Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умственная отсталость





ЭНДОГЕННАЯ - генетические факторы.

ЭКЗОГЕННЫЕ - связано с пора­жением мозга инфекциями, травмами и асфиксией.

- необратимое недоразвитие мозга в це­лом с преимущественной незрелостью его коры, в первую оче­редь — лобных и теменных отделов.: патологическая инертность, рег­рессивные тенденции при возникновении трудностей возвраще­ния к более ранним формам активности. жестко организованные системы свя­зей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к услож­нению.

Тесты по интеллекту: (дебилы — 50—70; имбецилы — 35—50; идиоты — 20 и ниже).

Память: Нарушение смысловой стороны. - Непосред­ственное запоминание развито луч­ше, чем опосредованное. Оценка зависит от эмоционального состояния. Не происходит применения схожих понятий.

Рассогласование результатов между непосред­ственным и опосредованным запоминанием — характерный симп­том при умственной отсталости.

Мышление. Трудности обобщения. - отстава­ние вербально-логического мышления практическое мыш­ление у этих детей более сохранно. влияние «сверху вниз». «снизу вверх». В связи с этим большое значение имеет вопрос дифференциации первич­ных и вторичных дефектов при олигофрении.

РЕЧЬ -фик­сируется наиболее ранний этап словообразования (жесткая связь между словом и конкретным предметом). То есть не могут по инструкции назвать стол коровой.

ИГРА

Игра долго задерживается на стадии простого манипулирования, эле­ментарных подражательных стереотипов. И в ней отчетливо видно отсутствие инициативы, творчества. Недопонимание условий ро­левой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет де­фицит интеллектуального развития.

Эмоции: Сохранность базальных эмоций.

К. Левин фактор косности и вяз­кости аффекта. Из этих свойств он выводил общую малую подвиж­ность психики при олигофрении, начиная от восприятия и кончая мышлением. Как известно, Л.С. Выготский подверг критике концепцию К.Левина об одностороннем воздействии аффекта на интеллект. Если для здоровых детей замещающим эффектом об­ладали сходные по смыслу задания, то для олигофренов — сходные по материалу. Таким образом, обнаруживается не только тесная зависимость интеллекта от состояния аффекта, но и обратнаязависимость аффекта от интеллекта.

возрастная динамика становления психических функций.

1 года жизни характерно запаздывание формирования перцептивных функций, Задержка развития мотори­ки.

2—3 лет наиболее очевидно выраженное запаз­дывание развития навыков самообслуживания; отчетливо прояв­ляется недоразвитие речи.

В дошкольном возрасте уже четко выступает недостаточность интеллектуальной деятельности в целом:

Все это указывает, что у олигофренов страдает главный фактор развития — способность к планированию собственных действий.

Идиотия - наиболее тяжелую степень оли­гофрении, грубое недоразвитие всех функ­ций. Мышление отсутствует. Речь - нечленораздельные звуки либо набор нескольких слов. Элементарные эмоции свя­заны с физиологическими потребностями (насыщением пищей, ощущением тепла и т.д.). Формы выражения эмоций примитив­ны:. При идиотии отсутствуют навыки самообслуживания, пове­дение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потреб­ностей.

Имбецильность характеризуется меньшей выраженностью сте­пени слабоумия. Имеются ограниченная способность к накопле­нию некоторого запаса сведений, возможность выделения про­стейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступны понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере зачатки самооценки,пере­живание обиды, насмешек. возможно обуче­ние элементам чтения, письма, простого порядкового счета, в более легких случаях — овладение элементарными навыками фи­зического труда.

Дебильностъ — наиболее легкая по степени и наиболее распро­страненная форма олигофрении. Мышление имеет наглядно-об­разный характер. ориентация в простых практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память.

Первичный дефект связан с тотальностью недоразвития мозга.

Вторичный дефект имеет кольцевой харак­тер, вызванный двумя координатами недоразвития: «сверху вниз» и «снизу вверх». В формировании вторичного дефекта большая роль принадлежит культуральной депривации: - асинхрония между физическим и психиче­ским развитием, между мышлением и другими психическими про­цессами. Явления асинхронии наблюдаются также между аффективным и познава­тельным развитием (большая сохранность базальных эмоций).

- симп­томы изоляции отдельных функций. Наиболее демонстративным примером является идиотия, при которой резко обеднены связи между восприятием, действиями и речью.

Дифференциальная диагностика между задержкой психического развития и олигофренией.

При задержке невербальный интеллект лучше, чем вербальный. В целом интеллект повыше. Принимает подсказку, есть зона ближайшего развития.

Олигофрены могут делать скачок в развитии в период пубертата за счёт гормонального всплеска. Обычный школьник обычно, наоборот, глупеет в подростковом возрасте. Правда, бывает сверхкомпенсация у отличниц.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

- замедление темпа псих развития, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. - дети доста точно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.

- есть 2 вида: на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (раз­личные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.

Различают четыре основных варианта задержки психического развития

1) задержка психического развития конституционального про­исхождения (гармонический, психический и психофизиологический инфантилизм) ин­фантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера на более ранней ступени развития: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.

2)задержка психического развития соматогенного происхож­дения; - эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т.д. - ис­кусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки.

3)адержка психического развития психогенного происхож­дения; из-за неблагоприятных условий воспитания. –психотравмы, безнадзорность, гиперопека, авторитарность

4) задержка психического развития церебрально-органическо­го генеза. определяется органическим поражением централь­ной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.

Олигофрения или ЗПР будет зависеть в первую очередь от массивности пора­жения.

При ЗПР, связанной с постнатальными вредностями (инфекциями, интоксика­циями и травмами) в первые 3—4 года жизни: видно наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость. Преобладание более поздних сроков поражения обусловливает наряду с явлениями незрелости почти постоянное наличие и при­знаков повреждения нервной системы. Поэтому в отличие от оли­гофрении, которая часто встречается в виде неосложненных форм, в структуре задержки психического развития церебрально-органи­ческого генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств.

Первой по времени реагирует на вредность энергетическая система: В аффективной сфере при энергетической недостаточности воз­никают эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость, быстрая пресыщаемость любыми видами деятельности. Далее страдает аффективный уровень: симптомы повышенной тревожности, страхи, весь комплекс невротических расстройств, колебания настроения с агрессивностью, злобностью, конфликтностью, расстройством влечений (психопатоподобный синдром).

- нарушения когнитивных функций (гнозиса, праксиса, внимания, памяти и речи).

В первую очередь истощаемость психических функций, инертно­сть психических процессов,

- присоединяется первичная дефицитар­ность отдельных функций: праксиса, зри­тельного гнозиса, памяти, речевой сенсомоторики и т.д,

- парциональность, мозаичность их нару­шений. Вероятно, поэтому одни из этих детей испытывали труд­ности преимущественно в овладении чтением, другие — пись­мом, третьи — счетом и т.д.

Страдают предпосылки интеллекта, а потом уже мышление.

У олигофренов нарушение речи наблюдалось на уровне слова, то у детей с задержкой психического развития — на уровне построения фразы.

Фактор социальной сред игровые интересы этих детей не только определяются незрелостью эмоциональной сферы, но и вторично закрепляются неуспехом в школьной деятельности.

В отличие от олигофрении, возникновение которой целиком связано с биологическим фактором, в формировании задержки психического развития даже церебрально-органического генеза определенная роль принадлежит и социальному фактору в виде неблагоприятных условий воспитания.

Фактор педагогической, а правильнее — микросоциальной запущенности:

Отличие органической ЗПР от олигофрении:

В ЗПР включены нейродинамические и разной степе­ни выраженности энцефалопатические расстройства. Нет тотальности, есть мозаичность нарушений, особенно демонстративная в отношении высших корковых функций. Одни из них могут быть негрубо повреждены, другие — функционально неустойчивы вслед­ствие нейродинамических расстройств, третьи — незрелы.

В одних случаях незрелость регуляторных систем будет определять специфическое замедление темпа эмоционального развития (орга­нический инфантилизм), в других — более касаться регуляции интеллектуальной деятельности (целенаправленности, програм­мирования, контроля).

основной координатой недоразвития будет координата «снизу вверх».

Неустойчивость межфункциональных свя­зей: явле­ния регресса, возникающие при истощении.

- специфическое нарушение речи. Если при олигофрении речь стра­дает на уровне отдельного слова, то у детей с задержкой психи­ческого развития — на уровне построения фразы. При этом ос­новные трудности возникают не на уровне ситуативной, разго­ворной речи, а при ее использовании в интеллектуальном про­цессе.

- Недостаточная интеллектуализация речи ведет к тому, что она не способна осуществлять регуляторные функции. В результате наблюдается длительное сохранение аффективных форм реагиро­вания, характерных для инфантильной психики.

Время возникновения: более позднее, чем при олигофрении.

Первичные нарушения: нарушение инструментальных ф-й.

Вторичные нарушения: мышление.

Тип связи: нет четкой фиксации, неустойчивость иерархической координаты

Date: 2015-09-26; view: 639; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию