Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Две группировки





НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ КИТАЯ:

 

 

Постепенно, вокруг Кан Ювей объединились представители прогрессивной интеллигенции. Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.), договор о разделе Китая на сферы влияния (1898 г.) вызвали резкий подъем китайского патриотизма. Император Гуансюй начал прислушиваться к предложениям Кан Ювея. Первый указ о реформах был издан 11 июня 1898 года. На основании этого указа император сместил всех противников реформ. За сто дней было издано 50 указов, касающихся вопросов экономики, просвещения, однако реформы не были приведены в жизнь. Императрица Цыси совершила дворцовый переворот, арестовала Гуансюя, казнила ряд активных реформаторов, а указы о реформах были отменены.

Неудачи реформаторов привели к развитию радикальных движений в лице ихэтуани и леворадикального движения во главе с Сунь Ятсеном. Восстание ихэтуаней нача-лось весной 1898 г. на границе Шаньдуна и Чжили. В ходе восстания ихэтуани уничтожали всех иност-ранцев, сжигали христианские церкви, школы, библиотеки, раз-рушали железные дороги, взрывали мосты, уничтожали лю-бые импортные товары, сжигали европейские книги. Это было движение маргинальных слоев китайского общества, которые таким образом отвечали на насильственную европеизацию страны.

Движение было подавлено с помощью других государств-интервентов – США, Японии, Франции, России, Германии, Австро-Венгрии, Италии, Англии и т.д. За оказанную «помощь» Китай должен был в течении 39 лет выплачивать контрибуцию в размере 450 млн. лянов.

Политический и экономический статус Поднебесной империи еще больше упал после русско-японской войны, которая шла фактически на территории Маньчжурии.

В 1910 году Китай потерял Корею, которую захватила Япония. Корея всегда была территорией геополитических интересов Китая, поэтому потеря Кореи стала поистине национальным позором для китайцев. В стране повсеместно вспыхивают бунты, военные мятежи и погромы.

 

Революционное движение связано с именем Сунь Ятсена, который выступил с программой «Трех народных принципов»

 

Первый принцип — национализм. Под ним понималось свержение цинской монархии и превращение Китая в подлинно не-зависимое национальное государство.

Второй принцип — народовластие или демократизм. Под ним понималось установление республики-.

Третий принцип — народное благосостояние или разреше-ние аграрного вопроса. Это означало, что государство должно провести постепен-ную национализацию земли путем установления прогрессив-ного налога.

Сунь Ятсен предложил проект будущей конституции Китая – так называемой «кон-ституции пяти властей». Помимо известных для западной демократии ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной — применитель-но к Китаю добавлялись контрольная власть и экзаменацион-ная.

Привлечь на сторону революции значительные массы китайского населения удалось благодаря национальной идее, заключавшейся в превращении Китая в независимое, процветающее государство.

В октябре 1911 г. начался мятеж военного гарнизона в районе Уханя (города Ханькоу, Ханьян, Учан). 10 октября 1911 г. власть в провинции захватили восставшие. К концу 1911 г. уже в 14 провинциях из 18 власть находилась в руках восставших. 29 декабря в Нанкине доктора Сунь Ятсена изби-рают временным президентом Китайской республики. В вы-борах участвовали представители 15 провинций из 18. В фев-рале 1912 г. император Пу И отрекается от престола и переда-ет бразды правления страной Юань Шикаю. Сунь Ятсен ре-шил сложить с себя полномочия временного президента в пользу Юань Шикая. Весной 1912 г. Объединенный союз Сунь Ятсена преобразован в Национальную партию — Гоминьдан.

Выборы в первый китайский парламент проходили в апреле 1912 г. Большинство мест получили сторонники Сунь Ятсе-на, однако выборы были признаны незаконными, так как в них участвовали только жители южных провинций. В тече-ние года идет борьба за власть между революционерами и уме-ренными либералами.

 

Сунь Ятсен выступал за сильную зако-нодательную власть, его идеалом была парламентская респуб-лика (идея сильного парламента и слабого президента). Юань Шикай считал, что Китаю необходима сильная исполнитель-ная власть в лице главы государства авторитарного типа.

И хотя в 1912 г. Юань Шикай утверждал, что в условиях раз-дробленного Китая предпочтительнее президентская респуб-лика, в сокровенных мыслях генерал оставался монархистом.

Борьба за власть продолжалась. На выборах в апреле 1913 г. в двухпалатный парламент большинство мест получила револю-ционная партия Гоминьдан, президентом же Китая остался Юань Шикай. К этому времени уже установился авторитар-ный режим бывшего генерала.

 

 

Тема 13:

Краткий конспект лекции по теме:

«Соединенные штаты Америки в XX в.»

 

План лекции:   1. США в первой четверти XX века. 2. Великая депрессия и формирование механизма государственно-правового регулирования.«Новый курс» Ф. Рузвельта. 3. Политическое развитие США после второй мировой войны. Гражданские реформы 60-70-х годов XX века.    

 

 


В начале XX века США – промышленный лидер. Первое место по производству стали, меди, свинца, цинка, нефти, пшеницы, по длине железных дорог. В США беспрецедентному уровню достигли процессы монополизации. Корпорации «Стандарт Ойл», автомобильный концерт Генри Форда, банковский синдикат Моргана, сталелитейные концерн Эндрю Карнеги и т.д..

В 1917 г. США вступили в первую мировую войну на стороне Антанты. Избежав основных сражений 1914-1917 гг., США оказались в числе держав-победительниц. США имели самый большой золотовалютный запас в мире, банкам США должна вся Европа, в том числе и Великобритания.

1920 годы стали временем постепенного сползания к экономическому и нравственному кризису. Введение «сухого закона» способствовало росту к организованной преступности, наркомании и проституции. Страну потрясали политические скандалы.

В октябре 1929 г. произошел обвал на фондовой бирже. Обесценились акции ведущих предприятий, что привело к их разорению. Разорилось около 125000 предприятий, была дезорганизована банковская сфера, 900 тыс. фермерских хозяйств были пущены с молотка за неуплату долгов. В США появилось около 16 млн. безработных, почти пятая часть трудоспособного населения. В это время в США была реальной перспектива народных волнений, вплоть до революционных потрясений.

Началась Великая депрессия. В стране ежедневно проходили антиправительственные выступления. Политики, ученые и промышленники сходились во мнении, что спасти США может только жесткое государственное регулирование экономики.

1932 – президентом избран Ф.Д. Рузвельт

Совокупность мер, предложенных Рузвельтом и направленных на расширение государственного вмешательства в частноэкономическую деятельность, получила название «нового курса»:

— закон о банках (9 марта 1933 г.) – запрещено выдавать населению банковские вклады

— золото, находящееся в собственности граждан, в принудительном порядке выкупалось государством; был запрещен обмен бумажных денег на золото. Правительство получило возможность выпускать деньги, не обеспеченные золотом. Позже, когда все золото было изъято, оно вновь было разрешено к свободному обороту, но государство установило цену, повышенную в 10 раз

— закон о восстановлении национальной экономики (16 июня 1933 г.) – разрешались «кодексы честной конкуренции» (1934 г.) - (вырабатывались соглашением предпринимателей каждой отрасли и утверждались президентом). Кодексы предусматривали равные для всех предприятий условия труда (ограничивается минимальная заработная плата, максимальная продолжительность рабочей недели, предусмотрены равные для всех рабочих условия труда, легализованы профсоюзы), объем разрешенной к производству продукции. Для каждого предприятия устанавливались пределы территории, в которых он мог реализовывать продукцию

«кодексы честной конкуренции» (1934 г.) защищали права рабочих: ограничивалась минимальная заработная плата, максимальная продолжительность рабочего дня

— чтобы преодолеть кризис перепроизводства в с/х, были предусмотрены вознаграждения для фермеров, сокращавших посевные площади и уничтожавших продукцию

— социальные программы для безработных, общественные работы.

 

Меры «нового курса», особенно введение «кодексов честной конкуренции», противоречило конституции США, воспрещающей правительству вмешиваться в частные экономические отношения. Предприниматели, не принимавшие условий планирования производства, не раз обращались в Верховный суд, но он регулярно отклонял их жалобы. Только когда кризисные явления стали проходить, было принято решение о сворачивании «нового курса», причем это решение принадлежало не Рузвельту и не правительству вообще, а крупнейшим ассоциациям промышленников и торговцев. В 1935 году компания по производству куриного мяса стала продавать свою продукцию за пределами разрешенной зоны; в ответ на требования прекратить нарушение закона компания обратилась в Верховный суд, который признал меры «нового курса» неконституционными

После решения Верховного суда об отмене мер «нового курса» Рузвельт провел через Конгресс закон Вагнера, возвративший завоевания рабочих:

— существующее при заключении трудовых договоров неравенство нарушает эффективную работу предприятий, ведет к безработице и снижению з/п, а значит, к снижению покупательной способности населения

— за рабочими признается право на самоорганизацию; работодатели не могут препятствовать созданию профсоюзов, принуждать рабочих к вступлению в ассоциации, отказываться от заключения коллективных трудовых договоров

— для контроля за соблюдением предпринимателями этого закона создается Управление по трудовым отношениям (члены назначаются Президентом с согласия Сената) положения этого закона не ограничивают права на стачки.

  Закон «О социальном обеспечении» (1935 г.) предусматривал: 1. выплату пособий по безработице; 2. пенсии для лиц старше 65 лет; 3. увеличение федеральной помощи местным органам здравоохранения.  

При Ф. Рузвельте усилилась борьба с преступностью.

Идеологические меры «нового курса» состояли в регулярном объяснении президентом Рузвельтом своей политики, поднятии морального духа нации. Это достигалось публичной активностью Рузвельта, регулярными выступлениями («Беседы у камина» и др.).

Главный результат «нового курса» - оздоровление экономики США, выход из экономического и нравственного кризиса. Американцы высоко оценили деятельность Ф. Рувельта. Он стал единственным из всех американских президентов, который избирался президентом США 4 раза (в 1932, 1936, 1940, 1944 гг.: умер в начале четвертого срока в 1945 г.).

Накануне и в начале второй мировой войны США проводили политику изоляционизма, суть которой состояла в невмешательстве в боевые действия. Однако в 1941 г. США сами стали жертвой агрессии: 7 декабря 1941 г. японская авиация разбомбила часть американского флота в Перл-Харборе на Гавайях; 11 декабря 1941 г. войну США объявила Германия. С 1942 г. США – участник антигитлеровской коалиции.

В послевоенной Америке рассовая проблема приобрела новое звучание: во время войны произошла расовая интеграция в вооруженных силах, резко усилилась миграция негретянского населения в города с юга на север, а также крах колониальных режимов в Африке.

Правительство Г. Трумэна издало Приказ о создании комиссии по гражданским правам. В 1954 г. Верховый суд США принял решение о недопустимости расовой сегрезации в сфере образования и предложил всем штатам осуществить десегрезацию.

Правительство Д. Эйзенхауэра принимает закон о гражданских правах (1957 г.).

От мирных ненасильственных действий негритянское население перешло к массовым акциям. В августа 1963 г. стал общенациональный марш негритянского населения на Вашингтон, в котором приняло участие 200 тыс. человек.

Вследствие чего был принят закон о гражданских правах 1964 г., который запрещал дискриминацию на федеральных выборах, сегрегацию в общественных местах и школах и наделял министерство юстиции большими полномочиями по возбуждению дел. Вскоре в связи с вопиющими нарушениями на выборах в южных штатах дополнительно принимается Закон об избирательных правах 1965 г. Он ограничил штаты в использовании так называемых тестов на грамотность и предусматривал направление специальных ревизоров на выборы, а также вводил судебную ответственность лиц, допускавших дискриминацию при осуществлении избирательных прав.

Вторая половина 1960-х гг. стала временем активизации борьбы чернокожих за гражданские права. Лидером негритянского движения стал молодой чернокожий священник Мартин Лютер Кинг, который своими многочисленными речами, пламенной борьбой завоевал большую популярность как среди негров, так и среди белых и стал одним из символов Америки 1960-х. Одновременно возродился ку-клукс-клан, который стал использовать методы XIX в. Имелось много случаев расовых конфликтов – неграм выкалывали глаза, в южных штатах нападали ночью на жилища, не пускали в рестораны и дорогие магазины. Всю Америку потряс случай, когда в церкви во время молитвы были взорваны четыре чернокожие девочки.

В 1965-1967 гг. число крупных бунтов каждый год возрастало, достигнув к апрелю 1968 г. свыше 100 при числе не менее 20 тыс. арестованных.

Несмотря на все трудности, борьба негров за свои права дала свои результаты. Закон 1968 г. о гражданских правах, с одной стороны был нацелен на преодоление дискриминации в сфере жилья, а с другой – повысил меры наказания за посягательства на конституционные права граждан: с одного года до 10 лет тюрьмы за нанесение телесных повреждений. Линдон Джонсон впервые в истории назначил негра судьей Верховного суда США. Это был переломный момент, поскольку и до этого негров, кроме армии и низов полиции, старались не назначать на государственные должности, а о назначении на высшие государственные должности не могло быть и речи. Линдон Джонсон сломал эту традицию, после чего все больше и больше негров устремились на государственную службу и стали делать успешную карьеру.

В 1971 г. в демократической партии США (партии, за которую традиционно голосуют негры) было введено правило, что не менее 15 % руководящих постов должно быть забронировано за неграми. Это открыло путь в политику очень многим чернокожим. После 1960-х гг. в США стало появляться все больше и больше негров-конгрессменов, губернаторов и реже сенаторов. В 1988 г. негритянский лидер Джесси Джэксон впервые в истории выдвигал свою кандидатуру на пост президента США.

 

 

 

Тема 14:

Краткий конспект лекции по теме:

«Государство и право Великобритании новейшего времени»

ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Государственный строй Великобритании между двумя мировыми войнами. 2. Становление системы партийной демократии. 3. Право Великобритании.    

 

 


Гражданское общество Великобритании отличается от гражданских обществ других европейских стран и США. На ряду с классовыми различиями сохраняются элементы феодально-сословной иерархии. Одной из причин ее сохранения выступает институт монархии, который не был ликвидирован. Парламентская система отражает феодальную систему власти и привилегий.

Другая причина социальной иерархии кроется в жизненной философии англичан. Они считают, что как природа не знает равенство, так и люди не могут быть равны. Обостренное чувство классовой принадлежности является отличительной чертой национальной психологии англичан.

Сложившаяся партийная система отражает те сдвиги, которые произошли в общественном строе и определили социальное положение групп и классов. Образовались как партии еще в XIX в. консерваторы (тори) и либералы (виги).

В XIX веке в Англии была проведена серия реформ избирательного права, вследствие которых избирательный корпус к концу столетия увеличился с 3 до 5,5 миллиона человек.

 

1872—1874 гг 1884 г. 1885 г.
в Англии было установлено тай­ное голосование на выборах в парламент расширен крут избирателей: категория зажиточных людей (кто владел   домом или квартирой или их арендовал за 10 или более фунтов в год)   установлены равные избирательные округа

 

Законы Англии все еще признавали «всеобщее избирательное право» как исключительно мужское. «Двойной вотум», т. е. право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимости также оставался в силе.

Внешняя политика Англии соответствовала словам: «У Англии нет постоянных друзей, у Англии есть только постоянные интересы».  

 


В 1870-х гг. возникло название "Британская империя", в которую вошли все английские колонии.

Начало XX в. ознаменовалось англо-бурской войной 1899 - 1902 гг., которая вызвала резонанс во всем мире (осуждалась мировым сообществом как захватническая и несправедливая со стороны англичан). Война шла на территории современной ЮАР.

Война закончилась побе­дой Великобритании, но была осуждена остальным миром.

К началу XX в. территория Британской империи (включавшей Индию, Канаду, Австралию ряд стран Африки и др.) составляла около 30 млн. кв. км — 1/5 мировой суши (в 1,3 раза больше тер­ритории Российской империи), а население — 1 /4 населения всего мира. Данные ресурсы были несопоставимы с ресурсами Германии и Австро-Венгрии, которые развязали против Великобритании и ее союзников (Антанты) войну с целью передела мира

Война началась в 1914 г. Формальным поводом стало убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда (Австро-Венгрия предъявила Сербии - союзнику Великобри­тании и России невыполнимый ультиматум, в результате которого ведущие страны Европы были вынуждены вступить г. войну).

Несмотря на то что Англия вышла из Первой мировой войны победителем, однако ее финансово – экономические позиции были ослаблены в результате войны. Англия потеряла треть своего национального богатства. Промышленное производство сократилось на 20%.

Великобритания потеряла мировое первенство в промышленном производстве, это подорвало ее влияние в мире. По сравнению с довоенным периодом задолженность Англии американским банкам выросла почти в 10 раз и достигла внушительной цифры – 4 млрд. долларов. Англия утратила промышленную монополию, на заводах и фабриках было устаревшее оборудование. Небольшой послевоенной бум вскоре сменился упадком. Уровень производства 1913 г. был достигнут только в 1929 г. Однако мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. снова потряс страну.

Поэтому были пересмотрены место и роль государства в социально – экономическом развитии. Либеральное государство, выполнявшее роль «ночного сторожа», гарантирующего соблюдение «правил игры», было заменено государством социальным, которое берет на себя ответственность за социальное обеспечение и благосостояние своих граждан. Гарантировать стабильность в обществе и смягчить социальные противоречия государство могло путем расширения функции социально – экономического регулирования.

Государство взяло в свои руки ключевые или недостаточно прибыльные отрасли экономики.

Наряду с этим государство принимало меры к поощрению и поддержке экспорта, оказало прямую или косвенную финансовую помощь частным предприятиям, опекало интересы корпораций на внутреннем и внешнем рынке. Государство регулировало экспорт товара и капитала, устанавливало квоты производства и сбыта продукции. В начале 30 – х годов XX в. была создана стерлинговая зона, куда кроме Британской империи вошли государства, чья валюта зависела от фунта стерлингов – скандинавские страны, Португалия, Аргентина.

В тот же период английское правительство отказалось от принципа свободной торговли и провозгласило политику протекционизма.

Английская буржуазия стремилась интегрировать рабочий класс в политическую систему, создав легальную систему представительства его интересов, нейтрализовав экстремистские формы его политического участия. С этой целью из фракции либеральной партии в 1900 г. была создана Лейбористская партия.

Под давлением пролетариата первое лейбористское правительство в 1924 г. улучшило социальное страхование, повысило размер пособия по безработице, снизило акциз на чай, сахар. Шахтеры добились 7 - часового рабочего дня.

Государство проводило социальные реформы, направленные на преодоление чрезмерного социального неравенства, создание государственного социального законодательства и установление социального партнерства труда и капитала. Отдельным категориям рабочих была повышена заработная плата. Введено обязательство бесплатное обучение детей до 14 лет. Главной тенденцией в развитии государственного строя парламентской монархии в XX в. стала его дальнейшая постепенная демократизация. Особенность данного процесса состояла в том, что традиционные политические институты не подвергались трансформации: в них лишь вкладывалось новое содержание, всякий раз соответствующее требованиям времени. Избирательные реформы. В XX в. были завершены демократизация избирательного права и превращение его во всеобщее и равное.

 

Избирательная реформа 1918 г. «Акт о народном представительстве» предоставилено право голоса мужчинам, достигшим 21 года, и женщинам - 30 лет.

 

Усиление роли органов исполнительной власти, противоречило принципу верховенству парламента.

Усиление роли Кабинета министров в XX в. выражалось в следующим:

Во - первых, в руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом.

Во - вторых, Кабинет министров получил в 1920 г. чрезвычайные полномочия

В – третьих, бюрократизацией госаппарата. Если в 1914 г. имелось 21 министерство, то в 1924 г. их стало 35.

В - четвертых, усиливалась централизация местного управления, его зависимость от Кабинета.

В - пятых, управление военно-полицейским аппаратом сосредоточивается в руках министра внутренних дел.

Особенностью современного британского парламента, в отличие от Конгресса США, является то, что он выступает как парламент – арена, где отрабатываются различные политические решения.

Перед угрозой экспансии гитлеровской Германии, произошло создание оборонительного союза между СССР, Францией и Великобританией. Однако Великобритания не брала на себя серь­езных обязательств на случай войны.

Правительство Чемберлена (1937—1940) про­водило политику "умиротворения немецкого фашизма

Во – первых, не препятствовало перевооружению Германии и вторжению в Австрию в 1938 г.;

Во – вторых, дало согласие на оккупацию Германией части Чехословакии (Судетов), что облегчило Германии захват всей Чехословакии в 1939 г

В итоге "умиротворение" агрессора способствовало, росту притязаний Германии и укрепило решимость гитлеровской верхушки развязать вторую мировую войну

«Эра Черчилля» - длительный период в истории Великобритании.

 

 

«ЭРА ЧЕРЧИЛЛЯ»

ИТОГИ:

 

В 1945—1948 гг. Великобритания предоставила независимость всем своим ведущим колониям Индии, Трансиодании, Бирма и др.

В ответ на этот шаг бывшие колонии во многом переняли бри­танскую политическую систему и согласились (кроме Индии) на то, чтобы британский монарх остался главой этих государств. В итоге Британская империя постепенно мирным путем транс­формировалась в Британское содружество (Commonwealth) - особую систему политических, экономических и. культурных связей, при которых бывшие колонии формально стали неза­висимыми, но остались в "сфере влияния" Великобритании.

В современном виде Содружество - это объединение бывших доминионов, признающих главой государства английского монарха, и ряда иных стран с различными формами правления, имеющих собственного главу государства (как, например, Гана, Кения, Шри-Ланка). В настоящее время Британское содружество наций объединяет 53 государства и представляет современный тип конфедерации. Опыт Содружества позволяет говорить об известной устойчивости данного интеграционного образования. Ежегодные конференции Содружества вырабатывают решения социально - экономических проблем в бывших доминионах, преимущественно расположенных в Африке.

Экономический кризис 70-х годов XX в., породил инфляцию, падение экономического роста, безработицу. Смена политического курса «неконсервативной революцией, осуществленной правительством Маргарет Тэтчер (1979 - 1990 гг.) привела к структурным сдвигам, изменившим социальный облик британского общества

Консервативная партия во главе с ее лидером М. Тэтчер, отказавшаяся от доктрины "государства всеобщего благоденствия", стала оказывать поддержку предприимчивым людям. Правительство консерваторов резко сократило расходы британского бюджета на содержание административного аппарата, осуществило продажу государственных предприятий частным лицам, а муниципальных домов – их жильцам, а также раздачу акций предприятий рабочим и служащим.

За 11 лет данной экономической политики Великобритания совершила заметный скачок вперед. В структуре населения средний класс составлял 70%. Однако политика "народного капитализма" не устранила чрезмерного социального расслоения, поскольку радикальные реформы привели к концентрации богатства в руках английской элиты.

Современное постиндустриальное британское общество представляет собой сложно организованный социум, где одновременно сохраняются классовые и сословные различия. Взаимодействие этих социальных общностей с государством обеспечивает развитая система представительства политических интересов, позволяющая ей влиять на органы государственной власти, учитывать их интересы при формировании политического курса.

 

Английское право XX в. подверглось дальнейшей модернизации, вызванной:

 

Во - первых, быстрыми и глубокими изменениями в экономической, социальной и политической структуре постиндустриального британского общества

Во - вторых, объективным сближением и влиянием двух правовых систем - романо - германской и англо – саксонской

В - третьих, вступлением Великобритании в Европейский Союз, что стимулировало процессы ее правовой интеграции.

В этой связи можно отметить ряд тенденций в развитии современного английского права:

1. Английское право в XX в. развивается не с помощью судебного нормотворчества, а на основе законодательных актов парламента. Среди них выделяются публичные билли (устанавливающие универсальные правила, регулирующие существенные вопросы), частные билли (касающиеся отдельных групп, лиц и территории); а также гибридные (содержащие нормы общего характера и затрагивающие отдельных лиц).

В 1966 г. Палата лордов официально объявила об отказе от жесткого принципа прецедента и допускала возможность пересмотра собственных решений.

 

2. Дуализм закона и прецедента в системе источников современного британского права обусловлен тем, что:

Во-первых, и закон обладает приоритетом по отношению к судебному прецеденту, поскольку последний может быть отменен нормой закона;

 

Во-вторых, судебный прецедент имеет верховенство по отношению закону, что вытекает из обязательности суда толковать акты парламента.

 

При этом лишь нормы законодательства, получившие судебные истолкование, считаются частью общего права. В итоге при рассмотрении дел суды применяют не норму закона как токовую, а норму, возникшую при его толковании. Так возник новый источник права - прецеденты толкования статутного права.

3. В XX в. возник еще один источник права – акты делегированного законодательства (приказы правительственной власти) особенно в таких областях, как образование, здравоохранение, социальное страхование и т. д. К ним относятся законодательные акты, применяемые правительством по вопросам, требующим максимальной срочности и конфиденциальности, на основе передачи парламентом функции их законодательной регламентации на усмотрение правительства (принцип делегации).

4. Многочисленные источники права, которые регламентировали различные стороны жизни британского общества XX в., часто содержали положения, взаимоисключающие друг друга или достаточно архаичные, противоречащие требованием времени. По этой причине возникла потребность в систематизации актов в форме консолидации и кодификации. В 1949 г. парламент принял Акт о процедуре консолидации законодательства, который был призван привести в соответствие с требованием времени действующее законодательство, устранить архаизмы и двусмысленность правовых установлений. После утверждения в парламенте консолидирующие акты имеют силу закона.

В обязательственном праве Англии XX в. намечается отход от классических принципов договора: свобода договора, равенство сторон, его юридическая незыблемость. В регулировании договоров применялось преимущественно прецедентное право.

Семейное право Англии, будучи чрезмерно консервативным, XX в. подверглось существенным изменениям:

Во – первых, семейно – брачные отношения стали предметом законодательной регламентации, а не судебного прецедента. Это сократило возможности судейского усмотрения в решении семейных вопросов.

Во – вторых, произошло постепенное уравнивание имущественных и личных прав супругов. Однако только в 1936 г. закон установил гражданскую дееспособность женщины, причем он умалчивал о равенстве мужчины и женщины в оплате труда.

В – третьих, расширен перечень прав внебрачных детей.

Детально регламентируется процедура заключения брака и условия его действительности. Согласно закону 1949 г., признавались две формы брака: светская, совершаемая в государственных органах, и церковная. Браку предшествовала помолвка.

Первый закон 1911 г. о пенсиях по старости предусматривал наряду с социальным страхованием по болезни, инвалидности, родам, страхование по безработице.

Современная система социального страхования и трудового законодательства сложилось в Англии после второй мировой войны благодаря усилиям лейбористского правительства. В 1970 г. был принят закон о равной зарплате мужчин и женщин, в 1975, 1978 гг. – законы о занятости, запрещающие дискриминацию по признаку пола, расы и т. д.

Репрессивный характер уголовной политики в первой половине XX в. в Англии проявлялся наиболее отчетливо в усилении наказания за преступления против государства. Репрессивная уголовная политика проводилась через «чрезвычайное законодательство». В 1920 г. был принят Закон о полномочиях правительства при чрезвычайных обстоятельствах. Под понятие «чрезвычайные обстоятельства» подпадали все случаи, когда действия лица или группы лиц угрожают снабжению и распределению продовольствия, воды, топлива или освещения или могут нарушать работу транспорта, чтобы лишить общество или его значительную часть предметов первой необходимости.

На практике чрезвычайные полномочия осуществлял министр внутренних дел.

В 1936 г. парламент принял Закон об общественном порядке, формально отправленный против фашистов, запрещавший их идеологию и манифестации. Однако на практике он применялся против всех инакомыслящих: коммунистов, либералов, демократов.

После второй мировой войны произошли демократизация уголовной политики, приведение ее в соответствие с требованиями времени и модернизация уголовного законодательства.

Во – первых, по Закону об уголовном праве 1967 г. было отменено архаичное, средневековое деление преступных деяний на фелонию и мисдиминор. Еще раньше, в 1945 г. была упразднена такая категория преступлений, как государственная измена (тризн), где соучастники признавались исполнителями преступлений. Вводилась новая классификация преступных деяний:

  1) Так называемые «арестные» преступления, т.е. общественно опасные, за которую устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. В отношении их установлены упрощенные правила производства ареста, позволяющие задерживать подозреваемого при отсутствии судебного приказа, введены ограничение на освобождение под залог; 2) Все остальные преступления образуют группу так называемых «неарестных».  

Во – вторых, произошли гуманизация и оптимизация наказаний на основе новой классификации преступных деяний. Каторжные работы как вид наказания в 1948 г. были упразднены и заменены лишением свободы. В 1969 г. была отменена смертная казнь за тяжкое убийство, хотя в Англии формально продолжают действовать статуты, предусматривающие смертную казнь за государственную измену, пиратство, поджог королевских домов. Система наказаний включает: основные (лишение свободы, пробация и штраф) и дополнительные (лишение специального права, запрет на занятие определенной должности, выполнение общественных работ до 240 часов) наказания.

В – третьих, модернизация уголовного законодательства предполагает не только избавление от анахронизмов в материальном и процессуальным уголовном праве, но и кодификацию норм и институтов. В Англии нет единого Уголовного кодекса, хотя его проект был предоставлен в 1985 г. Кодификация уголовного права происходила путем издания так называемых «консолидирующих законов» по отдельным видам преступлений. К 90-м годам XX в. в результате активной законотворческой деятельности парламента основные институты общей и особенной части уголовного права оказались в сфере регламентации статутного права.

Особенность современной судебной системе Великобритании в том, что в Соединенном королевстве существует три автономные судебные системы:

 

Автономные судебные системы
Общая для Англии и Уэльса   Отдельная для Шотландии   Отдельная для Северной Ирландии  

 

 

 

 

Магистратские суды. Фактически это мировые судьи (около 20 тыс. по стране), большинство из них – не юристы по профессии, а простые уважаемые и добропорядочные граждане, исполняющие свои функции бесплатно, на общественных началах. Эти суды рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела.

Суды графств рассматривают гражданские и уголовные дела средней тяжести.

Магистратские суды (мировые судьи) и суды графств рассматривают около 90% всех дел, остальные (особо сложные) – рассматривают высшие суды, главным образом Верховный суд, и незначительную часть (30 – 40 дел в год) – Палата лордов.

Особенность Верховного суда Англии и Уэльса в том, что он состоит из трех судов:

 

 

 

Тема 15:

Краткий конспект лекции по теме:

«Государство и право Германии новейшего времени»

 

План лекции: 1.Германия после первой мировой войны. Ноябрьская революция 1918 г. Веймарская Конституция 1919 г. 2.Фашизм. Механизм фашисткой диктатуры. 3.Образование ФРГ и ГДР. 4.Объединение Германии. Концепция нового федерализма.

 

Германия – инициатор первой мировой войны, которая закончилась ее поражением. Голод, разруха, инфляция усугубили последствия военной катастрофы.

1918 год - нарастание в Германии, ослабленной войной, революционной ситуации (забастовки, создание подпольных Советов).

Ноябрь 1918 года – революция в Германии (началась с восстания военных моряков в г.Киле) установление советской республики (император и монархи германских государств отреклись от престола).

19 января 1919 года состоялись выборы Учредительного Национального собрания.

В июле 1919 г. была принята Веймарская Конституция, самая демократичная для того времени.

Согласно Веймарской Конституции:

- Германская империя - федеративная республика. Территория империи состоит из территорий земель (областей); земли имеют собственные конституции

- предметы исключительно ведения империи:

· внешние сношения

· колониальное дело

· гражданство, эмиграция и иммиграция

· оборона

· монетное дело

· таможенное дело

· коммуникации

· взимание налогов

· охрана правопорядка и безопасности

- предметы ведения империи и областей (имперское право имеет перевес перед областным):

× гражданское право

× материальное, процессуальное и исполнительное уголовное право

× трудовое право

× социальная политика (здравоохранение, попечение о материнстве и детстве)

× экономическая политика, добыча ресурсов, управление промышленностью

 

Форма правления:

- общеимперский представительный орган - рейхстаг:

ּ депутаты избираются на 4 года на основе всеобщего, прямого (только возрастной ценз), тайного, равного голосования

ּ президент может распускать рейхстаг

ּ на заседаниях рейхстага могут присутствовать канцлер, министры и их уполномоченные, уполномоченные областей; рейхстаг может потребовать присутствия канцлера

ּ депутаты не могут быть подвергнуты каким-либо санкциям за мнение или голосование

- глава государства - президент

ּ всенародно избирается на 7 лет

ּ процедура импичмента - досрочного смещения с должности квалифицированным большинством рейхстага

ּ представительство империи в международных отношениях: аккредитация послов, заключение с согласия рейхстага договоров

ּ назначение чиновников и офицеров

ּ верховный главнокомандующий

Парламентский режим Веймарской республики просуществовал немногим более 10 лет, открыв дорогу фашистской диктатуре. Падение парламентского режима Веймарской республики было обусловлено:

Во-первых, Веймарская республика не опиралась на развитую демократическую традицию и институты гражданского общества. В Германии не было устойчивых демократических традиций. В ней было все еще сильно влияние авторитарной элиты из среды земельных магнатов и высшего офицерства.

Во-вторых, Веймарская республика не имела широкой социальной базы в столь консервативном обществе. Она возникла в результате поражения Германии в Первой мировой войне и последовавшего за этим мирного договора, который многими воспринимался как унизительный.

В-третьих, парламентский режим Веймарской республики не был эффективным для «расколотых» обществ. Немецкое общество было дифференцировано на полярно противоположные полюса – ультраправые (фашисты) и ультралевые (коммунисты).

В-четвертых, Ноябрьская революция и учреждение Веймарской республики не привели к коренной ломке старого госаппарата и реформированию рейхсвера (армии). Реакционная военщина, подчинявшаяся лишь рейхсканцлеру, была фактически бесконечной. Она была непримиримым врагом республики.

После окончания первой мировой войны Германия выплачивала репарации в размере 200 мрд. марок в золотом исчислении.

В 1929 г. на Германию обрушился мировой экономический кризис, вызвавший массовую безработицу, острые социальные противоречия, гиперинфляцию, в результате которой пострадали мелкие вкладчики, ремесленники, торговцы. Они лишились не только своих денег, но и веры в Веймарскую республику. В 1932 г., когда мировой экономический кризис достиг кульминации, промышленное производство сократилось в Германии до 46,7 % по сравнению с 1913 г., 30 % всего трудоспособного населения (это 9 млн. человек) потеряли работу и только 15 % из официально зарегистрированных безработных получали пособия по безработице. Именно эти слои населения составили социальную базу немецкого фашизма, который мог их «защитить».

 

Фашизм как идеологическая основа нацистского государства представял собой:

 

‐ заговор финансового капитала

(Г. Димитров: «открытая диктатура наиболее реакционных и шовинистически настроенных кругов финансовой буржуазии») – деятельность НСДАП финансировалась крупнейшими банковскими структурами

‐ орудие борьбы за передел мира, сопряженной с шовинизмом

(Италия, Германия и Япония – страны второго эшелона модернизации, опоздавшие к разделу колоний. Быстро развивающимся государствам не хватало жизненного пространства, но необходимых территориях проживали другие народы, причем достаточно высокоразвитые, поэтому тезис колониальных держав о том, что они несут культуру отсталым народам, здесь был неприменим. Так появилась теория «неполноценных рас», разработчиками которой были крупные антропологи и социологи; теория при этом базировалась не на научных данных, а на чувствах)

‐ средство выхода из кризиса

(кризис в проигравших Первую мировую войну государствах был налицо, а выход из кризиса без диктаторских методов невозможен, пример тому – «новый курс» Ф.Д. Рузвельта)

‐ особая форма организации государства

Часто отождествляют системы власти СССР и фашистской Германии, но сходство только в том, что оба государства были партийными; однако XX век – вообще эпоха партийных государств, и диктат партии ощущается даже в «демократических» странах, где лицо, не занимающее высокого положение в партии, не может достичь и крупного поста в государстве. Главное отличие СССР от Германии в том, что его идеология основывалась на интернационализме, а не на шовинизме

 

Принципы организации власти в фашистском государстве:

 

‐ вождизм:

в СССР был сугубо идеологическим моментом, своеобразным восстановлением привычной для национального менталитета монархии; Сталина формально нельзя было назвать ни главой государства, ни главой партии.

Гитлер же был вождем нации юридически: он был фюрером партии, пришел к власти как рейхсканцлер, а актом 1 августа 1934 года было определено, что после смерти действующего президента посты канцлера и президента соединяются (Гинденбург умер на следующий день). Малоизвестен акт от 26 апреля 1942 года, изданный после сокрушительного поражения под Москвой и передающий Гитлеру высшую судебную власть: фюреру дано право решать вопросы жизни и смерти без соблюдения процессуального и материального права

Фюрерство в Германии было способом самоорганизации власти: обычно во главе государства оказывается корпорация людей, связанных неписаными внутренними правилами, общими взглядами и целями, а во главе Третьего рейха оказалась группа случайных людей, спаять которых мог только сильный и жестокий вождь. Кроме того, при системе соподчинения и единовластия всегда было удобно переложить ответственность за преступления на высшее лицо.

 

‐ монополизация власти, ликвидация разделения властей:

ּ соединение в руках фюрера высшей законодательной, исполнительной и судебной власти

ּ правительство имеет право издавать законы, которые могут даже противоречить конституции (если они не изменяют статуса рейхстага, рейхсрата и рейхспрезидента), в т.ч. решать вопросы войны и мира

 

‐ слияние партии и государства:

ּ запрещение всех партий, кроме НСДАП

ּ депутат рейхстага теряет мандат, если он не присягнул НСДАП

ּ:НСДАП является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством»

‐ унитаризм:

ּ правительства земель назначаются центральным правительством и подчиняются ему

ּ центральная власть может изменять конституции и законодательство земель

ּ ликвидация рейхсрата

 

‐ корпоративность:

ּ организации на предприятиях, где главой для рабочих является фюрер предприятия, определяющий порядок работы и единолично решающий все трудовые споры. Рабочие теперь были фактически прикреплены к предприятиям, но их это устраивало, т.к. давало гарантию от безработицы

ּ особое внимание к молодежным организациям (Гитлерфольк для детей до 14 лет, Гитлерюгенд для молодежи до 18 лет), вообще к воспитанию молодежи в духе преданности нацистской идее (Гитлер сразу по приходу к власти заменил школьных учителей)

 

­ милитаризация

создавалась военная промышленность, система военных частей (особенно выделялись части СС, где служили отобранные по физическим данным и по преданности системе солдаты); Гитлеру удалось привлечь на свою сторону немецкую военную аристократию

 

­ репрессии

 

Такие же черты государственного строя, с небольшими отличиями, были характерны для Италии и Японии.

В Италии фашистская партия пришла к власти еще в 1922 году, и именно действия Муссолини были примером для Гитлера. Но в Италии фашистский режим устанавливался постепенно, эволюционным путем, при формальном сохранении прежней системы, в т.ч. и института королевской власти. Так же постепенно шло и свержение фашистской диктатуры: просто в 1943 году Муссолини был арестован, а после освобождение его влияние сошло на нет.

Итальянский фашизм не имел нацистского шовинистского характера, идеи расового превосходства здесь не стали государственной идеологией.

В талии сохранилось сильное влияние католицизма; Германия же изначально была протестантским государством, а протестантизм – религия прагматиков

Особенность Японского фашизма в том, что роль вождя здесь выполнял император.

 

  Образование ГДР и ФРГ. Конституция ФРГ 1949 года 2 августа 1945 года – Постдамская конференция:

— территория Германии разделена на четыре зоны оккупации; управление государством передается Союзному контрольному совету, формируемым четырьмя державами

— демилитаризация Германии (ликвидация военной промышленности, армии)

— денацификация – чистка государственного аппарата от военных преступников

— восстановление демократических прав и свобод, местного самоуправления

декабрь 1946 года – организуется сепаратное управление западными зонами оккупации

1949 – создаются суверенные государства: ФРГ (Бонн) и ГДР (Берлин)

23 мая 1949 года – принят Основной закон ФРГ:

— основы государственного строя:

ּ ФРГ – демократическое федеративное социальное государство

ּ источник власти – народ

ּ верховенство права и закона

ּ право народа на сопротивление при покушении на конституционный строй

ּ международное право имеет приоритет перед федеральным, федеральное – перед правом земель

ּ гражданство едино

— Бундестаг:

ּ депутаты Бундестага выбираются на 4 года путем всеобщих, равных, прямых, тайных выборов

ּ Бундестаг может формировать комитеты (например, для рассмотрения петиций), назначать уполномоченных (например, по обороне)

— Бундесрат (через посредство Бундесрата земли участвуют в управлении Федерацией):

ּ в Бундесрат входят представители правительств земель, по 3-6 человек в зависимости от численности населения земли, но не пропорционально численности населения

ּ в заседаниях Бундесрата могут принимать участие члены правительства; правительство обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел

— Президент:

ּ избирается Федеральным собранием на 5 лет из числа граждан старше 40 лет

ּ Федеральное собрание состоит наполовину из членов Бундестага, наполовину – из членов, избираемых народными представительствами земель

ּ Президент не может занимать иных государственных должностей

ּ полномочия Президента:

û полномочия в сфере внешней политики

û назначает и увольняет федеральных судей, чиновников, офицеров

— Федеральное правительство:

ּ глава правительства (канцлер) назначается Бундестагом по представлению Президента

ּ канцлер смещается с должности Президентом по итогам голосования о недоверии в Бундестаге

ּ канцлер определяет основные направления политики и несет за это ответственность

ּ министры назначаются и увольняются президентом

— полномочия федерации:

ּ внешняя политика, оборона

ּ гражданство

ּ эмиссия денег, установление мер и весов

ּ почта, связь, транспорт

ּ охрана Конституции

ּ таможенное и торговое право

ּ право собственности, авторское право

— Федеральный конституционный суд:

ּ соответствие законодательства федерации и земель Основному закону

ּ споры федерации и земель относительно компетенции

ּ жалобы на нарушения прав граждан

земли имеют ландтаги (законодательные собрания) и правительство

1950 годы ФРГ прошли под знаком реализации немецкого «экономического чуда», нов сложные 1960 годы экономический рост затормозился, что заставило принять меры для усиления роли государства в обществе, в частности, для решения проблем занятости, создания новых рабочих мест, расширения сотрудничестве в рамках европейской интеграции и основаниях рынков в странах третьего мира. Экономические трудности заставили политическую элиту ХДС/ХСС и СДПГ объединиться.

Важнейшим событием в жизни Германии стало ее объединение. В Германии сложилась особая, централизованная разновидность федерализма. Усиление федеративной власти определяется необходимостью единого регулирования жизненных условий населения. Федеральный центр изымает у бундесрата право утверждать некоторые законы, принятые Бундестагом. Большинство партий выступают за конституционную реформу.

 

Тема 16:

Краткий конспект лекции по теме:

«Государство и право Китая в новейшее время»

План лекции: 1. Синхайская революция 1911 -1913 гг. 2. Политико-правовая история Китая 1921 -1949 гг. 3. Культурная революция 4. Модернизация государства и права Китая в современный период.  

 

 

В начале XX в. в Китае начался новый революционный подъем. Хотя в 1906 г. правительство издало указ о подготовке конституции и создало бюро законодательных реформ, Цинскую династию уже невозможно было спасти. В 1905 г. разрозненные революционные общества объединились в единую партию – Китайский революционный союз (Лигу), президентом который был избран Сунь Ятсен. Сунь Ятсен провозгласил три ключевых принципа деятельности партии: национализм, демократия и народное благоденствие.

10 октября 1911 г. в г. Учане восстал саперный батальон, руководимый активистами Лиги. 25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран временным президентом Китая, и вскоре была принята первая в Китае временная конституция 1912 г. Она декларировала равные права всех граждан, избирательное право женщин, свободу слова и печати, собраний и организаций, вероисповедания, выбора места жительства, провозглашала создание ответственного перед парламентом правительства. В соответствии с конституцией в Китае устанавливалась республиканская форма правления, главой которой являлся президент. Законодательную власть получал парламент, состоявший из двух палат: Сената и Палаты представителей. Главнокомандующий контрреволюционными силами лидер правого крыла буржуазии Юань Шикай занял пост президента, сместив Сунь Ятсена, и увеличил срок президентских полномочий до 10 лет. Либеральная буржуазия стремилась к скорейшему завершению революции и поэтому пошла на союз с Юань Шикаем. Сунь Ятсен в ответ организовал новую партию – Гоминьдан (Единая национальная партия).

Гоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков. Гоминьдан не смог противостоять нападению агрессора, и Япония заняла значительную часть Восточного Китая. Остальная часть территории страны контролировалась объединенными революционными силами, и 7 ноября 1930 г. здесь открылся I съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов. Съезд избрал первое центральное правительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном – руководителем образованной еще в 1920 Коммунистической партии Китая (КПК).

Вся политико - правовая история Китая, начиная с 1921 и по 1949 гг. пронизана противостоянием Гоминьдана и КПК в борьбе за создание единого национального государства Китая. Несмотря на то, что они ориентировались на разные модели государства (буржуазное и социалистическое). Однако объективно их интересы их совпадали в одном – в борьбе против экспансии японского и западного империализма. Гоминьдан контролировал только ряд провинции Южного Китая. Северные провинции были под властью военных. В соответствии с доктриной Сунь Ятсена необходимо было объединить Китай и установить военное правление. Однако 12 марта 1925 г. на переговорах о национальном примирении с КПК Сунь Ятсен умер. Но с согласия западных держав Чан Кайши организовал 12 апреля 1927 г. контрреволюционный переворот в городах Нанкин, Шанхай и Кантон. В июле 1927 г. КПК объявлена вне закона.

Чан Кайши фактически стал диктатором. Принятые в 1931 г. новые законы об организации центральных правительственных учреждений отдавали всю полноту власти Председателю национального правительства, то есть Чан Кайши.

В 1932 г. японские захватчики создали на севере-востоке Китая «независимое» марионеточное государство Маньчжоу- го объявил войну Японии. Чан Кайши был вынужден заключить соглашение с КПК о перемирии и сотрудничестве.

В 1937 г. окончилась гражданская война, был создан единый антияпонский фронт. В 1945 г. Квантунская армия была разгромлена Советской Армией, а Народная армия Китая развернула наступательные операции по окончательному освобождению страны. Соперничество же Гоминьдана и Компартии привело к новой гражданской войне, которая длилась три года (1946 – 1949 гг.).

1 октября 1949 г. Народная политическая консультативная конференция торжественно провозгласила создание Китайской Народной Республики. Высшим органом государственной власти в стране был объявлен Центральный народный правительственный Совет. Он сформировал другие центральные государственные органы: Государственный административный совет, Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Эти органы составили центральное народное правительство КНР. Председателем ЦНПС стал Мао Цзэдун.

15 сентября 1954 г. была принята Конституция КНР, которая, подобно Конституции СССР 1936 г., юридически закрепила главные положения генеральной линии Коммунистической партии Китая.

Конституция 1954 г. ставила задачу построения социалистического общества.

В мае 1958 г. на VIII съезде КПК было принято о новой генеральной линии партии – «большом скачке». Мао выдвинул лозунг: «Десять лет упорного труда – десять тысяч лет счастья». Однако «большой скачок» провалился, и Мао был отстранен от власти, которая перешла к технократам во главе с Председателем КНР Лю Шаоци. В 1966 г. Мао, оперевшись на революционную молодежь и армию, вернул себе власть.

С 1966 по 1976 гг. проходила наиболее деструктивная кампания - «пролетарская культурная революция», которая должна была изменить моральный облик всего общества. Ее цель – установить контроль над пролетариатом в таких важных сферах, как образование, культура, искусство, печать. Одновременно культурная революция – революция политическая, укрепляющая диктатуру пролетариата посредством восстановления подлинно революционной партии, очищения от руководителей, «вступивших на капиталистический путь». Законодательное закрепление политики культурной революции произошло в Конституции 1975 г.

После смерти Мао Цзэдуна в 1977 г. начинается реализация новой политики – политики модернизации тоталитарно-бюрократического общества в Китае, во главе с Дэн Сяопином. Реформы должны были интегрировать элементы рыночной экономики в социалистическое государство, при сохранении руководящей роли КПК.

В соответствии с последней, ныне действующей Конституцией КНР 1982 г., политическая сущность государства определяется как «демократическая диктатура народа». Подчеркивается, что по существу диктатура народа является диктатурой пролетариата. В Конституции предусмотрен широкий спектр прав и обязанностей граждан.

Китайское право, правосознание китайского гражданина уникально. Особой спецификой обладает правовая система современного ки­тайского государства. В основе формирования и развития китайского права, включая современную правовую систему КНР, лежат глубокие исторические традиции, обычаи и нравственные категории, знание которых по­зволяет зарубежным исследователям понимать внутренние меха­низмы, составляющие основу правотворческого процесса китай­ского государства, отношение простого китайца к Праву и Закону.

Особое значение для Китая имела конфуцианская этика, которая лежала в основе права, а иногда и заменяла его. Как противоположность нравственному учению Конфуция, возникший лигизм установил жесткую систему ответственности за совершаемые нарушения правовых предписаний. Современная правовая система Китая также включает в себя характерные черты пра­ва стран социалистической системы, нормы традиционного (древ­некитайского) права и некоторые принципы, нормы международ­ного права. Кроме того, уникальность правовой системы определяется тем, что на территории одного из районов государства действуют англосаксонское право (Гонконг), и право Цинской империи, а также гонконгское законодательства и законодательные акты КНР. Характерной самоидентичностью обладают правовые системы Макао (португальское право) и Тайваня, (традиционное китайское право, романо-германское с элементами англосаксонского права)

Правовая система современного китайского го­сударства всвоем развитии прошла несколько эта­пов, каждому из которых присущи отличительные черты и системообразующие акты правотворче­ства. На первом этапе (1949-1966) был заложен фун­дамент китайской государственности, и, как след­ствие, правовой системы нового Китая. КНР была образована 01.10.1949 в результате победы ком­мунистической партии над противоборствующей стороной в длительной гражданской войне - пар­тией Гоминьдан (Национальная партия).

Первая китайская Конституция, пер­вые законы КНР - всё разрабатывалось и принималось при непо­средственном участии советских специалистов. Не только законо­дательство, но сам фундамент юридической науки КНР был зало­жен советскими специалистами

Несмотря на активизацию правотворческого процесса после при­нятия первой китайской Конституции 1954 г., в стране таки не было принято ни единого кодифицированного акта правотворчества. Даже принятый для опытного применения в 1957 г. Уголовный кодекс нигде не публиковался и был лишь закрытой инструкцией для су­дебных и прокурорских работников. Поэтому не существовало и сколько-нибудь целостной системы права, а сам процесс создания правовых основ государства был далек от своего завершения. Усугубила ситуацию в правовой системе КНР «великая культурная революция» (1966 – 1976 гг.)

После смерти Мао Цзэдуна начался процесс восстановления правовой системы страны.

Принятие основополагаю­щих правовых документов, семьдесят процентов которых было направлено на регулирование экономической сферы, позволило сделать успешным реформирование государства.

Китай не спешит с принятием некоторых важных для правовой системы государ­ства кодифицированных актов правотворчества. В то же время оперативное принятие законодательных актов для закрепления решений руководства страны является характерной чертой правовой системой КНР.

В правосознании китайского гражданина берет верх стремление «сохранить лицо», не подвергнуться осуждению со стороны родственни­ков и знакомых, желание соответствовать общепринятым нормам морали. Китаец старается «стоять на почтительном рас­стоянии» от права, в своем поведении руководствуется, как пра­вило, не юридическими нормами. Обращение в суд, в случае каких- то споров, китаец считает самым последним делом. Поэтому существующая судебная система в основном видит свое назначение в достижении компромисса между сторонами спора.

Все это сви­детельствует о невысокой роли Права и Закона в истории ки­тайской государственности.

Китайское законодательство достаточно жестко реагирует на любого рода нарушения правовых норм. Широким применени­ем наказания власти китайского государства стараются сдер­живать полутора миллиардное население в рамках существу­ющих правовых предписаний. Концепция наказательного ха­рактера китайского права является доминирующей в китай­ском обществе и в среде китайских юристов. Не случайно, что в китайском обществе практически нет дискуссий о целесоо­бразности применения высшей меры наказания к особо опас­ным преступникам, активно применяется институт уголовной ответственности юридических лиц, ведется жесткая борьба с коррупцией. В общем плане законы Китая не определяют сфе­ру свободы личности, а в основном дополняют жесткими ре­прессивными санкциями традиционные принципы повинове­ния власти, осуществляя регулирование общественных отно­шений не «горизонтально», а «вертикально».

 

 

Литература:

1. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран. Москва, 2001 г. – 482 с.

2. Батыр К. Хрестоматия по история государства и права зарубежных стран. Том 1. 2012 г. – 392 с.

3. Михелина Е. В. История государства и права зарубежных стран.

2002 г. − 208 с.

4. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран. 100 ответов на экзаменационные вопросы. 2015 г. – 282 с.

5. Никифорова Н. Краткий курс по истории государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. 2011 г. – 166 с.

6. Рубаник В. Ист

Date: 2015-09-22; view: 787; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию