Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире





 

Основные свойства восприятия:

Выделяют следующие свойства восприятия:

- избирательность,

- константность,

- апперцепция (осмысленность),

- целостность (предметность),

1. избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.

Избирательность выражается в выделении объекта из фона.

Объектом восприятия принято считать то, что находится в центpe внимания, а все, что его окружает, - это фон.

В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн импульсов.

При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, кото­рая и определяет избирательность восприятия.

2. константность, т.е. относительное постоянство в восприятии.

Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в про­цессе развития личности, и имеет огромное практическое значе­ние.

Например:

- Если человек высокого роста будет находиться на некотором не­значительном расстоянии, то все равно он останется для окружаю­щих высоким.

Если бы человек не владел этим качеством, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкива­лись с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее и наша ориентиров­ка в пространстве была бы невозможна.

3. апперцепция (осмысленность) - зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личност­ных особенностей.

Например,

Люди по-разному воспринимают лес в зависимо­сти от профессии:

- лесовод - как предмет заботы и охраны,

- охот­ник - как место для охоты,

- туристы - как место отдыха,

- работ­ник лесной промышленности - как объект для производства.

Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все опреде­ленным, заранее, заданным образом.

В жизни человека роль установок очень существенна.

4. целостность (предметность)- целостный образ предмета.

Предметность выражается в том, что человек способен

объеди­нять разрозненные ощущения в целостный образ с его граница­ми, размерами, окраской,

Например:

- из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, челове­ческую речь, шум мотора и т. д.

Факторы, влияющие на восприятие:

- Это ограничения, связанные с органами чувств;

- состояния сознания;

- предшествую­щий опыт;

- менталитет.

Нарушения восприятия.

Восприятие предметов может быть и ошибочным.

К нарушению восприятия относятся иллюзии - искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.

Иллюзии бы­вают и у здоровых людей в состоянии страха, тревожного ожида­ния, при утомлении.

Иллюзии - это искаженное восприятие.

В практической жиз­ни наше восприятие иногда не отражает точной картины проис­ходящего.

Например:

весло, погруженное в воду, кажется прелом­ленным.

Много иллюзий связано с восприятием пространства:

- находящиеся вдалеке объекты кажутся ма­ленькими,

- параллельно идущие рельсы - сходящимися и т. п.

Распространены также иллюзии контраста:

- белое на черном кажется еще белее;

- человек будет казаться выше, если рядом на­ходится человек маленького роста и наоборот;

- звезды кaжyтся бо­лее яркими в безлунную ночь.

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, восприятие может нарушаться.

Например,

- нарушение восприятия времени - невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени.

- нарушения восприятия простран­ства - трудности ориентировки во внешнем (зритель­ном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

Агнозия - нарушение различных видов восприятия.

Возникает при определенных поражениях мозга.

Разли­чают:

1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узна­вать предметы и их изображения;

2) тактильные агно­зии, проявляются в виде расстройств опознания предме­тов наощупь - астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении пред­ставления о схеме тела - соматоагнозия;

3) слуховые агнозии проявляются в нарушении способности разли­чать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях.

Например,

Ø больные с предметной агнозией (на­рушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бу­маге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-ни­будь другой предмет.

Ø большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями.

Ø при оптико-пространственной агнозии на­рушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов - расположение улиц в городе.

Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделе­ние, койку в палате и т.д.

 

Галлюцинации - восприятие без объекта, ложные восприятия.

Они различаются, как и иллюзии, по орга­нам чувств.

Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.

Среди нарушений восприятия выделяют псевдо­галлюцинации. Они проецируются не во внешнем про­странстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голо­сах, но не идентифицируют их с реальными предмета­ми и звуками.

Особенности ухода среднего медицин­ского работника за больными с различными наруше­ниями восприятий

Особенности ухода среднего медицин­ского работника за больными с различными наруше­ниями восприятий, заключаются во внима­тельном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти на­рушения впервые выявлены сестрой, об этом необхо­димо доложить лечащему врачу; если же они наблю­дались и раньше, необходимо действовать в соответ­ствии с предписаниями врача.

Появление галлю­цинаций может быть связано и с развитием психическо­го заболевания.

Ритмы в деятельности медсестры.

Специфика труда се­стринского персонала предполагает сменную работу и работу в ноч­ную смену.

Люди по-разному приспосабливаются к подобной ра­боте.

Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода смен­ного труда.

Наиболее серьезные проблемы у работаюших в разные смены возникают вследствие:

- неадекватного (как количественно, так и качественно) сна,

- неудовлетворительного питания (по соста­ву и времени приема пиши),

- а также отрыва от семьи.

Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночные смены увеличено:

- количество ошибок,

- несчастных случа­ев,

- снижена работоспособность,

- происходят различные нарушения сна.

Сменная работа у медсестёр приводит к

- неудовлетворенностью своей работой,

- стрессами,

- синдромом «психического выго­рания».

Для снижения выраженности этих реакций предложено:

1. пересмотреть графики работы;

2. стремиться как можно реже вносить изменения в график работы;

3. сохранять график постоянным, насколько это возможно;

4. обучить персонал самопланированию в соответствии с ритмами;

5. выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные

6. смены;

7. привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены;

8. побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнения­ми для снижения негативных последствий при сменой работе;

9. увеличивать искусственное освещение;

10. увеличивать естественное освещение в помещениях как для па­циентов, так и для персонала;

11. обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечер­нее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, за­ниматься самообразованием и развитием личности;

12. поддерживать все усилия персонала, направленные на адапта­цию к сменной работе.

 

Сенсорный голод. Сенсорная адаптация.

Вся инфор­мация от органов чувств поступает в мозг.

Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода.

Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послущать, пощупать.

Сенсорный голод (сенсорная депривация) - это недостаток или от­сутствие внешних раздражителей.

Он особенно опасен в детском воз­расте.

Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах.

Слух и зрение функционируют уже у семимесячного плода.

 

Сенсорный голод испытывают и животные.

Широко известен опыт с 3 группами крысят:

Все они содержались в одинаковых ус­ловиях, но крысят

1. l-й группы ежедневно поглаживали,

2. крысят 2-й группы не поглаживали,

3. а крысят З-й группы ежедневно подверга­ли болезненному удару электрическим током.

К концу экспери­мента показатели роста, массы тела, иммунитета и даже интеллекта оказались различными.

Сенсорная адаптация -это приспособления органа чувств к внешнему раздражителю.

Напимер:

- Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи,

- так и неприятные запахи урологического отделения.

- Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот.

Существует эмоциональная адаптация.

Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и воняет плесенью.

В последние годы заговорили и о социально-психологической адап­тации.

Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться.

От этого зависит, как сложатся меж­личностные взаимоотношения.

 

Представления

 

Представление (вторичный образ) - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.

По сравнению с тем, что происходит при непосредственном вос­приятии, представление бывшего восприятия - это не его копия.

Сущность представления состоит в том, что это обобщенный об­раз, сохраняющий важные для личности особенности окружающе­го мира.

Различают

- представления памяти

- и представления воображения.

 

1. Представления являются образами памяти, если:

· в образе воспроиз­водится прежде воспринятое

· и если субъект осознает взаимосвязь образа и прошлого.

2. Если представление формируется безотноси­тельно к прежде воспринятому, то представление является образом воображения.

Представления всегда в достаточной степени индивидуальны, во многом зависят от особенностей личности:

- ее установок,

- прошлого опыта,

- степени развития интеллектуальных способностей.

И поэтому

- с одной стороны представления - это итог познания человеком окружаю­щего мира,

- а с другой - это исходная точка развития и развертыва­ния психической жизни личности.

Способность действовать по представлениям, т.е. свободно опе­рировать ими, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными про­фессиями.

Например:

- сестринскому персоналу необходимо в первую очередь формировать адекватное представление о себе и о своей профессии

- осознавать особенности своего обобщенного представления о пациентах,

- а также достаточно легко опери­ровать единичными представлениями о том, как конкретный па­циент воспринимает себя и свое заболевание, медицинских работ­ников, назначенное лечение, прогноз.

ВЫВОДЫ

1. Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предме­тов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения бывают экстероцептивные, интероцептивные и пропри­оцептивные.

2. Восприятие - это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непос­редственном воздействии на органы чувств. Свойства вос­приятия: избирательность, константность, апперцепция, целостность, илюзии.

3. На восприятие влиияют развитие органов чувств, состояние со­знания, предшествующий опыт, менталитет.

4. На восприятие влияет цикличность нашей жизни. Одним из таких циклов может быть график работы. Специфика труда сест­ринского персонала предполагает сменную работу и работу в ноч­ную смену. Сменная работа связана с неудовлетворенностью медсестрами своей работой, стрессами, синдромом «психического выгорания». Существуют приемы, которые помогают снизить нега­тивные последствия сменной работы.

5. Как недостаток, так и избыток сенсорных раздражителей мо­жет быть опасен.

6. Представления - это воспроизведенный субъектом образ пред­ета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникаю­щий без воздействия предмета на органы чувств. Представление - обобщенный образ, сохраняющий важные для личности особенности окружающего мира. Способность действовать по представлению ­одно из важных качеств, необходимых для овладения многими со­временными профессиями.

7. Представления, сложившиеся у пациента о своей болезни, явля­ются составной частью ВКБ. Неадекватно сформированная ВКБ мо­жет косвенно отрицательно влиять на течение и исход заболевания, создавать серьезные трудности в семейной и общественной жизни.

8. К нарушениям ощущений можно отнести гиперестезию, гипо­стезию, анестезию, парестезии, сенестопатии, кожный зуд.

9. Наиболее часто сестринский персонал встречается с болью. Боль ­ - это неприятное сенсорное и эмоциональное цереживание, сопро­вождающееся фактическим или возможным повреждением тканей, а также состояние, словесное описание которого соответствует по­добному повреждению. Восприятие боли субъективно. Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли. Существует лекарственные и нелекарственные методы лечения боли.

10. К нарушениям восприятия относятся галлюцинации.

 

Внимание

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека.

Внимание можно рассматривать как:

- про­цесс или сторону процесса - сенсорное, интеллектуальное внима­ние,

- как состояние - состояние сосредоточенности,

- как свойство личности - внимательность.

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.

Виды внимания

Одна из классификаций внимания основана на зависимости внимания от уровней психической регуляции.

Выделяют:

1. непроизвольное ( пас­сивное),

2. произвольное (активное)

3. и послепроизвольное внимание.

1. При непроизвольном внимании психическая деятельность чело­века устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предвари­тельного намерения.

Основная функция непроизвольного внима­ния заключается:

- в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды,

- в выделении объектов, которые мо­гут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или лич­ностный смысл.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов:

- внешние факторы сила, интенсивность, неожиданность раздражителя.

Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздра­жителя и особенно контраст между раздражителями.

Например:

Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание мед­сестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем.

Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущее­ся.

На этих закономерностях построена реклама.

- внутренние факторы - постоянная или временная значимость раздражителя.

Направление непроизволь­ного внимания человека связано с общей направленностью лично­сти.

Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям.

Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями.

Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки.

Пример:

Если медсестре ее работа не нра­вится, то она может не заметить усиления отечности лица у паци­ента или запаха ацетона в палате.

2. Произвольное внимание возникает по нашему собственному же­ланию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли.

Произвольное вни­мание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно при­влекательными, интересными и новыми качествами (изучение ма­лоинтересного предмета).

Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует.

Уровень развития такого внимания характеризует:

- направленность интересов человека,

- его личностные, волевые качества.

Если непроизвольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольноro внимания является сам человек:

- «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания.

Пример:

- Трудно заставить себя быть внимательным в непривыч­ной обстановке, когда появляется много дополнительных конкури­рующих раздражителей.

Лучше работается там, где

- есть четкий ре­жим,

- рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего),

- устранены сильные посторонние раздражители.

Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины.

Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания.

Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное те­сно связаны между собой и порой переходят друг в друга.

Но решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит

про­извольному вниманию.

 

3. Послепроизвольное внимание - это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего ин­тереса.

Свойства внимания

Основные свойства внимания человека - это

Date: 2015-09-27; view: 648; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию