Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Анализ и оценка эффективности проводимой налоговой политики Республики Казахстан на современном этапе





1. Анализ современного состояния налоговой политики.

 

 

В налоговой политике Республики Казахстан процедура анализа поставленных целей, приемлемости выбираемой модели и ее оценка не нашли должного применения. Это можно объяснить тем, что в реформировании нашей налоговой системы акцент дается на сам процесс как на самодостаточный элемент налоговой политики, а не на конечный результат. Авторы налоговых реформ в основном придают значение совершенствованию отдельных элементов налогового механизма (особенно налоговому законодательству), не учитывая подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политике.

По мнению Ермекбаевой Б.Ж.: процессы совершенствования и реформирования налоговой системы – это непрерывный процесс, связанный с изменением отдельных элементов, реализующийся в контексте изменения тактики налоговой политики. Сколько времени существует налоговая система страны, столько она будет совершенствоваться.

Реформа налоговой системы – это проведение принципиальных преобразований, ограниченное во времени, носящее комплексный характер, с целью проведения налоговой системы в соответствие с новым содержанием государственной налоговой политики. Налоговая реформа для приведения налоговой системы в соответствие с новыми потребностями социально – экономического развития страны и новым курсом налоговой политики. Реформа налоговой системы должна сопровождаться взвешенной и разумной налоговой политикой. В качестве исходных предпосылок определена необходимость:

· Снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики;

· Повышение налоговой нагрузки на добывающий сектор;

· Сочетание качества налогового администрирования и интересов налогоплательщика;

· Пересмотра подходов к предоставлению налоговых льгот отраслевого характера.

В зависимости от выбранного типа модели используется метод налоговой политики. В современной мировой практике, можно выделить следующие методы налоговой политики:

· Регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;

· Регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· Регулирование отраслевой нагрузки, перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на других;

· Регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

Соотношение поступлений в бюджет за счет прямых и косвенных налогов характеризует перераспределительные возможности налоговой системы. Различные их сочетания по-разному влияют на распределение доходов и могут порождать различные представления о справедливости налогов, даже если суммарный объем налоговых обязательств при этом не изменяется. При построении налоговой системы следует учитывать целый комплекс противоречивых требований. Например, расширение косвенного налогообложения может быть более удобным для государства, поскольку не требует жесткого контроля за доходами граждан и затрудняет уклонение от уплаты налогов. Увеличение ставок косвенных налогов ощущается гражданами опосредованно, в форме повышения цен товаров, а значит и порождает меньшее недовольство в обществе, чем манипулирование прямыми налогами. Однако, оно имеет негативный социальный эффект за счет переложения налоговой нагрузки на менее обеспеченных граждан, снижает прозрачность налоговой системы и затрудняет контроль граждан над действиями государства.

В РК до 30% (в среднем) налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Косвенный налог воздействует на субъект налогообложения, которое в свою очередь, перекладывает бремя налога на другое лицо, выступающее фактическим его плетельщиком (носителем налога).

Косвенные налоги (налоги на потребление) в виду их регрессивности постоянно подвергаются критике со стороны рядовых налогоплательщиков. Однако с точки зрения властей у косвенных налогов есть одно несомненное достоинство -- простота их сбора. Начиная с 1992 г. в Казахстане вводится налог на добавленную стоимость (НДС). Причиной введения НДС являлась, с одной стороны, неспособность оптовых и розничных цен отражать общественно-необходимые затраты труда в условиях происходившего распада СССР, с другой, в условиях свободно складывающихся цен на средства производства и предметы потребления необходимо было найти альтернативный налог налогу с оборота., долгое время служившего наиболее значительным каналом формирования бюджета денежными средствами. С введением НДС был отменен и налог с продаж и введен акцизный налог. Все это связано с процессом активизации реформ, направленных на создание рыночных отношений.

Прямые налоги составляют основную часть поступлений госбюджета Казахстана. К ним относят налог на прибыль (корпоративный подоходный налог с юридических лиц) и налоги с населения. Переход к рыночным отношениям, безусловно, повлиял на прямые налоги была полностью разрушена много лет существовавшая система планирования, что обусловило падение роста национального дохода, промышленного производства и соответственно плановые расчеты на поступление прямых налогов стали нереалистичными. Действовавшая ранее система финансовых взаимоотношений предприятий с государством оказалась несовершенной и даже жесткой, поскольку она не обеспечивала государство надежными доходными источниками.

Любая налоговая система, как известно, обязана выполнять ряд определенных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность и развитие социально-экономического организма. В этом аспекте следует иметь в виду, что налоговое изъятие, осуществляемое на основе законов и законодательных (нормативных) актов, становится обязанным к соответствию теоретически выбранным функциям не только по своим целям, но и методам их достижения.

Перераспределительный эффект прямых налогов также не столь однозначен. Как правило, выравнивание доходов за счет применения прогрессивных налогов в масштабах всего общества весьма незначительно. Во-первых, повышение налогов, взимаемых с богатых людей, ведет к большему сокрытию доходов от налогообложения, снижению экономической активности и, следовательно, сокращению налогооблагаемой базы, в результате чего доходы государства могут не только не увеличиться, но и уменьшиться. Во-вторых, даже если доходы бюджета в результате подобных мероприятий возросли, это не означает одновременный прирост социальных расходов государства, хотя может повлечь за собой сокращение расходов предпринимателей на зарплату и другие социальные цели.

С точки зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции - поступления налога на прибыль и подоходного налога могут, как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональное налогообложение).

Следует также отметить, что доминирование тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это относится к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

Одним из важнейших элементов этой системы, помимо контроля своевременности, полноты и правильности уплаты налогов, является установление, а точнее сказать, регулирование налоговых ставок. Именно регулирование, потому как опыт экономически развитых стран показывает, что фиксация налоговых ставок на длительном временном интервале ведет к снижению эффективности функционирования экономики.
Налоговым кодексом Казахстана закреплен порядок исчисления и уплаты в государственный бюджет сборов, плат, государственных пошлин. Почти по всем сборам и платам ставки устанавливаются правительством, в отдельных случаях (плата за размещение наружной (визуальной) рекламы, плата за использование особо охраняемых природных территорий, плата за лесные пользования) такое право предоставляется местным представительным или исполнительным органам.
Основным направлением совершенствования налогового законодательства республики является усиление администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране. В целях улучшения методов налогового администрирования с помощью новых информационных технологий в налоговой системе Казахстана продолжается внедрение и развитие основных информационных систем по электронной обработке налоговой отчетности, автоматическому ведению лицевых счетов налогоплательщиков, учету объектов налогообложения с целью контроля над правильностью исчисления налогов.

Определение эффективности методов налоговой политики пока одна из малоисследованных проблем современной налоговой науки. Само понятие “оценка эффективности” какого–либо метода в экономической литературе толкуется по-разному. В основном учеными используются два методологического подхода: первый – характеризует результативность какого-либо метода как степень достижения поставленной цели (отнесения фактически полученного эффекта к его предварительно заданной величине); второй – характеризует уровень отдачи затраченных для реализации какого-либо метода ресурсов (отнесения суммы эффекта к общей сумме затрат всех видов ресурсов), показывающий, какая сумма затрат была потрачена на получение эффекта. Для оценки эффективности применяемого метода налоговой политики, по нашему мнению, более правильным будет оценка результатов и их соответствие поставленным целям. При этом необходимо учитывать результаты не только налоговой политики, но и сопряженного использования методов другой политики государства. Вместе с тем немаловажное значение имеет анализ правильности поставленных целей. Если цель ошибочна и противоречит общему характеру социально – экономической и налоговой политики государства, то это может привести к негативным результатам, несмотря на эффективность используемого отдельно взятого метода. Так неоднократно ставилась цель борьбы с налоговыми льготами, при этом применялся метод уменьшения масштаба их предоставления. Однако результат остался отрицательным – количество льгот не уменьшилось. Следовательно, винить нужно не метод, а цель, которая должна быть заявлена иначе, например, как реализация принципа равенства налогообложения для придания льготам стимулирующего характера. Тогда методы были бы выбраны другие и результат был бы иной.

Так же при оценке эффективности налоговой политики государства, необходимо проанализировать уровень налоговой нагрузки в Республике Казахстан.

В расчетах оптимальной налоговой нагрузки многие экономисты склонны использовать так называемую кривую Лаффера, которая показывает параболическую зависимость налоговых поступлений от ставки налога. В соответствии с этой кривой существует критическое значение налоговой ставки, при котором сумма налоговых поступлений достигает своего максимума. Из экспериментальных данных, полученных на основе анализа налоговых поступлений в разных странах, было установлено, что максимальный объем таких поступлений достигается при ставке налога в 40-50%. При более высокой ставке происходит резкое снижение деловой активности, исчезают стимулы к предпринимательству, возникает мощный толчок к развитию теневой экономики.

На практике уровень относительной налоговой нагрузки по странам значительно различается. Для ее сравнения наиболее часто используется показатель соотношения налоговых поступлений к объему валового внутреннего продукта (ВВП). И хотя данный показатель является в какой-то мере методом сравнения налоговой нагрузки в разных странах, необходимо учитывать, что реальная налоговая нагрузка страны зависит от особенностей национальной налоговой системы, качества налогового администрирования и фактора формирования налоговой культуры.

Анализ уровня налоговой нагрузки, свидетельствует о значительном снижении налогового бремени в динамике лет, так по сравнению с 2006 годом, налоговая нагрузка снизилась на 7,5 процентных пункта, или 65,3%.

Поиск «критической точки», оптимальной налоговой нагрузки может быть направлен на разработку отраслевых нормативов предельной налоговой нагрузки путем обоснования доли оплаты труда, амортизации и чистой прибыли в добавленной стоимости. Нормативы налоговой нагрузки могут иметь максимальное и минимальное значение в зависимости от наличных бюджетных резервов. Такие нормативы в известной степени ограничили бы налоготворчество в регионах и на местах. В случае их превышения имелись бы объективные основания для ходатайств об отсрочках или сложении платежей. Очевидно, показатели налоговой нагрузки должны найти место в отчетности предприятий.

 

Таблица

 

Уровень налоговой нагрузки в Республики Казахстан.

 

                 
ВВП (млрд.тенге) 7453,6 10213,7 12849,8 16052,9 17007,7 21815,5 27571,9 28950,5
Налоговые поступления (млрд.тенге) 1998,3 2209,1 2356,0 2819,5 2228,7 2934,1 3982,3 4095,4
Налоговая нагрузка (%) 26,8 21,6 18,3 17,6 13,1 13,4 14,4 14,1

 

Следует отметить, что уровень налоговой нагрузки существенно уменьщился в 2009 году, в связи с введением нового Налогового кодекса с 17,6% до 14,0%. В целом с 2003 по 2012 год средний показатель налоговой нагрузки составил 20%, наибольший процент приходится 2005 год – 26,8%, наименьший на 2009 год – 13,1%. То есть это говорит о том, что на сегодняшний день, нет стабильной тенденции увеличения или же снижения налоговой нагрузки, показатели имеют плавающий характер.

Принятие Налогового кодекса № 99-IV от 10.12.2008 г. явилось новым этапом развития казахстанского налогового законодательства. Его положения позволяют в достаточной степени реализовать основную цель проводимой налоговой политики – создание налоговой системы, гармонично сочетающей интересы государства и налогоплательщика.

Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки разработки нового Налогового кодекса, можно с уверенностью сказать, что он существенно приближает налоговую политику Казахстана к мировой экономике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования.

Так же целью снижения налоговой нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательно, в течении трех лет понижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 года – до 20%.

Новый Налоговый кодекс предусматривает ликвидацию обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса.

Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года равна 12%. Это делает казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога, при этом с 2009 года предусматривается поэтапный переход на возврат всего превышения суммы НДС.

Так, в Налоговым кодексом № 99-IV от 10.12.2008 г. предусматривается применение упрощенного порядка возврата превышения НДС, сложившегося после 1 января 2009 года.

Упрощенный порядок возврата превышения НДС заключается в осуществлении возврата без предварительного проведения налоговой проверки, что позволит в короткие сроки осуществлять возврат превышения НДС.

Право на применение упрощенного порядка возврата имеют следующие плательщики НДС:

1) Состоящие на мониторинге крупных налогоплательщиков и не имеющие на дату представления декларации по НДС неисполненного налогового обязательства по предоставлению налоговой отчетности. Срок возврата 15 рабочих лней;

2) Лица, по которым в результате камерального контроля не выявлены расхождения между информацией, отраженной в налоговой отчетности налогоплательщика НДС и его непосредственных поставщиков и покупателей.

Данные положения вводятся с 1 января 2011 года. Срок возврата 45 рабочих дней.

С 2012 года упрощенный порядок возврата превышения НДС могут применять все налогоплательщики НДС, не попавшие в результате применения системы управления рисками. Срок возврата 35 рабочих дней.

Всем остальным налогоплательщикам возврат превышения будет производиться после проведения налоговой проверки.

Согласно закону о налогах 2001 года, срок возврата составлял 60 рабочих дней, т.е. сократился в 2 раза.

В рамках реформирования социального налога предусматривается переход о действующей регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов.

В настоящее время в Казахстане проводится активная государственная политика, направленная в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения частных инвестиций в обрабатывающую промышленность, и поэтому следует охарактеризовать основные экономические рычаги стимулирования процесса привлечения частных инвестиций.

Так, Законом РК от 08.01.2003 г. “Об инвестициях” предусмотрено предоставление инвестиционных преференций юридическим лицам РК, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта.

Посредством заключения контракта с уполномоченным органом предоставляются следующие преференции:

- инвестиционные налоговые преференции;

- освобождение от обложения таможенными пошлинами;

- государственные натурные гаранты.

Инвестиционные преференции предоставляются в приоритетных видах деятельности, перечень которых утвержден постановлением Правительства РК от 08.05.2003 г. № 436.

Инвестиционные налоговые преференции – это освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога вновь созданных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность исключительно в рамках инвестиционного проекта по созданию новых производств, либо предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков – юридических лиц, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта, а так же освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного проекта.

Инвестиционные налоговые преференции предоставляются на срок, определяемый в зависимости от объемов инвестиций в фиксированные активы, но не свыше пяти лет.

Кроме того, Налоговым кодексом РК предусмотрены специальные положения, устанавливающие особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков, связанные с необходимостью создания стимулирующих условий для развития приоритетных отраслей экономики, отхода экономики Казахстана от сырьевой направленности.

Так, установлены особые льготные режимы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность по 23 наименованиям производств.

Так же с 1 января 2009 года предусмотрены значительные изменения в налогообложении недропользователей, как-то:

- отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением ранее заключенных СРП и контрактов, утвержденных Президентом РК.

- отказ от контрактов о разделе продукции как вида контрактов на недропользование;

- введение налога на добычу полезных ископаемых взамен роялти.

Вышеназванные меры направлены на дальнейшее улучшение инвестиционного климата в Казахстане, стимулирование роста деловой активности бизнес – среды, а также на повышение привлекательности несырьевого сектора экономики Казахстана.

При этом следует отметить, что налоговым законодательством РК списание налоговой задолженности не предусмотрено.

В новом Налоговом кодексе предусматривается переходный период по унификации ставок на алкогольные виды продукции отечественного производства и импортируемые. С 1 января 2014 года.

В целях администрирования рынка подакцизной продукции в республике проводится мероприятия по внедрению новейших технологий и программных продуктов.

Так, в республике введена в действие система контроля над производством и оборотом алкогольной продукции с использованием учетно – контрольных марок.

Данная система позволит обеспечить организацию полного учета всей алкогольной продукции, производимой и вводимой на таможенную территорию РК, посредством создания единой информационной базы данных о движении алкогольной продукции с доступом к ней компетентных органов. В дальнейшем планируется распространение действия данной системы на осуществление контроля над оборотом табачных изделий. В рамках внедрения информационной системы “Мониторинг предприятий” начата работа с предприятиями республики, осуществляющими деятельность на рынке нефтепродуктов. В настоящее время налогоплательщики предоставляют сведения в электронном виде, посредством Интернета.

В рамках подготовительных мероприятий по вступлению Казахстана в ВТО проводится работа по приведению законодательной базы в соответствие с международной практикой применения акцизов.

Одним из проблемных моментов для плательщиков акцизов являлось то, что на протяжении ряда лет ставки акцизов утверждались Правительством РК и, соответственно, могли меняться неоднократно, в том числе и в течении года, что вызвало определенные недовольства и нарекания со стороны налогоплательщиков.

И для того чтобы максимально способствовать налогоплательщикам в планировании своей предпринимательской деятельности и создании возможности в состоятельном исполнении налоговых обязательств, было принято решение о включении ставок в новый Налоговый кодекс.

Кроме того, в целях разработки единой акцизной политики со странами КвразАзЭС и Таможенного союза, а также в связи с проводимой политикой работой по переговорному процессу во вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, принято решение о постепенном выравнивании ставок акцизов на отечественные и импортируемые товары.

С целью упрощения налогового администрирования, а так же устранения нареканий со стороны налогоплательщиков в пункт 1 статьи 587 Налогового кодекса внесены изменения в соответствии с которыми, нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, будут ранжироваться с применением единой системы управления рисками. При помощи единой системы СУР распределение налогоплательщиков будет производиться по характеру и размеру нарушения на 3 группы:

1-я группа – налогоплательщики, у которых установлены нарушения с высокой степенью риска – им будут направляться уведомления в соответствии с действующим порядком;

2-я группа налогоплательщики, у которых установлены нарушения со средней степенью риска – им будут направляться извещения о выявленных нарушениях, которые не требуют обязательного реагирования со стороны налогоплательщиков.

3-я группа – налогоплательщики, у которых установлены нарушения с незначительной степенью риска, которым не будут направляться уведомления и извещения.

Совершенствование налогового регулирования сегодня очень актуальный вопрос, его качественная роль важна для решения экономических проблем на современном этапе.

 

С каждым днем вопросы налоговой политики в республике приобретают все более выраженный политический и социальный характер. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, общей направленностью экономической политики, а также конкретными методами налоговой политики, которые зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику.
Политика уменьшения налогов — это, с одной стороны, стремление граждан избежать налога, а, с другой — стремление государства не допустить сокращения поступлений налоговых сумм в бюджет. Стремление граждан не платить налоги или платить их в малом размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство, и налоги будут являться основным источником формирования государственного бюджета. Политика уменьшения налогов - это действия граждан, которые избегают уплаты налогов или стремятся уменьшить выплаты в бюджет государства. При политике уменьшении налогов действия граждан можно характеризовать следующими признаками:
- активные, волевые и осознанные действия;
- действия, направленные на снижение размера сумм налога.
При политике уменьшения налогов граждане действуют целенаправленно, предпринимают определенные действия, в результате происходит экономия налогов. Граждане должны заранее осознавать характер своих действий, желая наступления определенного результата и сознательно допуская его.
Массовое уклонение от уплаты налогов, а также проблема криминогенности в налоговой сфере во всех странах всегда актуальны. Причин, подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов, очень много. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние граждан, которое характеризуется негативным отношением к налоговой системе государства, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.
Политика уменьшения налогов представляет собой методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Их можно подразделить на две категории.
К первой категории политики налоговой минимизации относятся: незаконное уменьшение налогов; уклонение от уплаты налогов; некриминальное и криминальное уклонение от уплаты налогов.
При некриминальном уклонении от уплаты налогов действия граждан направлены на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет в результате нарушения налоговой ответственности. При криминальном уклонении от уплаты налогов гражданами совершаются противозаконные действия, направленные на избежание налога или снижение его размера, которые нарушают нормы налогового и уголовного законодательства.
Вторая категория — законное уменьшение налогов или политика налоговой оптимизации, т. е. уменьшение размера налоговых обязательств через целенаправленные правомерные действия плательщика, которые включают в себя использование предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Также, это деятельность предприятий, при которой налоги сводятся к минимуму законно, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. В отличие от первой, при данной категории не нарушаются законные интересы бюджета. Следовательно, отсюда вытекает главное отличие политики налоговой оптимизации от политики уклонения от налогов - граждане, не нарушая закон, используют разрешенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей. Таким образом, действия плательщика не относятся к преступлению или правонарушению, следовательно, не влекут за собой неблагоприятных последствий, таких, как доначисление налогов, взыскание пени и налоговых санкций. Налоги нужно не только минимизировать, нужна и оптимизация налогов.
Незаконное уменьшение налогов, или уклонение от них, влечет последствия для государства. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, следовательно, ему приходиться ограничивать расходы. Вследствие этого, приостанавливается реализация некоторых государственных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий.
Политические причины подталкивают граждан к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, или обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной или экономической политики, что случается довольно часто. Таким образом, необходимо обеспечить своевременное поступление платежей в бюджет, а также справедливое их перераспределение. Только в этом случае государство может своевременно выплачивать пенсии, пособия, а также оказывать материальную помощь безработным.
Важной задачей налоговой политики является преодоление социальной ущербности рыночной экономики. "Общество, в котором небольшая группа богатых сильно оторвана от большой группы бедных людей, — констатирует Президент в своем послании народу Казахстана, - никогда не выживет и не будет процветать".

 

 

Date: 2015-09-26; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию