Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дети с неадекватной самооценкой

Типичные трудности в общении с дошкольниками

Выделяют следующие группы дошкольников, имеющих трудности в общении:

импульсивные дети (гиперактивные);

заторможенные (пассивные) дети;

агрессивные дети;

дети с неадекватной самооценкой.

Эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.

 

Дети с неадекватной самооценкой

 

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.

Самооценка формируется уже в раннем возрасте. Вначале дети учатся оценивать поступки других детей, чуть позднее — свои собственные. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Постепенно у него складывается представление о себе, чертах своего характера, на основе чего он строит свою деятельность и отношения с окружающими.

 

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном.

Самооценка ребенка может быть очень высокой либо очень низкой, или может находиться на среднем уровне.

Виды самооценки:

Адекватная личностная самооценка – правильная, не завышенная и не заниженная самооценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире - своего места в жизни).

Дети с адекватной самооценкой уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. Спокойно воспринимают ситуацию проигрыша (во всяком случае, это не вызывает у них бурных эмоциональных реакций) и в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Такой ребенок считает себя лучше всех, стремится везде быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. В поведении это может выражаться в эгоцентризме, высокомерном отношении к другим людям. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, "на себя" и не склонны к сотрудничеству. К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.

 

Формирование самооценки проходит следующие этапы:

- недифференцированное отношение ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых;

-появление дифференцированного отношения к оценкам взрослых своих поступков;

- появление способности самостоятельно оценивать свои поступки (по полярному принципу: хорошо - плохо);

- появление способности к самооценке не только поступков, но и различного рода эмоциональных состояний;

- появление способности к самосознанию, т.е. способности осмысливать и оценивать собственную внутреннюю жизнь.

 

Для детей дошкольного возраста обычно характерна недифференцированная завышенная самооценка. Примерно к 7-летнему возрасту ребенок начинает оценивать себя более дифференцированно: он отграничивает отношение к себе от оценки своих поступков, от своих возможностей выполнить ту или иную деятельность, добиться определенных результатов.

 

Факторы, влияющие на формирование самооценки:

· особенности воспитания и социального опыта,

· личностные особенности, объективные факторы (наличие или отсутствие тех или иных качеств).

 

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

 

Коррекционная работа:

Дети с заниженной самооценкой

подчеркивание успехов ребенка, его достижений за какой-то временной период («ты уже научился делать то-то и то-то...»),

выражением уверенности в его возможностях («У тебя обязательно получится!»).

поощрение проявления всякой инициативы,

формирование адекватного отношения к успехам и неудачам.

 

Дети с завышенной самооценкой

Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, например, по типу кумира семьи, вседозволенности, а в иных случаях является компенсацией эмоционального неблагополучия ребенка, стремлением доказать, что он — лучше всех и таким образом способен добиться популярности и успеха.

помочь ребенку наладить отношения с другими детьми, формирование уважительного отношения, приятия, сопереживания.

 

не перехваливать ребенка, поощрять только, когда он этого заслуживает.

 

поощрять других детей в присутствии ребенка с завышенной самооценкой. Подчеркните достоинства другого

не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра),

формирование адекватного отношения к успехам и неудачам.

 

Самооценка как устойчивый факт сознания возникает в отчетливом виде в подростковом возрасте, но отдельные ее компоненты формируются уже в дошкольном возрасте.

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

 

Способ выполнения задания Тип самооценки
1.Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2.После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3.Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4.Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

 

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2015-09-26; view: 5087; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию