Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ранние мозаики и фрески Киевской Руси
Что такое мозаика? На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения стен храмов священными изображениями — мозаики и фрески. Всего пять древнерусских храмов имели мозаичное убранство и лишь в одном из них, киевской Софии, оно сохранилось. Техника изготовления мозаики довольно сложна. Цветное стекло — смальту — выплавляли в специальных мастерских. Чтобы придать смальте нужный цвет, в стеклянную массу добавляли окислы различных металлов. Сначала стены и своды церкви метр за метром покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Размеры кубиков зависели от характера изображения и его месторасположения. Так, например, в Софийском соборе огромная фигура Богоматери расположена высоко над уровнем пола и выложена достаточно крупными кусочками смальты. А вот голова святого Лаврентия находится много ниже и набрана из очень мелких кубиков: на один квадратный дециметр их приходится около 400 (размер клеточки в вашей тетради по математике). Софийские самоцветы. Самое ценное качество мозаики - светоносность. Конечно, как может блестеть стекло на ярком свету. В дневное время суток лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику и она искрилась всеми цветами радуги. И это не преувеличение. У смальты киевской Софии 177 оттенков различных цветов: 34 - зеленого, 25 - коричневого, 23 - желтого. Невероятное богатство красок! Как считают специалисты, восемь мастеров украшали мозаиками Софийский собор. Самый талантливый из них создавал портретную галерею святых в нижней части центральной апсиды. Наиболее удачным получился Иоанн Златоуст. Иоанн - подлинная историческая личность. В начале V в. он был константинопольским патриархом и прославился как беспощадный обличитель пороков византийской знати. Выдающийся оратор своего времени, он заслужил прозвище Златоуст. Софийский мастер, без сомнения, знакомый с трудами этого знаменитого богослова, представил его мыслителем и аскетом - с высоким лбом, впавшими щеками, проникновенным взглядом темных глаз. Мозаика - дорогостоящая техника живописи. После распада Киевской Руси ее перестали использовать, а после монголо-татарского нашествия и вовсе забыли. Иначе дело обстояло с фресками. Что такое фреска? Киевскую Софию в XI в. украсили не только мозаики, но и фрески. Это - более доступный вид настенной живописи, хотя и он требует немалого мастерства. Обычно над росписью храма работала целая артель живописцев во главе с мастером. Именно он разрабатывал композицию росписей, отбирал сюжеты, учитывая пожелания заказчика - князя, церкви или горожан. Затем мастер опытной рукой наносил контуры будущих изображений. После этого артель приступала к росписи храма. Фресковая живопись наносится на еще сырую штукатурку. Красками для фрески служат мелко растертые цветные глины и камни, растворенные в воде. За день художнику удавалось написать довольно много - 5-9 квадратных метров фресок. При несомненных достоинствах фрески имеют весьма существенный недостаток. Со временем известь, содержащаяся в штукатурке, частично съедает цвет, отчего фрески выглядят слегка поблекшими, особенно по сравнению с мозаиками.
Богоматерь Мученик Иоанн
|