Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика детей с задержкой психического развития





 

Существует классификация на основе учета этиологии и патоге­неза основных форм ЗПР, которая стала основополагающей для разработки критериев отбора в коррекционно-образовательные учреждения для детей с ЗПР и которая широко используется в теории и практике специальной дошкольной педагогики (К. С. Лебединская). В соответствии с этой клас­сификацией понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми, выделены следующие типы ЗПР:

- по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

-соматогенного происхождения (с явлениями соматагенной астении и инфантилизма);

-психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация)

- церебрально-органического генеза (К. С. Лебединская).

Задержка психического развития конституционально­го происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм): на первый план в структуре на­рушения выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны эффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Инфантильность психики ребенка часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игре-отношению, игровая деятельность для них наиболее привлекательна, в отли­чие от учебной, даже в школьном возрасте. При гармоническом психическом инфантилизме незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным телосложением. При психофизическом инфантилизме поведение и личностные качества ребенка характеризуются специфическими особенностями. Этим детям рекомендуется комплексная коррекция развития педагогическими и меди­цинскими средствами.

У детей с ЗПР конституционального происхождения отмечается наследственно обусловленная парциальная недостаточность отдельных функций: гнозиса, праксиса, зрительной и слуховой памяти, речи. Эти функции лежат в основе формирования межанализаторных навыков, таких как рисование, счет, письмо, чтение и др.

Задержка психического развития соматогенного генеза

возникает у детей с хроническими соматическими заболева­ниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Именно эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности. Для детей с ЗПР соматогенного типа характерны явления стойкой физической и психической астении, что приводит и снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность. Если дети с ЗПР данного генеза воспитываются в условиях гипо-игиперопеки, то у них нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что вместе со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь возрастного уровня развития.

Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стой­ким сдвиги в нервно-психической сфере, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности (К. С. Лебединская). В данном случае на первый план выступают нарушения эмоционально волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети с ЗПР психогенного генеза с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающим миром: не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Однако эти проблемы не органического характера, причина, скорее всего, кроется в том, что ребенок этому «не научен». К данной группе часто относятся дети, воспитывающиеся в услови­ях депривации (в детских домах, в «неблагополучных» в социальном и эмоциональном плане семьях и т. п.), дети- беспризорники.

Недостаточный уровень развития представлений, умений, навыков, соответствующих возрасту, отмечается и у детей, находящихся длительное время в условиях информацион­ной, а часто и эмоциональной депривации (дефицита полно­ценных эмоциональных отношений со взрослыми).

Для задержки психического развития церебрально-орг а нического генеза характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей:

1. Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональ­ной сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преоблада­ют) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляет­ся негрубая неврологическая симптоматика). При этом от­мечается недостаточная сформированность, истощаемость и дефицитарность высших психических функций, ярко прояв­ляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей;

2. Дети со стойкими энцефалопатическими расстройст­вами, парциальными нарушениями корковых функций. И структуре дефекта у таких детей преобладают интеллек­туальные нарушения, нарушения регуляции в области программирования и контроля познавательной деятельности.

Установлено, что в обоих случаях страдают функции ре­гуляции психической деятельности: в первом варианте в большей степени звено контроля, во втором — звено контроля и звено программирования. Все это обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками всеми видами до к кой деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой), а в школьном возрасте — учебной. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно.

Прогноз коррекции ЗПР церебрально-органического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и возрастной динамики их развития. Для детей характерны недоразвитие сложных форм зрительного восприятия, замедленность про­бой приема и переработки сенсорной информации, неспособность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания, специфические особенности познавательной деятельности.

Другую подгруппу детей предлагается определять как детей с «парциальной несформированностью высших психи­ческих функций». Психическая деятельность этих дошколь­ников имеет иную структуру по сравнению с представите­лями первой подгруппы. В свою очередь, звучат предложе­ния разделить эту подгруппу детей на следующие типы: дети с преимущественной несформированностью регулятор­ного компонента; дети с преимущественной несформированностью вербального и вербально-логического компонентов дети смешанного типа. Достоинством этого подхода, на наш взгляд, является то, что он отражает специфику детских проблем, определяет приоритетное направление того или иного вида коррекционной работы и необходимость участия разнопрофильных специалистов в оказании помощи ребенку (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго).

Задержка психического развития церебрально-органического генеза с трудом преодолевается в дошкольный период. Как правило дети данной группы продолжают свое обучение в коррекционных школа VII вида.

Планируемые результаты освоения программы детьми с ЗПР

Date: 2015-09-22; view: 829; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию