звучала бы в полном объеме.

Стоянка Майна в верховье Енисея

Статуэтка из красновато-коричневой обожженной глины

Мальта, долина Ангары

Статуэтка женщины в меховой одежде

Сочетает в себе присущие почти всем Венерам палеолита черты, но также имеет и свои особенности, к примеру – одежда.

 

Мобильная графика

То, что изначально задумано быть выполненным на ограниченном пространстве

Деление на фигуративное и орнаментальное

Орнаментальное:

Пластина из бивня мамонта со спиралевидным узором и извилистыми линиями на обратной стороне

Найдена на стоянке Мальта. Умение расположить изображения в пространстве последовательно, четко.

Фигуративное:

Обломок кости с гравированным изображением двух оленух/ланей

Обнаружен в пещере Шаффо. Сюжетное изображение.

Возможность представить мир палеолита как крайне разнообразный с точки зрения художественного образа.

 

Конец эпохи палеолита связан со сменой геологических эпох. Изменение фауны, изменение способов постижения мира, сложение миграционных обществ.

10 000 лет назад – эпоха мезолита

Активное использование лука со стрелами, появление лодок, рыболовных сетей. Охота на крупного зверя как важная часть культуры перестает существовать. Появление мелкосемейного коллектива. Начало таяния ледника, образование современных речевых систем. Более мобильный образ жизни, когда смена впечатлений происходит очень быстро. Нет стационарности, а значит и нет возможности длительно, в течение тысяч лет создавать памятники искусства. Таким образом, в мезолите отсутствуют памятники искусства, существуют только орнаментальные образцы.

Впервые они были найдены в Мас д’Азиль, отсюда и название – Мас д’Азильские гальки. Они декорированы крайне простым орнаментом. Сам план подачи образа крайне прост. А есть ли вообще художественный образ?

Попытка приноровиться к новому миру, осознать его.

Чистых мезолитических памятников существует крайне мало. Рисунки больше не располагаются в глубине пещеры, теперь они располагаются близ входа в пещеру, под навесом, на открытом воздухе (на берегу рек, по основным сухопутным трассам). Это приведет к плохой сохранности рисунка, а также желание нового пришельца на ту или иную территорию переделать рисунки.

Восточный Левант (Испания).

Единственный комплекс чисто мезолитических рисунков.

Вольторта.

Сцена охоты. Изображения размером в 30-40 см. Появление и господство мелкоформатных рисунков говорит о постепенном начале переориентации приоритетности правого полушария на левое.

Появление человека как важного действующего лица. Пространство изображения состоит из обязательного набора участников: человек и звери (причем звери - второстепенны). Изображения человека условны, а изображения животных, как и прежде, натуроподобны.

Связанность действий между собой – повествовательность как последовательность передачи событий.

Цвет в эпоху мезолита – локальный, чаще всего – охра. Абсолютное отсутствие деталей. При передаче событий не важна деталь. Уничтожение детали связано с переносом акцента на передачу действия, а не описания каждого отдельного предмета. Исчезает описательность, но появляется действие. Появляется цельность и законченность в передаче информации. Темп миграционного общества обязывает быстро фиксировать информацию и точно её излагать. Появляется необходимость передачи действия в разных нюансах. Пластики животных было уже недостаточно, поэтому теперь руководящая роль перешла к человеку – на нем можно было показать более нюансированные виды движений. В эпоху мезолита эволюционные изменения, связанные с человеческой фигурой приведут с одной стороны к знаковому искусству, а с другой стороны – к пиктограмме, к рисуночному письму. Появление пиктограммы как раз готовится за очень долгий период.

4 «стилистических» этапа

пещера Адора


<== предыдущая | следующая ==>
Переваги занять плаванням | Факторы, оказывающие влияние на величину затрат

Date: 2015-09-27; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию