Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Некоторые возможные направления выравнивания условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Оптимизация сети образовательных учреждений: 1) реорганизация начальных малокомплектных школ путем слияния (присоединения) к основным и средним школам с учетом транспортной доступности; 2) организация подвоза учащихся из близлежащих населенных пунктов в основные (средние) школы; 3) изменение вида образовательных учреждений с учетом возможности реализации общеобразовательных программ определенной ступени (средние школы - в основные, основные школы - в начальные); 4) сокращение сети малокомплектных школ (численностью до 10 человек) с учетом транспортной доступности; 5) осуществление приема детей в 1-ые классы малокомплектных сельских школ 1 раз в 2 года. Работа с кадровыми ресурсами: 1) оптимизация штатных расписаний образовательных учреждений с учетом количества учащихся и применяемых образовательных программ и технологий; 2) обучение и подготовка кадров к использованию в образовательном процессе новых методик и технологий; 3) использование возможности интеграции предметов в учебных планах образовательных учреждений. Внутриотраслевые преобразования: 1)обеспечение оптимальной наполняемости классов-комплектов с учетом численности учащихся; 2)обеспечение оптимального количества классов в параллели, особенно на третьей ступени обучения (не менее 3-х классов); 3)корректировка учебной нагрузки учителей и учащихся за счет эффективного использования часов регионального и школьного компонентов базисного учебного плана; 4)определение оптимального соотношения фонда оплаты труда учителей к фонду оплаты труда других категорий работников, сокращение доли расходов на административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал. По завершении переходного (адаптационного) периода и формирования сети учреждений различных типов и видов в соответствии с реальными потребностями региона, субъект Российской Федерации может разработать расчетные региональные нормативы с учетом статуса (типа, вида, категории) образовательных учреждений и реализуемых образовательных программ. При изменении статуса образовательного учреждения на статус, требующий более высокого объема финансирования, увеличение финансирования осуществляется только с согласия субъекта Российской Федерации. При создании образовательным учреждением условий для обучения детей с отклонениями в развитии при наличии медицинского заключения, подтверждающего такие отклонения (например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), финансирование обучения таких детей осуществляется по нормативу, установленному для учреждений соответствующего типа и вида. Подобный способ расчета, но уже с учетом статуса образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ может быть использован по завершении адаптационного периода. По завершении адаптационного периода и введения нормативов с учетом различных типов и видов . Вывод. Определение пределов самостоятельности образовательных учреждений практически всегда было одним из основных вопросов совершенствования управления сферой образования независимо от его уровня и подходов, применявшихся в этом процессе. Во многом традиционно, образование в России имело выраженный государственный статус, большинство образовательных учреждений создавались государством или его институтами, финансировались из государственных источников. Законом РФ «Об образовании» были предоставлены широкие права образовательным учреждениям не только в части осуществления образовательной, но и иной деятельности, в том числе и приносящей доходы. Однако дальнейшее развитие экономического механизма в сфере образования, осуществляемое государством через изменение законодательной и нормативной базы, привело к существенным ограничениям самостоятельности образовательных учреждений. Более того, бюджетным законодательством и принятыми в его развитие нормативным актами централизованная составляющая в управлении образованием продолжает усиливаться.Особую остроту проблеме придает задача перевода финансирования системы общего образования на нормативную основу, что подразумевает и постепенный переход на доведение бюджетных ассигнований до бюджетополучателей «одной строкой».Смена условий жизни в стране потребовала адаптировать не только содержание образования на всех уровня, но и его организационное и финансовое устройство. В противном случае нельзя рассчитывать на смену качества образования и рост его доступности.Для того чтобы система образования на всех уровнях была заинтересована в выработке адекватных современным условиям представлений о качестве образования, а также в достижении установленного качества, необходимы такие организационно-финансовые механизмы, которые устанавливают зависимость величины ресурсного обеспечения системы от качества предоставляемых ею услуг. Модель подушевого бюджетного финансирования связана с эффективным распределением выделяемых на образование бюджетных средств между общеобразовательными учреждениями. Для этих целей предлагается использовать прозрачную формулу, основанную на принципе «деньги следуют за учащимся».Увеличение бюджетного финансирования может дать эффект, только если будет сопровождаться институциональными реформами. Его рост без структурных реформ может дать даже отрицательные результаты, поскольку будет способствовать консервации старой системы и подавлять новые формы организации и финансирования образования.Поэтому рост бюджетных расходов должен сопровождаться выработкой четких критериев оценки эффективности бюджетных затрат, а также развитием финансовых инструментов, которые позволили бы в новой ситуации обеспечить доступность образования для различных групп населения.Одним из важнейших результатов анализируемого периода внедрения нормативной модели финансирования общеобразовательных учреждений, является действующая законодательная база, которая четко определила мандаты ответственности различных уровней власти за ресурсное обеспечение образовательного процесса в рамках реализации государственных образовательных стандартов.Методика и порядок доведения бюджетных средств до уровня школы и распределения их на подушевой основе направлены на решение следующих задач: • определение порядка доведения финансовых ресурсов до нижестоящего уровня, порядка формирования бюджета муниципалитета с использованием подушевых нормативов; • выделение финансовых ресурсов образовательному учреждению в объеме, определенном по нормативу и числу учащихся, и на основе бюджетной сметы; • усиление экономической самостоятельности и автономии образовательного учреждения.При формировании бюджетной сметы за счет НПФ используются только два показателя: 1. норматив на одного обучающегося, соответствующий типу программы и ступени обучения;2. число обучающихся по этим программам.На наш взгляд, переход на нормативно-подушевое финансирование способствует более эффективному распределению ограниченных бюджетных ресурсов. На региональном уровне задаются общие правила игры по распределению бюджетных средств через образовательную субвенцию. То, насколько четкими будут эти правила, важно для местного уровня и уровня школы, которые должны будут обеспечить целевое использование бюджетных средств, переданных в виде субвенции. Поэтому порядок и способ определения нормативных затрат важны для доведения субвенции до каждого образовательного учреждения. Этих четких правил Федерация субъектам не предоставила. В результате этого большинство субъектов РФ оперирует средними удельными расходами на ребенка в части расходов, входящих в состав субвенции (оплата труда с начислениями, прочие текущие учебные расходы), что ухудшает финансовое состояние образовательной отрасли в результате неэффективного распределения ресурсов: при «равном» финансировании (аналог «средней температуре по палате») предоставляется «неравная» образовательная услуга. Опыт реализации модели нормативного финансирования практически во всех регионах РФ показал, что данный инструмент организационно-финансового механизма системы образования не дает должного эффекта если не используется в едином блоке с другими инструментами данного механизма – оптимизацией сети образовательных учреждений, формированием финансово-экономической самостоятельности получателей бюджетных средств, повышением менеджерской и финансово-экономической квалификации руководящих кадров системы образования. В отсутствии данного комплексного механизма образовательные учреждения вряд ли смогут почувствовать, что норматив финансирования есть инструмент оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. До тех пор, пока осуществляется финансирование сети образовательных учреждений, а не финансирование расходов на реализацию образовательной программы в расчете на каждого учащегося, руководители органов управления образованием, директора школ будут постоянно ощущать нехватку средств. Нормативно - подушевое финансирование должно стать инструментом управления процессом оптимизации сети образовательных учреждений, разработки и реализации региональных и муниципальных программ ее реструктуризации. Проблемы средств и проблемы стратегии. Международный и Европейский банки реконструкции и развития; международные рынки капитала; кредитные агентства; другие банки и фирмы иностранных государств - вот типология организаций, займы которых являются составной частью российского бюджета. Общий объем заимствований постепенно сокращается: в 2003 году их стало на треть меньше по сравнению с 2002 годом. Однако доля целевых заимствований, привлекаемых под определенные проекты, увеличивается с 23% до 33%. Это означает, что заблаговременно приходится выбирать, в какие отрасли и под какие проекты стоит брать заимствования, а под какие не стоит. В бюджете 2002 года, например, среди проектов, под которые привлекались кредитные средства, можно увидеть следующие: Вывод Говоря в целом, проблемы притока инвестиций в образование не разрешаются одной лишь модернизацией системы управления. Само понятие "Инвестиционный климат" предполагает и благоприятный налоговый режим, и развитое законодательство, и эффективную судебную систему. Не менее важны и минимальные административные барьеры, и качественная обслуживающая инфраструктура. Недавно, например, экспертами внешнеэкономической деятельности нашего государства отмечалось, что инвестиционный климат значительно хуже в тех регионах, где велик по численности чиновничий аппарат.
|