Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суфражистское движение в США начала XX века





Суфражистки (или суфражетки, англ. suffragettes, от англ. фр. suffrage — избирательное право) — участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни. Считали возможным вести борьбу, применяя радикальные акции.

В первой половине XX века «корректирующий» этап начинает постепенно переходить в дофеминистский. В исторической науке работают только историки-проффессионалы, хотя в их трудах преобладает описательный характер. Стремление к тому, чтобы занять достойное место в общественной мужской сфере, продолжает оставаться главным для женщин. Между суфражизмом и феминизмом ставится знак равенства. Происходит расширение проблематики исследований: не только суфражизм, но и другие политические события и движения оказываются в поле зрения историков. Признанными специалистами в области женской истории становятся такие историки, как Э. С. Крэдитор, Р. Э. Ригел, У. СУНейлл [7-9]. Коренное отличие данного этапа от предшествующего - критическое отношение к политическим движениям начала XX века, в том числе и к суфражистскому. Лидеры второго поколения суфражисток осуждались за то, что они, преследуя свои расовые и классовые интересы, ограничивались борьбой за избирательные права.

Превращение же истории женских движений в научную дисциплину относится к середине 70-х годов XX века. Это происходило на фоне второй волны феминизма, начавшейся в 1960-е годы. По мнению феминисток, выдвинувших лозунг «Личное есть политическое, политическое есть личное!», общественная и частная сферы тесно взаимосвязаны. Женщины требовали для себя права участвовать в общественной жизни на равных правах с мужчинами. Рост женского движения привел к принятию в 1972 году большинством голосов Конгресса США поправки о равных правах. Эта поправка, как известно, ежегодно выносилась на рассмотрение Конгресса США с 1923 года. Палата представителей приняла ее 354 голосами против 23, а Сенат - 84 против 8. Тем не менее часть штатов отказалась ратифицировать данную поправку, поэтому, в соответствии с Конституцией США, как конституционная поправка она так и не была принята.

Именно в конце 1960-х-1970-е годы в стране сложилась благоприятная обстановка для решения феминистских задач. Необходимо отметить и политический характер появления исследований по женской проблематике. Весь ход развития истории женского движения тесно связан с политикой. Это началось с суфражистского движения и имело свое продолжение в борьбе за принятие поправки о равных правах. Существует несколько точек зрения о роли политики в данном вопросе. Если некоторые ученые отмечают, что связь между политикой и изучением женских проблем существовала только в начале 1970-х годов, а с 1980-х годов роль политики начинает постепенно уменьшаться, то ведущая американская исследовательница теории истории женщин Дж. Скотт стоит на позиции взаимосвязи политики и женских исследований [10]. Она объясняет это тем, что феминизм не только сыграл важную роль в появлении истории женского движения, но и продолжает быть определяющим при написании новых работ по данной тематике. По ее мнению, многие историки считают себя вовлеченными в политику, поскольку они бросают вызов преобладающим авторитетам в истории, пытаясь изменить традиционные трактовки.

Характерным примером взаимосвязи исследований женских проблем и политики стал проходивший в 1988 году в Атланте симпозиум «Женщины и Конституция». Выступавшие на нем подчеркивали тот факт, что США с момента своего основания были демократической республикой. Более 200 лет в стране действует одна и та же Конституция, принятая в 1787 году, но первое упоминание в ней о женщинах появилось только в 1920 году в связи с принятием XIX поправки. Это было достигнуто в результате более чем 70-летней борьбы американских женщин за свои права.

Но феминизм нуждался в теоретическом обосновании своего существования. Для этого требовалось найти объяснение причин угнетенного положения женщин в прошлом, а также показать существование героинь, способных на решительные действия и тем самым заслуживших свое место в истории.

Таня

Расцвет женского движения США в начале XX в. относится к так называемой «первой волне» феминизма, главной целью которого на данном этапе было обеспечение политического и гражданского равноправия. Отметим, что термины «женское движение», «феминизм» и «суфражизм» во многом синонимичны, но вместе с тем имеют определенные отличия. Женское движение – это более широкое понятие, обозначающее совокупность женских организаций, деятельность которых направлена на повышение социально-политического статуса американок и достижение равных прав с мужчинами. Оно начало формироваться в США еще с начала XIX в. Несколько позже, в середине XIX в., оформился суфражизм (от англ. - право голоса), как одно из направлений женского движения. Его главная задача заключалась в предоставлении женщинам избирательных прав. Что же касается сути феминизма, то до сих пор среди исследователей нет единого мнения, что понимать под этим явлением. Единственное, в чем достигнута между ними договоренность – это время популяризации самого термина, после 1910 г. В контексте данной работы феминизм рассматривается в качестве идейной основы женского движения, при этом естественные права женщин и самоценность их личности увязываются с полной ликвидацией дискриминации во всех сферах жизни и признанием равенства индивидуальных возможностей. Именно поэтому среди самих участниц женского движения бытовало мнение, что «все феминистки - суфражистки, но не все суфражистки - феминистки». Все это свидетельствовало о том, что впервые в американской истории женщины, оказавшиеся втянутыми в русло глубоких социально-экономических и политических преобразований, получили признание как особая социальная группа, имевшая собственные интересы и богатый жизненный опыт.

Объектом исследования является борьба женщин в США за гражданские и политические права в начале XX в. Под гражданскими правами понимаются конкретные права человека, признаваемые государством: среди них - свобода личности, плюрализм мнений, доступ к образованию, ряд имущественных прав (владение собственностью, распоряжение доходами, заключение контрактов и пр.). К политическим правам относится возможность граждан напрямую или опосредованно участвовать в осуществлении политической власти: право избирать и быть избранным, право на политическое объединение, свободу собраний и манифестаций. В совокупности они образуют единый комплекс прав, отражающих степень достигнутой человеком в том или ином обществе свободы.

Хронологические рамки исследования охватывают в основном период так называемой «Прогрессивной эры», с 1900 по 1920 гг., что дает возможность рассматривать эволюцию движения в контексте с другими формами массового социального протеста. Нижний рубеж работы обусловлен всплеском активности женского движения на рубеже XIX-XX вв. Верхняя граница работы определяется принятием в 1920 г. XIX поправки к Конституции США, предоставившей американкам избирательное право. Процесс рождения социального типа «новой» женщины, занявшей активную жизненную позицию, не был одномоментным и скоротечным явлением, для его освещения потребовалось изучение разнообразных источников.

В США в 1912 г. в Вашингтонском университете был прочитан курс на тему: "Женщина и экономическое развитие, или влияние изменений в промышленности на статус женщины". В 1969 г. группа феминистов организовала в Корнельском университете конференцию, где был дан анализ состояния женского движения и рекомендовано заняться теоретической разработкой науки о женщине.

70-е гг. XX в. в США характеризуются быстрым распространением учебных курсов по всей стране. Эти курсы для старшекурсников и аспирантов университетов охватили более 1000 учебных заведений. С 1983 г. Министерство образования регулярно сообщает о получении ученой степени по женской проблематике. Ежегодно защищаются докторские диссертации по феминизму. 70 центров и НИИ занимаются проблемами женщин. Существуют и феминистские издательства, журналы.

Большую помощь женскому движению оказал Генри Форд, создавший в 1972 г. Фонд, обеспечивший разработку национальной программы для аспирантов по теме: "Роль женщины в обществе".
37. Историография женской истории. Проблемы становления феминологии.
Попытки осмысления неравного, зависимого от мужчин положения женщин своими корнями уходят в глубь истории. Политолог С. Г. Айвазова отмечает, что первичное распределение труда между мужчиной и женщиной поставило последнюю в неравное с мужчиной положение. Она видит парадокс в том, что самое ценное человеческое качество — способность воспроизводить жизнь, которым обладает только женщина, стало причиной неравного распределения социальных ролей между мужчиной и женщиной. За мужчиной было закреплено право на "внешнюю" деятельность — освоение мира, господство над ним, а за женщиной — право на рождение и воспитание детей, обустройство быта. Благополучие рода, его развитие, воспроизводство, выживание также тесно увязывалось с физической, мускульной силой. За этим стояли проблемы добычи еды, защиты территории, охраны от диких животных и соперничающих племен и родов. Постоянная необходимость в коллективной силе порождала и закрепляла авторитет, превосходство мужчин. В обстановке, когда в первую очередь востребованы силовые качества, преимущественное положение мужчин было очевидным.

Однако все более возрастающее воздействие на развитие общества оказывали и другие качества — духовность, ум, интеллект, что расширяло и укрепляло объективные предпосылки для того, чтобы женщина заняла подобающее ей место в этом процессе.

Еще в XVIII в. в России возникла необходимость демократических преобразований общественной жизни, в том числе и изменения положения женщин. Однако начать эти преобразования было невозможно без ликвидации женской неграмотности, получения женщинами образования, которое обеспечивало бы им возможность активной деятельности во всех сферах жизни, в том числе в развитии женского движения, создании союзов, обществ. Непосредственно отсюда вытекала задача научной разработки экономической, правовой, политической, нравственной теории о роли женщин в обществе.

Заметный след в зарождении женского движения оставил Смольный институт благородных девиц. Это было первое в России среднее воспитательно-образовательное учреждение, положившее начало школьному образованию девушек. Учебный план включал закон божий, иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, различные виды домоводства, правила светского обхождения. Существовали также отдельные женские училища — в Ведомстве учреждений императрицы Марии, Министерства народного просвещения и в ведении Синода.

В конце XVIII в. начали создаваться открытые школы для всех сословий; в уездных городах открывались малые, а в губернских — главные народные училища. Однако в этих училищах девушек было ничтожно мало.

Лишь во второй половине XIX в. началась настоящая реформа образования. Появились женские гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения.Девушки, окончившие гимназию, могли преподавать в младших классах, но не имели возможности получить высшее образование.

Первые женщины в университетских аудиториях появились в качестве вольнослушательниц. В 1869 г. в Москве были открыты Лубянские курсы для женщин по программе классических гимназий Министерства народного просвещения, которые вскоре стали фактически высшим учебным заведением, ибо самое деятельное участие в них принимала профессура Московского университета.

В 1872 г. в Москве открылись еще одни Высшие женские курсы, учрежденные профессором В. И. Герье. Свидетельство, выдаваемое окончившим полный курс, признавалось равнозначным диплому соответствующего факультета университета. Несколько позднее слушательницы получили право преподавать в средних учебных заведениях, а также получать ученые степени магистра и доктора.

В эти годы на частные средства были открыты Высшие женские курсы в Киеве, Петербурге. Одними из прославленных были Высшие Бестужевские курсы в Петербурге, названные так по имени их учредителя профессора К. Н. Бестужева-Рюмина. Курсы готовили врачей, учителей, и в дальнейшем они получили статус государственных с соответствующим финансированием. Правительство России сомневалось в политической благонадежности слушательниц курсов, ибо "крамольные" идеи не могли обойти курсисток.

К этому периоду, т.е. к концу XIX — началу XX в., образованные женщины России выступали с определенными требованиями: изменение положения женщины в семье и обществе, объединение женщин в борьбе за свои права.

Женщин, выступающих за эмансипацию, поддерживали литературные и общеполитические журналы "Дело", "Женское дело", "Женский вестник", "Союз женщин". За равенство полов выступали "Современник", "Отечественные записки", "Колокол", "Полярная звезда" и- др.

К 70-м гг. XIX в. появилась одна из первых организаций, требующих изменения политики в отношении женщин. "Это было тайное революционное общество двенадцати русских студенток, обучавшихся в университетах города Цюриха в Швейцарии"3.

Среди первых ячеек женского движения в России следует назвать также кружок М. В. Трубниковой, принявшей участие в создании воскресных школ в Петербурге в 1859 г. Решительным толчком к проявлению феминизма, как писала Е. Н. Щепкина в своей книге "Из истории женской личности в России", послужила отмена крепостного права. Женщины стали требовать равных политических прав с мужчинами, демократизацию всех сторон жизни общества. В период революции 1905—1907 гг. из женского движения выделилось крыло, активизировавшее борьбу за политическое равноправие. В Москве в апреле 1905 г. образовался "Союз равноправия женщин", по инициативе которого в мае и октябре 1905 г. прошли два съезда женщин. Основной организацией женского движения в России осталось "Русское женское взаимно-благотворительное общество", Инициаторами социального движения в XIX столетии стали женские благотворительные общества. Первой из таких организаций в России можно назвать "Женское патриотическое общество". Женские организации активно выступали за охрану детства.

Итак, первый шаг становления феминологии характеризуется практическими действиями женщин в разных сферах жизни и стремлением обобщить первый опыт.

 

Зарубеж. Обширная феминистская литература появилась на Западе во второй половине XIX в. и в первое десятилетие XX в. В этой литературе давался анализ положения женщин, особенно экономического, в западном обществе. Феминистки настаивали на праве финансовой независимости, возможности реализации своих прав и свобод.

XX век характеризуется определенным пересмотром женских проблем. Так, Европейский Совет (ЕС) по высшему образованию и политике в области исследований в Европе на период до 2000 г. предложил пересмотреть программы исследований женских проблем с целью достижения действительной эмансипации и развития женщин в странах — участницах Европейского Совета.

В ноябре 1986 г. была создана группа по повышению квалификации (получение образования после высшего) женщинами. В США в 1912 г. в Вашингтонском университете был прочитан курс на тему: "Женщина и экономическое развитие, или влияние изменений в промышленности на статус женщины". В 1969 г. группа феминистов организовала в Корнельском университете конференцию, на которой был дан анализ состояния женского движения и рекомендовано заняться теоретической разработкой науки о женщине.

Большую помощь женскому движению оказал Генри Форд, создавший в 1972 г. Фонд, обеспечивший разработку национальной программы для аспирантов по теме: "Роль женщины в обществе". Американцы создали Национальную Ассоциацию с Национальным Советом во главе, который объединяет работы всех центров и групп.

В Великобритании особый интерес к женским проблемам проявился с 1975 г., после провозглашения Международного года женщин и десятилетия женщин под эгидой ООН.

Английские женщины все больше становятся политической и культурной силой. С ними начинают считаться, поскольку они бросают вызов старому образу жизни и мышления.

Женщины занимаются исследованиями, обучением молодежи, участвуют в политике. В 1975 г. впервые были открыты курсы "Женщина и социальная политика". К середине 80-х гг. XX в. сложилась четкая модель исследований социального статуса женщин, стали между собой сотрудничать феминистки.

успехи английских феминисток налицо: 300 женщин закончили курс, написали книги, статьи. Сложилась модель женских исследований, создаются союзы, расширяется женское движение, оформилась связь с женскими организациями других стран.

Во Франции создан "Дом наук о человеке" (Париж), занимающийся проблемами феминизма, многие работы посвящены генезису феминологических исследований, их структурной организации, функциям и роли женщин во французском обществе, особенностям социализации детей разного пола.

В начале 80-х гг. XX столетия женское движение усиливается под напором французских студенток, которые открыто выступали против насмешек по поводу так называемых дамских теорий.

С приходом к власти социалистов в 1981 г. феминистки открыто выступили с критикой устаревших догм. В 1982 г. были провозглашены законными феминистские исследования В 70-е гг. XX в. увеличилось количество исследований и в Японии. В 1990 гг. учебные курсы по феминизму предлагались в 28% вузов, и не только в женских колледжах, но и при смешанном обучении.

Рост популярности феминизма повлиял и на мусульманские страны. Уже в 70-х гг. стали развиваться различные женские движения, проводиться исследования. В 1990 г. в Стамбульском университете было создано междисциплинарное подразделение под названием "Центр женских исследований", который организовал серию семинаров, сопровождавшихся публикациями, а также введением тендерных исследований в академические программы.

 


Date: 2015-09-26; view: 820; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию