Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность политической культуры общества





Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политики и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Это определенный тип отношения к политике и поведения в ней. Термин «политическая культура» был введен в научный оборот в 18 веке И. Гердером. В структуру политической культуры входит политическое сознание, которое действует на научно-рациональном и обыденном уровнях и включает в себя политические представления, убеждения, традиции, ценности, нормы, обычаи, политические установки; политическое поведение (политическое участие, политическая деятельность); функционирование политических институтов (электоральный процесс, восприятие и регулирование социально-политических конфликтов, принятие и реализация политических решений).

По уровню общности выделяют доминирующую политическую культуру, в которую входят наиболее типичные, преобладающие в политическом сознании и поведении основной части населения элементы политической культуры; субкультуру, в которую входят политические ориентации и модели политического поведения, характерные для определенных социальных групп, отличающиеся от доминирующей политической культуры (социально-классовые, национально-этнические, региональные); и политическую контркультуру, в которую входят политические представления и модели поведения, противоположные доминирующей политической культуре.

Функции политической культуры: познавательная, воспитательная, регулятивная, коммуникативная, нормативно-ценностная, интегративная.

Существуют две модели политической культуры: тоталитарная и плюралистическая. Тоталитарная политическая культура – культура единогласия, отрицания любого инакомыслия, политическая культура толпы.

Ее характеризуют: установка на предельную унификацию общества; концентрация усилий на разрушительные, а не созидательные задачи; формирование массового сознания, которое воспринимает мир одномерно; наличие образа врага; наличие культа борьбы, культа будущего, культа власти.

Плюралистическая политическая культура – культура согласия с многообразием идей, мыслей, позиций. Она может развиваться лишь при демократических режимах. Признаки плюралистической политической культуры: общенациональное согласие по отношению к общим принципам организации общества и его политической системе; признание неизбежности социальных конфликтов, разрешение их демократическими способами; толерантность к инакомыслию; восприятие чередования политических партий и политических элит у власти как естественного процесса.

Культура как условие и среда политической жизнедеятельности

Во всех политических отношениях, действиях и взаимодействиях культура выступает, с одной стороны, как условие или среда той или иной формы политической активности, когда, к примеру, компартии в несоциалистических странах должны считаться с господствующими нормами и ценностями консервативной или религиозной идеологии. С другой стороны, обеспечивая цикл воспроизводства политической жизни, культура определенным образом подытоживает результаты опыта политической деятельности, продуктом чего является развитие старых или становление новых политических традиций. 'Политическая культура, вообще говоря, есть система отношений и одновременно процесс производства составляющих ее элементов, в череде сменяющих друг друга поколений'.

Совокупность разобранных выше аспектов и измерений анализа политической жизни дает нам возможность изучать политику в самых различных ипостасях и проекциях, а кроме того, позволяет выстроить определенную логику познания предметного поля политики и упорядочить, систематизировать политологические категории. Исходным политическим отношением в этом плане выступает взаимоотношение власти и влияния, предпосылкой которого являются ценности господствующей культуры и которое отражает 'первичную клеточку' анализа политического механизма интеграции, поддержания целостности и регулирования социальными общностями, опирающегося на некий консенсус или согласие ('общественный договор') людей на основе пересечения их социальных интересов. Отношения власти и влияния, господства и подчинения между управляющими и управляемыми, властвующими и подвластными связаны всегда с контролем и распределением определенных ресурсов (например, собственности), основывающимся на доминирующей в данной культуре системе норм и ценностей. Следующее за оппозицией 'ценности' и 'власть-влияние' пространственно-временное измерение политики ограничивает диапазон распространения данного исторически-конкретного вида власти в масштабах страны и периода, в то время как категории 'порядок' и 'изменение' характеризуют устойчивость и изменчивость, стабильность или нестабильность той или иной конфигурации властных отношений и расстановки сил. Эти три измерения позволяют сосредоточить внимание на объективированном, или репродуктивном, видении политики, где на первый план выходят некие равнодействующие 'параллелограммы' сил, отражающие в снятом виде суммарное воздействие и объективных, и субъективных факторов функционирования властных механизмов, составляя в итоге субстанциональное содержание политической сферы жизнедеятельности.

Три других измерения политического мира, которым соответствуют три дуальные категориальные оппозиции, вводят в оборот анализа 'раздвоение' политики на 'субъект-объектные взаимодействия', перенося тем самым центр тяжести на Субъективацию политической жизни и демонстрируя активную роль познающего и преобразующего политического агента, то есть субъективированное, или активистское, видение политики. Прежде всего это относится к познанию политической действительности через призму категориального ряда 'субъективная рефлексия - объективная реальность', когда индивиды и группы, партийные и государственные институты вынуждены первым делом обратиться к рефлексивным формам ориентации и освоения мира политики, продуцируя его модели и образцы в виде теоретических концепций, идеологических доктрин, психологических установок и ориентации и т. д. Обладая рефлексивной моделью и определенной ориентацией в политическом поле, агент политики из субъекта познания может трансформироваться в субъект практическо-преобразовательной деятельности, опредмечивающейся в политических взаимодействиях, более или менее устойчивых связях и реальных отношениях. Этот фрагмент политического поля и познавательный блок отражаются категориями преобразовательная активность - политические отношения.

Политическая культура как основа политической ориентации человека

К политической культуре в последние годы проявляют большой интерес не только специалисты-политологи, но и представители различных партий и движений, многие слои населения. В научных исследованиях, на митингах, в период избирательных кампаний, парламентских дебатах все чаще употребляется словосочетание «политическая культура».

Особое внимание политическая культура акцентирует на степени усвоения человеком имеющегося в обществе политического опыта, традиций, реализация которых обеспечивает преемственность в политической жизни. В этом случае политическая культура как бы воплощает единство настоящего, прошлого и будущего, то противоречие между ними, которое может быть разрешено лишь за счет творческих способностей человека.

В силу этого главным условием воспроизводства, а равно и трансляции культурных ценностей является человеческая индивидуальность. Поэтому любое ограничение прав и возможностей личности в самостоятельной переработке общественного богатства, освоения общественного опыта уменьшает роль традиций и в политическом поведении индивида, и в политической жизни общества. Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что внутренним источником политической культуры является поиск личностью гражданских позиций и ориентиров, постепенное отфильтрование взглядов, медленное апробирование и закрепление тех или иных форм его политического участия в управлении государством.

 

4. Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институциипрпонального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

— И. И. Санжаревский[1]

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов[2].

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

 

 

Наряду с понятием «политическая система» в научной и публицистической литературе, в средствах массовой информации и повседневной речи часто используется понятие «политический режим». Как же соотносятся эти два понятия?

Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: «политическая система» выявляет характер связей с внешней средой, механизм принятия и реализации властных решений, а «политический режим» определяет средства и методы реализации общезначимых интересов, выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида.

Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение термину «политическая система». Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к сущностно оспариваемым понятиям и различными учеными трактуется по-разному. Так, сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие политического режима и практически отождествляют его с понятием политической системы.

Политический режим - это функционирующая в рамках политической системы совокупность структур власти, которая характеризуется конкретно-историческими формами, образом правления, а также методами и средствами осуществления правящими кругами своей политической власти.

В самом общем виде, используя критерий средств и методов, применяемых государством при осуществлении власти, все политические режимы можно подразделить на три основных типа: демократический, тоталитарный и авторитарный.

В свою очередь, при типологизации режимов в рамках демократии ключевое значение имеет соотношение или конфигурация властных институтов, что определяется разделением властей. В системе диктатуры, то есть в диктаторской политической системе такой критерий не подходит, поскольку здесь вообще отсутствует реальное разделение властей. По этому критерию в современной диктаторской политической системе различаются авторитарные и тоталитарные режимы. Внутри последних существует целая гамма особенностей, модификаций. Например, в рамках тоталитаризма различаются большевистский, нацистский и фашистский режимы. В авторитаризме тоже можно различить режимы с большей или меньшей жесткостью или «либеральностью» в организации властной вертикали.

5.

Глобальные проблемы современности – комплекс политических, экономических, социальных и экологических проблем общемирового характера, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации. Они затрагивают интересы всех стран и народов, поэтому требуют коллективных усилий национальных государств, мирового сообщества.

Проблемы преимущественно политического характера:

Мирное разрешение межгосударственных, межнациональных и региональных конфликтов;

Борьба с международным терроризмом;

Предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений, разоружение;

Установление нового мирового порядка, упрочнение системы международной безопасности;

Укрепление гарантий реализации прав и свобод человека;

Утверждение на планете принципов правового государства и гражданского общества.

 

Современная эпоха поставила перед обществом новые проблемы, требующие философского осмысления. Среди них - так называемые глобальные проблемы. Само название этих проблем произошло от французского слова global - всеобщий и от латинского globus (terrae) - земной шар. Оно означает совокупность насущных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации.

Глобальные проблемы современности – совокупность противоречивых процессов, которые составляют содержание современного кризиса мировой цивилизации.

Источники глобальных проблем современности можно условно разделить на две группы: углубление разногласий между человеком и природой (экологические, продовольственные, энергетические и др. проблемы); отношения между людьми (проблема войны и мира, защиты и развития духовной сферы, демографии, борьбы с преступностью и т.п.)

Как сами глобальные проблемы современности, так и определение путей их решения, имеют комплексный, междисциплинарный характер, и это требует не только глобальной интеграции усилий всех стран мира, но и, согласно учению Вернадского о ноосфере, интеграции философско-политических, естественных и технико-экономических знаний в соответствующих сферах человеческого деятельности. Одной из самых важных предпосылок такой «двойной» интеграции и следующего решений глобальных проблем является коренное изменение принципов политики: отход всех стран мира от конфликтной ориентации, переход к сотрудничеству на основах признания приоритета общечеловеческих ценностей, общий поиск самых эффективных путей формирования глобального – «жизнеспособного общества».

Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от других

· глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран;

· острота проявления;

· комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;

· влияние на дальнейшей ход истории человечества;

· возможность их решения лишь совместными усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов

По предложенной World Economic Forum классификации глобальные проблемы, влияющие на экономику, делятся на 4 группы:

1) Экономические проблемы:

а) Цены на нефть/энергопотребление

б) Цены активов/огромная задолженность

в) Дефицит текущего счета США

г) Денежный кризис

д) Рост Китая

2) Экологические проблемы:

а) Биологическая вариативность

б) Изменение климата

в) Обеспечение водными ресурсами/качество

г) Природные катаклизмы

д) Загрязнение воздуха, воды и почвы

е). Проблема нехватки энергетических ресурсов

3) Социальные проблемы:

а) Радикальный ислам

б) Угроза религиозных войн

в) Демографические: старение населения, недостаток населения в развитых странах, преобладание мужского населения

г) Вынужденная миграция

д) Инфекционные заболевания

е) Бедность

ж) Неоднозначное отношение общественности к технологическим достижениям (биотехнология, нанотехнология, другие области науки)

5) Геополитические проблемы:

а) Терроризм

б) Организованная преступность

в) Горячие точки (Израиль/Палестина, Индия/Пакистан, Ирак, Чечня, Корейский полуостров, Китай/Тайвань, Иран, Саудовская Аравия)

г) Конфликты из-за нехватки ресурсов

е) Создание оружия массового уничтожения

Именно такие вопросы встали перед учеными в начале второй половины 20-го века и становятся всё более важными на сегодняшний день.

По мере развития человеческой цивилизации могут возникать и уже возникают новые глобальные проблемы. Так, к разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, а также проблему освоения и использования космоса.

Изменения, произошедшие в 70-80-е и особенно в 90-е гг. позволяют говорить о смене приоритетов в глобальных проблемах. Если в 60-70-е гг. главной считалась проблема предотвращения мировой ядерной воины, то сейчас на первое место одни специалисты ставят экологическую проблему, другие — демографическую проблему, а третьи — проблему бедности и отсталости.

Вопрос установления приоритетности глобальных проблем имеет не только научное, но и важное практическое значение. По различным оценкам, ежегодные затраты человечества на решение глобальных проблем должны составлять не менее 1 трлн. долларов, или 2,5% мирового ВВП.

Date: 2015-09-25; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию