Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малькут (Царствие)





Возникновение учения об эманациях объясняется приходом иудаизма к в высшей степени трансцендентному пониманию природы Бога. Для иудаистов Бог настолько удалён от зримого мира, что становится практически непознаваемым. Каббалисты восстали против этой иудаистской доктрины и развили свою мистическую систему, в соответствии с которой трансцендентный Бог способен становиться имманентным (присутствующим в мире) и, следовательно, познаваемым.

Таким образом, учение об эманациях было призвано заполнить пропасть, возникающую между понятиями о бесконечности и вечности Бога, с одной стороны, и конечности вселенной – с другой. Эманации стали посредниками между Богом и материальным миром. Выше всех эманаций находится совершенное и непознаваемое Божество Эйн Соф. В свою очередь Эйн Соф породил первые эманации, исполняя свою волю к созиданию. Каждая возникшая эманация порождала следующую, и так далее вплоть до Малькут, последнего из сефиротов. Эта система объясняла не только процесс творения, но также проблему возникновения зла, открывала путь к спасению.

Однако десять эманаций не исчерпывают систему, каббалисты называют еще четыре мира или уровня существования, отражающие различные стадии присутствия Божества. Высший и ближайший к Богу уровень существования – Атцилут, это мир сверхъестественного. Второй уровень – Бриах, мир создания. Третий – Иецира, мир зарождения вещей. Четвёртый, наиболее удалённый от Бога, уровень – Ассия, мир вещества и действия.

Для наглядности каббалисты сделали схемы, изображающие взаимосвязи эманации и миров. Наиболее известная схема называется Священное древо или Древо Жизни. На этой схеме 10 сефиротов-эманаций соединены 22 «путями», сгруппированными в колонки или столбцы. Центральная колонка (столбец) называется Шехина Бога. Правый и левый столбцы соответствуют правой и левой сторонам человеческого тела, причём первая эманация (Кетер) соответствует голове, а последняя (Малькут) – ступням.

Концепция спасения заключается в восхождении души к Богу по "среднему пути" Древа Жизни, то есть от материального мира Ассия к миру сверхъестественного Атцилут и далее, за пределы обитания Божества.

Каббалисты рассматривают эманации в качестве «колёс» или «колесниц», с помощью которых человек возносится в следующие друг за другом «залы» или «пространства» божественного царства. Восходящий по Древу Жизни обретает эзотерическое познание Бога и процесса творения посредством медитации в 32 направлениях ("путях"), включающих 10 эманаций (сефирот) и 22 пути взаимосвязей между ними. Эти направления известны как "пути мудрости", каждый «путь» имеет своё название, символ и функцию. Мистическое переживание единения с Богом достигается продвижением по 32 «путям» с помощью медитации и созерцательной молитвы.

И далее система усложняется: в дополнение к 32 "путям мудрости" каббалисты говорят о 50 "вратах понимания". Эти «врата» начинаются с хаоса и проходят через следующие стадии постепенного совершенствования: зарождение элементов, живой материи, разума, экстрасенсорного восприятия, планет, звезд, мира ангелов, и т. д., вплоть до архетипа – трансцендентального мира Эйн Софа. Каббалисты считают, что Моисей достиг только 49-х "врат понимания", но не 50-х.

Божество каббалистов (Эйн Соф) – безлично. Безличный принцип божественности вознесён настолько высоко над возможностями человеческого восприятия и мышления, настолько таинственный, что остаётся вечной и непознаваемой тайной. Все, что мы способны воспринять, – это лишь эманации некоего загадочного Единства. А Эйн Соф – это высшая воля.

Каббалисты разработали сложную иерархию ангельских и демонических существ. Бриаху, миру творения, соответствует поименный список архангелов. Каждый из архангелов соответствует, в свою очередь, одной из 10 эманаций. Иецире, миру зарождения вещей, соответствует 10 отрядов ангелов меньшего значения (и каждый отряд соответствует одному из 10 сефиротов-эманаиий). Ассие, миру вещества и действия, соответствуют 10 отрядов "оступившихся духов" или демонов. Эти десять отрядов представляют собой "ложные противоположности" 10 эманаций.

По убеждению каббалистов, душа существует до того, как вселяется в человеческое тело. Бог указывает каждой душе, в какое тело вселиться. По одной из каббалистических систем, душа состоит из жизненного духа, интеллектуального духа и собственно души. Каждой душе предначертано выполнить определенную миссию, которая осуществляется только в одном воплощении, затем душа поселяется вблизи божества. Если одного воплощения оказывается недостаточно, душа может перевоплощаться снова и снова, до тех пор, пока её миссия не будет выполнена до конца.

Особое значение в учении Каббалы придается женскому началу Божества, представленного третьим и десятым сефиротами (Бина и Малькут). Женское начало называется Шехина и рассматривается как "невеста Бога". Бина есть Шехина высшего мира, а Малькут – женское начало низшего, физического мира. Шехина действует в качестве демиурга, то есть подчинённого творящего божества. Под названием Элохим или Адонай женское начало выступает в роли дочери Бога и родоначальницы людей.

Шехина соответствует центральному столбцу каббалистического Древа жизни, она представляет собой "путь спасения" (восхождения человека к Богу).

Надо отметить, что таинственное значение Шехины связано с каббалистическим представлением о сексе. Каббалисты исповедуют вульгарный антропоморфизм, рассматривая совокупление мужчины со своей женой, как отражение взаимоотношений Единого Святого и Его невесты Шехины. Таким образом, половой акт является высшим священнодействием в системе Каббалы. Совершая половой акт, каждый каббалист должен в то же время помнить о Шехине, так как то, что он делает в физическом мире, отражает образ единения в мире трансцендентальном. По этой причине для каббалистов чрезвычайно важно наличие детей. Считается, что тот, у кого нет детей, не выполнил свою миссию в этой жизни. Следовательно, душа его должна будет снова воплотиться в другом человеке.

Для каббалистов библейские слова о земном рае, падении ангелов, о змие и грехопадении человека, о великом потопе, об обетовании Аврааму, о жизни Моисея, о двух иерусалимских храмах, о геенне огненной и т. п. – туманные аллегории. Всё облечено в туманные одежды символизма.

Каббалисты говорят также о грядущем Мессии, с пришествием Которого начнётся новая эра.

Надо отметить, что мистическое учение Каббалы захватило преимущественно тех, кто уже увлекался оккультными «науками», гаданием или колдовством. Магические ритуалы многим напоминают каббалистические концепции (например, колдуны и маги часто пользуются тетраграммой имени Бога в её каббалистическом смысле). Алхимики и астрологи зачастую обращались к Каббале – десять эманаций каббалистов отождествлялись ими с семью «планетами» плюс небесная твердь, плюс "примум мобиле" (первоисточник движения) и плюс эмпиреи (высшие небеса).

Учение Каббалы оказало определённое влияние на движение масонов, секту «Таро», на розенкрейцеров, не говоря о других, менее значительных мистических культах и ритуалах. К учению Каббалы не редко обращались оккультные писатели и "эзотерические христиане". Среди них можно выделить Сен-Мартена, Элифаса Леви, Блаватскую, Анни Безант. В магических заклинаниях и обрядах часто используются каббалистические термины.

Если оценивать учение Каббалы с библейских полиций, то сразу же надо констатировать, что кабалистическое учение о Боге весьма далеко от положений Ветхого Завета. Эйн Соф, существо, лишенное атрибутов личности, является принципом непознаваемой, безликой воли.

Учение об эманациях представляет собой искусственную философскую конструкцию, навязанную Писанию, а не выведенную из него. Эманации выдуманы в попытке заполнить брешь между трансцендентальным, непознаваемым Богом иудаистов и вещественностью окончательного творения.

Вообще говоря, каббалисты весьма странно и чрезвычайно свободно толкуют Ветхий Завет, рассчитывая таким манером обнаружить в нём скрытое значение и эзотерические истины. Гематрия, нотарикон и темурах представляют собой технику, не имеющую под собой ни библейского, ни логического основания. Эти методы полностью субъективны, их использование ведёт к бессмыслице.

Вместе с тем, Каббала – весьма впечатляющая мистическая система. Составляющие её элементы варьируют в широких пределах, а иногда даже противоречат один другому. Какой именно вариант следует считать истинным?

Считается, что только посвящённый может вполне постичь тайное учение Каббалы. Количество возможных «посвящённых» изначально ограничено "Сынами Завета", то есть прямыми потомками (в физическом смысле) Авраама, Исаака и Иакова.

Глава 8. СУББОТА И ПРАЗДНИКИ

Седьмой день у Бога был днем покоя, получившим название субботы. Это основной библейский текст, дающий ключ к пониманию субботы. Суббота – это высшая точка сотворения мира в книге Бытие.

"И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал." (Быт. 2:3).

Суббота – это праздник в честь завершения Богом сотворения мира. Иудеи должны это помнить. В этот день недели они должны следовать Его примеру.

Есть и заповедь: "помни день субботний, чтобы святить его" (Исх. 20:8). Суббота – единственный святой день, предписанный Заповедями.

Израильтяне воспринимают субботу как дар Божий, знак завета Бога с Его народом и откровения Божьего. Суббота – это способ почувствовать радость конечного спасения и жизни уже в Царстве Божьем.

Из Библии известно, что с древности Израиль в субботу воздерживался от работы, но кроме запрещения работать, Библия не дает четких указаний относительно субботы. Анализируя различные тексты, раввины составили список запрещенных работ. Основные категории запрещенных работ – это:

· выращивание и приготовление пищи (11 запретов);

· изготовление одежды (13 запретов);

· кожевенные работы и письмо (9 запретов);

· строительство и разрушение жилища (2 запрета);

· разжигание и гашение огня (2 запрета);

· завершение работы (1 запрет);

· перенос вещей из одного владения в другое (1 запрет).

Даже деятельность, связанная с перечисленными категориями работ, была запрещена. Однако составление списка запрещенных работ – это одно дело, и совсем другое – отнесение каждого конкретного занятия в ту или другую категорию. Именно об этом в среде специалистов и верующих идут непрекращающиеся споры, по одну сторону которых стоят реформисты-либералы, а другую представляют, сплотившиеся плотными рядами ортодоксы.

Есть, разумеется, ситуации, когда правила относительно субботы "не работают". Например, пожарники, полиция (милиция), врачи и многие другие работники экстренных служб помощи в чрезвычайных обстоятельствах должны делать все, что к чему их обязывает служба. Снимается запреты и для других иудаистов, если возникает необходимость в выполнении каких-то действий, связанных со спасением жизни. Подчеркнем, что раввинистические запреты снисходительны также к ситуациям, связанным с жизнью животных.

В чем сходятся ортодоксы и реформаторы при отнесении того или иного занятия к запрещенным или нет, так это в определении субботы, как дне, отведенном для отдыха и восстановления сил.

Вообще говоря, не иудею трудно понять не только некоторые запреты относительно работы, но и саму полемику иудаистов на эту тему. Например, иудаистам разрешается вести машину для посещения синагоги или родственников, но нельзя поехать на машине в магазин за покупками. Надо избегать выполнения домашних дел, которые воспринимаются как работа. Даже поездки в общественном транспорте, если они связаны с напряжением и давкой в толпе, как и приготовление пищи в большом количестве, воспринимается излишними.

Очень важно для иудаиста наполнить субботу всяческой красотой. К субботе готовятся. Необходимо уладить все конфликты и разногласия, освободиться от дурных мыслей, негативного отношения к чему-то или кому-то. Сюда относится и уборка, которую должно выполнить в полном объеме к субботе. Надо сделать необходимые покупки, т. е. предусмотреть все, чтобы ничто не могло помешать проведению субботы. Даже стол для трапезы накрывают в пятницу вечером!

Дома после захода солнца зажигаются две субботние свечи, это действие вводит в субботу. Свечи зажигает мать семейства.

В синагоге, когда начинается вечерняя служба, о субботе возвещают, как о невесте.

Дома, как и в синагоге перед окончанием вечерней службы, читают стихи 2:1–3 из книги Бытие. Бога благодарят за вино, за субботу и за хлеб. После молитвы благословения каждому из присутствующих дают куски хлеба, которые обмакивают в соль. После еды опять читают молитву благодарения.

Основная служба проводится в субботу утром. Начинается она с утренней молитвы, после которой следует дополнительная. Служба длится около двух часов с 10.

Время после службы в синагоге предназначено для отдыха и гостей.

После наступления ночи проводится вечерняя служба, отличительной которой является церемония, посвященная окончанию субботы. Эта служба проводится дома или в синагоге.

Уже отмечалось, что в иудаизме различные группы верующих ведут постоянную полемику по самым разным религиозным вопросам, но в отношении праздников этого нет. Все признают значение праздников, как отражение опыта еврейского народа, праздники помогают обрести утешение, чувство значимости еврейской истории и причастности к ней каждого иудея.

В празднике главное – историческое событие, оно возрождается в празднике, позволяя снова и снова переживать ощущение деятельности Бога в жизни евреев. С другой стороны, в праздничном календаре иудеев значительное место занимает земледелие.

Земледельческие праздники делятся на два блока. Один приходится на весну и раннее лето. Это Пасха, приготовления к которой начинаются на десятый день того месяца, который считается первым (Нисан), а праздник начинается на пятнадцатый день месяца и продолжается неделю. Со второго дня Пасхи отсчитывают 49 дней, и наступает праздник Недель или Пятидесятницы.

Второй блок праздников составляют осенние, которые отмечаются через полгода. Первый из них Новый год (в начале седьмого месяца – Тишрей), он отмечается 2 дня. Через десять дней наступает День Искупления (длится всего один день). 15-го числа празднуется праздник Кущей, празднуется в течение недели. По его окончании наступает однодневный праздник Закона.

В иудаизме не все праздники равнозначны, их делят на главные и второстепенные. Каждый главный праздник является "святым днем". Это подразумевает отдых работы и церемониальные трапезы, особые молитвы и ритуалы, а также специальные церемонии, связанные с темой праздника. Признается три крупных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Однако «полноценными» святыми днями считаются первый и последний дни Пасхи и праздника Кущей, дни между ними – «полупраздники».

Названные праздники отражают три этапа исхода. Пасха знаменует свободу, связанную с исходом. Пятидесятница отмечает явление народу Торы. Праздник Кущей посвящен странствию евреев к Земле Обетованной, он утверждает центральную идею иудаизма, что защиту можно обрести только в Божьем присутствии.

Эти праздники называют праздниками паломников (во времена Храма евреи совершали паломничество в Иерусалим для совершения жертвоприношения). В Израиле перечисленные праздники сохранили сельскохозяйственную составляющую: Пасху празднуют во время уборки ячменя, Пятидесятницу – во время уборки пшеницы, а праздник Кущей – во время осеннего сбора урожая.

Есть в еврейском календаре еще два главных праздника, уходящие корнями в ветхозаветные времена, это Новый год и День Искупления. Три дня праздников этих праздников называются "Десять дней раскаяния" или "Дни трепета". День Искупления – это важнейший праздник в году, одновременно он является и самым главным постом.

Остальные праздники иудаизма считаются второстепенными, так как не были заповеданы Библией. День независимости Израиля, День Иерусалима, День памяти Холокоста – эти праздники возникли в наше время.

Date: 2015-09-25; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию