Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественного произведения





АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(СХЕМА)

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на историческую обстановку, ситуацию идейной, эстетической и философской борьбы в обществе в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки; в последнем случае имеется в виду:

- борьба литературных направлений,

- место данного произведения в ряду других произведений автора;

- место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

- творческая история произведения;

- оценка произведения в критике;

- своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

- оценка произведения в контексте современного прочтения.

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания – что хотел сказать автор и план выражения – как ему удалось это сделать).

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(тематика, проблематика, конфликт и пафос):

ТЕМА – то, о чем идет речь в произведении; объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих внимание автора в произведении, то, что он пытается осмыслить, к чему автор пытается вызвать интерес читателей; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении (область отражения реальности).

Созвучна ли тема основным вопросам своего времени?

Связано ли с темой название, и если связано, то как?

Каждое явление жизни – это отдельная тема; совокупность тем – тематика произведения.

Темы произведения могут быть «внутрихудожественными» (внутрилитературными) и «внехудожественными».

Внутрилитературные темы – явления жизни, связанные с самопознанием художника, актами его творчества, а так же различного рода пародии и подражания предшествующим словесно-художественным формам; темы творчества, замкнутого на себе самом («Портрет Дориана Грея» О. Уалъд, «Портрет» Н. Гоголь),

«Внехудожественные» темы – явления жизни, относящиеся к внехудожественной реальности во всей ее многогранности и противоречивости.

В ряду последних относительно самостоятельное значение имеют:

Вечные темы – это те сферы бытия человека, которые являются общими для всех времен и народов и которые неизменно на протяжении веков привлекают к себе внимание как авторов, так и читателей (например: темы детства, отрочества, юности, зрелости, старости; темы нравственности, греха и праведности, любви и ненависти; темы корыстолюбия и бескорыстия, жажды власти; темы войны и мира, общественной и частной жизни и т. д.). Вечные темы могут составлять явную основу произведения или же присутствовать в нем подспудно.

Националъные темы – те явления жизни, ее особенности, которые характерны для определенного этноса и воспринимаются посторонним читателем как национальная экзотика («Хожение за три моря» А. Никитин, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзин, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищев, «Москва – Петушки» В. Ерофеев).

Исторические темы – фактор времени является своего рода «сверхтемой»; все прочие явления жизни рассматриваются через призму истории («Мать» М. Горький, «Хождение по мукам» А.Н. Толстой, «Тихий Дон» М. Шолохов).

Темы не изолированы друг от друга и могут составлять некое нерасторжимое единство («Евгений Онегин» А.С. Пушкин, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков). Тема произведения может быть актуальной (в контексте своего времени) и малоактуальной, общественно значимой или представляющей частный интерес, широкой или локальной (узкой), представленной открыто (декларируемой) и существующей подтекстово (подспудно, опосредованно).

ПРОБЛЕМА – сторона жизни, являющаяся фактором неблагополучия, противоречия, несоответствия между существующим и должным, желаемым и реальным; та объективно существующая «точка напряженности», которая особенно интересует писателя (область постановки вопросов). Одна и та же тема может послужить основой для подстановки разных проблем.

Тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного; проблема взаимного paзвращения, утраты человеческого достоинства и со стороны крепостных, и со стороны «крепостников»; проблема социальной несправедливости...).

Проблематика – совокупность проблем, так или иначе затронутых в произведении. Автор не может в своем произведении фиксировать внимание только на одном, в противном случае получится крайне схематичное и одностороннее произведение, отличающееся узостью взгляда на жизнь.

Затронутые писателем проблемы могут быть соотнесенными между собой или не соотнесенными; равнозначными или неравнозначными (главная проблема и дополнительные).

Проблемы могут возникать как фактор противоречия в любой из систем отношений (например, «личность – общество», «творец – искусство», «человек – история», «человек – человек», «человек – природа» и т.п.). В зависимости от призмы творческого внимания писателя (основной направленности его интереса), проблематика может быть социально-политической, нравственно-этической, национально-исторической, культурно-бытовой, мифологической, философской и др.

ИДЕЯ – основная мысль произведения о предмете или явлении, в нем описанном; то главное, что хотел сказать автор по поводу проблемы; направленная авторская оценка и интерпретация описываемых жизненных явлений; «жизненный урок», возникающий как результат знакомства с произведением и постижения его (область художественных решений), «...самобытное нравственное отношение автора к предмету» (Л.Н. Толстой).

Выражается всей структурой художественного произведения.

Идейный мир произведения включает в себя художественную идею, авторское представление об идеале, систему авторских оценок – авторскую концепцию.

ПАФОС – эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств; эмоциональный тон, настрой произведения.

«Пафос всегда есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею» (В. Г. Белинский)

(Может быть утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий). Различают пафос героический, драматический, трагический, сатирический, комический, романтический и пафос сентиментальности.

 

Date: 2015-09-25; view: 429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию