Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация инноваций. В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальностиВ научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). По направленности результатов инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры.. Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин[1][8]. 1. По распространенности: • единичные; • диффузные. 2. По месту в производственном цикле: • сырьевые; • обеспечивающие (связывающие); • продуктовые. 3. По преемственности: • замещающие; • отменяющие; • возвратные; • открывающие; • ретровведения. 4. По охвату ожидаемой доли рынка: • локальные; • системные; • стратегические. 5. По инновационному потенциалу и степени новизны: • радикальные; • комбинаторные; • совершенствующие. Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имею значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения (рис. 1 Д.М. Степаненко для республик СНГ считает целесообразным закрепить следующую последовательность критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций:
Рис. 1. Система инноваций и ее классификация
С учетом этих критериев классификация инноваций осуществляется по следующим признакам: 1. По уровню новизны: o радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов); o ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.). 2. По стадиям жизненного цикла товара, на которых внедряется инновация или разрабатывается новшество, - инновации, внедряемые на стадии: o стратегического маркетинга; o НИОКР; o организационно-технологической подготовки производства; o производства (включая тактический маркетинг); o сервисного обслуживания, осуществляемого изготовителем. 3. По масштабу новизны инновации (новшества): o новые в мировом масштабе; o новые в стране; o новые в отрасли; o новые для фирмы. 4. По отраслям народного хозяйства, где внедряется инновация: o в сфере науки (научные); o сфере образования; o социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.); o материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.). 5. По сфере применения инновации (новшества): o для внутреннего применения; o для накопления; o для продажи. 6. По частоте применения инновации: o разовые; o повторяющиеся. 7. По форме новшества: o открытия, изобретения, патенты; o рационализаторские предложения; o ноу-хау; o товарные знаки, торговые марки, эмблемы; o новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п. 8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения: o с научно-техническим эффектом; o социальным эффектом; o экологическим эффектом; o экономическим (коммерческим) эффектом; o интегральным эффектом. 9. По этапам инновационного процесса: o базовые инновации (содержат все этапы инновационного процесса); o прикладные (не содержат фундаментальных исследований); o по улучшению изделий (не содержат НИОКР); o модификационные или имитационные (на стадии эксплуатации); o истинные (не содержат модернизации); o несущественные (содержат только модернизацию); o научные (НИР); o технические (ОКР); o технологические; o конструкторские; o производственные; o информационные. 10. По глубине вносимых изменений (по величине получаемого эффекта): o радикальные (резко повышают производительность или эффективность технологии); o улучшающие (эффективность повышается равномерно); o модификационные. 11. По подсистеме инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация (по месту на предприятии): o на входе; o на выходе; o в подсистеме научного сопровождения; o целевой подсистеме; o обеспечивающей подсистеме; o управляемой подсистеме; o управляющей подсистеме. 12. По источнику инициативы: o прямой социальный заказ; o в результате изобретения.
|