Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поисковая группа





Капитан 2 ранга Г.Г. ДеБаун

База гидросамолетов «Танжер»

 

Если бы вице-адмирал Иноуэ имел полную информацию о силах союзников, брошенных на перехват сил вторжения, он мог заколебаться. Но переданное 6 мая по радио сообщение о капитуляции Коррехидора подтолкнуло японского командующего Флотом юго-восточного района к решительным действиям. Иноуэ приказал силам вторжения следовать дальше. Его флот состоял из Ударной группы и Оккупационной группы. В Ударную группу входили авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», 3 тяжелых крейсера, 1 легкий крейсер, минный заградитель и эскадренный танкер. Оккупационная группа состояла из легкого авианосца «Сёхо», 4 тяжелых крейсеров, 3 легких крейсеров, 7 эсминцев, 5 транспортов, минного заградителя и авиатранспорта. Вместе с ними действовало разведывательное соединение из 6 подводных лодок.

Узнав о передвижениях кораблей Иноуэ, адмирал Флетчер повел свое оперативное соединение на север. Вечером 6 мая он отделил танкер «Неошо» и сопровождающий его эсминец «Симс», приказав ждать на юге. На следующее утро он отделил Группу поддержки адмирала Крейса плюс эсминец «Фаррагат», чтобы перекрыть проход Жомар в архипелаге Луизиады, где могли появиться японцы. Остальные корабли продолжали движение на север.

Флетчер решил сыграть по-крупному и сорвал куш. 7 мая примерно в 08.45 американские разведывательные самолеты заметили часть Оккупационной группы к северу от острова Мисима (архипелаг Луизиады). Причем это обнаруженное соединение было весьма крупным. В него входили несколько транспортов и легкий авианосец «Сёхо».

По ошибке «Сёхо» был опознан как тяжелый авианосец, и разведчики решили, что видели и второй авианосец в составе авангарда. Надеясь прикончить «Сёкаку» и «Дзуйкаку», летчики «Йорка» и «Лекса» неслись, как пришпоренные. Из-за неправильно зашифрованной радиограммы разведчика 92 американских самолета полетели на северо-запад. Но полученное позднее сообщение австралийского самолета направило их к острову Мисима, где в 11.30 они обнаружили японцев.

Несколько истребителей «Зеро» взлетели, чтобы перехватить ударную группу, но их смели в сторону, словно стайку мух. «Сёхо» отчаянно маневрировал, пытаясь спастись, но американские пикировщики засыпали его градом бомб, которые превратили корабль в горящую и накренившуюся руину. Затем появились торпедоносцы, которые начали всаживать одну «рыбку» за другой в пылающий корабль. Вскоре после попадания десятой торпеды «Сёхо» затонул, выбросив струю пара. Вместе с ним на морское дно отправились около 200 человек экипажа. 9 поднявшихся с авианосца истребителей были сбиты. Американцы потеряли всего 3 бомбардировщика.

Уничтожение «Сёхо» и появление кораблей союзников недалеко от прохода Жомар заставило адмирала Иноуэ отменить экспедицию к Порт-Морсби. Остатки Оккупационной группы уже отходили на север. Но Ударное соединение к этому времени зашло очень далеко в самом буквальном смысле. Оно обогнуло Соломоновы острова с востока и к этому времени находилось значительно южнее Гуадалканала. Пока самолеты «Йорктауна» и «Лексингтона» топили японский авианосец «Сёхо», самолеты «Сёкаку» и «Дзуйкаку» принесли смерть эсминцу «Симс».

 

Гибель эсминца «Симс»

 

Ночью 6/7 мая японская Ударная группа во главе с «Сёкаку» и «Дзуйкаку» шли на юг по Коралловому морю, пока не оказалась в 250 милях к югу от Гуадалканала. Как только первые лучи солнца пробились сквозь тучи, японские авианосцы подняли самолеты-разведчики, чтобы начать поиск кораблей союзников.

Примерно в это же время с авианосцев «Йорктаун» и «Лексингтон», которые находились в 200 милях к западу, тоже взлетели разведчики, чтобы начать охоту на японские тяжелые авианосцы. Низкая облачность укрыла корабли противников, и разведчики обеих сторон ничего не нашли. Но японские самолеты, отправленные на юг, обнаружили «Симс» и «Неошо», которые Флетчер, как предполагал, отправил в безопасный район.

После войны стало известно, что японские самолеты приняли «Неошо» за авианосец. Этого оказалось достаточно, чтобы с «Сёкаку» и «Дзуйкаку» взлетела стая истребителей и бомбардировщиков общей численностью около 70 машин. Когда первая волна японских самолетов появилась на горизонте, моряки эсминца и танкера поняли, что это за ними.

В первой атаке японские пилоты меткостью не блеснули. В 09.10 бомба, нацеленная в «Симс», взорвалась слева по борту, окатив эсминец соленой водой. Эсминец и танкер умело маневрировали, уклонившись от всех бомб.

Через 20 минут их атаковали 16 горизонтальных бомбардировщиков, шедших двумя волнами. Снова ни одного попадания. Но в 11.30 группа из 24 пикировщиков ринулась на американские корабли, и «Симс» начал свой последний бой.

Его зенитные орудия грохотали и трещали. В небо взлетали языки пламени, а в море рухнули обломки самолета. Но теперь пикировщики оказались прямо над эсминцем. Еще несколько из них были сбиты зенитным огнем, 2 или 3, не в силах выйти из пике, погибли от взрыва собственных бомб. Но «Симс» получил 3 прямых попадания. Вскоре после третьего он разломился пополам и затонул, испуская облака дыма и пара. Из всего экипажа спаслись только 14 человек. Вместе с кораблем погиб командир «Симса» капитан-лейтенант У.М. Химен.

 

Бой в Коралловом море (продолжение)

 

Но эсминец «Симс» оказался не единственной жертвой. В танкер «Неошо» попали несколько бомб, врезался горящий самолет, и корабль превратился в пылающую руину. Потеряв управление и ход, совершенно беспомощный, он дрейфовал в течение 4 дней, прежде чем был обнаружен эсминцем «Хенли» (капитан 2 ранга Роберт Холл Смит), отправленным 8 мая на помощь. Сняв остатки экипажей «Симса» и «Неошо», «Хенли» потопил изуродованный танкер 2 торпедами. Всего он спас 14 моряков эсминца и 109 человек команды танкера.

Погибли 176 моряков «Неошо». 68 несколько опрометчиво покинули корабль на импровизированном плоту из 4 связанных вместе спасательных плотиков. В течение 10 дней этот плот носило по волнам. Когда его в конце концов нашел эсминец «Хелм» (капитан-лейтенант Ч.Э. Кэррол), в живых на плоту остались всего 4 человека.

В это время бой в Коралловом море вошел в решающую фазу. Во второй половине дня 7 мая Группа поддержки адмирала Крейса, в которую входили эсминцы «Перкинс», «Уок» и «Фаррагат», была атакована японцами южнее архипелага Луизиады, так как была отправлена туда, чтобы блокировать проход Жомар. Корабли союзников подверглись нападению 12 торпедоносцев 25-й воздушной флотилии, вылетевших из Рабаула в сопровождении истребителей. 3 эсминца под командованием капитана 2 ранга МакИнерни поставили надежный «зонтик» над крейсерами, но и сами крейсера вели интенсивный огонь. В результате корабли маленькой эскадры не получили повреждений, а 10 из 12 атаковавших самолетов рухнули в море.

Пока Группа поддержки отбивала атаку возле архипелага Луизиады, Авианосная группа адмирала Флетчера вела интенсивный поиск японских авианосцев по всему Коралловому морю. В сигналах бедствия, отправленных «Симсом» и «Неошо», не был указан тип атаковавших самолетов, поэтому Флетчер сначала не мог решить, были это авианосные самолеты или базовые.

Но вечером 7 мая стало понятно, что многочисленные блики на экранах радаров должны принадлежать самолетам с вражеских авианосцев, которые находятся неподалеку. Американские «Уайлдкэты», пробившиеся сквозь слой туч, перехватили несколько «Зеро» и «Вэлов». 2 «Зеро» и 2 «Уайлдкэта» были сбиты в ходе последовавшего ожесточенного боя. Затем, уже в сумерках, несколько японских самолетов снизились над «Йорктауном» и «Лексингтоном», по ошибке приняв американские авианосцы за свои. Их отогнали зенитным огнем, и глупые япошки улетели на восток. «Лексингтон» проследил за ними с помощью радара и обнаружил вражеский авианосец. В это время японская Ударная группа находилась на расстоянии не более 50 миль от американцев!

Адмирал Фитч хотел атаковать противника ночью — бросить в бой крейсера и эсминцы. Но адмирал Флетчер запретил делать это, приказав готовить массированный воздушный удар на утро. Для этого Флетчер приказал Авианосной группе отойти на юг, чтобы увеличить расстояние до противника. Одновременно японские авианосцы повернули на север, хотя утром 8 мая они снова пошли в южном направлении. К рассвету японские авианосцы оказались примерно в 250 милях к юго-западу от Гуадалканала. Американская авианосная группа находилась в 170 милях от японцев.

Японцы следовали в районе дождевого фронта, поэтому их положение было выгоднее. «Йорктаун» и «Лексингтон» шли под безоблачным небом. Оба противника на рассвете подняли самолеты-разведчики. И японские, и американские авианосцы вскоре были обнаружены, и в 09.00 они начали поднимать ударные группы. С «Йорка» и «Лекса» взлетели 82 самолета, «Сёкаку» и «Дзуйкаку» подняли около 70 машин. Эскадрильи разошлись контркурсами, не обнаружив друг друга, и примерно в 11.00 вышли к цели.

Первыми атаковали японцев самолеты «Йорктауна», которые обрушились на «Сёкаку». Торпедоносцы «Йорка» попаданий не добились, но пикировщики всадили в японский авианосец две 1000-фн бомбы, которые разворотили полетную палубу и повредили бензопроводы. Над носовой частью авианосца взвился столб яркого пламени, дым повалил из пробоин в полетной палубе. Когда самолеты «Йорктауна» улетели, горящий «Сёкаку» беспомощно кружил на месте.

Авиагруппа «Лексингтона» столкнулась с проблемами при попытке атаковать «Дзуйкаку». Ни один из бомбардировщиков не нашел цель. Свора «Зеро» оказала яростное сопротивление, поэтому разведчики и торпедоносцы «Лекса», испытывая нехватку топлива, не смогли добиться ни одного попадания в авианосец. Но близкие разрывы причинили некоторые повреждения кораблю и убили большое количество людей из палубной команды. Авианосец был вынужден поспешно вернуться на Трук, и ремонт повреждений занял целый месяц.

Пока самолеты «Йорктауна» и «Лексингтона» разбирались с японскими авианосцами, самолеты «Сёкаку» и «Дзуйкаку» нанесли ответный визит американцам. Особенный интерес они проявили к более крупному «Лексингтону». Маневрируя с целью уклонения от атаки, «Йорктаун» и «Лексингтон» оказались на противоположных курсах и разошлись на расстояние 4 мили. Большинство крейсеров сопровождения («Астория», «Портленд» и «Честер») пошло с «Йорктауном», так же, как эсминцы «Рассел», «Фелпс», «Хамман», «Эйлуин». В результате помогать «Лексингтону» отбивать атаку остались только крейсера «Миннеаполис» и «Нью-Орлеанс» и эсминцы «Моррис», «Андерсон», «Дьюи».

Капитан 1 ранга Эллиот Бакмастер умело управлял «Йорктауном», что позволило ему остаться невредимым после 3 атак торпедоносцев. Его сопровождение вело интенсивный зенитный огонь, который вынуждал японских пилотов сбрасывать торпеды с большого расстояния. Однако пикировщики добились одного попадания. Тяжелая бомба пробила 3 палубы и взорвалась в авиационной кладовой, убив 37 человек. Несколько близких разрывов засыпали корабль осколками. После окончания налета экипажу пришлось вести тяжелую борьбу с полученными повреждениями.

«Лексингтону» повезло меньше. Несмотря на мастерское маневрирование капитана 1 ранга Ф.К. Шермана, огромный авианосец, атакованный торпедоносцами с обоих бортов, получил 2 удара в левый борт. Затем на него набросились пикировщики, которые добились 2 попаданий и нескольких близких разрывов. 1000-фн бомба попала в носовую батарею левого борта, другая взорвалась внутри дымовой трубы авианосца. Тяжело раненный «Лексингтон» все-таки сохранил ход.

Во второй половине дня аварийные партии «Лексингтона» погасили пожары и выровняли крен. На какое-то время экипаж поверил, что корабль можно спасти. Но взрывами были разорваны бензиновые магистрали, в результате чего отсеки корабля заполнились легковоспламеняемыми парами. Внезапно авианосец вздрогнул от серии мощных внутренних взрывов, и пожары вспыхнули с новой силой. Примерно в 15.00 «Лексингтон» потерял ход и остановился. Над кораблем поднялся огромный столб дыма. Давление в пожарных магистралях пропало. Но командир «Лексингтона» был полон решимости все-таки спасти корабль. Он попросил у адмирала Фитча прислать эсминцы для борьбы с пожарами.

Капитан 1 ранга Шерман вспоминал:

 

«Адмирал приказал эсминцам подойти к борту авианосца и снять с него лишний личный состав. Эсминец «Моррис» передал 2 пожарных шланга. Все моряки моего экипажа, без кого можно было обойтись, начали спускаться по тросам на его палубу. Однако пожары уже вышли из-под контроля. Постоянно раздавались новые взрывы. Существовала опасность, что корабль в любую минуту взлетит на воздух».

 

Эта опасность была еще более очевидна для командира и экипажа «Морриса». Стоя у борта огромного авианосца, окутанного дымом, маленький эсминец находился рядом с действующим вулканом. Тем не менее, капитан 2 ранга Джаррет и его матросы хладнокровно делали свое дело, передавая тросы на дымящуюся громадину и спокойно разговаривая с моряками авианосца, которые спускались на эсминец.

В 17.07 адмирал Фитч приказал капитану 1 ранга Шерману оставить корабль. Адмирал Кинкейд, отвечавший за спасательные работы, прислал эсминцы «Андерсон» (капитан-лейтенант Гиндер) и «Хамман» (капитан 2 ранга Тру), чтобы помочь «Моррису» забрать команду авианосца. Крейсера «Миннеаполис» и «Нью-Орлеанс» подошли ближе и стояли в готовности.

Требовалось незаурядное мастерство, чтобы маневрировать под бортом извергающегося Везувия. Вода была полна спасательными плотиками и отдельными пловцами. Моряки спускались за борт по паутине линей и тросов. Аккуратно маневрируя, эсминцы «Моррис», «Андерсон» и «Хамман» двигались с изяществом фигуристов, уклоняясь от столкновений с плотиками, горящим авианосцем и друг с другом.

В 17.20 адмирал Кинкейд приказал эсминцу «Хамман» обойти авианосец с правого борта, чтобы подобрать пловцов и плотики. Капитан 2 ранга Тру провел свой эсминец так точно, что не перевернул ни одного плотика и не затянул под винты ни одного пловца. Энсайны Т.Э. Крепски и Р.Л. Холтон, командуя шлюпками «Хаммана», подбирали офицеров и матросов из бурлящей воды.

Подобрав почти 200 человек, «Хамман», палуба которого была забита спасенными, едва успел отойти, как страшный взрыв на «Лексингтоне» засыпал эсминец горящими обломками. Осколком пробило циркуляционную помпу, и скорость «Хаммана» снизилась, но, к счастью, никто не пострадал.

Примерно в 18.00 капитан 1 ранга Шерман с несколькими оставшимися моряками последним покинул корабль. Из 3000 человек команды «Лексингтона» в бою и борьбе с пожарами и взрывами погибли 26 офицеров и 190 матросов. Насколько можно судить, ни один человек не погиб во время спасательных работ.

В 18.53 эсминец «Фелпс» (капитан-лейтенант Бек) получил приказ потопить «Лексингтон» торпедами. В покинутый авианосец были выпущены 5 торпед, 4 из них попали в горящий корпус. Примерно через час авианосец повалился на борт и затонул под аккомпанемент громких взрывов.

Бой в Коралловом море стал поворотным пунктом в войне на юге Тихого океана. Японское наступление к югу от экватора было приостановлено.

Союзникам этот бой обошелся дорого. Были потоплены авианосец «Лексингтон», эсминец «Симс», эскадренный танкер «Неошо». «Йорктаун» был тяжело поврежден, погибли 543 офицера и матроса.

Но японцы за переход границы в восточном направлении заплатили легким авианосцем «Сёхо», эсминцем «Кикуцуки» и 4 десантными баржами. «Сёкаку» был выведен из строя, «Дзуйкаку» лишился авиагруппы. Минный заградитель «Окиносима» был поврежден. Потери составили около 900 человек.

Бой в Коралловом море имел еще одно важное последствие. «Сёкаку» надолго отправился на верфь на ремонт, а «Дзуйкаку» временно остался без авиагруппы. Императорский флот лишился двух первоклассных авианосцев, которые должны были участвовать в операции у Мидуэя.

Вероятно, эта потеря и определила разницу между победой и поражением в центральной части Тихого океана, где вскоре разыгралось одно из решающих сражений войны. Эсминцам Тихоокеанского флота предстояло в нем участвовать, хотя до того они побывали в заварушке скорее забавной, чем опасной.

 

«Битва в Сиднейской бухте»

 

Этот эпизод не принадлежит к решающим сражениям Тихоокеанской войны, но кое-какие его подробности могут быть интересными.

Нападение подводных лодок на гавань Сиднея, которое могло серьезно встревожить союзников, произошло 31 мая 1942 года. Если бы пара больших лодок начала стрелять торпедами в Сиднейской бухте, это вызвало бы всеобщую панику. Но рейд двух крошечных миджетов был совсем иным делом.

Впрочем, японцы всегда страдали одним недостатком — они недооценивали сопротивление противника. Поэтому 2 сверхмалые лодки были доставлены поближе к гавани Сиднея. Вечером 31 мая большие лодки-носители отдали крепления, отпустив малышей на свободу.

В гавани Сиднея в этот день стояли американский тяжелый крейсер «Чикаго» и эсминец «Перкинс», участники боя в Коралловом море. Там также находилась американская плавбаза эсминцев «Доббин».

«Чикаго», который проходил плановый ремонт, стоял у буя № 2 рядом с австралийской военно-морской базой на острове Гарден. «Перкинс» стоял неподалеку у буя № 4. Большая часть гавани была затемнена, в ней царили мрак и тишина, которые нарушали только посвистывание ветра да журчание воды.

В 22.30 гавань была разбужена внезапно прозвучавшим сигналом тревоги — появились подводные лодки. Наблюдатели на кораблях союзников напрягали глаза, пытаясь различить хоть какие-то признаки появления врага. И особенно зоркий наблюдатель на «Чикаго» увидел маленький белый бурун на воде в 300 ярдах от корабля.

В ночи прогремел гром, когда крейсер открыл огонь из 127-мм орудий и 28-мм автоматов. «Перкинс» (капитан-лейтенант У.Ч. Форд) сразу снялся со бочки, чтобы прикрыть «Чикаго». Перископ исчез.

Однако в 00.30 прямо по фарватеру пронеслась торпеда, оставляя за собой пенистую дорожку. Светящийся след прошел вплотную под бортом «Перкинса», миновал «Чикаго» и уперся в бетонный причал на острове Гарден. Взрывом была уничтожена самоходная баржа. Вторая торпеда, выпущенная миджетом, вылетела на берег и не взорвалась.

В 02.17 американский эсминец сопровождал тяжелый крейсер к выходу из опасной бухты, корабли направлялись в открытое море. И внезапно увидели перископ! Змеиная головка вынырнула из воды так близко к «Чикаго», что крейсер не смог опустить орудия, чтобы обстрелять ее. Затем «Чикаго» словно на что-то налетел. Предмет исчез в его кильватерной струе, раздавленный килем крейсера. Набег сверхмалых подводных лодок на гавань Сиднея завершился.

До рассвета 1 июня «Перкинс» и «Чикаго» крейсировали в открытом море недалеко от берега.

Но в это время японская операция у Мидуэя уже шла полным ходом. Японское диверсионное соединение пересекало северную часть Тихого океана.

 

Date: 2015-09-25; view: 271; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию