Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система дидактических принципов





История дидактики характеризуется настойчивым стремле­нием исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических катего­рий закономерности, принципа, правила проходили в упорной борьбе взглядов.

Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, прин­ципа и правила. «Указанные понятия в педагогической литера­туре трактуются самым различным образом. Они то произволь­но смешиваются одно с другим или отождествляются, то раз­личаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П.Н. Груздев).

Однако в ходе дискуссии было доказано, что принципы обучения определяются целями воспитания и имеют истори­ческий характер, некоторые принципы утрачивают свое значе­ние и сходят с педагогической сцены (например, природосообразность, самодеятельность, индивидуальность). Происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значе­ние в новых условиях, и появляются новые принципы, в кото­рых отражаются новые требования общества к обучению.

В современной дидактике устоялось положение, что прин­ципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального про­гресса и научных достижений, по мере выявления новых зако­номерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные прин­ципы обусловливают требования ко всем компонентам учебно­го процесса — логике, целям и задачам, формированию содер­жания, выбору форм и методов, стимулированию, планирова­нию и анализу достигнутых результатов.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, кото­рую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочета­нии могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?

Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения этой системы. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей при­род осообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стре­мясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержа­нию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он отно­сил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) нагляд­ность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему дидактичес­ких принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, об­щепризнанных следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) систематичности и последовательности;

4) прочности;

5) научности;

6) доступности;

7) связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических прин­ципов.

III. Из приведенного перечня предлагаемых принципов ¥9 обучения выделите общепризнанные.

1. Сознательность. 11. Доступность.
2. Ободрение. 12. Научность.
3. Активность. 13. Связь техники с практикой.
4. Тройственность. 14. Планомерность.
5. Оптимизация. 15. Учет возрастных особенностей.
6. Наглядность. 16. Своевременность.
7. Систематичность. 17. Действенность.
8. Эмоциональность. 18. Руководящая роль учителя.
9. Последовательность. 19. Самоконтроль.
10. Прочность.  

Date: 2015-09-27; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию