Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство русского централизованного государства XV – XVI века





Время Андрея Рублева, "золотой век русской иконописи", в отечественном искусствознании вызывает и до сих пор, по сути, незавершенную дискуссию о том, был ли на Руси Ренессанс. Не вдаваясь в подробности, отметим, что некоторые исследователи видели его именно в "эпохе Рублева" и его последователей, т.е. в XV – первой половине XVI в., и в этом контексте оправданно звучало сопоставление М. В. Алпатовым творчества Андрея Рублева и фра Беато Анжелико. Другие называли "русским Ренессансом" XVII в., рассматривая XV столетие как "предвозрождение", соответствующее итальянскому проторенессансу. Но наиболее справедливо, на наш взгляд, мнение, что Ренессанс на русской почве все-таки не состоялся, хотя, несомненно, "предвозрожденческий" период был, и он был прерван в середине XVI столетия при Иване Грозном. Как известно, функции Ренессанса взяло на себя "русское барокко" конца XVII – XVIII в., о чем прекрасно в свое время писал академик Д. В. Сарабьяyов.

Бесспорно, XV столетие – очень важный период для отечественного искусства. В последней четверти XV в. заканчивается процесс формирования русского централизованного государства. Иван III (1440–1505; московский великий князь с 1462), получивший власть не из рук хана, – первый "самодержец", "государь всея Руси", в гербе которого красуется двуглавый орел, а на голове – шапка Мономаха. В церемониале двора, во всем антураже власти подчеркивается преемственность византийских имперских традиций. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой государя является боярство. Москва становится также и главным культурным центром, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель. Здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а искусство общенациональное. Москва в этот период – оплот русского православия, "Третий Рим", что также не могло не отразиться в судьбах искусства. Однако начиная с XVI в., при Иване Грозном (1530–1584; великий князь московский с 1533, первый русский царь с 1547), искусство все больше подчиняется интересам государства, в нем все отчетливее наблюдается регламентация. Так, "Стоглав", сборник решений церковно-земского Стоглавого собора 1551 г., канонизировал многие иконографические схемы и композиции и, естественно, ограничил художника, "сковал" его творческую душу.

В 80-х годах 15 века складывается Русское централизованное государство и исчезают остатки зависимости от монголо-татарских ханов.

Москва становится столицей могучей державы. Возрастает и ее значение как центра, объединяющего культурное наследие воссоединенных земель. Теперь в Москву свозятся лучшие произведения искусства и прославленные святыни из областных центров.

На строительство Москвы собираются лучшие зодчие Руси, работающие рядом с вызванными из Италии инженерами и архитекторами.

Основной задачей искусства конца 15-начала 16 века становится прославление Руси. Строгая регламентация сюжетов сковывает творческое развитие искусства, часто придавая ему слишком холодный, официальный характер.

Вместе с тем в искусство 16 века проникает все больше светских мотивов и образов, все больше живых, занимательных сцен.

Архитектура. Оборонительные сооружения в Москве. Китай-город. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Собор Василия Блаженного.

Живопись. Икона «Церковь воинствующая».

Date: 2015-09-26; view: 1193; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию