Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия и воинский долг





 

Вопрос. В чем противоположность коммунистической и религиозной морали?

 

Ответ. Религия всегда считала себя законодателем и хранителем нравственных установлений. Но особенно она активизировала внимание к проблемам морали в настоящее время. Некоторые священнослужители в нашей стране, претендуя на роль нравственных наставников, готовы (хотя бы на словах) признать даже принципы морального кодекса строителя коммунизма. Они стали утверждать, что между коммунистической и религиозной моралью нет принципиальных различий. Так, священник В. Вальховский из Житомирской области призывал верующих «следовать учению Христа, трудиться, жить в мире и выполнять 10 заповедей, большинство которых не идут вразрез с коммунистической моралью». Другие служители культа ссылаются на некоторое сходство между формулировкой отдельных положений коммунистической и религиозной морали.

С самого возникновения морали как формы общественного сознания в ней начали формироваться правила человеческого общежития. По мнению ученых, исследующих проблемы морали, элементарные нравственные требования обычно выражались в двух логических формах: в виде запретов (не воруй, не лги, не убивай) и призывов (будь вежлив, делай добро, помогай неимущему). Все эти требования отражали объективно необходимые элементарные правила человеческого общежития, без которых люди не могли существовать.

Религиозная мораль, отражая материальные условия жизни людей, не могла не учесть их, но облекла в форму божьих заповедей. Простые нормы нравственности включались практически во все нравственные системы и моральные кодексы разных времен.

Такие требования, как «не кради», «не убивай», «будь честен», не противоречат содержанию коммунистической морали. Поэтому не удивительно, что они входят в систему наших нравственных ценностей, так же как и осуждение в прошлом трудящимися стяжательства, чванства, хвастовства и т. д. Однако делать из этого вывод о сходстве коммунистической и религиозной морали неправомерно, как нелепо искать общее в нравственных воззрениях эксплуататоров и трудящихся.

Главная причина коренной противоположности религиозной и коммунистической морали в том, что они диаметрально противоположно выражают цель нравственного совершенствования.

Христианская мораль всегда помогала эксплуататорам держать угнетенных в смирении и покорности. Содержание таких требований, как «не кради», «не убивай», намеренно извращалось во имя классовых интересов. Максим Горький в своих памфлетах показал, чего стоит библейское «не убивай». «Вы строго исповедуете принцип — не убивай, — говорит миллионер. — Потому что жизнь вам дорога, она приятна, полна наслаждений. Вдруг в ваших угольных копях рабочие требуют увеличения платы. Вы невольно вызываете солдат, и — трах! — несколько десятков рабочих убито».

Назначение религиозной морали в том, чтобы превратить человека в существо, безропотно исполняющее заповеди бога. Высший долг человека, говорят богословы, в любви к богу. Для этого он обязан «отвергнуть себя, исторгнуть из сердца все, что привязывает нас к миру, стать мертвым для мира». За это ему обещается воздание в загробной жизни.

Критерием нравственности в религии является благочестие. Чем чаще человек обращается к богу с благодарственной молитвой, чем чаще раскаивается, тем он богоугоднее. Неважно, что он не приносит людям пользу, не трудится. Лишь бы был угоден богу. Более того, религиозная мораль многими своими поучениями оправдывает безнравственные поступки, освобождает верующих от угрызений совести за их совершение. Нужно только покаяться перед господом богом. В религиозных книгах пишется: «На небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Коммунистическая мораль исходит из единства общественных а личных интересов человека, отдавая первенство общественным. «В основе коммунистической нравственности, — говорил В. И. Ленин, — лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Построение коммунизма предполагает создание подлинно человеческих условий жизни не для избранных, а для всех людей земли. Но эти условия сами собой не создаются и на землю не падают подобно манне небесной. Они создаются упорным трудом народа. Поэтому критерием коммунистической нравственности является труд на благо общества.

В коммунистической морали нет ничего мистического, необъяснимого. Она утверждает дух коллективизма, солидарности, взаимопомощи людей труда, нетерпимости к социальным порокам. Принципы коммунистической морали порождены земными условиями, они прошли проверку в ходе классовой борьбы пролетариата, в годы строительства социализма, на полях Великой Отечественной войны. Все, что выдержало суровую проверку, нашло концентрированное выражение в требованиях Морального кодекса строителя коммунизма. Его принципы вытекают из научных основ марксизма-ленинизма. Они свободны от утопических надежд на появление каких-то особо добродетельных людей. Таких в природе не существует. Изменяя условия своей жизни, человек будет изменять себя. В труде во имя коммунизма переплавляются все социальные пороки, трудом людей создаются подлинно человеческие условия их жизни, которые открывают путь к высшему нравственному прогрессу.

 

Вопрос. Мешает ли религия выполнению воинского долга?

 

Ответ. У многих народов с давних пор сложилось уважительное отношение к людям, профессией которых стала защита Родины с оружием в руках. И действительно, нет выше долга у людей, чем защищать от врагов родную землю, семейный очаг, детей. Особенно почетна воинская служба в вашем обществе. «Защита социалистического Отечества, — подчеркивается в Конституции СССР, — относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа». Это почетная патриотическая обязанность.

Воинская служба в рядах Вооруженных Сил является одной из форм социально-политической деятельности советского гражданина на благо общества, в интересах всего народа. Чтобы с честью выполнить свой долг, советские воины должны обладать высокой идейной убежденностью, профессионально-военной подготовкой, высокими нравственно-волевыми качествами и психологической стойкостью. Будущая война, если ее развяжут агрессивные силы империализма, по своему социально-политическому характеру будет бескомпромиссной, решительной схваткой двух миров, двух противоположных систем. По характеру применяемых средств поражения это будет истребительная термоядерная война. Такая война окажется величайшим испытанием всех духовных и физических сил человека.

Может ли религия способствовать формированию высоких морально-боевых качеств? Нет, не может. Слепая вера в фатальную предопределенность событий лишает человека воли, подрывает веру в свои силы. Он лишь покорно подчиняется верховной воле и уповает на божье чудо. Религиозные воззрения не только не способствуют формированию высоких морально-боевых качеств, но и мешают этому процессу, порождая у верующих чувство безответственности, равнодушия и пассивности.

Исход военных действий, утверждает религиозная идеология, зависит исключительно от того, на чьей стороне бог, ибо «лук сильных преломляется», если бог захочет этого.

Одним из основных положений религиозного учения является вера в загробное воздаяние. Но чтобы обрести место в царстве небесном, надо очиститься от грехов. Поэтому верующий человек думает не столько о житейских радостях, сколько о карах загробных. Мысль о неискупимой греховности порождает у него тревогу, беспокойство, страх.

Религиозная мораль заставит верующего воина действовать во имя личного спасения. А во имя личного спасения, понятого буквально, он может пойти и на предательство, помня, что «любой грех можно замолить». Совесть верующего человека развращена покаянием и отпущением грехов, за пожертвования на храм божий. Религиозный догмат об ответственности человека за свои поступки только перед богом снимает всякую нравственную ответственность перед людьми.

Из-за постоянного страха перед богом, боязни вызвать гнев всевышнего каким-либо поступком верующие военнослужащие не способны на решительные, волевые поступки. Как правило, они проявляют колебание даже в простых ситуациях. Между тем «в поле, — говорит русская пословица, — две воли». Чья воля крепче, за тем и победа. Религиозная идеология воспитывает презрение к радостям жизни, оправдывает неизбежность страданий в «греховной» земной жизни. Все радости служители культа обещают там, за гробом. «Хоть на земле я еще нахожусь, — поют многие сектанты, — ей я чужой… в небе мой край родной». Может ли солдат, убежденный в том, что земная жизнь — это юдоль печали, сражаться за эту землю, за людей, которые живут на ней? Нет, для него война — лишь звено в цепи непрерывных страданий. В лучшем случае он будет формально исполнять свои обязанности, подвига никогда не совершит.

Постоянное ожидание смерти и тлена не может воодушевить верующего человека, укрепить его волю и решимость в борьбе с врагами. Боязнь смерти, страх подчиняют его сознание, порабощают, могут толкнуть на трусливый поступок.

По-иному будет вести себя человек, свободный от религиозных предрассудков. Инстинкт самосохранения подавляется у него такими качествами, как идейная убежденность в правоте дела, которому он служит, высокая нравственная ответственность за каждый свой шаг.

Высокие морально-боевые качества советских воинов формируются на марксистско-ленинской идейно-мировоззренческой основе. Но идеи обретают реальную силу, материализуются в практической деятельности людей, в их повседневных отношениях. Практическая деятельность, быт и взаимоотношения советских воинов организуются в соответствии с принципами коммунистической морали, требованиями воинских уставов. Одним из основных принципов коммунистической морали является коллективизм.

Религия же внушает: «Каждый за себя, один бог за всех». Верующего воина не интересует общая цель, успех всего коллектива. Он заботится только о спасении своей души. Религиозная идеология наносит вред армейскому коллективизму тем, что подрывает дружбу между воинами различных национальностей. Некоторые верующие воины высокомерно, а то и враждебно относятся к иноверцам. Эта религиозная веронетерпимость ведет к разобщению военнослужащих.

Сила воинского коллектива в его боевой сплоченности, в крепком войсковом товариществе, основанном на высоких принципах коммунистической морали. Советские воины — это люди активной жизненной позиции, несущие ответственность не только за свое поведение, но и за поступки товарищей. Им присущи высокая требовательность, нетерпимость к нарушениям воинской дисциплины и аморальным поступкам, очковтирательству и к круговой поруке.

Иначе смотрит на эти явления религия. «Не судите, — говорит она, — да не судимы будете». Она считает «греховным» осуждать людей за их недостатки и даже преступления, учит верующих смиренно проходить мимо нарушений, прощать лодырей, воров и преступников. Судить и наказывать — право творца, а не смертных.

Мораль «неосуждения и всепрощения» особенно вредна в армейских условиях. Без взаимной требовательности, непримиримости к нарушениям уставного порядка нет воинской дисциплины, а без нее нет победы. Верующий воин в лучшем случае сам будет выполнять требования уставов, но бороться за укрепление дисциплины не станет. Он пройдет мимо любого нарушения армейского порядка. А ведь в современных условиях недисциплинированность, расхлябанность даже одного солдата может свести на нет усилия всего коллектива.

Религиозная идеология мешает выполнению воинского долга и тем, что она всегда способствовала распространению различных суеверий. Верующий надеется на крестик, талисман и прочие амулеты. Вера в бога, в оборотней, чертей, леших, в счастливые и несчастливые дни, в мистическую судьбу связана с верой в сверхъестественные силы. Эта вера порождает суеверный страх. Психика суеверного человека настроена на ожидание опасности. Он видит ее в самой простой ситуации. К сожалению, есть еще военнослужащие, которые верят в чудодейственную силу различных ладанок, заговорных или охранительных молитв и не уделяют должного внимания боевой подготовке.

Сила советских воинов — в научном мировоззрении, в глубокой вере в прекрасное будущее коммунизма. Вот что являлось источником мужества и героизма советских воинов в годы Великой Отечественной войны. «Не листай, мама, закапанные воском листы древних книг, — писал с фронта младший политрук Ю. Кузьмин, — не ходи к деду Архипу Найденову, не ищи вместе с ним святого чуда в наших удивительных делах. Послушай меня. Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, — мы побеждаем ее потому, что мы деремся не только за свою жизнь… Мы выходим на поля сражения, чтобы отстоять святое святых — Родину». В этом источник мужества и героизма сегодняшних наследников боевой славы Вооруженных Сил СССР.

 

Вопрос. Как относятся к воинской службе различные церкви и секты?

 

Ответ. Такие явления, как война и религия, порождены одними и теми же социальными условиями: эксплуатацией человека человеком, отношениями несвободы, господства и подчинения. Как уже говорилось, религия всегда поддерживала и освящала войны, которые велись эксплуататорскими классами. Она принимала активное участие в подготовке к войнам, использовалась господствующими классами в качестве средства идеологического и психологического воздействия на военнослужащих. В целом служители культа всех вероисповеданий призывали своих единоверцев исполнять свой долг на ратном поприще.

Иную позицию эаняла после Великой Октябрьской социалистической революции русская православная церковь. Она приняла деятельное участие в организации белой армии: готовила для контрреволюции военных священников, создавала особые полки Иисуса, Ильи Пророка, Святого духа и Богородицы, дружины Святого креста и другие, выступавшие против советских войск. Красную Армию церковники называли войском сатаны и службу в ней объявляли непростительным смертным грехом.

Враждебное отношение к службе в Красной Армии единодушно продемонстрировали руководители всех сектантских общин. Они тысячами отправляли «братьев во Христе» в царскую и белую армии. В 1920 году Всероссийский съезд баптистов решил: «…на основании учения евангелия всякий баптист должен считать священным отказаться от военной службы во всех ее видах». Это решение баптисты обосновали тем, что «прошлые войны шли по назначению и по плану неба и вели их Моисей, Иисус Навин. Библия допускает войны во имя вразумения отступников от веры, в крайнем случае допускает войны для восстановления царства, престола. Гражданские же войны божественным планом не предусмотрены, поэтому, кто осмелится вступить в Красную Армию, тот сойдет в преисподнюю неверными».

Руководители баптистских и некоторых других организаций призывали бойкотировать все распоряжения Советской власти, отказываться «от работ по изготовлению оружия и всех других работ, которые прямо или косвенно содействуют укреплению Красной Армии».

Разгром сил контрреволюции и интервенции на полях гражданской войны, полная поддержка Советской власти со стороны трудящихся поставили служителей культа перед выбором: либо потерять всю паству, либо встать на путь лояльного отношения к Советской власти. Духовные пастыри избрали второй путь. Значительное влияние на позиции духовенства оказало отношение верующих к новой власти, их недовольство антисоветскими акциями духовенства. Особенно остро шла борьба в сектантских организациях.

Во второй половине 20-х годов баптисты заявили о лояльном отношении к Советской власти и разрешили своим единоверцам брать в руки оружие и служить в Красной Армии Однако в некоторых баптистских общинах еще продолжали ссылаться на веру в отказывались брать в руки оружие.

Острая борьба вокруг вопроса о службе в Красной Армии шла среди пятидесятников. Часть из них еще в 1927 году обязала своих единоверцев нести службу в Красной Армии на общих основаниях со всеми гражданами страны. Руководители некоторых общин этой секты и в настоящее время принудительными средствами, в том числе и членовредительством, заставляют молодежь отказываться от службы в рядах Советской Армии.

Для этих религиозных экстремистов характерно выполнение изуверских обрядов богослужения, наносящих непоправимый вред здоровью верующих. Руководители общин призывают верующих отказаться от земных благ. Они стремятся оторвать их от окружающего мира: запрещают детям учиться в школе, обращаться к врачам.

Всегда отказывались от воинской службы, ссылаясь на библейскую заповедь «не убий», адвентисты-реформисты. Однако эта же заповедь не помешала им сотрудничать с немецко-фашистскими оккупантами, участвовать в расстрелах советских людей. Некоторые из вожаков этой секты и в настоящее время вступают в контакты с западными эмиссарами, нередко принимают участие в откровенно антисоветских акциях. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность в нашей стране. Особую ставку они делают на религиозный экстремизм.

Откровенную враждебность к службе в Вооруженных Силах проявляют баптисты-инициативники. Они требуют от молодых единоверцев отказываться служить в армии и не брать оружие в руки даже под угрозой суда. Инициативники объявили себя «духовным центром возрождения» баптистской церкви, призвали своих сторонников исполнять только законы бога, потребовали для себя неограниченные права религиозной пропаганды не только в молитвенных домах, но и на улицах, в парках, в местах массового скопления людей. Не получив поддержки верующих, главари этой группировки стали на путь антиобщественной деятельности. Они не останавливались перед клеветой, провокационными вымыслами, пытались организовать религиозные шествия на улицах, проводить молитвенные собрания в общественных местах — в садах, автобусах, трамваях, вызывающе вели себя. Войдя в контакты с некоторыми религиозно-пропагандистскими центрами на Западе, специализирующимися на антисоветизме, они снабжали их тенденциозной информацией.

Не без помощи западных идеологических центров главари-экстремисты группировки баптистов-инициативников пытались организовать подрывные акции против Советской Армии. В этих целях они использовали несчастный случай с солдатом И. Моисеевым, который утонул во время купания в Азовском море. Один из вожаков инициативников, некий Г. Винс, изготовил фотомонтаж, «бюллетень» и «братский листок», в которых пытался доказать, что офицеры, убедившись в непреклонности веры Моисеева, «зарезали» его, а труп выбросили в море.

Между тем, как пишет брат погибшего, С. В. Моисеев, «несчастный случай» был тщательно подготовлен Винсом и его подручными, чтобы сделать из Моисеева великомученика, «убиенного за Христа», и очернить Советскую Армию, социализм.

В результате разъяснительной работы местных органов многие рядовые баптисты-инициативники поняли, на какой путь их толкали эти фанатики, и отошли от них. Однако некоторые главари не вняли увещеваниям и были осуждены за нарушение советских законов.

Враждебно относятся к несению воинской службы в Советских Вооруженных Силах руководители секты свидетелей Иеговы. Они внушают своим единоверцам, что «божье писание» запрещает применять оружие против ближнего. Между тем в послевоенное время эта религиозная организация использовалась империалистическими центрами для борьбы против социализма и Советской Армии. В последние годы международный центр свидетелей Иеговы в Бруклине разрешил верующим самим определять свое отношение к службе в армии, спорту, кино, театру и т. д. Однако значительная часть иеговистов не участвует в общественной жизни, пытается игнорировать выборы и другие государственные и общественные мероприятия. Они готовятся к третьей мировой войне, в которой столкнутся силы добра и силы зла. Под первыми иеговисты понимают силы империализма. Против них иеговисты и запрещают своим единоверцам поднимать оружие и служить в Советской Армии.

Поэтому тем молодым людям, которые отказываются брать в руки оружие, следует задуматься, кому они служат, чьи советы выполняют. Никто не имеет права уклоняться по религиозным мотивам от исполнения гражданских обязанностей, тем более, как мы видели, в религиозном вероучении нет запретов для выполнения самого почетного гражданского долга — воинской службы.

 

* * *

 

За годы Советской власти в нашей стране воспитан новый человек, свободный от цепей духовного рабства, имеющий твердые материалистические взгляды и убеждения, несовместимые с верой в богов и прочие сверхъестественные силы. Поэтому угасание религиозности по мере развития социализма и совершенствования идеологической работы является характерной особенностью советской действительности. Однако в нашем обществе есть еще определенный процент верующих. Встречаются отдельные лица с религиозными предрассудками и в Вооруженных Силах.

Организуя идейно-воспитательную работу с личным составом, командиры, политработники, партийные и комсомольские активисты постоянно помнят, что религиозные верования, сохранившиеся и ныне у части наших людей, тормозят рост их сознательности, культуры, мешают развитию социальной активности, а порой вообще отрывают человека от общественной жизни.

В условиях Вооруженных Сил религиозные предрассудки отдельных воинов отрицательно сказываются на сплочении воинов, укреплении дисциплины, воспитании морально-политических, боевых и психологических качеств, необходимых для современного боя. Поэтому так важно, чтобы атеистическая работа в армии и на флоте велась целеустремленно и систематически.

Решающее воспитательное воздействие на людей с религиозными убеждениями оказывает сам характер советской воинской службы, наш коллективистский образ жизни. Если в первые месяцы службы некоторые из верующих молодых солдат избегают критических разговоров о боге и вере, то в конце службы они участвуют в общественно-политических мероприятиях, стремятся разобраться в сложных вопросах мировоззрения. Не у всех у них ранее была возможность всерьез задуматься о религии. Некоторые довольствовались тем, что им внушали верующие родители. Попав в армейскую среду, эти люди постепенно приобщаются к активной социальной жизни.

Большую роль здесь играют командиры и политработники. Стремясь помочь таким воинам освободиться от ложных представлений, они тактично и ненавязчиво объясняют, что кроме религиозных взглядов есть научные. Важное значение в атеистическом воспитании имеют политические занятия. Они способствуют росту политической сознательности, формированию научно мировоззренческих убеждений у всего личного состава подразделения, части, корабля, помогают верующим быстрее избавиться от вредных предрассудков.

Атеистическое воспитание личного состава, преодоление религиозных пережитков у отдельных воинов, кропотливая борьба за душу и сердце каждого из них, попавших по тем или иным обстоятельствам в плен религиозного дурмана, — важный участок всей идейно-воспитательной работы в армии и на флоте.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

Date: 2015-09-26; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию