Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация инноваций. В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальности





В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).

По направленности результатов инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры..

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин[1][8].

1. По распространенности:

• единичные;

• диффузные.

2. По месту в производственном цикле:

• сырьевые;

• обеспечивающие (связывающие);

• продуктовые.

3. По преемственности:

• замещающие;

• отменяющие;

• возвратные;

• открывающие;

• ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка:

• локальные;

• системные;

• стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

• радикальные;

• комбинаторные;

• совершенствующие.

Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имею значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения (рис. 1

Д.М. Степаненко для республик СНГ считает целесообразным закрепить следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций:

1. Уровень новизны инновации: 1.1. радикальные инновации; 1.2. улучшающие инновации. 2. Масштаб новизны инновации: 2.1. инновации, новые в мировом масштабе; 2.2. инновации, новые в республике; 2.3. инновации, новые для отрасли в республике; 2.4. инновации, новые для предприятия. 3. Характер инновации: 3.1. продуктовые инновации; 3.2. процессные инновации; 3.3. организационные инновации; 3.4. экономические инновации; 3.5. социальные инновации. 4. Частота применения инновации: 4.1. разовые инновации; 4.2. повторяющиеся инновации. 5. Сфера народного хозяйства, где внедряется инновация: 5.1. материальное производство; 5.2. наука; 5.3. сфера услуг; 5.4. социальная сфера. 6. Область применения инновации: 6.1. инновации для внутреннего применения на предприятии; 6.2. инновации для накопления на предприятии; 6.3. инновации, предназначенные для продажи. 7. Форма инновации: 7.1. открытия, изобретения, патенты; 7.2. рационализаторские предложения; 7.3. ноу-хау; 7.4. товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 7.5. новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы. 8. Вид эффекта, получаемого в результате внедрения инновации: 8.1. экономический; 8.2. экологический; 8.3. научно-технический; 8.4. социальный; 8.5. интегральный.

 

Рис. 1. Система инноваций и ее классификация

 

 

С учетом этих критериев классификация инноваций осуществляется по следующим признакам:

1. По уровню новизны:

o радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов);

o ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.).

2. По стадиям жизненного цикла товара, на которых внедряется инновация или разрабатывается новшество, - инновации, внедряемые на стадии:

o стратегического маркетинга;

o НИОКР;

o организационно-технологической подготовки производства;

o производства (включая тактический маркетинг);

o сервисного обслуживания, осуществляемого изготовителем.

3. По масштабу новизны инновации (новшества):

o новые в мировом масштабе;

o новые в стране;

o новые в отрасли;

o новые для фирмы.

4. По отраслям народного хозяйства, где внедряется инновация:

o в сфере науки (научные);

o сфере образования;

o социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.);

o материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.).

5. По сфере применения инновации (новшества):

o для внутреннего применения;

o для накопления;

o для продажи.

6. По частоте применения инновации:

o разовые;

o повторяющиеся.

7. По форме новшества:

o открытия, изобретения, патенты;

o рационализаторские предложения;

o ноу-хау;

o товарные знаки, торговые марки, эмблемы;

o новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п.

8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения:

o с научно-техническим эффектом;

o социальным эффектом;

o экологическим эффектом;

o экономическим (коммерческим) эффектом;

o интегральным эффектом.

9. По этапам инновационного процесса:

o базовые инновации (содержат все этапы инновационного процесса);

o прикладные (не содержат фундаментальных исследований);

o по улучшению изделий (не содержат НИОКР);

o модификационные или имитационные (на стадии эксплуатации);

o истинные (не содержат модернизации);

o несущественные (содержат только модернизацию);

o научные (НИР);

o технические (ОКР);

o технологические;

o конструкторские;

o производственные;

o информационные.

10. По глубине вносимых изменений (по величине получаемого эффекта):

o радикальные (резко повышают производительность или эффективность технологии);

o улучшающие (эффективность повышается равномерно);

o модификационные.

11. По подсистеме инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация (по месту на предприятии):

o на входе;

o на выходе;

o в подсистеме научного сопровождения;

o целевой подсистеме;

o обеспечивающей подсистеме;

o управляемой подсистеме;

o управляющей подсистеме.

12. По источнику инициативы:

o прямой социальный заказ;

o в результате изобретения.

 

Date: 2015-09-26; view: 1317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию