Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное познание и его особенности





Познание -- это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. “Познание - это, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование”.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.

Основными особенностями научного познания являются:

1. Основная задача научного знания -- обнаружение объективных законов действительности -- природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания -- объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания -- объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации “чистоты” рассмотрения своего предмета.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть “руководством к действию” по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. “ Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека”.

Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала -- важный показатель научности.

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое “научное оборудование”, зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы.

6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

Кроме этого, научное познание имеет следующие специфические черты:

во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности;

во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность:

в-третьих, науке свойственна особая системность знания:

в-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость:

Понятие «миф» произошло от греческого слова mythos, что означает повествование, сказание. Миф это упорядочен­ное, определенным образом систематизированное мировоззре­ние, передающее представление разных народов о происхожде­нии мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев [1].

В мифе изначально объединились зачатки знаний, рели­гиозных верований, различных элементов духовной культу­ры, искусства, социальной жизни и, таким образом, миро­воззрению первобытных людей была задана некоторая упорядоченность, а их взгляды на мир сложились в опреде­ленную систему. Важнейшими формами этой систематиза­ции являются: эпос, сказки, легенды, предания, посредством которых, в первую очередь, и передаются мифы. Тем самым обеспечивается также и закрепление в последующих поко­лениях накопленных знаний и опыта.

Специфика мифологического мышления состоит в том, что это не просто повествование, рассказ какой-то истории, а сопереживание, восприятие архаическим сознанием уст­ного «священного» текста как некой действительности, влияющей на ход событий, на человека и мир, в котором он живет. Миф, в особенности на ранних этапах человеческой истории, выполнил важнейшую функцию регулятора пове­дения и взаимоотношения людей, так как в нем закрепля­лись обычаи, находили выражение и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Для мифологии характерно то, что в ней все слитно, едино, неразрывно; предметы и явления природы живут по тем же самым законам, что и человек, имеют те же, что и он, ощу­щения, желания, страдания и т.п.

Таким образом, миф — не чья-то выдумка или «пережи­ток прошлого», а специфический язык, с помощью которо­го человек с древнейших времен описывал мир, обобщая, интерпретируя, классифицируя и приводя в определенную систему свои разрозненные все нарастающие знания.

В мифе главную роль играет традиция, авторитетное слово, исходящее из уст отца, вождя, старейшины... Отноше­ние же к такому повествованию и его содержанию основа­но на вере, на непосредственном, эмоциональном восприятии действительности. Мифологическое мировоззрение — це­лостное миропонимание, в котором нет места сомнению.

Мифология (как совокупность мифов) тесно связана с мировоззрением не только древних людей. И сегодня мифы, живущие в обыденном сознании, зримо или завуалированно присутствующие в религии, философии, политике, искусст­ве, остаются (для одних — в большей, для других — в мень­шей степени) составной частью мировоззрения любого чело­века, играя активную роль в жизни и творчестве людей. В условиях стремительно растущей информатизации общества миф посредством телевидения, радио, периодической печа­ти, современных избирательных технологий нередко ис­пользуется как средство манипуляции общественным созна­нием, формирования заранее заданного общественного мнения и т.п.

Другая форма мировоззрения, историчес­ки предшествовавшая философии, — РЕ­ЛИГИЯ. Слово это происходит от латин­ского religio, что означает благочестие, набожность, святыня. Как и миф, религия в своей основе также имеет веру, чув­ства, эмоции. И хотя зачатки ее обнаруживаются уже на са­мых ранних этапах формирования мировоззрения «челове­ка разумного», т.е. около 40-60 тыс. лет тому назад, в целом же она складывается как самостоятельная форма мировоз­зрения несколько позже, когда, в том числе и благодаря мифу, заметно усиливается способность человека к абст­рактному мышлению.

Религию можно определить как мировоззрение и мироощу­щение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхесте- ственное (богов, «высший разум», некий абсолют и т.п.).

Религия — сложное духовное образование и обществен­но-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания!

По сравнению с мифом, религия выполняет уже более сложный комплекс функций [2], среди которых:

мировоззренческая, отвечающая на вопросы: как, когда и почему появилось все сущее, и как в этом проявилась пер­востепенная роль сверхестественной силы;

коммуникативная, обеспечивающая определенный тип общения и межличностных связей, способствующая солида­ризации и целостности общества.

регулятивная, устанавливающая соответствующие нормы и правила, регулирующие поведение людей.

компенсаторная, компенсирующая недостаток информа­ции, внимания, заботы, замещающая отсутствие смысла жизни, перспективы и т.п., т.е. восполняющая неудовлетво­ренные в обыденной жизни потребности человека.

Религия возникла как закономерное явление и имеет свои глубинные корни, как бы подпитывающие веру чело­века в сверхестественное. Эти корни кроются прежде всего в человеческой природе, в психологии людей, где независи­мо от уровня развития интеллекта и способности человека к критическому мышлению, всегда проявляется желание и даже потребность не только понимать, осознавать, но и про­сто верить.

Существенную подпитку религиозные взгляды получают в области познания. Здесь кроются так называемые гносеологичес­кие корни религии. С точки зрения рационального знания мир в своем многообразии представляется человеку бесконечно сложным и открывается его познанию лишь фрагментарно. По этой причине он для него полон загадок и чудес, разгадать ко­торые (быть может, пока?) человек не в состоянии, как не уда­ется ему, опираясь только на разум, ни доказать, ни опроверг­нуть и многое из того, что признается на веру. Как отмечают психологи, «сверхтрудная задача оглупляет», человек чувству­ет себя слабым, беспомощным перед лицом неразрешимых проблем и легко дополняет, а то и замещает доводы разума вы­мыслом, обращением к сверхестественному.

Причины религиозности обнаруживаются и в социальной сфере, ибо в обществе всегда существовали неравенство, ни­щета и бесправие, изменить или преодолеть которые люди при всем своем желании и многочисленных попытках никог­да не могли. Ощущение несправедливости и несовершенства земного мира порождает чувство безысходности и отчаяния, легко перерастающее в веру в загробную жизнь, где, как учит любая религия, все устроено наилучшим образом и каждо­му воздается по его деяниям. Сталкиваясь с проблемами, трудностями и не находя опоры в реальной жизни, человек обращается к миру потустороннему, возлагая надежды на сверхъестественные силы. Уверовав в них, он обретает уте­шение и в конечном счете приходит к смирению и покор­ности судьбе.

Наконец, существенная и неизменная связь обнаруживает­ся между религией и политикой. Различные политические силы, как правило, не упускают случая использовать религию в сво­их меркантильных целях и, таким образом, прямо или косвен­но поддерживают ее, укрепляют ее роль и влияние в обществе.

Указанные причины живучести религии столь основа­тельны, что даже впечатляющие достижения современной науки не поколебали основ религии, а рост научного знания практически не меняет процентного соотношения числа ве­рующих и неверующих даже среди ученых. Так, в 1916 г., когда бурно развивавшееся естествознание, казалось, сули­ло человеку безграничные возможности в познании мира, американский исследователь Джеймс Льюба опубликовал весьма любопытные результаты своих исследований, в соот­ветствии с которыми 40% ученых США верили в Бога. Еще большей сенсацией стали результаты нового исследования, проведенного в конце 90-х гг. американскими историками Э. Ларсоном и Л. Уитхемом, которые решили выяснить — насколько изменилось мировоззрение ученых под влияни­ем величайших открытий и научных достижений, совершен­ных в XX столетии. Опрос, который они провели среди ты­сячи случайно выбранных гуманитариев и представителей естествознания в США, показал, что все те же 40% ученых по-прежнему верят в Бога и загробную жизнь. При этом чис­ло неверующих и агностиков (отрицающих существование Бога) с тех пор также мало изменилось и составляет сегод­ня, как и прежде, примерно 45% и 15% соответственно.

Date: 2015-09-25; view: 528; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию