Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические аспекты государственного управления





Вовлеченность почти всего взрослого населения страны (в той или иной, разумеется, мере) в государственное управление ставит вопрос о его педагогических возможностях как социального явле­ния, реализуемых посредством его социально-психологического воздействия на отдельных людей, их коллективы, группы, общ­ности. Иными словами, имеется в виду формирующая педагого-психологическая роль государственного управления в обществе. Недооценивать ее нельзя, ибо все в жизни важно и взаимосвязано.

Ничто так не разрушает сознание, а впоследствии и личность, как разрыв, несоответствие между провозглашенными лозунгами, нормами, ценностями, идеалами и их реализацией в жизни, в соци­альной практике. В результате подобного положения, если оно устойчиво и сохраняется продолжительное время, происходит раз­двоение личности, точнее, раздвоение образа жизни: одна сторона — должному, другая — сущему, а внутри себя — полный нигилизм, отрицание всего и социальная распущенность.

В научной литературе по психологии выделяется несколько моде­лей поведения участников совместной деятельности в сложных со­циально-экономических системах: институциональная, или деон-тологическая, отражающая нормативные представления о долж­ной организации совместной деятельности; актуальная, или феноменологическая, представляющая совокупность действитель­ных отношений субъектов совместной деятельности к своим функ­циям, правам, обязанностям и институциональным нормам пове­дения; и идеальная, или онтологическая, в которой происходит совпадение, наложение предыдущих моделей и создаются наиболее благоприятные условия для реализации возможностей человека и эффективного общественного развития131. Государственное управле­ние является предпосылкой и условием, которые совершенствуют институциональную и актуальную модели совместной деятельно­сти людей, совмещают их и приближают к идеальной.

Здесь важно поведение всех участников управленческих процес­сов, но особенно — персонала государственных органов. Нет ниче­го хуже иллюзорности, призрачности, мнимости, видимости управ­ления. Прежде всего следует учитывать педагого-психологическое влияние реакции государственных органов на обращения граждан по осуществлению их законных прав и интересов. По то­му, как принимается такое обращение, как к нему относятся, как его рассматривают, гражданин судит о том должностном лице или государственном органе, к которому он обратился, и в целом обо всей государственной системе. К сожалению, уважительный психо­логический контакт между властью и людьми так и не установ­лен132.

Педагогическая воспитательная роль по отношению к гражданам принадлежит практически всем управленческим элементам. Так, каждый метод обеспечения реализации управленческих функций государственных органов обладает своей силой влияния на челове­ка и соотносится с его поступками и действиями. Требуется глубокая индивидуализация применения методов с учетом и на основе специфики социально-психологических качеств личности. Подобное можно сказать и о всех стадиях управленческой деятельности которые должны осуществляться демократично, объективно, глас но, в соответствии с правдивой информацией и при учете мнений взглядов и позиций всех участников данного управленческого цик­ла. Разного рода фальшь, неопределенность, двузначность, стрем­ление укрыться за бумагой, фразой, «подделывание» под желания или настроения вышестоящих создают сложные социально-психо­логические напряжения в среде участников управления, наруша­ют устоявшиеся и поддерживаемые ими политические и мораль­ные ценности, традиции и установления. Естественно, что боль­шую педагогическую нагрузку несут правовые и организационные формы управленческой деятельности.

Кроме управленческих институтов, на людей влияют конкрет­ные поступки и действия должностных лиц. Характер, содержа­ние, глубина такого влияния во многом зависят от социально-пси­хологического, морального климата в коллективе того или иного государственного органа, определяемого как служебными взаимо­отношениями сотрудников, так и их неформальными, личными взаимосвязями. В научной литературе выделено несколько типов сопряжений должностных лиц между собой: командно-команд­ное — взаимоотношение друг с другом подчиненных и руководите­лей; командно-функциональное — взаимодействие первого руково­дителя и его заместителей; функционально-функциональное — вза­имодействие между должностными лицами одного уровня. Каждое сопряжение наряду с формальной определенностью имеет в качест­ве человеческой основы соответствующее социально-психологиче­ское взаимоотношение. Они должны совпадать и дополнять друг друга. Для служебных отношений с точки зрения их социально-психологического обеспечения актуальным выступает совпадение престижа должности с личным авторитетом того, кто ее занимает133.

Среди личных взаимосвязей различают интеллектуальные, эмо­циональные и волевые. Посредством интеллектуальных взаимо­связей происходит обмен знаниями, опытом, информацией, подхо­дами, позициями, воречивости точек зрения такие взаимосвязи всегда позитивны, ибо проясняют истину. Эмоциональные взаимосвязи могут играть двоякую роль: быть объединяющими (конъюнктивными) и тем са­мым вести к стабилизации управленческого коллектива, или разъ­единяющими (дезъюнктивными), выражающимися в соперничест­ве, неприязни, ненависти и т.д., что ведет к напряжениям, в том числе и по служебным сопряжениям. Волевые взаимосвязи по-раз­ному влияют на выполнение служебных обязанностей, социально-психологический микроклимат и другие параметры состояния управленческого коллектива, и не стоит забывать, что это зависит от силы воли взаимодействующих лиц. В жизни управленческого коллектива интеллектуальные, эмоциональные и волевые взаимо­связи его членов выступают в переплетении, сотрудничестве и столкновении темпераментов, чувств, характеров, воли, мыслей и других психологических особенностей каждого человека134.

В гармонизации формальных и неформальных взаимосвязей определяющие функции принадлежат руководителям. Именно они в возглавляемых коллективах проводят разнообразную работу, имеющую педагого-психологическое содержание. Это: целеполагание, ответственность за результаты общей деятельности, организа­ция совместной деятельности, координация совместной деятель­ности (кто, что, когда, где и как должен делать); контролирование совместных и индивидуальных действий; мотивирование поведе­ния и действий; осуществление коммуникативных связей внутри и вне управленческого коллектива и многое другое. Понятно, что в своих действиях руководитель опирается главным образом на предоставленные ему полномочия. Но столь же важен и его авто­ритет, под которым понимается общепризнанное, неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных досто­инствах, опыте, образцовом выполнении личного и общественного Долга. Практически авторитет выражается в способности лица или группы лиц направить, не прибегая к принуждению, поступки или Мысли других людей в определенное русло. Значит, и каждый ру­ководитель, и общество должны беспокоиться об авторитете, «взращивать» его, в частности, в своих взаимоотношениях, при едино­личном или коллегиальном решении вопросов (как служебных, так и личных). Они призваны уважать друг друга, взаимно забо­титься о поддержании своего авторитета и способствовать своими действиями утверждению авторитета подчиненных руководите­лей.

Следует отметить, наконец, что и сами подчиненные, граждане, соприкасающиеся с управлением, создают в коллективах органов государственной власти и местного самоуправления определенную педагого-психологическую атмосферу. Подобострастие, собствен­ное уничижение, возвеличивание и восхваление руководителей, стремление непременно сделать им приятное и тому подобные ме­тоды развращают руководителей.

Различают несколько форм общения в управленческом коллек­тиве:

- субординационная — общение между руководителем и подчи­ненным по сугубо формальным, должностным служебным вопро­сам, базирующееся на административно-правовых нормах;

- служебно-товарищеская — общение между руководителями-коллегами, в основе которого лежит сочетание административных (обязанности координации деятельности) и моральных норм;

- дружеская — общение между руководителями, руководителя­ми и подчиненными, основанное на морально-психологических нормах взаимного уважения и личной симпатии.

Целесообразны комбинированные формы, позволяющие наряду с поддержанием и укреплением служебных взаимоотношений устанавливать и развивать благоприятные личные взаимосвязи. Существенное здесь заключается в использовании форм общения в равной мере со всеми, с поправкой, разумеется, на индивидуаль­ные, социально-психологические особенности. Каждый член управ­ленческого коллектива должен ощущать на себе равноценное с дру­гими обращение руководителя. Управленческое общение и поведе­ние в рамках иерархического управленческого коллектива — дело очень тонкое, сложное, деликатное. Многое в нем зависит от такта, культуры каждого участника. В этом аспекте есть над чем работать.

Надо сказать и о внешней управленческой деятельности, кото­рую ведут государственные органы и их должностные лица при осуществлении взаимодействия с другими государственными орга­нами, со всеми управляемыми объектами, при общении с гражда­нами. Тут тоже содержится обширная сфера педагогического, со­циально-психологического влияния, о котором нельзя забывать.

В общем в государственном управлении, несмотря на его «плот­ную» институционализацию, все зависит от человека, им иници­ируется, осуществляется и по нему выверяется. Человек придает государственному управлению творческое, развивающееся, ди­намичное начало. Главное — владеть им и умело использовать в управленческих процессах.

 

Вопросы для размышления и дискуссии

1. Какие особые требования предъявляются к персоналу государ­ственного управления и почему?

2. Что такое государственная служба? В чем ее смысл и основные проблемы?

3. Дайте определение управленческой культуры граждан и рас­кройте ее составляющие элементы.

4. В каких направлениях и как проявляются педагогические ас­пекты государственного управления?

5. Как наладить рациональные взаимоотношения в управленче­ском коллективе?

 

 

Date: 2015-09-25; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию