Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Акцентологические нормы
Важным элементом звуковой организации речи является ударение, не зря ещё в IV в. Диомед назвал его «душою речи». Что необходимо журналисту знать об ударении? 1. Ударение – выделение слога в слове различными средствами: мелодикой, интенсивностью, длительностью. В русском языке ударный слог отличается интенсивностью (силой произношения) и длительностью. Л. В. Щерба считал русское ударение ещё и качественным, поскольку существенным признаком ударного гласного является его ясное и отчетливое произношение. «Словесное ударение оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое – слово, не давая ему распасться», – пишет З. С. Смелкова. Основная функция ударения – фонетическое объединение слова, его выделение в речи. Кроме того, ударение играет роль смыслоразличительного средства: зАмок – замОк, мукА – мУка, ирИс (сорт конфет) – Ирис (цветок), прОклятый (преданный проклятию) – проклЯтый (ненавистный). Запомните! Надо различать омографы бронЯ и брОня: бронЯ – прочная защитная облицовка (БронЯ крепка, и танки наши быстры); брОня – закрепление чего-нибудь за кем-нибудь (БрОня на железнодорожный билет). От первого существительного образуются глаголы бронировАть, забронировАть (покрывать/покрыть бронёй для защиты от выстрелов) и причастие бронирОванный (бронирОванный автомобиль). От слова брОня произведены глаголы бронИровать, забронИровать (ЗабронИровать место в гостинице) и причастие забронИрованный (забронИрованный билет).
2. Ударение в русском языке свободное, нефиксированное. Оно может падать на любой слог в слове, ср.: человЕк – отлИчник – двОечник; пАрта – доскА. Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельного слова. Неверное ударение мешает восприятию смысла сказанного. Обратите внимание на слова, в которых нередко нарушается норма ударения: алкогОль, добЫча, валовОй, еретИк, жалюзИ, каталОг, квартАл, красИвее, намЕрение, некролОг, обеспЕчение, сирОты, оптОвый, углубИть, ходАйствовать, диспансЕр, пулОвер, украИнский, экспЕрт, умЕрший. 3. Ударение в русском языкеможет быть неподвижным и подвижным. Если в различных формах слова ударение падает на один и тот же слог, такое ударение является неподвижным: срЕдство, срЕдства, срЕдствами, о срЕдствах; берегУ, бережЁшь, бережЁт, бережЁм, бережЁте, берегУт. Запомните некоторыеслова с неподвижным ударением: вЫборы, вЫборов, вЫборам, вЫборами, о вЫборах; договОр, без договОра, в договОре, договОры, в договОрах; нОжницы, нОжниц, нОжницами, о нОжницах. Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение, причем не только в формах одного слова, но и в однокоренных словах, например: плЕсень, плЕсневеть, заплЕснеть, заплЕсневший, заплЕсневелый; рассредотОчить, рассредотОчиться, рассредотОченный, рассредотОчивать, рассредотОчиваться, рассредотОчение; пАмять, пАмятка, пАмятный, пАмятливый, пАмятовать, запАмятовать, пАмятуя. Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным: дЕньги, дЕнег, деньгАм, деньгАми, о деньгАх. Выделяют прогрессивное и регрессивное ударение. Первое характеризуется продвижением от начальных слогов к конечным: герб, без гербА, на гербЕ, гербЫ, гербОв; пОхороны, похорОн, похоронАми, на похоронАх. Регрессивное ударение движется от конца слова к его началу: доскА, на дОску; заЁм, зАйма, зАймы, зАймов. 4. Многие слова в русском языке имеют акцентологические варианты. Однако их отношение к норме различно. 1) Равноправные варианты, в одинаковой степени нормативные: пЕтля и петлЯ, врЕдны и вреднЫ, бАржа и баржА, искрИстый и Искристый. 2) Основной, нормативный вариант и допустимый (в словарях имеет помету доп.),менее желательный. Он является либо устаревающим (индустрИя и доп. устар. индУстрия), либо стилистически сниженным, разговорным (мизЕрный, доп. мИзерный; кулинАрия, доп. кулинарИя). 3) Нормативный и ненормативный вариант, находящийся за пределами литературного произношения. В словарях последние имеют пометы «не рекомендуется» (не рек.), «неправильно» (неправ.), «грубо неправильно» (грубо неправ.). Например: заворожЁнный,! не рек. заворОженный; завИдно,! неправ. зАвидно; ходАтайство,! грубо неправ. ходатАйство. К разряду нелитературных относятся варианты, специфическое ударение в которых принято только в узкопрофессиональной среде. Например, шАсси вместо шассИ в речи летчиков, наркоманИя вместо наркомАния – у медиков, осУжденный вместо осуждЁнный – в речи работников правоохранительных органов и их «подопечных».
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Что такое орфоэпия? 2. Природа и особенности русского ударения. Литература: Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989. - Гл.4. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи/ Л.А.Введенская, Л. Г. Павлова.- Ростов н/Д, 1999 (и др. издания). - С. 101–107. 3. Акцентологические нормы в именах прилагательных, глаголах и причастиях. Литература: Головин, Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1980 (и др. издания). - Гл.3. Бебчук, Е. М. Орфоэпия / Е.М. Бебчук, М.Я. Запрягаева, Л.Л.Сандлер. - Воронеж, 2005. - Гл. 5. 4. Подготовить сообщения (по указанным источникам):
1) Актуальные процессы в области ударения (Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) / Отв. ред. Е. А. Земская. - М., 2000). 2) Современное русское ударение и словари (Ненько, В. М. Современное русское ударение и словари // Русская речь. - 1982. - №4; Введенская, Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. - Москва-Ростов н/Д., 2004) 3) Судьба ударений в заимствованных словах (Бодров, В. И. Диалог и метеоролог, библиограф и телеграф // Русская речь.- 1985.- №1; Крысин Л.П. Йогурт или йогУрт //Русская речь. - 1998. - №1) 4) Говорят по радио и с телеэкрана (Кривенко Б. Так говорят на телевидении // Русская речь. - 1995. - №1; Лаптева, О. А. Говорят по радио и с телеэкрана // Русская речь. - 1998. - №5)
|