Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послесловие 2003 года





Ученый — не государственный деятель, не человек власти и ка­ким бы он не обладал сильным духом и как бы страстно не желал что-то изменить в жизни, он может все это выразить лишь словами. И хотя, по библейскому преданию, в начале было Слово, но и тогда уже оно обладало магической, преобразующей силой только пото­му, что произносилось всемогущим Господом, т.е. той же самой властью. Как показывает исторический опыт и современные дея­ния по всей Земле, именно власть предопределяет состояние и судь­бы отдельных людей, народов и государств.

Правда, существуют и контрдоводы: многие на первое место ста­вят свободу, индивидуальность, личность, разум, чувства, творчест­во, самоосуществление человека, права гражданина и др., в зависи­мости от ориентации и ценностной структуры автора. Вне сомнения для частной (личной) и даже коллективной жизнедеятельности лю­дей указанные явления, к которым можно добавить любовь, семью, собственность, труд, здоровье, счастье и пр., имеют определяющее значение, они составляют и условие, и смысл, и содержание наше­го земного существования. Но пора все-таки понять, что для того, чтобы все важное и необходимое для человека было на самом деле, нужны внешние, создаваемые всеми, общественные предпосылки и факторы, которые бы все это гарантировали и защищали в слу­чаях опасности и чрезвычайных ситуаций.

Еще в 1905 г. было написано: «... по прямому смыслу его — госу­дарство существует для личности, для ее потребностей, так что личность, входя в государство, не уничтожается, не перестает быть сама собой, но наоборот — только для обеспечения своей са­мобытности и поддерживает государство. Такое отношение лично­сти к государству создает обязанность не делать ничего, задушающего самобытное, самостоятельное существование личности по ее внутренним законам, определяемым самой природой лично­сти...»169.

Тайна взаимосвязей личности и общества, объединенного в госу­дарство, из-за чего личность становиться гражданином, которая в общем-то понятна всем, состоит в том, что объективно, по зако­нам организации, люди создают государство как власть в масшта­бах общества для лучшего и надежного обеспечения своих (и своих потомков) потребностей, интересов и целей жизнедеятельности. Поэтому подлинная власть содержит в себе высокое предназначе­ние: благо народа, людей, чью волю она представляет и олицетво­ряет. И нет таких обстоятельств, которые бы снимали с власти от­ветственность за ее предназначение. И нет оправдания тому поведе­нию власти, когда ей вверяют свои судьбы миллионы людей, а она занята обустройством своих локальных дел.

Хотел бы привлечь внимание к мемуарам четырех основных «ар­хитекторов» нового мироустройства и драмы нашей страны в кон­це XX века (пишу драма, а не трагедия потому, что страна еще жи­ва и способна восстановиться), попросить их почитать и самим сравнить. Не буду навязывать свое мнение, но на некоторые векто­ры размышлений не могу не указать.

Один автор, можно сказать, главное действующее лицо в своей книге «Жизнь по-американски» (так и названной) с любовью и гор­достью пишет о своей жизни, восхищается и уважает свою страну. И по приезде с визитом к нам в Московском государственном уни­верситете уверенно провозглашает: «Мы, американцы, не скрыва­ем своей веры в свободу. По сути дела, это своего рода националь­ное увлечение... Свобода — это признание того, что ни один чело­век, ни одно учреждение или правительство не имеет монополии на правду (курсив мой — ГЛ.), что жизнь каждого человека обла­дает бесконечной ценностью, признание того, что существование каждого из нас в этом мире небессмысленно и каждый может дать что-то миру»170. Вдумайтесь, что и как говорил человек, осущест­влявший верховную власть в своей стране.

Искренний соратник Р. Рейгана, безусловно, выдающаяся лич­ность в своих мемуарах написавшая, что «эта книга посвящается Рональду Рейгану, которому мир обязан очень многим», в завершение ее утверждает: «Ограничение власти и ее подотчетность, верхо­венство правосудия над силой, абсолютная моральная ценность каждого отдельного человека, которую правительство обязано ува­жать, - эти принципы стали действительно неотъемлемой частью политической культуры англоговорящих народов. Они являются основой цивилизованного управления государством (курсив мой — ГЛ.). Они — наш бессмертный дар всему миру»171.

Возможно, что не все так в жизни, как говорится, но главное ка­ков масштаб мышления и какие провозглашаются ценности: чело­век, свобода, закон, демократия, благо.

А теперь обратимся к мемуарам наших лидеров. М.С. Горбачев, самоуверенно начав с перестройки и нового мышления для нашей страны и всего мира, которые, как известно, с треском провали­лись и обернулись для всех нас огромными страданиями, позже не нашел ничего другого, как поплакать в книге «Как это было» о сво­их форосских переживаниях и безграничных трудностях в эти дни для его семьи и, наконец, завершил свои описания в двухтомнике «Жизнь и реформы»172. В принципе, если не вдаваться в детали, вез­де акцент сделан на себе: своих намерениях и мыслях, замыслах и желаниях, о том, как его не поняли, не поддержали, подвели, об­манули, обидели и т.д., и т.п. И совсем ничего о судьбе государства, которое он возглавлял, о том «наследстве», которое он нам всем оставил, о той драме, которая постигла миллионы людей, а многим стоила и жизни. А уже об ответственности, хотя бы моральной, пе­ред своим народом, даже и не подумал. Зато о своем благополучии весьма позаботился и где-то проживает как богатый рантье.

Несомненный интерес вызывают и воспоминания бывшего Пре­зидента Российской Федерации173. Если в первой книге он высшим своим достижением в качестве первого секретаря Свердловского обкома КПСС считал создание волейбольной команды и постоянное ее участие в разных соревнованиях, то в «Записках Президента» ее место занял теннис и развертывание соответствующего клуба его поклонников, через участие в котором решались и многие кадро­вые, и приватизационные вопросы. «Борец» с привилегиями за го­ды правления поднял богатство своей семьи на небывалый ранее уровень, поскольку даже в императорский период имущество дина­стии принадлежало трону.

Что же получается? В странах, где вроде бы культивируется ин­дивидуализм, нажива, конкуренция, власть озабочена свободой, демократией, законом, правами человека и его самореализаций. Она утверждает общественные институты и ценности, и сама подчиняется им. У нас же, где пишут о соборности, коллективиз­ме, милосердии, православии и т.д., власть ориентирована только на себя, на удовлетворение собственного честолюбия и решение личностных проблем, торжество своего «Я».

Но если так мыслят и действуют первые лица, то им вторит «ближний» круг, а затем и дальний. Создается эдакая «лавина» либо служения Отечеству, либо обеспечения эгоистических потреб­ностей. Отсюда, разумеется, и результат: в центре внимания одних государственный интерес своих народов, а других — овладение властью, удержание ее и корыстное использование ее возможно­стей. Таковы реалии жизни, ибо в мире все делается людьми и как они что-то желают, так у них и получается.

По поводу мемуаров наших лидеров, в том числе и массы их со­ратников (список здесь огромен), не могу не отметить один весьма большой обман. Почти все утверждают, что причиной всего про­изошедшего является коммунизм, с которым иначе никак нельзя было покончить. Но, во-первых, коммунизм есть идеология, кото­рая воспроизводится сознанием людей, находящихся в определен­ном состоянии, и ее декретами нельзя запретить. Другое дело, во-вторых, практика реализации идеологии, которая осуществлялась КПСС. Практика, которая имела в разные годы разные проявления, в целом оказалась и жестокой, и кровавой, и неэффективной по результатам удовлетворения общественных потребностей. Она должна была быть прекращена и заменена новой — современной и рациональной.

Однако все как один почему-то забыли, что наряду или под этой идеологией и практикой существовала страна с территорией, насе­лением, производительными силами, наукой и культурой, экономической и оборонной мощью, национальными и геополитическими интересами, которая создавалась и укреплялась в течение 1000 лет не менее чем 50 поколениями ее сынов и дочерей. Эта страна была нужна как нашим народам, так и мировому сообществу, поскольку ее статус имел для всех очень важное значение. Вот эту страну и разрушили именно те, кто возглавлял иерархию партийного ру­ководства, ради того, чтобы самим возглавить независимые госу­дарства и присвоить, и поделить в них богатства, которые народы накапливали столетиями.

И борьба с коммунизмом здесь совершенно ни при чем. Была все­го лишь борьба за власть, а не за какие-либо ценности, интересы, благо, будущее и пр. подавляющей массы людей. Последние так и не получили ни свободы, ни собственности, ни демократии, ни до­стойного уровня материальной и духовной жизни.

Поэтому, если мы свободные и уважающие себя люди, а не мари­онетки, если граждане, а не подданные, если мыслящие создания, а не «винтики», если мы любим свое Отечество, а не безразличные обыватели, то нам всем надо перестать молиться на власть, ждать от нее милостей, восторгаться ее фразами, а вместо этого тщатель­но присматриваться к тем, кто стремится к власти, постоянно ана­лизировать и оценивать того, кто во власти, и обязательно возда­вать по заслугам каждому за те дела, которые были совершены во время пребывания во власти. Пора понять, что власть есть продукт объединения нас всех в государство, и она по своему источнику принадлежит нам и должна осуществляться в наших интересах. Тогда и государственное управление станет работоспособным и эф­фективным, демократическим и ориентированным на развитие.

5 апреля 2003 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Date: 2015-09-25; view: 246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию