Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы





Курс «ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» рассчитан на 120 часов, из них:

Очная форма обучения: 32 часов – лекции, 20 часов – семинарские и практические занятия, 68 часов – самостоятельная работа.

Очно-заочная форма обучения: 20 часов – лекции и 8 часов – семинарские занятия. 92 часа - самостоятельная работа.

Изучение курса завершается экзаменом.

В целях качественного усвоения программы курса предусматривается проведение лекционных, семинарских и практических занятий [брифингов (групповых обсуждений) тем и ситуаций, заданных преподавателем; контрольных опросов в ходе лекций и практических занятий; деловых игр; обсуждения домашних заданий, выполняемых студентами]; решение на занятиях профессиональных задач; использование в учебных целях ситуаций, возникающих на занятиях; выполнение обучающимися заданий для самостоятельной работы; самостоятельное изучение обучающимися литературы по курсу; применение на занятиях технических средств обучения.

Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.

 

Тематический план

«ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

(очная форма обучения)

 

№ п/п Наименование темы Аудиторные занятия (часы)
Всего В том числе
Лекции Семин. Практ. занят.
1. Вводная лекция. Понятие о потребительском поведении              
2. Культура общества как основной фактор макровлияния на потребительское поведение          
3. Социальная стратификация общества и социальный статус личности как основа эффективного управления поведением потребителей          
4. Малые группы и групповые коммуникации как решающий фактор микровлияния на потребительское поведение        
5. Мода как социальное и коммерческое явление          
6. Мотивы и потребности как основа потребительского поведения        
7. Особенности психологии потребителей          
8. Процессы осознания потребителем потребности в товаре и информационного поиска          
9. Маркетинговое поведение коммерсанта          
10. Послепокупочные феномены. Феномен «когнитивного диссонанса».          
11. Классификация и особенности потребителей-организаций          
  Итого        

 

Тематический план

«ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

(очно-заочная форма обучения)

№ п/п Наименование темы Аудиторные занятия (часы)
Всего В том числе
Лекции Семин. Практ. занят.
1. Вводная лекция. Понятие о потребительском поведении     0,5   0,5        
2. Культура общества как основной фактор макровлияния на потребительское поведение          
3. Социальная стратификация общества и социальный статус личности как основа эффективного управления поведением потребителей     2,5     0,5  
4. Малые группы и групповые коммуникации как решающий фактор микровлияния на потребительское поведение 1,5   0,5  
5. Мода как социальное и коммерческое явление   4,5     0,5    
6. Мотивы и потребности как основа потребительского поведения          
7. Особенности психологии потребителей   1,5   0,5  
8. Процессы осознания потребителем потребности в товаре и информационного поиска   2,5   0,5  
9. Маркетинговое поведение коммерсанта   3,5   0,5  
10. Послепокупочные феномены. Феномен «когнитивного диссонанса».     0,5 0,5  
11. Классификация и особенности потребителей-организаций   2,5     0,5  
  Итого        

 

5. Содержание курса «Потребительское поведение»

 

Тема 1. Понятие о потребительском поведении

Потребление как парадигма человеческого бытия. Роль государства и социума в процессе личного потребления. Потребление как двустороннее явление: потребление независимое и навязываемое. Схема управления потребительским поведением на уровне государства. Модель индивидуального потребительского поведения.

Тема 2. Культура общества как основной фактор макровлияния

на потребительское поведение

Роль внешних факторов. Факторы культурного порядка. Формы проявления культуры. Субкультуры поведения потребителей. Культурные поведенческие аспекты с позиций маркетинга. Учет национальных особенностей потребительской психологии. Особенности российского потребительского менталитета.

 

Тема 3. Социальная стратификация общества и социальный статус личности как основа эффективного управления поведением потребителей

История человечества как перманентное соревнование. Потребительское поведение как потребление символов. Социализация личности. Социальный статус и социальные роли. Виды статусов: приобретенные, достигаемые, объективный, субъективный. Понятие «социальная группа», «социальный класс». Признак социальной группы.Классовый долевой состав российского общества. Сложность определения социального положения в РФ. Социальная роль. Принцип соответствия социальной роли и статуса уровню и качеству потребления.

Тема 4. Малые группы и групповые коммуникации как решающий фактор

микровлияния на потребительское поведение

Группа и ее структурная организация. Социометрическая структура группы. Понятие референтных групп. Степень воздействия референтных групп на личность. Различия в реакциях на «своих» и «посторонних». Общественное мнение как инструмент социального контроля. Определение понятия общественного мнения. Виды санкций внутри малых групп. Виды поощрений. Роли лиц, принимающих участие в принятии решения о покупке. Прием влияния продавца на спутников покупателя. Социальная структура и стратификация общества. Признаки социальной дифференциации (расслоения).

Тема 5. Мода как социальное и коммерческое явление

Эффект модных вещей для субъекта. Вещи как мессидж (послание сообщения) социуму. Статус модного в рекламе и других маркетинговых коммуникациях. Роль моды в экономике, политике, управлении людьми. Мотивы гонки за модой. Пути происхождения и движение моды. Процесс развития моды «сверху вниз» и «снизу вверх». Особенности современной моды. Структура потребителей моды. Феномен диффузии инноваций. Значение «критической массы» потребителей для процесса брендирования.

Тема 6. Мотивы и потребности как основа потребительского поведения

Понятие о мотивах и фундаментальных потребностях (ФП). Определение понятия мотива. Механизм функционирования потребностей как побудительная сила к действию. Определение понятия стимула. Рациональные, эмоциональные и смешанные мотивы в поведении потребителей. Потребность в действии и достижении цели как связующая потребность. Стимулирующая роль препятствий. Неудовлетворенность как фундамент для бесконечного процесса потребления.Иерархия ФП среднего члена современного общества потребления. Схема блоков ФП людей. Классификация потребностей по основным блокам. Блок физиологических ФП. Блок гедонистических ФП. Блок социальных (коммуникативных, межличностных) ФП. Блок ФП в достижении, в деятельности. Блок когнитивных ФП. Блок духовных ФП.

 

Тема 7. Особенности психологии потребителей

Мотивация процессов покупки новой вещи. Рекомендации для рекламы. Мотивы приверженности старым вещам и привычным маркам. Мотивы посещения магазина: личные мотивы, социальные мотивы. Феномен шоппинга. Составляющие шоппинг-интереса. Ситуационная мотивация покупок. Общие черты поведения потребителей в условиях рыночной экономики. Удовлетворение нематериальных потребностей через материальные. Мотивы при выборе подарков. Выбор торгового предприятия по рефлекторному принципу прошлого опыта. Компенсационный мотив покупок товаров для детей занятыми родителями. Роль этикеток (лэйблов) при выборе продукта.

 

Тема 8. Процессы осознания потребителем потребности в товаре и информационного поиска

Три категории намерений удовлетворить свою потребность. Значение выбора места покупки. Информационный поиск: внутренние и внешние источники. Обращение к рекомендациям как проявление страха перед неизвестным. Алгоритм совершения покупки стоимостью выше среднего.

 

Тема 9. Маркетинговое поведение коммерсанта

 

Создание дополнительной ценности продукту как главная задача продавцов. Стратегия ориентации на постоянного клиента. Методы борьбы за богатого клиента в ритейле. Учет цикличности акта покупки («цикл чесотки» по Тому Хопкинсу). Поводы для продавца с целью напомнить о себе. Организация розничной торговли с учетом удовлетворения потребностей человека.

 

Тема 10. Послепокупочные феномены. Феномен «когнитивного диссонанса».

Причины послепокупочных феноменов. Методы борьбы с когнитивным диссонансом. «Сарафанное радио» как послепокупочный феномен.

 

Тема 11. Классификация и особенности потребителей-организаций

Классификация потребителей-организаций. Особенности процесса закупок организациями. Процесс выбора поставщиков. Особенности торговых переговоров с покупателями-организациями

 

Планы семинарских и практических занятий

Планы семинарских занятий

Тема 1. Понятие о потребительском поведении

Доклад «Роль потребления в социуме в условиях рыночной экономики»

Вопросы для обсуждения

1. Потребление как парадигма человеческого бытия.

2. Роль государства и социума в процессе личного потребления.

3. Потребление как двустороннее явление: потребление независимое и навязываемое.

4. Схема управления потребительским поведением на уровне государства.

5. Модель индивидуального потребительского поведения.

Тема 2. Культура общества как основной фактор макровлияния

на потребительское поведение

Доклад «Влияние культуры на поведение потребителей»

Вопросы для обсуждения

1. Роль внешних факторов. Факторы культурного порядка.

2. Формы проявления культуры. Субкультуры поведения потребителей. Культурные поведенческие аспекты с позиций маркетинга.

3. Учет национальных особенностей потребительской психологии.

4. Особенности российского потребительского менталитета.

 

Тема 3. Социальная стратификация общества и социальный статус личности как основа эффективного управления поведением потребителей

Доклад «Роль социальной стратификация общества и социального статуса личности в поведении потребителей»

Вопросы для обсуждения

1. История человечества как перманентное соревнование. Потребительское поведение как потребление символов.

2. Социализация личности. Социальный статус и социальные роли. Виды статусов: приобретенные, достигаемые, объективный, субъективный.

3. Понятие «социальная группа», «социальный класс». Признак социальной группы.

4. Классовый долевой состав российского общества. Сложность определения социального положения в РФ.

5. Социальная роль. Принцип соответствия социальной роли и статуса уровню и качеству потребления.

Тема 4. Малые группы и групповые коммуникации как решающий фактор микровлияния на потребительское поведение

Доклад «Влияние групповых коммуникаций на поведение потребителей».

Вопросы для обсуждения

1. Группа и ее структурная организация. Социометрическая структура группы. Понятие референтных групп. Степень воздействия референтных групп на личность.

2. Различия в реакциях на «своих» и «посторонних». Общественное мнение как инструмент социального контроля. Определение понятия общественного мнения.

3. Виды санкций внутри малых групп. Виды поощрений. Роли лиц, принимающих участие в принятии решения о покупке. Прием влияния продавца на спутников покупателя.

4. Социальная структура и стратификация общества. Признаки социальной дифференциации (расслоения).

Тема 5. Мода как социальное и коммерческое явление

Доклад «Влияние моды на поведение потребителей»

Вопросы для обсуждения

1. Эффект модных вещей для субъекта. Вещи как мессидж (послание сообщения) социуму. Статус модного в рекламе и других маркетинговых коммуникациях.

2. Роль моды в экономике, политике, управлении людьми. Мотивы гонки за модой.

3. Пути происхождения и движение моды. Процесс развития моды «сверху вниз» и «снизу вверх».

4. Особенности современной моды.

5. Структура потребителей моды. Феномен диффузии инноваций.

6. Значение «критической массы» потребителей для процесса брендирования.

Тема 6. Мотивы и потребности как основа потребительского поведения

Доклад «Понятие мотивов и потребностей и их влияние на поведение потребителей».

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о мотивах и фундаментальных потребностях (ФП). Определение понятия мотива. Механизм функционирования потребностей как побудительная сила к действию. Определение понятия стимула.

2. Рациональные, эмоциональные и смешанные мотивы в поведении потребителей. Потребность в действии и достижении цели как связующая потребность.

3. Стимулирующая роль препятствий. Неудовлетворенность как фундамент для бесконечного процесса потребления.

4.Иерархия ФП среднего члена современного общества потребления. Схема блоков ФП.

5. Классификация потребностей по основным блокам. Блок физиологических ФП. Блок гедонистических ФП. Блок социальных (коммуникативных, межличностных) ФП. Блок ФП в достижении, в деятельности. Блок когнитивных ФП. Блок духовных ФП.

 

Тема 7. Особенности психологии потребителей

Доклад «Психологические закономерности в потребительском поведении».

Вопросы для обсуждения

1.Мотивация процессов покупки новой вещи. Рекомендации для рекламы.

2. Мотивы приверженности старым вещам и привычным маркам. Мотивы посещения магазина: личные мотивы, социальные мотивы. Феномен шопинга. Составляющие шопинг-интереса.

3. Ситуационная мотивация покупок.

4. Общие черты поведения потребителей в условиях рыночной экономики. Удовлетворение нематериальных потребностей через материальные. Мотивы при выборе подарков.

5. Выбор торгового предприятия по рефлекторному принципу прошлого опыта.

6. Роль этикеток (лэйблов) при выборе продукта.

 

Тема 8. Процессы осознания потребителем потребности в товаре и информационного поиска

Доклад «Алгоритм созревания потребности и поиска информации о способе удовлетворения».

Вопросы для обсуждения

Date: 2015-09-27; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию