Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производительность труда





 

Эффективность использования человеческих ресурсов фирмы характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции, рассчитываемые по следующим формулам:

 

Тр = Т/q

В = q/Т

 

где q- объем произведенной продукции или выполненной работы в натуральных или условно-натуральных единицах измерения; Т- время, затраченное на производство всей продукции, нормо-часов.

Наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда является выработка продукции. На промышленных предприятиях в зависимости от единицы измерения объема производства различают три метода определения выработки - натуральный, стоимостной и нормированного рабочего времени.

Наиболее наглядно производительность труда характеризуется показателем выработки в натуральном выражении, измеряемой в тоннах, метрах и т. д. Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработка может быть выражена в условно-натуральных единицах. Натуральные показатели при определении выработки применяются на предприятиях таких отраслей промышленности, как газовая, угольная, нефтяная, электроэнергетика, лесная и др., а условно-натуральные - на предприятиях текстильной, цементной, металлургической, в производстве минеральных удобрений и т. д. Натуральные и условно-натуральные показатели наиболее объективно отражают производительность труда (выработку) на предприятии, однако их применение ограничивается лишь предприятиями, производящими однородную продукцию. На предприятиях, производящих разнородную продукцию, показатель выработки может исчисляться лишь в стоимостном выражении.

В стоимостном выражении выработку на предприятии можно определять по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции в зависимости от области применения данного показателя. На рабочих местах, в бригадах, участках и цехах, производящих разнородную и незавершенную продукцию, которую невозможно измерить ни в натуральных, ни в стоимостных единицах, показатель выработки определяется в нормо-часах. Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного работника (рабочего) в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка).

Трудоемкость представляет собой затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг. При значительной номенклатуре выпускаемой продукции трудоемкость обычно определяется по изделиям-представителям, к которым приводятся все остальные, и по изделиям, занимающим наибольший удельный вес в суммарном выпуске продукции. Показатель трудоемкости имеет некоторые преимущества перед показателем выработки: во-первых, он отражает прямую связь между объемом производства и трудозатратами; во-вторых, применение показателя трудоемкости позволяет увязать проблему измерения производительности труда с факторами и резервами ее роста; в-третьих, он позволяет сопоставлять затраты труда на одинаковые изделия в разных цехах и на участках предприятия.

В зависимости от состава затрат, включаемых в трудоемкость продукции, выделяют технологическую, производственную и полную трудоемкость, трудоемкость обслуживания производства и управления производством. Технологическая трудоемкость отражает все затраты труда основных рабочих-сдельщиков и повременщиков.

Производственная трудоемкость включает все затраты труда основных и вспомогательных рабочих. В составе полной трудоемкости отражаются затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала предприятия. Затраты труда вспомогательных рабочих отражает трудоемкость обслуживания производства, а затраты труда служащих - трудоемкость управления производством.

Производительность труда на предприятии за определенный период изменяется под воздействием многих причин. По существу, все факторы, влияющие на изменение объема производства и численность работников предприятия, оказывают влияние и на изменение производительности труда. Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета на большинстве действующих российских предприятий все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам:

изменение технического уровня производства;

совершенствование управления, организации производства и труда;

изменение объема и структуры производства;

прочие факторы.

Под резервами роста производительности труда на предприятии подразумеваются не используемые еще реальные возможности экономии трудовых ресурсов. Внутрипроизводственные резервы обусловлены совершенствованием и наиболее эффективным использованием оборудования и рабочей силы, а также сокращением потерь рабочего времени, экономией сырья, материалов, капитала и других видов ресурсов. Различие между понятием "факторы" и "резервы" заключается в том, что фактор - это причина возможности осуществления какого-либо явления, а резерв - нереализованная возможность в конкретном случае.

Обычно на российских предприятиях внутрипроизводственные резервы роста производительности труда разделяются на резервы снижения трудоемкости, улучшения использования рабочего времени, экономии материальных ресурсов и орудий труда. Внутрипроизводственные резервы роста производительности труда выявляются и реализуются непосредственно на предприятии. К их числу можно отнести:

снижение трудоемкости изготовления продукции (технологической, производственной и полной);

улучшение использования рабочего времени (внедрение научной организации труда, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров, использование передового опыта, улучшение производственной санитарии и охраны труда, ликвидация производственного брака и других производственных затрат);

резервы улучшения структуры, повышения компетентности кадров и лучшего использования рабочей силы (механизация и более эффективное использование труда вспомогательных рабочих, относительное высвобождение работников, снижение удельного веса административно-управленческого персонала, улучшение психологического климата в трудовом коллективе).

По времени использования резервы роста производительности труда подразделяются на текущие и перспективные. Текущие резервы могут быть реализованы в ближайшем периоде и, как правило, не требуют значительных единовременных затрат. К их числу можно отнести лучшее использование оборудования, ликвидацию или сокращение брака, применение наиболее рациональных и эффективных систем оплаты труда, совершенствование организации труда на предприятии и его нормирования. Перспективные резервы роста производительности труда обычно требуют перестройки производства, внедрения новых технологий и т. д. Для этого необходимы дополнительные капитальные вложения и значительные сроки осуществления работ.

 


Глава 2. Анализ кадров предприятия и производительности труда ООО "СК эксплуатация"

 

2.1 Характеристика предприятия ООО "СК эксплуатация"

 

Полное наименование предприятия - Общество с ограниченной ответственностью "СК эксплуатация". Сокращенное наименование - ООО "СК эксплуатация"

Юридический и фактический адрес организации г. Челябинск, пл. Мопра, д. 9

Сферой деятельности предприятия является жилищно-коммунальное хозяйство.

Предметом деятельности организации являются:

управление недвижимым имуществом;

управление эксплуатацией жилого фонда;

удаление и обработка твердых отходов;

уборка территории и аналогичная деятельность;

чистка и уборка производственных жилых помещений и оборудования;

подготовка строительного участка;

строительство зданий и сооружений;

производство общестроительных работ;

монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений;

производство отделочных работ;

прочее финансовое посредничество.

Организационно правовая форма предприятия - общество с ограниченной ответственностью.

Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием места нахождения общества, бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания.

ООО "СК эксплуатация" имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.

ООО "СК эксплуатация" имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, в соответствии с целью и предметом деятельности. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Основной целью предприятия является получение прибыли.

 

2.2 Анализ кадров предприятия и производительности труда ООО "СК эксплуатация"

 

Проведем анализ структуры персонала предприятия.

Анализ показателей характеризующих структуру персонала организации представлен в таблице 1

 

Таблица 1 - Система показателей, характеризующих структуру персонала ООО "СК эксплуатация" 2008-2010 гг.

Показатель 2008г 2009г 2010г
  Чел. % Чел. % Чел. %
1. Персонал предприятия            
2. Структура по категориям персонала            
Руководители   4,3   4,1   4,4
Рабочие   45,1   45,1   45,4
Специалисты   50,6   50,8   50,2
3. Структура персонала по полу            
Мужчины   77,9   77,7   76,6
Женщины   22,1   22,3   23,4
4. Возрастной состав персонала            
18-25   17,3   17,9   19,5
26-36   45,1   44,2   43,2
37-50   29,4   29,1   28,6
старше 50   8,2   8,8   8,7
5. Распределение персонала по стажу работы            
До 1 года   8,1   10,9   8,4
от 1 -3   17,9   16,9   18,1
от 3 -5   37,6   37,5   37,8
более 5 лет   36,3   34,7   35,6
6. Образовательный уровень            
Средне-специальное   51,6   52,1   51,4
Незаконченное высшее   18,1   17,5   18,2
Высшее   30,3   30,4   30,5

 

Итак, как видно из таблицы 2, на сегодняшний день всего численность персонала организации составляет 250 человек, что на 9 человек больше чем в 2008 году и на 12 человек больше чем в 2009 году. (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Динамика численности персонала 2008-2010 гг.

 

Из 250 сотрудников предприятия в 2010 рабочих - 50,16 %, специалистов - 45,44 %, руководителей - 4,4 %.

192 сотрудника предприятия являются мужчинами и 58 - женщины

Возрастной состав работников следующий: 49 человек (19,5%) в возрасте от 18 до 25 лет, 108 человек (43,2%) - от 26 до 36 лет, 72 человека (28,6 %) - от 37 до 50 лет и 22 человек (8,7%) старше 50 лет. Таким образом, в основном на предприятие трудятся молодые специалисты

сотрудник компании работают не более года, 45 человек - работают от 1 до 3 лет, 95 человек работают от 3 до 5 лет и 89 человек работают более 5 лет. Из этого следует, что на предприятие сотрудники работают более 3 лет, что говорит о невысокой текучести кадров.

Средне-специальное образование имеют 128 сотрудников (51,4%) предприятия, незаконченное высшее - 45 человек (18,2%) и 76 человек (30,5%) имеют высшее образование. Уровень образования персонала достаточно высок, так как 69,7% работников фирмы имеют высшее или незаконченное высшее образование, что говорит о высокой квалификации сотрудников.

Рассчитаем уровень текучести работников за 2008-2010 гг.

Уровень текучести персонала оценивается по формуле:

 

,

 

Где Утп - уровень текучести персонала в периоде, %;

Рс - число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию, чел.;

Риа - число работников, уволенных в рассматриваемом периоде по инициативе администрации, чел.;

Чс - среднесписочная численность работников в периоде, чел.

 


.

 

Таким образом, как видно из расчета, текучесть кадров в организации невысокая. Из расчета видно, что в 2009 году текучесть персонала увеличилась на 2,7 % по сравнению с 2008 годом, это было связанно с тем что во время финансового кризиса предприятию пришлось сократить часть персонала. Однако в 2010 году число уволившихся сотрудников сократилось и текучесть персонала достигла 9,2%.

Можно выделить следующие методы управления персоналом применяемые на предприятие:

экономические методы: хозяйственный расчет, материальное стимулирование, минимальный размер оплаты труда. Величина минимального размера тарифной ставки, материальные льготы, гарантии и привилегии;

административно-правовые методы, с помощью которых осуществляется организационное воздействие, распорядительное воздействие, дисциплинарное воздействие и дисциплинарная ответственность, административный штраф, уголовная ответственность;

социально-психологические методы, направленные на социальное планирование, социальные исследования, психологическое планирование;

организационные методы, заключающиеся в проектировании рабочих мест и др.

Рассмотрим существующую систему мотивации труда на предприятии.

На сегодняшний день на предприятие осуществляется повременно-премиальная оплата труда.

Повременная оплата труда является наиболее эффективной на тех видах работ, где у работников нет возможности влиять на увеличение объема деятельности, где отсутствуют количественные показатели объема работы, где имеется учет рабочего времени и нет учета выполненной работы.

Повременно-премиальная система оплаты труда - наиболее распространенная. При ее применении работник кроме оклада получает премии. Таким образом, расширяются стимулы труда.

Путем тщательно продуманной организации труда и повременно-премиальной системе можно отразить, например, стимул качества работы и отдельных достижений работников. Во избежание дублирования стимулов рекомендуется разграничивать их применение: в должностных окладах и тарифных ставках, как правило, отражают стимулы повышения квалификации и рационального использования рабочего времени, в премиях - стимулы качества труда, оценки труда и иные личные достижения работников.

Рассмотрим изменение производительности труда. Производительность труда (Т) рассчитывается по формуле:

=q/Ч

 

Где q - объем работы в единицу времени;

Ч - число работников.

 

Т2008 = 2869735 / 241 = 11907,6 руб./чел.

Т2009 = 3542883 / 238 = 14886,1 руб./чел.

Т2010 = 3729350 / 250 = 14917,4 руб./чел.

 

Из расчета видно, что производительность труда за последние три года возросла на 3009,8 руб./чел.


Глава 3. Рекомендации по совершенствованию работы персонала предприятия и увеличению производительности труда ООО "СК эксплуатация"

 

Для повышения эффективности работы персонала и повышению производительности труда, предлагаются следующие мероприятия:

. Обучение и повышение квалификации управляющего персонала и служащих. В течение года следует провести корпоративные тренинги по формированию базовых управленческих навыков и развитию коммуникативной компетентности. Так же следует направить на курсы повышения квалификации сотрудников финансового отдела и отдела кадров.

. Улучшение физических условий труда рабочих. Для увеличения эффективности работы сотрудников, в производственных помещениях и на прилегающей к ним территории будет наведен порядок.

. Разработка системы нематериальных поощрений. Рекомендуется регулярно проводить конкурсы по профессии и раз в год (в день рождения предприятия) проводить общее собрание трудового коллектива, награждать лучших сотрудников ценными и символическими призами, отмечая их конкретные достижения и заслуги.

Особое внимание следует уделить обучению и повышению квалификации управляющего персонала и служащих.

Важнейшим фактором эффективной работы предприятия является своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, что способствует обширному диапазону их теоретических знаний, практических умений и навыков. Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость, т.е. рост квалификации на один разряд приводит, по данным отечественных экономистов, к 3,4% роста производительности труда. При этом необходимо использовать кадры в соответствии с их профессией и квалификацией, управлять профориентацией и создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отражающий характер и уровень взаимоотношений между работниками.

Эффективность труда повышается, если на освоение новых видов работ в условиях внедрения новой техники и технологии у работников с более высоким образовательным уровнем уходит в 2-2,5 раза меньше времени. Главное, конечно, заключается не просто в более быстром приспособлении этих работников к новой технике, а в том, что они за счет своей высокой образовательной и профессиональной подготовки получают возможность технологически "видеть" значительно больше своих непосредственных обязанностей в процессе производства. Именно это, как выяснилось в ходе бесед - рабочими, во многом предопределяет их более высокую степень удовлетворенности своим трудом.

Изучая удовлетворенность рабочих и возможные пути повышения стабилизации трудового коллектива, выявляют преимущественные направления этой работы.

На первом месте стоит содержание труда и уровень его оплаты. Существенное значение имеют социальный климат в коллективе, важность которого отмечают около половины опрошенных сотрудников предприятий.

Подготовка кадров ведется на основе расчетов потребности в кадрах определенной профессии и квалификации. Подготовка персонала представляет процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации.

Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства.

Проблема переподготовки кадров и повышение их квалификации выдвигается на первый план ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано НТП, равно как естественной потерей знаний. Исходя из этого, повышение квалификации кадров можно определить как процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления.

Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки.

Система управления повышением квалификации базируется на следующих принципах:

планомерности, систематичности и непрерывности расширения знаний;

периодичности и обязательности обучения;

дифференциации учебных планов и программ по категориям работников;

обеспечением учебного процесса.

Итак, в результате переподготовки управляющего персонала и служащих планируется увеличить производительность труда на 3,4%.

В результате в 2011 году производительность труда будет равна:

 

Т2011 = 14917,4 руб. +3,4% = 15424,6 руб./чел.

 

При неизменности внешних и внутренних факторов, выручка предприятия в 2011 году составит:

 

q = 15424,6 руб./чел. * 250 чел. = 3856148 руб.

 

Построим график динамики выручки за период 2008-2011 гг.

 


Рисунок 2 - Динамика выручки ООО "СК эксплуатация" 2008-2011 гг.

 

Таким образом, в результате предложенных мероприятий выручка предприятия возрастет на 126798 руб. или на 3,4%.

 


Заключение

 

Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества подбора и эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности предприятия. На уровне отдельного предприятия вместо термина "трудовые, ресурсы" чаще используют термины "кадры" и "персонал".

Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. В зависимости от выполняемых ими функций кадры предприятия делятся на следующие категории: рабочие основные и вспомогательные; руководители; специалисты; служащие.

Производительность труда - показатель эффективности использования трудовых ресурсов, трудового фактора.

В данной курсовой работе был проведен анализ кадров предприятия ООО "СК эксплуатация".

Кадры являются самой большой ценностью предприятия ООО "СК эксплуатация". Оно стремиться создать все условия, а кадры стремятся работать, наиболее эффективно. Общее количество работающих на данном предприятии составляет 250 человека. Удельный вес управленческого персонала в общей численности работающих составляет 0,01 %. Все 100% соответствуют своей квалификации.

Стратегия управления персоналом "СК эксплуатация" отражает разумное сочетание экономических целей предприятия, потребностей и интересов работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.).

В результате анализа было выявлено, что производительность труда за последние три года возросла на 3009,8 руб./чел.

Для увеличения производительности труда персонала для предприятия были предложены следующие мероприятия:

. Обучение и повышение квалификации управляющего персонала и служащих.

. Улучшение физических условий труда рабочих.

. Разработка системы нематериальных поощрений.

Таким образом, в результате предложенных мероприятий выручка предприятия возрастет на 126798 руб., а производительность труда на 507,2 руб./чел.

 


Список литературы

трудовой персонал управляющий сотрудник

1. Арсенова Е.В. Балыков Я.Д. Корнеева И.В. Экономика организации (предприятия): учебник. М.: Экономистъ, 2007. 618 с.

2. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ, 2007. 560 с.

. Вачугов Д.Д., Беризкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2010. 376 с.

. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. М.: ИНФРАМ, 2007. 601 с.

. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации: учебное пособие. М: ММИЭ, 2010. 181 с.

. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Общий и специальный менеджмент: Учебник. М.: Издво РАГС, 2006. 568 с.

. Гелета И. В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М.: Магистр, 2009. 303 с.

. Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 670 с.

. Гражданкина Е.Ю. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРАМ, 2007. 455 с.

. Грибов В. Д., Грузинов В. П., Кузьменко В. А. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов. М.: КноРус, 2009. 416 с.

. Демченко Т. Управление персоналом: современные подходы // Человек и труд. 2006. № 8. с. 72-75

. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебник для вузов. М.: ИНФРАМ, 2009. 454 с.

. Комаров А., Комаров Е. Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже XXI века // Управление персоналом. 2006. № 9(39). с. 31-34

. Лопарева А. М. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2008. 240 с.

. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Издательство "Дело" 2006. 493 с.

. Мокий М. С. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2009. 254 с.

. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие. М.: ИНФРАМ, 2007. 274 с.

. Рофе А.И. Экономика труда: учебное пособие. М.: КноРус, 2010. 400 с.

. Самарина В. П. Экономика организации: Учебное пособие для вузов. М.: КноРус, 2009. 319 с.

. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала: учебное пособие. Ростов н/Д: "Феникс", 2007. 480 с.

. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М.: Магистр, 2009. 256 с.

. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. М.: "Дашков и К", 2008. 556 с.

23. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. М.: Эксмо, 2008. 416 с.

24. Чечевицына Л. Н., Чуев И. Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 400 с.

. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 848 с.

Date: 2015-09-22; view: 563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию