Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы социологии религии 1 page





Социология религии: статус, предмет, уровни знаний и методы исследования

Яблоков И.Н., доктор философских наук

Статус

Социология религии начинает формироваться с середины XIX в. на пересечении двух исследовательских потоков, в процессе их становления и конституирования: социологии и религиоведения. Движение мысли в направлении обоих потоков было неразрывно связано с развитием философии и прежде всего социальной философии, философии истории, истории, этнографии и этнологии, культурантропологии, социально-политических идей и т. п. В качестве близких для социологии религии источников послужили идеи представителей многих отраслей знания (философии, истории, этнографии, социологии): Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Болинброка, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также ряда уже упоминавшихся немецких философов. Основателями социологии религии являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.

Ныне социология религии имеет междисциплинарный статус. Она представляет собой важный раздел религиоведения и в то же время может быть рассмотрена в контексте социологического знания.

Трудность определения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностью социологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока еще не решенным. Однако большинство социологов единодушны в признании того, что социология изучает групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей; а социальное трактуется как совокупность общественных отношений данного общества — экономических, политических и пр. В этом смысле термины “социальное” и “общественное” близки по смыслу. Кроме указанных употребляется и термин “социе-тальное” для характеристики общества, всей системы общественных отношений в целом. Структура социологического знания является многомерной и может быть описана по трем измерениям: объекту — общая и отраслевая социология, функции — фундаментальная и прикладная, уровню — теоретическая и эмпирическая социология. Общие социологические теории описывают и объясняют общество в целом; специальные — занимаются изучением функционирования и развития социальных общностей (отношений, взаимодействий и пр.), отраслевые — исследуют различные сферы жизни общества2. Социология предстает как отрасль науки, дифференцированная по “вертикали” (по уровням общности: общая социологическая теория; теория определенной общественной системы; специальные социологические теории) и по “горизонтали” (по предмету изучения: социология города, деревни, труда, культуры и т. д.). С этой точки зрения социология религии может рассматриваться как одна из специальных и отраслевых социологии.

Статус социологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. Как было упомянуто, в религиоведении базовой дисциплиной является философия религии, которая задает тодологические принципы, в том числе и для социологии лигии. По отношению к другим разделам религиоведения психологии, феноменологии и т. д. — социология религии нимает равноположный статус; она интегрирована в систему религиоведческого знания об одном — общем — объекте, рамках социологии она соседствует со многими социологичес-кими дисциплинами — социологией города, деревни, брака семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры, профессий, малых групп, массовых явлений, образования воспитания, массовых коммуникаций и др. Объект социологии религии иной, чем объекты в этих разделах социологического знания. В практике социологических исследований 6 указан-ных разделах могут изучаться и изучаются вопросы религии под соответствующим углом зрения; полученные знания носят прикладной характер.

В социологии религии Сложился ряд направлений: понимающая социология социального действия, компаративно-типологическая, структурно-функциональная, феноменологическая, формальная социология, интегральная социология, социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории; эмпирически-дескрептивная.

Предмет и уровни знаний

Существуют разные взгляды на природу, характер знаний и методы в социологии религии.

1. Социология религии — это эмпирическая наука, изучающая доступное чувственному восприятию, занимается тем, что возможно наблюдать, измерить, проверить. Можно предположить, что идея эмпиричности социологии религии у ряда исследователей связана с намерением разграничить социологию и теологию (вероучение); обосновать положение о том, что объект, на который 'направлено субъективное религиозное поведение (сверхъесственное, Бог, трансцендентное и т.д.), находится вне поля зрения социологического исследования.

Социология религии должна оставлять за пределами своего изучения проблему возникновения, происхождения религии. У одних исследователей эта точка зрения аргументируется ссылкой на невозможность эмпирически наблюдать подобные процессы. Другие (конфессиональные или конфессионально ориентированные) ученые полагают, что вопрос о генезисе религии находится в компетенции теологии, вероучительных концепций.

Социология религии тождественна конкретно-социологическим исследованиям. Путем их проведения она анализирует уровень и характер религиозности, разрабатывает методологию, методику и технику этих исследований, устанавливает критерии и типы религиозности и т. д. Социология религии рассматривает религию под углом зрения ее места в общественной жизни, функций в общественной деятельности, отношений к другим регуляторам человеческого общения, к иным формам социального контроля. Для социологии религии характерен анализ религиозного комплекса в аспекте его социального значения и соответствия имеющимся общественным потребностям. Эта позиция подчеркивает важность социологического анализа структуры и функций религии, воздейственность последней в контексте ее взаимосвязей с другими областями общественной, групповой, индивидуальной жизнедеятельности.

5. Социология религии изучает социальные условия, вызвавшие к жизни религию, место и роль религии в функционировании и развитии той или иной социальной системы. Такое понимание задач социологии религии ориентирует исследователей на необходимость изучения прежде всего социальных источников возникновения и существования религии.

Можно было бы предложить следующее определение предмета социологии религии: она исследует религию как общественную подсистему; изучает общественные основы и закономерности возникновения, развития, функционирования религии; анализирует элементы, структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, а также специфику обратного воздействия последних на религию. В состав социологической теории религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов; 2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т. д.; 3) совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений — “религиозность”, “религиозное поведение”, “типы религиозности” и пр. Операциональная система понятий играет важную роль в разработке методики конкретно-социологических исследований, а эмпирические обобщения служат основой дальнейшего теоретического анализа; 4) методика конкретно-социологических исследований в области религии. Конечно, имеются общие принципы методики, которые применяются различных отраслях специальных социологии. Однако эти принципы должны развиваться и конкретизироваться в соответствии с предметом исследования.

Не стоит представлять указанные разделы не связанными друг с другом, поскольку между ними не существует непроходимыx границ. Понимание их соотношения предполагает признание возможности и необходимости движения мысли исследователя как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”.

Сказанное позволяет утверждать, что социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, проводит категориально-концептуальные и конкретно-социологические исследования. Она движется от явления к сущности, направляет усилия на раскрытие сущностных отношений, на познание закономерностей. Конечно, мир явлений религии многообразен и разнороден. Социолог имеет дело с племенными, народностно-национальными, мировыми религиями, с их многочисленными вариациями и особенностями, в разных странах и у разных народов, спецификой в различных типах обществ и т. д. Однако все это не должно смущать исследователя: логика научного мышления заставляет перейти от видения поверхности к раскрытию глубинных, сущностных отношений.

Социология религии имеет возможность вскрыть закономерности генезиса религии. Несомненно, изучение происхождения религии связано с рядом трудностей: сведения об общественной системе, в которой религия проходила эту фазу, нигде не могли быть зафиксированы. Соответственно, социологу приходится пользоваться материалами археологии, этнографии, палеоантропологии и т. д. И все же вооруженный научным методом познания, он может создать теоретическую модель генезиса религии, которая опиралась бы на определенную совокупность фактов. Разумеется, нельзя объявлять никакую модель единственной и абсолютной, важно подчеркнуть то, что их построение возможно, о чем свидетельствует история социологии религии.

Когда говорят, что социология религии имеет своим предметом только социальные условия, вызывающие к жизни религию, место и роль религии в функционировании и развитии определенной социальной системы, то не учитывают всего многообразия элементов и связей религиозного комплекса, которые должны быть в поле зрения социолога. Социология религии призвана объяснить и общественные закономерности развития самой религии, структуру и взаимодействие ее элементов. Религия есть явление развивающееся. С переходом от одной фазы исторического развития к другой трансформируются социальные, общественные, социумные основы религии, механизмы ее порождения и воспроизводства. В ходе истории происходит дифференциация религиозных представлений и культа, меняется место религии, диапазон функций и т. д. Социология религии изучает общественные закономерности развития и функционирования специфической подсистемы (религии) в контексте развития и функционирования социума в целом.

Социология религии — не замкнутая система знаний, она находится во взаимодействии с другими религиоведческими дисциплинами. В силу того, что религия включает в себя определенное мировоззрение, социологическое изучение религии не может быть оторвано от решения философских проблем. С другой стороны, анализ социумных основ раскрывает их связь с гносеологическими предпосылками религии, позволяет глубже понять природу религиозного мировоззрения. Рассматривая структурные элементы религии, социология религии не может пройти мимо анализа религиозного сознания: массового, группового и индивидуального. Его изучение происходит в области, граничащей с психологией религии, что обогащает исследования элементов религии и в психологическом плане. Одновременно раскрытие структуры религиозного сознания, роли религии и т. д. в социологическом плане требует учета данных психологии религии. Социология религии, безусловно, связана с исторической наукой и историей религии. Последние предоставляют материал, служащий уточнению и конкретизации понятийного аппарата социологии религии. Она в свою очередь помогает этим дисциплинам реконструировать систему общественных отношений, взаимодействий в прошлых фазах развития социума, в различных цивилизациях. Социология религии взаимодействует и с феноменологией религии.

Социология религии связана с другими специальными социологиями и с частными общественными науками. Этот процесс обусловлен тем обстоятельством, что общественные подсистемы находятся в сложной взаимосвязи. Изучение любой из них может быть плодотворным, если ведется с учетом достижений научных дисциплин, предметом которых выступают другие подсистемы. Социологическое исследование религии опирается на результаты, полученные в правоведении и социологии права, искусствоведении и социологии искусства, этике и социологии морали, социологии города, деревни, культуры и т. д. Материал этих наук используется социологией религии под ее углом зрения. В свою очередь социолог в любой другой специальной области может использовать данные, полученные социологией религии, поскольку религия оказывает влияние (порой существенное) на мотивацию поведения людей, в какой бы сфере общественной деятельности и отношений они ни участвовали.

Методы исследования

Характеристика методов религиоведения может быть отнесена и к применяемым в социологии религии: философскому, специальным обще- и частнонаучным, теоретическим и эмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, каузальный анализ, историзм, типологический, феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ, индукция, экстраполяция, наблюдение и др.

В социологии различают методы категориально-концептуального и конкретного социологического исследований. В ходе первого ведется разработка понятийного аппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементами теории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и др. Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Конкретное социологическое исследование нельзя считать эмпирическим. Оно проходит ряд этапов: постановка проблемы и выбор объекта и предмета; теоретическое уточнение и операциональная интерпретация понятий; поиск и формулирование предварительной теоретической гипотезы; сбор фактического материала; первичная обработка полученных данных; анализ и теоретическая интерпретация эмпирического материала. Можно выделить следующие приемы конкретного исследования: 1) методы, применяемые в ходе постановкл проблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т. д.); 2) методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ, наблюдение, опросы разного рода — интервью, анкетирование, тестирование); 3) методы первичной обработки социологической информации (группировка, ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.); 4) методы интернретации эмпирического материала (анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей и пр.). Таким образом, в.ходе конкретно-социологического исследования при меняется целый комплекс способов и приемов — как эмпирических, так и теоретических.

 

 

Своим возникновением социология религии во многом обязана тем процессам в европейском обществе, начало которым положила эпоха Просвещения и антифеодальных буржуазных революций. Это было время глубокого кризиса феодально-религиозного сознания и подъема буржуазно-демократической идеологии, вступивших в ожесточенную борьбу. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отношений и церкви как социального института, особенно со стороны французских энциклопедистов XVIII в. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро). Эта критика способствовала пробуждению интереса к вопросам социальной обусловленности религии и ее роли в жизни общества.
Одним из первых мыслителей нового времени, который обосновал возможность рассмотрения религии с позиций научного мышления, был И. Кант (1724-1804). Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы существования Бога, души, свободы - вопросы теоретического разума - от вопроса практического разума: что мы должны делать? Он попытался показать, что практический разум, который раскрывает, в чем состоит наш долг, шире ум теоретический и не зависит от него. По Канту, теоретически недоказуемы идеи Бога и бессмертия души имеют практическую значимость, поскольку человек, хотя и является носителем всеобщего разума, одновременно является земной ограниченной существом, которое нуждается в поддержке своего выбора в пользу морального поведения. Кант смело поменял местами божественное и человеческое: мы не поэтому моральные, что верим в Бога, а потому верим в Бога, нравственные. Хотя идея Бога практически реальна, это только идея. Поэтому бессмысленно говорить об обязанностях человека перед Богом, равно как и о религиозных принципах построения государства. По мнению И. Канта, государство должно обеспечивать совместимость свободного проявления произвола одного с волей каждого. Это возможно только в правовом государстве, где действует принцип разделения властей.
Первые шаги в поисках научного объяснения феномена религии сделал основатель социологии О. Конт (1798-1857). Согласно его учению человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Позитивизм выступает с требованием "чистого опыта", то есть исследование явлений без философии и любого оценочного знания. О. Конт еще не создает социологию религии как научную дисциплину, но он готовит почву для ее возникновения преимущественно благодаря тому, что способствует утверждению такого подхода к религии, который видит в ней необходимый компонент общества - в его прошлой истории и современном состоянии, что дает людям чувство идентичности, и не только необходимый для их индивидуального существования, но и такой, что обеспечивает их единство в социальной жизни.
Идея органического единства социальной системы и ее эволюционного прогресса была центральной в социологии Г. Спенсера (1820-1903). В своем труде "Основные начала" Г. Спенсер утверждал: базой для примирения науки и религии должно послужить то, что "формы бытия... абсолютно непознаваемый в их сущности..." Он говорил, что само развитие науки сталкивает ученых из нерешенными тайнами и тем самым подводит к религии. Тайна, заявлял он, является "последним шагом науки и первым шагом религии". Наука, по его мнению, познает только чувственно воспринимаемые явления и останавливается на пороге сущности. "... Материя, Движение и Сила-только символы неизвестных реальностей".
Объясняя роль религии в "статике" и "динамике" общества, Г. Спенсер выделяет существенные социальные функции религии. По его мнению, религия: 1) усиливает семейные связи, интегрирует семью как социальную группу с помощью института похорон и культового почитания предков, 2) является основой управления поведением людей, легитимируя его традиционные формы, 3) обосновывает и усиливает национальное единство, что сначала должна мыслиться как религиозное единство, 4) оправдывает институт собственности, поскольку табулизация священных предметов и мест переносится по аналогии на частное владение. Г. Спенсер видит в религии принцип социальной непрерывности, который гарантирует соответствующую идентичность общества.
Эти идеи своего времени развил прежде Э. Дюркгейм (1858-1917). Его по праву можно считать одним из основоположников социологии религии. Его основной труд в этой сфере "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" увидела свет в 1912 г.
По мнению Э. Дюркгейма, социология должна изучать религию как "социальный факт". Для определения религиозного феномена он первостепенное значение придает разделения всех вещей на "священные" и "светские". Согласно этому религия определяется им как связанная система верований и обычаев, относящихся к священным вещам, т.е. вещей отделенных, запретных, это система таких верований и обычаев, объединяющих в одну моральную общину,... что называется церковью, всех тех, кто признает эти верования и обычаи. Э. Дюркгейм считал религию социальным феноменом. Общие верования, ценностные и практические жизненные ориентации он рассматривал как основу общественного организма, что позволяет ему функционировать в виде некоей целостности. Именно поэтому Э. Дюркгейм полагал, что назначение религии такой же степени, как и морали, права, заключается в том, чтобы обеспечить некоторую социальную равновесие, которое постоянно нарушается различными общественными импульсами и сдвигами. Если религия не может обеспечить такого баланса, она, по мнению Э. Дюркгейма, немедленно замещается другими религиозными образованиями.
Э. Дюркгейм выделял две основные функции религии: консолидирующую, т.е. такую, которая поддерживает социальную сплоченность; стимулирующую, поскольку она порождает идеалы, обеспечивающих социальную динамику.
На становление социологии религии существенно повлияла материалистическая тенденция в философии религии, ярким представителем которой был немецкий философ Л. Фейербах (1804-1872). В своих фундаментальных трудах "Сущность христианства", "Происхождение религии" он пытался показать, что человек - это начало, середина и конец всякой религии. Сущностью религии является человеческое сердце, от ума оно отличается тем, что хочет верить и любить. Бог - это совершенная и мощная человек. Религия - всего лишь сон человеческого духа. Л. Фейербах находит "корень религии" прежде всего в чувстве зависимости от природы. Постепенно человек становится существом политическим, и основным объектом чувства зависимости проявляются уже не природные, а общественные силы.
Идеи Л. Фейербаха нашли продолжение и развитие в диалектическом материализме К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Рассматривая сущность религиозного сознания, они считали, что это сознание является иллюзорным удвоением мира, то есть признанием рядом с реальным, природным и социальным бытием другого, потустороннего мира, в котором, согласно всем мировым религиями, находят ли найдут свое идеальное решение все противоречия земного бытия, которые беспокоят человеческий дух. Другой мир религии - это, по мнению К. Маркса, земная основа, "отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака, как некоторое самостоятельное царство...". Ф. Энгельс отмечал, что религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, противопоставленных им в их повседневной жизни, причем таким отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали основные принципы социально-философского анализа религии. Одна из отличительных черт их концепции религии состоит в том, что религия как социальное явление имеет историческую природу. К. Маркс рассматривал религию как социальный феномен: религия входит в систему общественных отношений, порождается ими (прежде всего экономическими, что является базисом, который определяет целую совокупность производных, "надстроечных" образований, таких как политика, право, искусство, мораль, философия и религия). Понимание религии как социального феномена означало также, что религия рассматривалась как важный социальный фактор, выполняет в жизни общества вполне реальные функции и удовлетворяет определенные интересы и потребности. Этот фактор внешним и принудительным образом влияет на людей, как любой другой социальный институт. Тем самым К. Маркс способствовал развитию функционального подхода к изучению религии.
Центральную роль в учении К. Маркса играла тезис о компенсаторную функцию религии. Религия - это "сердце бессердечного мира": страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни, праведники обретут "Царство Божие".
Во многом был не согласен с К. Марксом немецкий ученый М. Вебер (1864-1920). Хотя он и признавал, что религия может действовать как консервативная сила и часто является препятствием на пути социального развития, одновременно ученый считал, что она способна действовать как один из факторов социальной динамики. М. Вебер исходил из того, что важнейшие факторы социального изменения коренятся в культурных системах, к которым относится религия. Этот ученый больше, чем кто-либо другой из социологов, показал значение великих религиозных движений как для дифференциации основных типов общества, так и для создания (через институционализацию ценностей, которые принимают в них начало как важный стимул к определенным видам изменений, в том числе в экономике). М. Вебер показал, насколько духовные ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. Он описал, как вера побудила кальвинистов к жизни, полной труда и бережливости; оба этих качества способствовали развитию современного капитализма. Статья "Протестантская этика и дух капитализма", в которой М. Вебер впервые предположил эту взаимосвязь, было лишь первой его работой о религии. В дальнейшем он осуществил большие сравнительные исследования конфуцианства, даосизма, индуизма, буддизма, иудаизма. В них М. Вебер проявлял взаимосвязи социальной организации и религиозных ценностей.
В. Гараджа, оценивая в целом труды Э. Дюркгейма и М. Вебера, подчеркивает, что они оказались в полном смысле слова основополагающими в области социологии религии. Следующий развитие шло по пути намеченных ее родоначальниками подходов: религия и стабильность общества (тема Дюркгейма); религия и социальное изменение (тема М. Вебера). Существенным дополнением к этим двум подходов были работы Б. Малиновского (1884-1942), в которых получил развитие функциональный анализ религии и магии, помогающих человеку выходить из, казалось бы, безнадежных ситуаций. Тема Б. Малиновского - религия и преодоление кризисов.
В современной западной социологии выделены два основных направления исследования проблем религии: функциональная теория религии и теория конфликтов.
Функционалист стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия сторонники теории конфликта анализируют, каким способом религия усталюе классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.
Представитель функционалистов Б. Малиновский исследовал функции религии, сравнивая ее с колдовством. Он пришел к выводу, что люди используют колдовство (т.е. пытаются управлять сверхъестественными силами), когда не могут полностью подчинить себе обстоятельства, от них независимы, они надеются, что колдовство помогать им избегать несчастных случаев и предсказывать будущее. Как полагал Б. Малиновский, религия возникает из способности любить и заботиться о других, из осознания неизбежности смерти. Во многих религиях предполагается некоторое загробную жизнь или бессмертие возрождения. Христиане попадают в рай или в ад; буддисты перевоплощаются. Ритуалы, связанные с этими верованиями (например, "поминальное сидения" у евреев или ирландские поминки перед погребением умершего), служат утешение для живых, уменьшают их страх перед смертью.
Значение религии состоит в том, что она не только дает утешение перед лицом смерти, но и вносит определенный смысл в другие аспекты человеческой жизни. Она помогает найти ответ на вопрос: "Почему это произошло именно со мной?", То ослабляет ситуации, которые могли бы казаться несправедливыми.
Позиций функционализма в исследовании религии придерживался также 3. Фрейд (1856-1939). Религия, по его мнению, защищает людей от страха беспомощности, пережитого в детстве. Как ребенок находит защиту от этого страха у родителей, так и взрослые стремятся найти его в любящего всемогущего Бога. По Фрейду, религиозные понятия, имеющие свои корни в психике человека, нельзя считать истинными в прямом смысле. Он считал, что религиозные понятия - это социальные иллюзии. Эти иллюзии были бы отвергнуты, если бы люди осознали, что они основаны на психологических потребностях, которые противоречат материальной природе.
Типичным для представителей функциональной школы (к ней принадлежали также Т. Диа, Л. Шнайдер, Дж. Йингер) было идеалистическое возведение социальной структуры общества к взаимодействию людей в рамках определенных инстинктов, регулирующих поведение людей с помощью установленных норм поведения. Религия, по их мнению, создает систему верований, норм и ценностей, объединяющих членов общества, обеспечивающих его целостность и единство. Как и Э. Дюркгейм, функционалисты считают религию важнейшим фактором, интегрирует общество.
Одна из главных идей сторонников теории конфликтов состоит в том, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, подавляющие менее влиятельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду на лучшую жизнь в другом мире. Таким образом отвлекается их внимание от проблем этого мира.
Самыми сторонниками теории конфликтов является исследователи-материалисты, которые считают религию орудием классового господства. По их мнению, религия носит иллюзорный, мифический характер, маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. Материалисты считают, что класс капиталистов поддерживает миф о спасении души, вселяя уважение к сильным мира сего и смирение, чтобы отвлечь внимание рабочих от борьбы против экономической и политической системы, которая вызывает их страдания.
С конца 60-х годов XX века до двух рассмотренных теорий добавился феноменологический направление в социологии религии, который вскоре стал ведущим.
Среди представителей этого направления выделяют прежде американского социолога П. Бергера и западногерманского ученого Н. Лукман. Пытаясь опереться на некоторые философские положения Э. Гуссерля, они рассматривают общество и социальные институты как продукты интерсубьективнои сознании людей. Ими постулируют плюрализм "социальных реальностей", причем основой объявляется "реальность повседневной жизни", над которой надстраиваются системы "символических универсуме" в виде науки, искусства, религии, философии. Кроме того, широко используется принцип "интенциональности" сознания, т.е. его направленности на определенный предмет, дающий возможность уйти от вопроса о реальности или иллюзорности предмета религиозной веры.
В западной социологии религии выделяется также эмпирический направление (Г. Ле Бра, Д. Фитчер и др.), в рамках которого ведутся многочисленные эмпирические исследования религиозности населения. В современной западной социологии видное место занимают также исследования представителей религиозных организаций (И. Вах, Г. Меншинг и др.). Западная социология, основываясь на идеалистической и антидиалектичний мировоззренческой установках, не всегда основывается на позициях научного объяснения религии.
Развитие отечественной социологии религии связан с выделением ее в отдельную специальную социологическую теорию. Отметим, что это развитие долгое время сдерживалось доминированием в общественных науках атеистических взглядов на религию, отрицанием ее с классовых позиций. Еще и в 20-30-х годах XX в. начали активизироваться исследования по социологии религии в связи с развитием конкретных исследований религиозных и антирелигиозных установок различных социальных групп населения.
Особенно широко конкретно-социологические исследования в области религии велись в 60-х годах XX в. (Р. Балтанов, А. Клибанов, А. Лебедев и др.). В этот период были опубликованы первые работы, посвященные теоретическим проблемам социологии религии (Ю. Левада, Н. Лэнсу, Е. Прокошина, А. Сухов, Д. Угринович, И. Яблоков и др.). Значительно расширилась проблематика исследования, сложились основные направления: разработка понятий аппарата социологии религии, методов конкретных социологических исследований; место и роль религии в различных этнических, территориальных сообществах, профессиональных и демографических группах, процессы секуляризации в социалистических странах; изменения в религиозном сознании, культе и религиозных организациях; социологические проблемы атеистического воспитания и др.

Date: 2015-09-27; view: 1145; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию