Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности и их виды





Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отно­шение формируется в процессе человеческой деятельно­сти, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.

Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от возраста, пола расы и нации, происхождения и т. п., возникло и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.

Понятие ценности человека — универсальное, и его нельзя сводить к “полезности” человека для общества. Попытки делить людей на “нужных” и “ненужных” порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека и общества. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний помыслов многих личностей становятся очевидными спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих трудов исторических деятелей как бы непрерывно возрастает, то же время немало примеров, когда время развенчивав дутые авторитеты.

Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир вещей охватывает все — от древнейших пира­мид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы “неорганичес­кое тело” человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещный мир стал “второй природой” человека, и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека.

Вещи сами по себе в ценностном отношении нейт­ральны, хотя человечество в течение тысячелетий меч­тало перековать “мечи на орала”. Ценностное отноше­ние возникает только в том или ином социальном кон­тексте. Представление о том, что есть “мирный” атом, в корне отличающийся от “военного”, рухнуло после чер­нобыльской катастрофы. Людям постоянно приходится оценивать новые явления в жизни общества и человека и соотносить их с традиционными системами ценностей. В полной мере это относится и к системе духовных ценно­стей.

Духовные ценности — это своеобразный духовный капи­тал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возраста­ет Речь прежде всего идет о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других систе­мах ценностей.

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе сча­стья и справедливости, любви и ненависти, смысле жиз­ни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы цен­ностей. Одна из наиболее древних — гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и кри­терий поведения человека.

Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, философских школах киников (Диоген с его девизом “быть нагим и одиноким”), а также в грубоуравнительных тенденциях “казарменного коммунизма”.

В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, И. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, Ортега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов — П. Флоренским, С. Булгаковым, Н. О. Лосским, Вл. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л. П. Карсавиным, Н.Ф. Федоровым и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли нечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека, и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций “благоговение перед жизнью” (А. Щвейцер), “заслужи любовь ближнего” (Г. Селье), “цели для человечества” (А. Печчеи), “путь ненасилия” (М. Ганди), “ноосфера” (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отра­жает современный этап развития общечеловеческих иде­алов.

В начале XXI в. величайшей личностной и социаль­ной ценностью становится ответственность человека за свои деяния и поступки. Трагедия 11 сентября 2001 г. по­трясла мир и показала всю опасность глобального терро­ризма. Становится все более очевидно, что личностный выбор каждого человека должен быть сопряжен с вели­чайшей ответственностью не только за Судьбу своих род­ных и близких, но всего человечества в целом.

 

 

Date: 2015-09-25; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию