Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Единый государственный экзамен по русскому языку





Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1 – А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 – В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

 

Желаем успеха!

 

 

ВАРИАНТ 1

 

ЧАСТЬ 1

 

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

 

1) нАжился 2) позвОним 3) опошлИть 4) вручИт

А2. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить слово ГЛИНИСТЫЙ?

 

1) Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНЯНОГО сланца.

2) Давыдов принёс из кухни ГЛИНЯНУЮ чашку с холодными щами.

3) В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита.

4) Однажды я увидел возле этой хаты женщину, которая растапливалаГЛИНЯНЫЙ очаг.

 

 

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) без вишен 3) около двух тысяч человек

2) более труднее 4) испеки пирог

 

 

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Совершенствуя технику чтения,

1) это влияет на успеваемость школьников.

2) необходимо на специальных текстах.

3) мной была отмечена одна особенность восприятия текста.

4) не забывайте о правильной интонации.

 

 

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).

1) Сшитые известной в городе портнихой, красиво и ловко сидящие на Лизавете платья сразу привлекали внимание окружающих.

2) Одной из самых величественных по замыслу и наиболее совершенных картин И.И. Шишкина считается «Корабельная роща».

3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий.

4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д. Н. Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях и обычаях русских крестьян.

 

Прочитайте текст и выполните задания А6 — A11

 

(1)... (2) Осенние ночные заморозки — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3) Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4) Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5) Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6)... оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

 

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Что такое конвекция?

2) Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?

3) Когда наступают осенние заморозки

4) Осень — пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.

 

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в предложении 6 текста?

1) Именно 2) Наоборот 3) Кроме того 4) Также

 

А8. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении 3 текста?

1) день теряет 3) корни могут промёрзнуть

2) тепло теряет 4) они (не) укрыты снегом

 

А9. Укажите верную характеристику 3 предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

А10.Укажите верную морфологическую характеристику слова УКРЫТЫ в предложении 3 текста.

 

1) деепричастие

2) глагол в форме прошедшего времени

3) краткое прилагательное

4) краткое причастие

 

А11. Укажите значение слова ЗЕМЛЯ в предложении 4 текста.

1) планета 2) почва 3) суша 4) страна

 

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы НН?

 

Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.

1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4)1,2,3

 

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вызв…лить, выр…стающий, предст…вительный

2) вл…стелин, пок…рать, провозгл…шать

3) пок…ряющий, з…ря, укр…титель

4) упл…тняя (бетон), к…заться, к…мпаньон

 

А14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

 

1) и…числять, бе…компромиссный, не…гибаемый

2) о…брасывать, на…пись, по…черкнуть

3) пр…забавный, сопр…косновение, пр…школьный

4) из…явить, обез…яна, меж…языковой

 

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

 

1) расстав…шь, обнаруж…вший

2) проед…шься, вывез…нный

3) выдел…шь, сброш…нный

4) постигн…шь, ознаком…вшийся

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

 

A. перекра…вая

Б. эмал…вый

B. удоста…вавший

Г. жемчуж…на

 

1) А, Б 2) Б, Г 3) Б 4) А, В, Г

 

А17. В каком предложении НЕ со словом (-ами) пишется слитно?

 

1) Письмо (не) распечатано и (не) прочитано.

2) Получился отнюдь (не) интересный рассказ.

3) В воздушном пространстве много (не) исследованных зон.

4) Ни одна звезда (не) озаряла трудный путь.

 

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

 

1) Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

2) Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

3) Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

4) Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за поломку или повреждение груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

 

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Старые стволы были закрыты разросшимся орешником () и пришлось пробираться сквозь его густую листву.

 

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

 

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

Зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (1) классицизм (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в каждой стране (4) своими особенностями.

1) 1,3 2) 1,2 3) 3 4)1,2,3,4

 

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

Вот (1) кажется (2) солнце коснулось тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн.

 

1) 1 2) 1,2 3) 3 4)3,4

 

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

 

1) Первые записи человека были очень просты и коротки и содержали сведения о хозяйственной деятельности людей разных профессий.

2) Только изредка слышатся голоса птиц да постукивание дятла.

3) Исчезновение крупных животных или сокращение их количества заставляло древнего человека всё чаще употреблять в пищу рыбу.

4) Древние египтяне писали как на папирусе так и на льняных тканях.

 

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

 

Полководец Суворов не возражал против униформы 1786 года: простая, удобная, функциональная, она как нельзя лучше отвечала духу его системы военного обучения.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

 

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

1) 1,3 2) 2 3) 3 4) 2,4

 

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Серое небо низко повисло над головой (1) и (2) оттого что облака почти касались верхушек берёз (3) на земле было тихо и темно.

1) 1,2 2) 2 3) 1,2, 3 4) 1,3

 

 

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

 

1) В 1804 году австрийский эрцгерцог Рудольф, которому в то время было 16 лет, начал брать уроки игры на фортепиано у Бетховена.

2) И.И. Шишкин был и навсегда остался непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса.

3) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, которые были посвящены творчеству Н.В. Гоголя.

4) Друзья и родные Шопена в Польше смотрели на композитора как на гения, который был призван раскрыть миру красоту души польского народа.

 

А27. Прочитайте текст.

 

Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35 — 40 миллионов лет назад. Деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолистый сок, в состав которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты. В тёплом субтропическом климате того времени вода и легколетучий скипидар испарялись, а смола затвердевала на деревьях в виде наростов.

 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

 

1) Хвойные деревья, жившие 35 – 40 миллионов лет назад, при глубоком повреждении коры обильно выделяли смолистый сок.

2) В состав смолистого сока хвойных деревьев входят вода, скипидар и смоляные кислоты.

3) Янтарь — затвердевшая смола — возник в результате испарения воды и скипидара из смолистого сока живших 35 – 40 миллионов лет назад хвойных деревьев.

4) Янтарь — это сок хвойных деревьев, который обильно выделялся при повреждении коры.

 

Прочитайте текст и выполните задания А28 — А30; В1 — В8; С1.

 

(1) Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3) Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того — он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4) Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

(5) Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6) Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались в «фанатами». (7) Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9) А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

(10) Всюду языковое разноцветье. (11) Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12) Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(13) Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14) Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16) Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати?

(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18) Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19) Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой)

 

 

А28. Какое высказывание отражает содержание текста?

 

1) Ядро современного литературного языка составляет общеупотребительная лексика.

2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных, жаргонных слов для создания местного колорита.

3) В средствах массовой информации часто поднимается проблема несоблюдения норм русского литературного языка.

4) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе.

 

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 13—16?

1) повествование и описание

2) повествование

3) рассуждение

4) рассуждение и повествование

 

 

А30. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?

1) 11 2)13 3)14 4)4

 

Date: 2015-09-25; view: 1273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию