Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области





 

Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Российское законодательство, в том числе в отношении несовершеннолетних, приводится в соответствие не только с нашей Конституцией, но и с принципами и нормами международного права и международными договорами.

Сегодня возможно применение норм международного права, которые стали частью правовой системы России. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, начинается с обеспечения прав и свобод несовершеннолетних граждан.

Одно из направлений ювенальной юстиции - создание специализированного правосудия по делам несовершеннолетних, при котором в судопроизводство активно вовлекаются социальные службы и общественные организации дл более эффективного разрешения дел с участием несовершеннолетних, обеспечения защиты их прав.

Вопрос о необходимости создания ювенальной юстиции (правосудия для несовершеннолетних) впервые был поставлен в Концепции судебной реформы 1991 года.

Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года, утвердившим основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей ("Национальный план действий в интересах детей"), в числе мер по укреплению правовой защиты детства было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних является реализацией обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правил"– 1985 г.), Руководящих Принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ("Эр-Риядские руководящие принципы"), Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

Конституционное закрепление норм международного права как части правовой системы России явилось стимулом к развитию нового российского законодательства, воспринявшего принципы и нормы международного права.

Так, были приняты ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 27.07.1998 г. № 124-ФЗ, ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. 24 апреля 2008 года принят ФЗ "Об опеке и попечительстве"

Однако законодательства о ювенальной юстиции в нашей стране до сих пор не существует. Разработаны проект ФКЗ "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" (в котором указывается, что для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специализированных судов создаются ювенальные суды в системе судов общей юрисдикции), проект ФКЗ РФ "Об ювенальных судах в Российской Федерации", проект ФЗ "Об основах системы ювенальной юстиции".

Тем не менее, дальнейших шагов по принятию данных документов до настоящего времени не осуществляется.

Отсутствие законодательных актов в области ювенальной юстиции привели к тому, что в ряде регионов России были предприняты самостоятельные попытки внедрения форм ювенальной юстиции в тех рамках, которые позволяет существующее законодательство.

Так, на протяжении 2001 – 2003 г.г. Ростовским областным судом и Управлением Судебного департамента в Ростовской области реализовывался совместно с Программой Развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) экспериментальный проект "Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних", направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции.

В 2000 году в Ростовской области побывала делегация Представительства ПРООН в Российской Федерации, которая познакомилась с организацией работы судов, Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области, прокуратуры, правоохранительных органов и органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Она сделала вывод о том, что названные службы готовы к работе в системе ювенальной юстиции. Было заключено "Соглашение о сотрудничестве" между Ростовским областным судом, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области и Представительством программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации".

Именно Ростовскую область Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации определил как базовый центр поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в России.

После Москвы и Санкт-Петербурга в которых проекты ПРООН осуществляются уже несколько лет, Ростовская область стала третьим регионом России, к сотрудничеству с которым приступило Представительство ПРООН. Впервые в соглашении по проекту ПРООН участвует Судебный департамент. Цель проекта - познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия, соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом.

В Ростовской области отрабатывался механизм взаимодействия судьи, специализирующегося на рассмотрении уголовных дел о преступлениях и материалов о правонарушениях несовершеннолетних, с органами и службами государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по усилению социальной защиты подростков, представших перед судом, принятию воспитательных и реабилитационных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей вместо карательного и репрессивного подхода, по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних.

Согласно данному проекту с 1 января 2001 г. в районных судах г. Ростова-на-Дону, помимо существующей специализации федеральных судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, введены новые должности - социальные работники при судах. Их задача - оказание помощи судье в исследовании личности несовершеннолетнего, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды, причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам воздействия и реабилитации. Деятельность социальных работников финансово поддержана ПРООН. Для наблюдения за ходом реализации проекта и его поддержки при Ростовском областном суде создан координационный Совет.

В районные суды, участвовавшие в проекте, в помощь судье по делам несовершеннолетних, были введены социальные работники – помощники судей с функциями социального работника, который оказывал содействие судье в изучении психологических особенностей личности несовершеннолетнего, социальной и воспитательной среды подростка, в установлении причин и условий преступления, в принятии мер совместно с органами системы профилактики по их устранению, предупреждению правонарушающего поведения осужденного подростка в будущем.

Специально для работы социальных работников при суде по поручению координационного Совета Областным психолого-педагогическим и медико-социальным Центром министерства общего и профессионального образования Ростовской области были разработаны "Программа деятельности социальных работников при суде" и "Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей", в соответствии с которыми оформлялись итоги работы социального работника по каждому несовершеннолетнему, готовился отчет для судьи, и содержались рекомендации по проведению реабилитационной и индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним после судебного решения.

Судья при рассмотрении дела преступлении несовершеннолетнего не ограничивается только вынесением судебного решения, но и принимает меры по выявлению причин преступления, их устранению, оказанию необходимой помощи подростку. Доклады социальных работников о результатах социального обследования и личности несовершеннолетнего оказывают судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве.

Социальный работник взаимодействует с органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при решении конкретных проблем подростка, оказавшегося в конфликте с законом (по продолжению обучения, трудоустройству, разрешению конфликтных ситуаций в семье и т.п.). Многие подростки нуждались в психологической помощи, оказание которой было организовано социальными работниками при судах на базе Ростовского областного центра психолого - педагогической и медико - социальной помощи Министерства общего и профессионального образования области, Психологического центра управления образования г. Ростова-на-Дону.

В необходимых случаях для индивидуальной профилактической работы с семьями, социальное положение которых было неблагополучно, социальные работники при суде привлекали специалистов органов социальной защиты. Контроль за поведением подростка осуществляется судом с помощью социального работника при суде и после вынесения судебного решения. Случаев повторного совершения правонарушений подростками, прошедшими через новую процедуру судопроизводства, не зарегистрировано. Об эффективности проекта свидетельствует и статистика, например, в 2001 году в г. Ростове-на-Дону было отмечено снижение показателей преступности несовершеннолетних.

По инициативе Координационного Совета уже в 2001 году при участии Ростовской областной коллегии адвокатов и Администрации области (комитета по молодежной политике) в г. Ростове-на-Дону была создана и открыта специализированная юридическая консультация адвокатов "Ювенал" для оказания помощи несовершеннолетним и семьям с детьми.

Заключены договоры с Ростовским госуниверситетом о сотрудничестве: введена специализация студентов по проблемам ювенальной юстиции, организовано прохождение ими практики в судах. В дальнейших планах - организация бесплатной юридической помощи несовершеннолетним на базе судов по типу существующих в некоторых регионах России и за рубежом "юридических клиник" с участием специалистов вузов и студентов.

В январе 2001 г. в программу эксперимента ПРООН и Ростовского областного суда были включены 8 районных судов г. Ростова-на-Дону, а затем на конец 2003 г.г. рамки проекта были расширены и было создано уже 14 прообразов ювенальных судов. В их штаты введены на постоянной основе помощники судей, выполняющие функции социальных работников.

На протяжении реализации проекта постоянно поддерживалось взаимодействие с Администрацией области, вопросы взаимодействия судов и органов системы профилактики обсуждались на областной комиссии по делам несовершеннолетних. Систематически в каждом районе, включенном в эксперимент, проводились рабочие совещания для решения текущих задач с участием судей, социальных работников, прокуратуры, милиции, служб профилактики, отлаживался механизм межведомственного взаимодействия, ряд возникавших проблем разрешался при участии комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав.

В 2001 году по инициативе областного суда Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области и прокуратуры области проведена серия рабочих совещаний с судьями, работниками следственных органов, прокуратуры, органов и учреждений системы профилактики, средств массовой информации по разъяснению положений международных норм в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

С самых первых дней и на всем протяжении реализации проекта Координационный Совет уделял самое непосредственное внимание вопросам взаимодействия со СМИ, постоянно проводились "круглые столы", теле- и радиопередачи, публикации в печатных СМИ материалов о ювенальной юстиции, о ходе реализации проекта, к участию в работе по проекту через общественные организации привлекались в качестве волонтеров студенты- педагоги, психологи, юристы.

Формирование региональной модели ювенальной юстиции в Ростовской области происходило путем реформирования деятельности органов и служб государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания инфраструктуры органов по работе с разными категориями несовершеннолетних, принятие на уровне области как субъекта Федерации своих законов, базирующихся на федеральном законодательстве.

В Ростовской области были приняты: закон "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" от 26.12.2005 г. № 425-ЗС; закон "О социальной поддержке детства" от 22.10.2004 г. № 165-ЗС; постановление Мэра города "Об утверждении положения о едином городском банке данных безнадзорных и беспризорных детей" от 02.07.2002 № 1300.

При этом на стадии разработки и подготовки областных нормативных актов о несовершеннолетних в "рабочих группах" принимали участие представители областной прокуратуры и областного суда.

Большая роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних в области отводится органам образования. Органы управления образованием в Ростовской области в соответствии с областным законом наделены и полномочиями по опеке и попечительству несовершеннолетних.

В системе органов образования Ростовской области есть опыт работы по профилактике семейного насилия, наркомании среди несовершеннолетних, работе социальных педагогов, специалистов -психологов.

В 2003 году в Ростовском областном суде создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних (ювенальный состав) в судебной коллегии по уголовным делам, который не только рассматривает дела и материалы несовершеннолетних в кассационном порядке, но и обеспечивает методической помощью судей районных и городских судов области, проводит с ними обучающие семинары, обеспечивает координацию работы судов с органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления в сфере ювенальной юстиции.

На базе Ростовского филиала Российской академии правосудия 16 декабря 2003 года открыта общественная организация "Региональная ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области" ("Центр ювенальной юстиции"), которая призвана оказывать информационную и методическую помощь судам, органам и службам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органам местного самоуправления.

25 марта 2004 года в г. Таганроге открыт первый в России ювенальный суд (специальный судебный состав по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда), расположенный в отдельном здании, планировка помещений которого соответствуют международным стандартам (за основу взято помещение Ювенального суда Квебека в г. Монреале Канады). В суде работают два специализированных судьи по делам несовершеннолетних (по уголовным и по гражданским делам), помощник судьи с функциями социального работника. Кроме этого, в помещении Таганрогского ювенального суда размещены специалисты системы профилактики города, социальный педагог, психолог, общественная приемная при Комиссии по защите прав человека при Главе Администрации г. Таганрога, адвокаты, представители общественных организаций.

Судьи "Ювенального суда" г. Таганрога с помощью социального работника (помощника судьи с функциями социального работника) активно взаимодействуют с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Таганрога в решении судьбы каждого подростка, оказавшегося в орбите суда, совместными усилиями принимают меры по защите прав таких несовершеннолетних. Об эффективности этой работы можно судить по тому обстоятельству, что после вынесения приговором этим судом преступления осужденными несовершеннолетними в течение 2004 года не совершались.

Опыт внедрения ювенальных технологий в Ростовской области, в том числе, уровень взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти при формировании региональной системы ювенальной юстиции, получил положительную оценку со стороны Верховного Суда РФ и Управления Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, Государственной Думы РФ, Программы Развития ООН в Российской Федерации.

19 сентября 2005 года в г. Шахты открыт второй в Ростовской области и в России "Ювенальный суд" (специальный судебный состав по делам несовершеннолетних Шахтинского городского суда). "Ювенальный суд" г. Шахты оформлен по аналогии с Таганрогским ювенальным судом, но есть и свои отличия. Так, практическая реализация одного из принципов ювенального правосудия - восстановительное правосудие - это специально предусмотренная в Дании суда "Комната примирения", в которой стороны (потерпевший и преступник, их защитники и законные представители, психолог и т.п.), при наличии обоюдного желания, могут за круглым столом сесть и обсудить проблемы, в первую очередь, как загладить вред жертве преступления.

Сведения о результатах работы судов области в 2005 году показывают, что преступность среди несовершеннолетних в тех судебных районах, в которых отсутствуют ювенальные суды в 1,6 раза выше, чем в судебных районах, где такие суды работают.

Усматривается также тенденция к росту количества гражданских дел, поступающих в ювенальные суды области, иски по которым направлены в защиту интересов несовершеннолетних детей. Это говорит о том, что растет уровень активности законных представителей и опекунов несовершеннолетних детей, предъявляющих в суд различные иски в защиту прав детей, что в свою очередь влечет большую степень защищенности несовершеннолетних

Безусловно в Ростовской области накоплен положительный опыт взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти по развитию судебной реформы.

Высокий уровень взаимодействия органов государственной власти обеспечивается и при формировании региональной опытной модели правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции).

Ростовская область признана базовым регионом по становлению правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции).

С опытом Ростовской области по формированию ювенальной юстиции в системе правосудия, совершенствованию судопроизводства с участием несовершеннолетних познакомились представители более 40 регионов России, в том числе, представители 26 регионов РФ непосредственно посетили нашу область, многие регионы Российской Федерации приступили к его практическому внедрению

Суммируя сказанное кратко опыт Ростовской области в сфере ювенальной юстиции заключается в следующем:

- введена специализация судей по рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, а в ряде судов области - и по рассмотрению уголовных дел о детях- жертвах преступлений и гражданских дел, одной из сторон которых является несовершеннолетний;

- введена специализация работников аппаратов судов - помощники судей с функциями социального работника (введены в штаты 15 судов области), в других судах закреплена специализация помощников судей, которые закреплены за судьями по делам несовершеннолетних;

- по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних помощник судьи готовит доклад суду о личности несовершеннолетнего (- в соответствии со ст.421 УПК РФ, составляется Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя);

- после суда в соответствии с ч.7 ст.88 УК РФ Карта направляется вместе с копией приговора в уголовно-исполнительную инспекцию (если назначено наказание, которое отбывается в обществе) и в колонию (если назначено реальное лишение свободы), и в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (если назначены принудительные меры воспитательного воздействия);

- соблюдение принципа конфиденциальности по делам с участием несовершеннолетних (по усмотрению суда проводятся закрытые заседания);

экономия уголовной репрессии: акцент на назначение судом воспитательных и реабилитационных (профилактических) мер, а также предпочтительность назначения наказаний, которые отбываются в обществе (условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы);

- установление механизма взаимодействия судов (судей по делам несовершеннолетних) и социальных служб для несовершеннолетних (с 2001 г. действует Координационный Совет при Ростовском областном суде с участием представителей суда, адвокатуры, прокуратуры, органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных некоммерческих организаций; а также Лаборатория по научно-практическому сопровождению ювенальной юстиции);

- к участию в рассмотрении дел несовершеннолетних судом привлекаются работники органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые призваны оказать помощь в защите нарушенных прав несовершеннолетних, а также обеспечить проведение индивидуальной профилактической работы после суда;

- используется как основа правовой помощи несовершеннолетнему частное постановление суда, в соответствии с которым суд назначает индивидуальную профилактическую работу; использование судом такой формы как направление писем об оказании помощи несовершеннолетнему в соответствующие ведомства;

- контроль суда - взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями, органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних после суда;

- создание 3-х модельных ювенальных судов (специальных судебных составов по делам несовершеннолетних) (открыты соответственно в 2004 г. - в г.Таганроге, в 2005 г. – в г. Шахты, в 2006 г.- в Егорлыкском районе).

Помещения судов созданы в соответствии с "Пекинскими Правилами", в этих судах введена специализация судей по уголовным и гражданским делам с участием несовершеннолетних, помощник судьи с функциями социального работника оказывает помощь этим судьям, а также мировым судьям соответствующих участков, в модельных судах созданы условия для проведения примирительных процедур (имеются отдельные помещения-"комнаты примирения"), а также кабинеты для адвокатов, прокуроров, для работы психологов; в залах судебного заседания отсутствуют так называемые "клетки" (место для подсудимого, огороженное металлической решеткой), участники процесса располагаются за одним столом перед судьей;

установление постоянного взаимодействия Ростовского областного суда, Администрации и Законодательного Собрания Ростовской области по формированию региональной нормативно-правовой базы в сфере защиты прав несовершеннолетних и их семей.

Немного статистики

Внедрение ювенальных технологий в работу судов общей юрисдикции Ростовской области привело к снижению уровня рецидива среди несовершеннолетних, прошедших через суд.

Так, если общий показатель рецидива в Ростовской области по данным МВД в 2007 году составлял 16,2%, то средний процент "судебного" рецидива составлял 7,5 %, а в работе 3-х "модельных ювенальных судов" Таганрогского, Шахтинского и Егорлыкского судов был еще ниже от 0% до 3,5 % (под "судебным" рецидивом имеются в виду случаи совершения преступлений повторно теми несовершеннолетними, которые получали социальное сопровождение и программу реабилитации на основании судебного решения).

Соответственно статистические показатели по Ростовской области за 2008 год- 1,5% рецидив по данным МВД, "судебный" рецидив- 8,3 %. В 2006-2008 г.г. 15 судами, работающими по ювенальным технологиям, рассмотрено более половины всех несовершеннолетних, дела о которых рассматривались всеми судами Ростовской области, при этом социальное сопровождение получали от 74% до 84% несовершеннолетних, попавших в орбиту суда.

Снижение рецидива среди несовершеннолетних происходит за счет того, что с несовершеннолетними после суда проводится индивидуальная профилактическая работа, поручение о которой дает суд в адрес органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На снижение рецидива влияет и реабилитационное насыщение судебных решений в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия.

В работе 15 судов, работающих по ювенальным технологиям, постоянно растет число несовершеннолетних, в отношении которых применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Так, если в 2006 году этими судами были рассмотрены 1169 несовершеннолетних, принудительные меры применены в отношении 55 лиц (4,7%), то в 2008 году рассмотрено 976 лиц, в отношении 111 из которых применены принудительные меры воспитательного воздействия (11,4%).

Работа по ювенальным технологиям позволяет судам чаще прекращать дела за примирением на основании ст.25 УПК РФ. Так, 15 "ювенальными" судами в 2006 году были прекращены дела на основании ст.25 УПК РФ в отношении 176 несовершеннолетних (9,4%), в 2007 году- в отношении 209 лиц (20,7%), в 2008 году- в отношении 188 несовершеннолетних (19,3%).

Следует отметить, что опыт Ростовской области получил значительное распространение во многих регионах России

В настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Псковской, Амурской, Омской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области, Пермского и Красноярского краев, Республик Хакасия, Чувашия, Карелия, г.г. Санкт-Петербурга и Москвы и др.

В Ростовский областной суд поступают письма руководителей судов, Управлений Судебных Департаментов, судей из многих регионов России с благодарностью за содействие в возможности изучения опыта и с информацией о его непосредственном внедрении в этих регионах.

Несколько примеров того, как происходит внедрение ростовского опыта работы по ювенальным технологиям в тех регионах России, представители которых, познакомившись с ним в Ростове, приступили к его практическому внедрению в своих регионах.

Например, в Камчатском крае внедрение ювенальных технологий осуществляется также, как в Ростовской области: в пилотном Петропавловск -Камчатском городском суде введена специализация судей в (2 судьи по уголовным делам и 2 судьи по гражданским делам и делам об административных правонарушениях); со стороны городской Администрации направлены 2 социальных работника, которые являются социальными помощниками судей и участвуют при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних; в рамках создания ювенального суда по образцу модельного ювенального суда г.Таганрога в строящемся комплексе Дворца правосудия в г.Петропавловске-Камчатском запланирован отдельный блок с соответствующими специальными атрибутами и внутренним убранством для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних; созданные элементы ювенальной юстиции дают первые положительные результаты: по сравнению с 2006 г. преступность несовершеннолетних в Камчатской области снизилась с 12 до 9,7 %.

По мнению председателя областного суда Сотникова С.А., отсутствие закона о полномочиях, порядке образования и деятельности ювенальных судов создает определенные трудности при выборе модели, а в дальнейшем и создании ювенального суда, поэтому считает, что судейскому сообществу следует активнее инициировать обсуждение депутатами Государственной Думы РФ вопроса о принятии поправки в ФКЗ "О судебной системе" (в части введения ювенальных судов) с целью его окончательного разрешения на законодательном уровне.

Как видно из письма 1-го заместителя председателя Оренбургского областного суда Акулина О.С., "активное и заинтересованное участие Ростовской области в реализации проекта по введению элементов ювенальной юстиции создали необходимые предпосылки для распространения опыта в сфере осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в Оренбургской области. Опыт Ростовской области позволил выйти на качественно новый, более высокий уровень взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти". Внедрение ювенальных технологий в Оренбургской области осуществлялось следующим образом. Создана рабочая группа по организации ювенальной юстиции, в которую вошли: представители Оренбургского областного суда, управления судебного департамента, Правительства и Законодательного Собрания области, областной прокуратуры, ГУВД, КДН области, минсоцразвития, УФСИН, Оренбургского госуниверситета, администрации г.Оренбурга, областного Комитета по делам молодежи. Проведено совещание с участием Главного федерального инспектора по Оренбургской области Капишникова П.Н. После посещения представителями рабочей группой Ростовской области с сентября 2007 г. на базе Промышленного районного суда г.Оренбурга осуществляется проект по введению ювенальной юстиции: выделен зал судебного заседания, в котором создана уютная атмосфера, в зале заседаний участники процесса сидят за одним столом, в штат суда введены должности 2 помощников судьи с функциями социального педагога, выделены 2 судьи, которые изучили документы, поступившие из Ростовской области, а именно: методические рекомендации Ростовского областного суда, материалы межрегионального научно-практического семинара в г.Ростове-на-Дону "Ювенальная юстиция в условиях совершенствования уголовного судопроизводства в России", обобщения судебной практики Ростовского областного суда. Когда в суд поступает уголовное дело в отношении несовершеннолетнего и назначается к рассмотрению, помощник судьи выписывает все данные о личности несовершеннолетнего, составляет "Карту социально-психологического сопровождения", беседует с подростком, его родителями, собирает данные о личности из КДН, с места учебы, от соседей, с подсудимым проводится психологическое тестирование, данные заносятся в Карту. При рассмотрении дел Промышленный районный суд стал активно сотрудничать с ПДН и КДН. Некоторые предварительные итоги работы: с сентября 2007 г. по 1 марта 2008 в Промышленном райсуде рассмотрено 38 дел в отношении несовершеннолетних, из них: 4 лица освобождены от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, 2 освобождены от наказания, в отношении 7 лиц дела прекращены за примирением. Осуждено 29 человек, из них к обязательным и исправительным работам 9, к штрафу 3, к условному лишению свободы 10, к реальному лишению свободы –7. Вынесено 10 частных постановлений (в основном, в адрес ПДН ОВД в связи с низкой профилактической работой). После вынесения приговора с осужденным проводит беседу помощник судьи с функциями социального педагога, на осужденного заводится в суде личное дело, помощник предлагает осужденному периодически приходить на беседы, а также обращаться в суд в случае появления каких-либо трудностей.

В Брянской области, как видно из письма председателя областного суда Пыталева А.Е., в ноябре 2006 г. в администрации Брянской области состоялась встреча для обсуждения вопросов внедрения ювенальной юстиции, а 29.01.2007 г. между областным судом, управлением судебного департамента, областным управлением соцзащиты, некоммерческой организацией "Социальное партнерство развития Брянской области" заключено соглашение о сотрудничестве. Создан координационный Совет при Брянском областном суде, на заседании которого 14 мая 2007 г. определен механизм взаимодействия судов и социальных служб. Определены модельные ювенальные суды: Бежицкий и Володарский райсуды г. Брянска и Дубровский районный суд Брянской области. Проведен ремонт и переоборудование помещений этих судов, кроме залов судебных заседаний имеются помещения для проведения примирительных процедур, бесед с психологом, комнаты для прокурора и адвоката. 26.06.2007 г. на собрании определен состав рабочей группы с участием представителей: Брянский областной суд, Управление судебного департамента, КДН г.Брянска и области, УВД и облпрокуратуры, УФСИН, Брянской воспитательной колонии, областной прокуратуры, Департамента общего и профессионального образования, общественных организаций Фонда "НАН" и "Социального партнерства развития Брянской области", систематически проводятся встречи членов рабочей группы. Посещение делегацией Брянской области семинаров в г.Ростове-на-Дону позволили укрепить мнение о необходимости внедрения опыта Ростовского областного суда. С 1 января 2008 г. в указанных 3-х судах Брянской области внедряются в полном объеме ювенальные технологии судопроизводства по образцу Ростовской области.

В письме и.о. заместителя председателя Верховного суда Республики Хакасии Нуртынова В.Н. указано: "Опыт Ростовской области в сфере совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних (ювенальной юстиции) изучен и широко применен на практике". Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Хакасия от 1 сентября 2006 г. рассмотрен вопрос "О мерах по совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних в Республики Хакасия".

17 октября 2006 г. создан и приступил к работе специальный судебный состав Абаканского городского суда по делам несовершеннолетних, состоящий из 3-х судей, на которых возложены следующие обязанности: рассмотрение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, в т.ч. апелляционное рассмотрение таких дел, материалы о помещении в ЦВСНП УВД и СУВУЗТ, а также материалов по Федеральному Закону "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Вопросами социальной реабилитации и проведения профилактической работы занимаются психолог и социальный работник, которые используют опыт Ростовской области: составляется доклад суду о личности (Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя), проводятся примирительные процедуры, создается индивидуальная программа реабилитации, контролируется ее проведение, осуществляется взаимодействие суда со всеми органами профилактики и общественными организациями. Помещение специального судебного состава расположено в отдельном здании, планировка кабинетов судей, социального работника и психологов, залов судебных заседаний аналогично помещениям модельных ювенальных судов Ростовской области. В работу по ювенальным технологиям активно вовлечена Прокуратура Республики: решен вопрос о закреплении за специальным судебным составом помощника прокурора для участия в рассмотрении дел и материалов в отношении несовершеннолетних. Кабинет помощника прокурора находится в здании ювенального состава, технически полностью обеспечен за счет средств прокуратуры. Помощник прокурора активно участвует в восстановительном правосудии, воспитательной и профилактической работе с несовершеннолетними. С созданием ювенального судебного состава в Абаканском городском суде изменился сам подход к рассмотрению дел и материалов в отношении несовершеннолетних:более детально исследуется личность подсудимого подростка, выясняется- нуждается ли подросток в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи и социальной реабилитации; суд обращает внимание заинтересованных ведомств на проблемы подростка с целью их решения, ведомства в обязательном порядке сообщают суду о принятых мерах.

Некоторые итоги: в течение 2007 года рассмотрено 192 уголовных дела на 270 лиц, вынесено 147 приговоров по которым 20 лиц освобождены от наказания, по 29 делам применены воспитательные меры. Из 16 дел, направленных на кассационное рассмотрение, 1 приговор был изменен, т.к. суд 1-й инстанции не применил положения ч. 6.1 ст.88 УК РФ. В 2007 году количество преступлений несовершеннолетних снизилось на 27%, а по лицам - на 29%. Снизилось - число повторно совершивших преступления на 42%, в состоянии алкогольного опьянения на 60%, в общественных местах- на 19%. Суд работает с детьми от 7 лет (совершившими общественно опасные деяния)- рассмотрено 48 материалов о помещении в ЦВСН, по которым 40 лиц помешены в ЦВСНП, 2-направлены в спецшколу.

В Ульяновской области, согласно письму судьи областного суда Москалевой Е.Г., в районных (городских) судах закреплена специализация по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних за наиболее опытными судьями; ходатайства об избрании меры пресечения рассматриваются только председателями горрайсудов или их заместителями;

при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних в судебном заседании допрашивают не только законных представителей несовершеннолетних подсудимых, но и их учителей, классных руководителей, инспекторов ПДН и КДН, соседей и т.п. В областном суде при коллегии по уголовным делам создан специальный судебный состав по делам несовершеннолетних (оказание методической помощи горрайсудьям, рассмотрение дел по 1-й инстанции, обобщение судебной практики).

В районных судах заводятся учетные дела, составляются планы профилактической работы с осужденными к наказанию, не связанному с лишением свободы, подростками, согласно которым судьи встречаются с такими подростками и их родителями, а также осуществляется контроль за несовершеннолетними. Осуществляется тесное взаимодействие с органами системы профилактики, на базе Ульяновского областного суда проводятся координационные совещания с судьями и представителями КДН, ПДН, МВД, образования и др., к учебе судей привлекаются психологи, педагоги. На базе методических рекомендаций Ростовского областного суда разработано пособие для судей Ульяновской области. Высказано предложение: организовать на базе Ростовского областного суда постоянное проведение семинаров по обмену опытом с регионами.

В Пермском крае, как указывает в письме судья Соловьева И.В., внедрение опыта Ростовской области началось после того, как судьи Пермской области приняли участие 16-17.11.2005 г. в г. Ростове-на-Дону в Международном научно-практическом семинаре "Становление ювенальной юстиции в России: проблемы и перспективы развития". С 2006 г. в Пермском крае началась реализация проекта "Внедрение элементов ювенальной юстиции в деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", одним из направлений которого стало внедрение этих элементов в деятельность судов, в качестве пилотных площадок избраны Индустриальный район г. Перми и г. Лысьва Пермского края. На базе пилотных судов отрабатывается механизм взаимодействия судьи и социальных служб, в т.ч. в г. Перми с центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, а в г. Лысьва с муниципальным центром социального обслуживания молодежи "Импульс".Разработаны программы взаимодействия указанных центров с судами, которые направлены на воспитательное воздействие на подростков, разрабатываются программы реабилитации и социализации несовершеннолетнего правонарушителя, проводятся программы восстановительного правосудия (заглаживание вреда жертвам преступлений).

С опытом организации Таганрогского ювенального суда непосредственно на месте познакомились председатель Ленинградского областного суда Лодыженская И.И. и председатель Кингисеппского городского суда Ленинградской области Кульшина Э.Ю., после чего в Кингисеппском городском суде создан специальный судебный состав, ориентированный на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних.

Судебный состав расположен в помещениях, изолированных от основных помещений суда на первом этаже, планировка помещений кабинетов судей, помощника судьи, помощника судьи с функциями социального работника, психолога, зал судебного заседания соответствует рекомендациям "Пекинских правил", в качестве образца для создания такого состава использован опыт Таганрогского ювенального суда Ростовской области. Введена новая должность - помощник судьи с функциями социального работника, на которую принят специалист с высшим педагогическим образованием и получающий второе образование - высшее юридическое. Работа помощника судьи с функциями социального работника начинается сразу по поступлении уголовного дела в суд, т.е. со стадии подготовки к судебному заседанию. Помощник судьи с функциями социального работника оказывает помощь судье в исследовании личности несовершеннолетнего в соответствии с принципами восстановительного правосудия, осуществляет подготовку предложений о возможности применения судом к подростку воспитательных и реабилитационных мер вместо карательных и репрессивных, о применении мер по социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, а также содействует взаимодействию суда со всеми органами профилактики и общественными организациями.

Благодаря решению вопроса о введении специально дополнительной ставки психолога в Комитете по образованию Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" в суде работает психолог, который привлекается со стадии подготовки дела к судебному заседанию для оказания психологической помощи и поддержки подросткам и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также проведения исследования личности несовершеннолетнего. Работа по социально-психологическому обследованию несовершеннолетних подсудимых, а также воспитательная и реабилитационная работа проводится даже с содержащимися под стражей несовершеннолетними: в этих целях судом совместно с ОВД Кингисеппского района решен вопрос о допуске помощника судьи с функциями социального работника в изолятор временного содержания ОВД Кингисеппского района. По результатам социального исследования помощник судьи с функциями социального работника составляет письменный отчет для судьи в форме Карты социально-психологического сопровождения, который приобщается к материалам дела. Суд осуществляет контроль после вынесения решения: над каждым несовершеннолетним осуществляется социальный патронаж и контроль за его поведением, на каждого несовершеннолетнего правонарушителя в суде оформляется личное дело (в котором содержится Карта социально-психологического сопровождения, характеристики, решение суда, лист послесудебного сопровождения с информацией о проводимой после суда работе), суд осуществляет контроль за исполнением судебного решения не только самим подростком и его родителями, но и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Предварительные результаты работы: при рассмотрении дела по новым ювенальным технологиям с привлечением помощника судьи с функциями социального работника, при более активной работе суда с подростками и их семьями, несовершеннолетние и их родители стали более открыты в судебном заседании, с большим желанием сотрудничают с судом в вопросах исправления подростков, выражаю готовность к проведению реабилитационных мероприятий, повышается воспитательное значение судебных процессов; в рамках постсудебной работы в суде проводятся ежеквартальные собеседования с подростками совместно со службами, участвующих в программах реабилитации; выявленные проблемы суд пытается решить вместе с ребенком, его родителями и родственниками, службами системы профилактики; повышается доверие подростков к суду, они часто обращаются сами в суд за оказанием помощи и получении совета. В Кингисеппским городским судом разработан проект мероприятий по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей, проводятся мероприятия по профилактике повторных правонарушений: организовываются поездки несовершеннолетних, находящихся под социальным патронажем суда в Колипинскую воспитательную колонию и учреждение ИЗ 47/4 г.Санкт-Петербурга, чтобы они своими глазами увидели, чего им удалось избежать. Одним из механизмов реализации мероприятий проекта является создание суда несовершеннолетних присяжных заседателей (Подросткового суда), в качестве образца которого использован опыт штата Мэриленд США, разработано положение о таком суде. Кингисеппский городской суд при поддержке руководства Ленинградского областного суда содействовал организации социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних правонарушителей на базе ГОУ НПО "Профессиональный политехнический лицей №18 г. Кингиссепп, данный центр может стать базовым центром, созданным в рамках Региональной целевой программы "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Ленинградской области с 2006 по 2008 г", заказчиком которого является Правительство Ленинградской области, а одним из исполнителей - администрация МО "Кингисеппский муниципальный район".

Вот как описывает мероприятия по внедрению ювенальных технологий в Чувашской Республике судья Верховного Суда Чувашской Республики Городничева Е.А. Работа по внедрению ювенальных технологий началась при реализации в Чувашии проектов "Соблюдение прав ребенка – будущее России!" и российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации", направленных на создание модели института пробации и внедрение одного из основных элементов ювенальных технологий – непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного производства. Элементы указанных технологий были апробированы в 2006 – 2008 г.г. на базе г. Чебоксары – сначала в рамках Московского района. Эта работа получила новый импульс с лета 2008 года в результате партнерства ряда государственных структур и правоохранительных органов (Верховного Суда ЧР, Прокуратуры ЧР, МВД по Чувашии, УФСИН, администраций районов города Чебоксары), осуществляемого на основании заключенного Соглашения о сотрудничестве. Органом, который бы исполнял функции непрерывного сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя и воплощал в себе модель института пробации, были выбраны Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях трех районов города Чебоксары. Для этого в штаты КДН и ЗП трех районов г. Чебоксары были введены в качестве членов работники Чувашского отделения РБФ НАН как специалисты с функциями социального работника. Особенностью применяемой в Чувашии технологии непрерывного социального сопровождения является то, что указанная работа начинается с момента возбуждения уголовного дела, то есть уже на досудебной стадии производства по делу, - с направления органом предварительного следствия или дознания в КДНиЗП запроса о сборе и предоставлении на несовершеннолетнего характеризующего материала, включающего в себя сведения о материально-бытовых условиях жизни его семьи, о круге знакомств, характере взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями, о его занятости, об уровне интеллектуального развития и т.д.

Собранная на подростка информация аккумулируется в "Карте социального сопровождения несовершеннолетнего (взят опыт Ростовской области). Эта Карта с изложенным в ней методом структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними ("Оценка рисков и потребностей") направляются в орган предварительного расследования (дознания), сделавший запрос.Если в начале проекта на сопровождение передавались дела, расследуемые следователями органов внутренних дел, то с начала 2009 года стали брать и дела, находящиеся в производстве следователей Следственного Управления Следственного Комитета прокуратуры РФ по ЧР. Собранная в Карте информация используется и на досудебной стадии производства по делу, в связи с чем имеются следующие преимущества начала работы с несовершеннолетними с досудебной стадии производства по делу: индивидуальные реабилитационные мероприятия с несовершеннолетним и мероприятия по социальной адаптации подростка возможно начать, не дожидаясь судебного постановления по делу (курсы профилактики от различных видов зависимости; программы по управлению гневом; мероприятия по продолжению подростком учебы и т.д. – зависит от того, какая информация собрана на подростка); имеется возможность более быстрого принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, поскольку следственные органы наделены правом вынесения соответствующих представлений; органы следствия и дознания, а также прокурор в пределах своих компетенций могут принимать решения о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 25, 28, 427 УПК РФ; информация, содержащаяся в Карте, способствует более качественному и своевременному проведению в отношении подростка судебно-психиатрической экспертизы (в необходимых для этого случаях).

В последнее время возможность прекращения уголовного дела (уголовного преследования) на досудебной стадии производства по делу носит в основном декларативный характер, поскольку применяется все реже и реже.

По мнению судей, общей задачей проводимых мероприятий в области ювенальной юстиции является задача побудить органы, участвующие в досудебном производстве по делу, на практике применять положения, позволяющие отводить (по определенным категориям дел и при наличии совокупности указанных в законе обстоятельств) несовершеннолетних от участия в уголовном судопроизводстве, используя при этом программы индивидуальной реабилитации. Эта задача должна решаться в комплексе: специализация работников следствия и дознания; обеспечение высокой профессиональной квалификации путем обучения, в том числе, по вопросам педагогики, психологии, социологии; подготовка специальных методических пособий об особенностях производства предварительного расследования по делам несовершеннолетних.

На стадии судебного производства по делу несовершеннолетнего используется сложившаяся в Ростовской области технология, основой которой является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка. Поскольку сведения о несовершеннолетнем собираются и обобщаются в виде Карты социального сопровождения сотрудником комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (в порядке эксперимента - только на территории г. Чебоксары), судьи указанных районов вызывают этих сотрудников в качестве специалистов на судебное заседание для дачи дополнительной информации об отношении подростка к содеянному, об изменениях в поведении после совершения правонарушения, о лицах, имеющих на подростка влияние и т.д. Такое участие является обязательным.В одном из судов Республики применяются элементы ювенального суда – так в Калининском районном суде г. Чебоксары с 2009 года по приказу председателя суда один судья занимается исключительно рассмотрением дел и материалов в отношении несовершеннолетних. Для дальнейшего совершенствования работы в этом направлении председателем суда запланировано решить вопрос специализации при рассмотрении гражданских дел и оборудовать специальный зал судебных заседаний для рассмотрения дел несовершеннолетних, исключающий наличие в нем специально огороженных мест для содержания несовершеннолетних под конвоем. Планируется проведение работы по внедрению технологии ювенального суда и в других районах республики. Собранная на несовершеннолетнего информация, а также изложенный в Карте социального сопровождения метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними ("Оценка рисков и потребностей") позволяют суду более авторитетно, мотивированно, качественно и максимально индивидуализировано подойти к вопросу назначения наказания (его вида и размера, возложения определенных обязанностей) либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а главное – к вопросу определения объема и наполняемости предлагаемой подростку реабилитационной программы. Перечень обязанностей и ограничений зависит, в том числе от возможностей административной территории по оказанию подростку социальных услуг. С этой целью проводится работа по сбору банка данных на социальные услуги по каждому из трех районов города.

Большое значение уделяется институту частного постановления как средства и основы правовой помощи несовершеннолетнему. Для того чтобы возложенные на несовершеннолетнего судом обязанности либо ограничения не носили формальный характер и не делали подростка потенциальным нарушителем условий отбывания наказания (есть обязанность трудоустроиться, но на работу не берут и т.д.), суд может и должен вынести частное постановление в адрес должностных лиц и учреждений государственной системы профилактики правонарушений, в которых обязать указанных лиц оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод – оказать помощь в трудоустройстве, продолжении учебы, реализации каких-либо навыков, организации досуга и т.д. Контроль за исполнением частных постановлений осуществляется судом, вынесшим судебное решение.

На стадии судебного производства по делу возникла проблема – прокуроры, участвующие в судебном разбирательстве по делам в отношении несовершеннолетних, как правило, не обладают навыками общения с подростками, не умеют проводить допросы с учетом особенностей психологического и интеллектуального развития несовершеннолетних, в связи с чем обоснованно возник вопрос о введении специализации и среди прокуроров. Приказами руководителей районных (в г. Чебоксары) прокуратур с 2009 года для участия в рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних назначены конкретные сотрудники прокуратур. В штате Ленинского районного суда г. Чебоксары имеется психолог. На примере этого суда планируется изучить возможности использования такого специалиста при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, при проведении досудебного психологического тестирования, эффективности и значении участия такого специалиста в судебном производстве. Следующим этапом будет являться работа по обоснованию преимуществ участия психолога на судебном заседании и необходимости введения таких должностей в штат других судов, для начала тех, которые участвуют в проекте. Этот вопрос планируется решать совместно с Управлением Судебного департамента. В работе судов планируется проведение работы по совершенствованию судопроизводства по гражданским делам. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют надзор за исполнением судебного решения. При этом они находятся в постоянном взаимодействии с КДНиЗП, которые дополнительно, продолжая выполнять функцию социального сопровождения, координируют работу по предоставлению социальных услуг, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетнего. Для указанной стадии также актуальным является вопрос специализации работников УИИ, занимающихся исполнением судебных постановлений в отношении несовершеннолетних. Для всех этапов нахождения подростка в сфере уголовного производства характерны общие проблемы, в связи с чем возникает необходимость системного подхода к решению вопросов совершенствования работы по внедрению ювенальных технологий: повышение профессиональной квалификации (этот вопрос должен включать в себя целый комплекс мероприятий: дальнейшая работа по специализации работников следствия и дознания, судей, прокуроров, работников УИИ; обеспечение высокой профессиональной квалификации путем обучения, в том числе, по вопросам педагогики, психологии, социологии; подготовка специальных методических пособий об особенностях производства по делам несовершеннолетних на различных этапах судебного производства). Для решения указанной задачи планируется на базе одного из ВУЗов г. Чебоксары организовать проведение семинаров для подготовки специалистов по вопросам детской психологии, социологии, педагогики; предложить изучение вопросов ювенальных технологий студентами такого ВУЗа, привлекать студентов для практического участия в реализации проектов по внедрению ювенальных технологий; необходимо расширение границ внедрения технологии социального сопровождения несовершеннолетних, причем как территориальных – перенесение технологии на другие районы Чувашской Республики, так и социальных – применение технологии для сопровождения несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений; приведение законодательства, регулирующего деятельность КДН и ЗП, в соответствие с изменившимися функциями. В связи с все более возрастающей ролью КДН и ЗП следует решить вопрос об изменении нормативной базы, регулирующей деятельность Комиссий, пересмотреть Положение о КДН с точки зрения расширения прав и полномочий Комиссий в соответствии с определенным ей местом и ролью. Необходимо совершенствование работы по оказанию постпенитенциарной помощи несовершеннолетним; дальнейшее внедрение технологий восстановительного правосудия; совершенствование работы по ранней профилактике правонарушений. Цель всех проводимых в Чувашской Республике мероприятий – показать необходимость создания специальной государственной службы - ювенальной пробации.

16 января 2009 года постановлением Президиума Верховного Суда Чувашской утвержден Координационный совет при Верховном Суде ЧР по вопросам ювенальной юстиции. В настоящий момент в стадии реализации находятся следующие мероприятия: составление Руководства с описанием технологии непрерывного социального сопровождения; с двумя ВУЗами ведутся переговоры о возможности проведения семинарских занятий со специалистами, занятыми с несовершеннолетними, попавшими в сферу уголовного производства, по вопросам психологии, социологии и педагогики; решается вопрос о привлечении студентов ВУЗов к социальному сопровождению несовершеннолетних по технологии ювенальной пробации. На стадии подписания находится соглашение об оказании студентами Чебоксарского филиала Московского кооперативного института бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию на базе существующей Юридической Клиники (торжественное подписание запланировано на конец мая 2009 года); внедрение в сферу уголовного производства примирительных процедур (восстановительное правосудие); к 1 июня 2009 года будет завершена работа по сбору банка данных об оказании реабилитационных услуг и предоставлению реабилитационных программ (отдельно - для несовершеннолетних правонарушителей и для несовершеннолетних – жертв преступлений); формирование службы ювенальной пробации в структуре КДН и ЗП. Для этого прорабатываются вопросы увеличения должностей специалистов КДН и ЗП, занятых в процессе непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.

Об эффективности ювенальных технологий свидетельствует существенное снижение рецидива преступлений несовершеннолетних.

Внедрение ювенальных технологий на региональном уровне создает предпосылки к организации действительно эффективной системы ювенальной юстиции в Российской Федерации. Внедрение ювенальных технологий осуществляется в инициативном порядке, при этом каждый регион использует имеющиеся кадровые, финансовые, правовые и иные ресурсы.

 

Date: 2015-09-22; view: 1396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию