Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Демократия как полит.режим⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Демократия в переводе с греческого оз-начает “власть народа”. В настоящее вре-мя понятие демократия используется в нескольких значениях. Во-первых, в своем первоначальном смысле оно означает форму правления, при которой право принятия полит.реше-ний осуществляется всеми гражданами, т.е. прямо в соответствии с действующи-ми правилами правления большинства. Эта форма демократии известна как пря-мая демократия. Во-вторых, такая форма правления, при которой граждане осу-ществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, т.е. предста-вительная демократия. В-третьих, форма правления, где власть большинства реа-лизуется в рамках конституционных ог-раничений, имеющих своей целью гаран-тировать меньшинству условия для осу-ществления определенных индивид-х или коллективных прав, таких, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Это либе-ральная или конституционная демокр-я. Как полит.режим демократия характери-зуется следующими отличительными признаками. 1.Пол.власть принадлежит большинству. Принцип большинства отражает смысл идеи о народном суверенитете, согласно кот-й источником власти явл-ся народ. 2.Всеобщее избират-е право, позволяю-щее гражданам принимать участие в фор-мировании представит-х институтов. 3.Принцип разделения властей, на кот-м основано функционирование институтов гос.власти. 4.Контроль представит-х институтов за деят-стью правительства. 5.Разрешение возникающих конфликтов мирным путем. 6.Гарантии гражд-х, полит-х и соц-х прав личности. Политический режим является важнейшей характеристикой существующей в обществе политической системы. ПР - совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реал. процесс взаимодействия государства и общества. Политическая стабильность подразумевает: сохранение существующей системы правления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение эффективности правления. При этом важное значение имеет способность правительства быстро адаптироваться к происходящим в обществе изменениям. Эта функция адоптации может осуществляться с помощью политического регулирования, т.е. подготовки и отбора субъектов власти, способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем и предлагать их обществу. Не менее важной является и другая функция правительства: регулирующая, которая реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путём применения административных и иных мер в отношение нарушителей правил. 24. Политическая культура. В россии. типология Развитие политической культуры неотделимо от ее формирования в условиях конкретных национальных государств. В масштабах современного мира выделяют политические культуры в зависимости от их национальных особенностей – французскую, испанскую, румынскую, украинскую – которые складываются под влиянием исторического пути развития народа, специфики национального характера, развития национальной государственности. Общие типологии в политической науке были созданы на основе сравнения не отдельных признаков политической культуры, а качественных характеристик системного плана. Среди таких классификаций наиболее широкое распространение получила типология политической культуры Алмонда и Вербы, в соответствии с которой можно выделить три «чистых» типа политической культуры: 1. Патриархальный тип& политической культуры, который свойственен обществу с несформированной политической системой, где отсутствуют специализированные политические роли и интерес граждан к политике, их политические ориентации неотделимы от религиозных или социальных. Общество с такой культурой отличает аполитичность, безразличие, апатия к государственным делам и нацеленность почти исключительно на дела общины, семьи. Исторически патриархальная культура рассматривается как тип характерный для доиндустриального общества. 2. Подданнический тип политической культуры (культура подчинения, повиновения) характеризуется пассивным отношением к политической системе, человек в этой системе уважает авторитет правительства, и пассивен в политической жизни. Система государственной власти имеет отлаженный механизм установки норм, ценностей, выдачи директив, которым все обязаны подчиняться под страхом наказания, лишения благ. В таком обществе доминируют связи типа «сверху – вниз». Подданнический тип политической культуры рассматривается как тип, свойственный периоду феодализма или индустриальному тоталитарному обществу. 3. Активистский тип политической культуры (культура участия) характеризуется наличием опосредованных связей общества и государства, индивиды этой системы сориентированная на активную роль, независимо от позитивного или негативного отношения к ее элементам или к системе в целом. Этот тип культуры соответствует постиндустриальному демократическому обществу. Поскольку любая типология является условной и чистые типы политической культуры существуют лишь в теории,а реальность представлена смешанными типами политической культуры: подданническо-активистский, патриархально-подданнический и т.д. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры называется «гражданской культурой», которая в своей основе содержит активистский тип, дополненный определенными элементами патриархальной и подданнической культуры. В России на протяжении всей ее многовековой истории сложилась уникальная политическая культура, формирование которой стало результатом влияния следующих факторов: 1) особенности геополитического положения страны - традиционно враждебное внешнее окружение, постоянная угроза либо состояние войны и обширные размеры территории - сформировали у россиян имперско-державное сознание и определенную потребность в образе внешнего врага; положение «серединной земли» на континенте Евразия обусловило политическое функционирование в режиме крайностей политических традиций Запада и Востока: · убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком - уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческим достоинством; · отношение к политике как к социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом - отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; · осознание достаточности личности для осуществления властных полномочий, примат идеалов индивидуальной свободы - отрицание достаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью, приоритет идеалов справедливости; · признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы - осознание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма; · предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии - предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления; · рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом - обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом; · примат общегосударственных законов и установлений над частными нормами и правилами поведения - приоритет местных правил и обычаев. 2) преобладание коллективного образа и форм жизни под влиянием православной традиции и культуры (идея соборности); 3) многовековая отстраненность граждан от рычагов власти и их отчуждение от государства, что предопределило и закрепило в массовом сознании разнообразные анархические, антиправовые и антигосударственные стереотипы и настроения; 4) низкая способность общества к самоуправлению и саморегуляции при решении проблем обыденной жизни, как результат административно - бюрократической опеки и ограничений - и одновременно - его высокая способность к мобилизации в ситуациях войн и иных масштабных бедствий. Влияние всех вышеперечисленных и ряда других факторов предопределили следующие общие особенности российской политической культуры: · 1) приоритет интересов государства и коллектива перед интересами отдельного индивида; · 2) признание решающей роли государства в решении общественных проблем, надежда на защиту и опеку с его стороны; · 3) традиционное патриархальное отношение к власти, персонифицированное ее восприятие (то есть в связи с определенными фигурами - носителями), высокие требования к моральному облику руководителей (честность, бескорыстие, самоотверженность и др.); · 4) надежда на призванного разрешить все проблемы сильного лидера - вождя, царя, военного диктатора и т. д.; · 5) недооценка и недопонимание роли парламента и иных представительных органов в общественной жизни, подсознательное отождествление власти только с исполнительными органами (президент, правительство и т. д.) – и как следствие этого низкий уровень культуры самих парламентариев; · 6) неуважение к единым законам государства, предпочтение им местных законов, традиций и обычаев; · 7) характерная для представителей практически всех политических сил и идеологий непоколебимая уверенность в правоте собственных идей и принципов, и нетерпимость, агрессивное неприятие чужих; · 8) склонность к стихийным формам политического протеста и бунтам, и одновременно неспособность к сознательному и организованному гражданскому действию. В целом, современная российская политическая культура является внутренне расколотой, в ней преобладают нормы и ценности патриархальной культуры в смешении с некоторыми элементами современной гражданской культуры и отсутствуют способные консолидировать общество смысловые и ценностные «ядра», что способствует ее расчлененности на несколько непримиримых политических субкультур (консервативно-коммунистическую, радикально-реформаторскую, национал-сепаратистскую). Очевидно, что подобный тип политической культуры вряд ли может способствовать нормальному и устойчивому функционированию и развитию политической системы, а также цивилизованному протеканию политического процесса. В результате, ведущее на сегодняшний день положение в политической культуре российского общества завоевали ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обусловливающие приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы личности, а, в конечном счете — ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни) В то же время по преимуществу персонализированное восприятие власти, а также нравственный характер требований к ее деятельности предопределяет стремление большинства граждан к поиску харизматического лидера («спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса), недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью. Причем явная непопулярность контроля за властями сочетается у людей со слабым уважением законов государства. Непоколебимая уверенность в правоте «своих» принципов в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромисса ориентиров граждан поддерживает в политической культуре российского общества глубокий внутренний раскол. Наличие же многообразных взаимооппонирующих субкультур не дает возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.
25. Либерализм как идейно-политическое течение Либерализм (от лат. liberalis – свободный) – важное направление политической идеологии, одно из наиболее распространенных идейно-политических течений, выражающее и отражающее принципы свободы и демократии в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, социальной, политической и духовной. Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности. Истоки либерализма относятся к XVII–XVIII вв.: они развивались в работах Дж. Локка, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона и др. Основные положения, сформулированные этими мыслителями: о правах и свободах граждан, о необходимости разделения основных ветвей власти, о системе сдержек и противовесов в федеративном государстве, о народном суверенитете, о гражданском обществе, среднем классе, правовом государстве. В XIX в. с идеями либерализма выступали И. Бентам и Дж. С. Милль. Они стремились обосновать необходимость демократизации политических и правовых институтов общества. Защищая идею свобод и прав человека, они утверждали, что свободное развитие новых, капиталистических отношений должно привести к постепенному сглаживанию социальных противоречий, процветанию общества. Для этого необходимо совершенствовать государственно-правовые институты, последовательно проводить принцип разделения властей, бороться с преступностью и произволом чиновников. Основные принципы либерализма: – права человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом – неотъемлемые условия его существования; защита свободы индивида – важнейшая цель государства; – разделение государственной власти на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную; – существование четких границ деятельности государства в обществе: оно не вмешивается в частную жизнь членов общества и в регуляцию их экономических отношений (гражданское общество); – оптимальный регулятор экономических отношений – свободный рынок товаров, труда, услуг, капиталов; – равенство людей рассматривается как равенство возможностей, прав, которые разными людьми реализуются по-разному. С развитием промышленного капитализма в классическом либерализме в конце XIX – начале XX вв. наступил кризис: рынок в полной мере не обеспечивает гармонии общества, защищенными по преимуществу являются лишь привилегированные социальные слои. Остро встал вопрос о необходимости проведения реформ и в связи с этим задача пересмотра многих положений, норм и ценностей либерализма. Появляется «новый либерализм» (неолиберализм), или «социальный либерализм», который более ориентировался на решение социальных проблем. Его сторонники (Р. Даль, А. Лейпхарт, А. Мак-Эван, Дж. Роулс, Л. Хобхаус) под воздействием исторического и политического опыта вносят коррективы в основополагающие принципы либерализма: – ограниченные возможности имеет рынок, рассматриваемый ранее как единственный; регулятор экономических и общественных отношений; – государство может выступать гарантом не только политических, но и социальных прав человека; – необходимо расширить регулирующие функции государства в обществе.
26. Консерватизм Консерватизм – идейно-политическое течение, характеризующееся приверженностью традициям и стабильности. Термин «консерватизм» (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) ввел в политический оборот в 1818 г. французский писатель и политический деятель Ф. Шатобриан. Консерваторы проповедовали в своих трудах незыблемость дворянско-феодальных привилегий, отрицали буржуазную демократию. Позднее комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, B.C. Соловьева и И.А. Ильина. Основные идеи консерватизма: – трактовка общества как сложного организма, требующего к себе бережного отношения; – идея зависимости человека от существующих отношений, обоснование смиренности человека, а не его активной социально-политической деятельности; – признание большой роли обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков; – негативное отношение ко всякого рода радикальным, революционным преобразованиям; – отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение не контролируемого разумом естественного хода вещей; – государство не может быть естественным и эффективным органом управления. Заменить его в этом могут религия, мораль, традиция, способные к более полному отражению социального многообразия; – политическая свобода отождествляется с ограничением государственной власти; – приверженность социальной стабильности, так как новые социальные порядки могут оказаться хуже старых (результаты социальных революций). Неоконсерватизм возник в xx в. в результате слияния идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом. Для современного консерватизма независимо от его разновидности характерна высокая степень приспособляемости к новым историческим реалиям. Всем направлениям современного консерватизма присуща значительная приверженность культурным и религиозным традициям. Основная причина всякого рода негативных явлений, по мнению консерваторов, лежит в отходе от традиционных ценностей. Современные консерваторы выступают за сильное государство, видя в нем подлинную опору порядка, законности и истинной морали. Поэтому основная задача – восстановить авторитет и престиж власти и правительства. Решая вопрос о соотношении личности и общества, консерваторы пытаются по-новому синтезировать идеи индивидуализма и авторитета государства, отдавая определенное предпочтение второму во имя его укрепления и процветания. Многие социально-экономические идеи в рамках неоконсервативной политики, например уменьшение государственной поддержки ряда социальных программ, увеличение числа собственников, повышение роли индивидуальной ответственности и другие, широко использовались правительствами США (при президенте Р. Рейгане), Великобритании (М. Тэтчер), Франции (Ж. Ширак). В таких странах, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, консервативные партии на протяжении довольно длительного периода находились у власти.
27. социал-демократия Социал-демократия — социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы Ценности и цели современной социал-демократии[править | править исходный текст] В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства. · Защиту прав человека. · Борьбу с дискриминацией по цвету кожи, национальной, религиозной принадлежности, по полу, возрасту, типам сексуальной ориентации или внешнему виду, а также другим врожденным или приобретенным признакам. · Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме). · Создание «государства всеобщего благосостояния». · Политический и идеологический плюрализм. · Социально ориентированную многоукладную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку. · Ограниченное государственное регулирование экономики. · Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства. · Принцип справедливой торговли. · Равноправие и защиту всех форм собственности. · Создание и поддержка действенной системы общественного контроля. · Создание мощного общественного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным. · Национализацию под общественным контролем стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике. · Социальное партнерство между наемными работниками и работодателями · Сотрудничество с профсоюзами. · Сокращение разрыва между богатыми и бедными. · Поддержку неимущих слоев населения. · Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую: · Ограничение рабочей недели, зависящее от уровня развития общества. · Улучшение условий труда рабочих. · Повышение минимальной зарплаты. · Защиту от неоправданного увольнения. · Борьбу с безработицей. · Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую: · Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны. · Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны. · Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице. · Государственную помощь для ухода за детьми. · Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат. · Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зелёных»). · Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций. · Секуляризированную и открытую прогрессивную социальную политику. · Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН. · Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках. · Защиту интересов трудящихся, рабочих, крестьян, интеллигенции, средних слоев населения.
28. Политическая культура См. вопрос 24 Термин «политическая культура» впервые был употреблен немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 – 1803). Как категория политической науки он введен американским ученым Г. Алмондом. Политическую культуру можно определить как исторически сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а также модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Политическая культура предстает как единство социально-политических знаний, оценок, ориентаций людей, норм, навыков и образцов их политического поведения. В структуре политической культуры можно выделить следующие элементы: когнитивный (англ. соgnitive – познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий. Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества. Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества политические ценности, нормы, цели, идеалы. Эмоционально-психологический компонент – это чувства и переживания, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни: стремление к справедливости, нетерпимость или терпимость к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы своего лидера на выборах и т.д. Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу политических представлений, ценностей и эмоциональных состояний в плоскость их практической реализации. Политическая культура выполняет определенные функции: Интеграционная функция политической культуры проявляется в том, что посредством общих для всех субъектов политики стереотипов мышления и образцов политического поведения обеспечивается интеграция различных социальных групп, слоев и общностей в единое целое, поддерживается устойчивость общества и его динамичное развитие. Коммуникативная функция политической культуры выражается в том, что посредством составляющих ее политического языка, символов, норм, ценностей, образцов смыслового восприятия политических явлений и стереотипов поведения обеспечивается взаимопонимание различных субъектов политических отношений. Регулятивная функция политической культуры состоит в том, что благодаря устойчивым формам политического мышления и общепринятым нормам политического поведения обеспечивается определенный порядок в действиях различных субъектов политических отношений. Политическая социализация есть процесс усвоения индивидами знаний и навыков, необходимых им для успешной деятельности в рамках различных общественных институтов. Широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Они выделили патриархальную, подданническую и активистскую (гражданскую) политические культуры. Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к центральным властям и политическим институтам. Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать инициативного участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ. Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. К власти носители такой культуры относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.
|