Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
У нас, в РоссииОтмеченные выше процессы развития права в современную эпоху, в том числе процессы правовой конвергенции, затрагивают в основном передовые, демократически развитые страны, которые существенно продвинулись в утверждении ценностей последовательно демократических, либеральных цивилизаций. Да и здесь, как это проявилось в связи с событиями в Югославии 1999 г., еще немало сбоев, явлений, выбивающихся из общего потока такого рода процессов. Передовые интегрированные правовые структуры довольно быстро утверждаются и в ряде других стран, прежде всего "молодых" государственных образований, твердо вставших на путь современного демократического и правового развития. В немалом же числе стран, особенно экономически и социально отсталых, указанные процессы только намечаются. Либо даже в лучшем варианте могут рассматриваться в качестве более или менее отдаленной перспективы. Особо сложной в этом отношении является ситуация в государствах, которые не имеют прочных, укоренившихся во всем строе и образе жизни людей перспективных правовых традиций; тем более если в этих странах естественный ход цивилизационного развития оказался прерванным, произошел сброс в обстановку тоталитарных фанатичных режимов и ныне идет трудный и мучительный процесс освобождения от наследия прошлого и освоения институтов и ценностей современного гражданского общества. Из этих стран, быть может, наиболее сложной является обстановка в России. В этой связи – несколько кратких замечаний о возможностях и перспективах восприятия и реализации в российском обществе процессов, характерных для идущего в настоящее время мирового правового развития. В том числе тех процессов, которые выражают утверждение в жизни общества права человека, институтов, принципов и идеалов "права цивилизованных народов". Прежде всего было бы опрометчивым и губительным для перспективы цивилизационного развития России встать на путь ускоренного, одним по-большевистски мощным броском выйти в области права на уровень передовых демократических стран. Результаты проведенных в подобном темпе и устремлениях в 1992—1996 гг. "кардинальных" экономических реформ, которые привели не к формированию свободной конкурентной рыночной экономики с устойчивым постиндустриальным экономическим развитием, а к одному из вариантов номенклатурного полукриминального капитализма, должны быть для нас горьким поучительным уроком. Вместе с тем сама логика перехода от тоталитарного строя советского образца к современному гражданскому обществу требует известных "опережающих" акций именно в области права – авангардного достижения тех рубежей, которые могли бы стать ориентиром и надежной опорой для плодотворного экономического и социального продвижения вперед в общем направлении демократического реформирования. Но такое "опережение" – внимание! – должно происходить все же в соответствии с существующим состоянием правового развития страны (в том числе в области правовой культуры, правосознания), а главное – в согласии с позитивными юридическими реалиями, которые выражают уже определившиеся в прошлом и вошедшие в жизнь типовые характеристики, принадлежность к той или иной семье права. Пусть даже эти юридические реалии и характеристики – как это произошло в России – во многом, а при советском строе – чуть ли не исключительно, имели преимущественно внешний характер, не очень-то затрагивающий реальную политическую и социальную жизнь. Это значит для российского общества в условиях, когда оно только-только начинает выходить из строя всепоглощающего коммунистического тиранического режима, не осуществление некой "правовой конвергенции", во всяком случае – в полном ее объеме, а в первую очередь максимальное, насколько это возможно, использование тех ценностей на одном из магистральных направлений мирового правового развития – ценностей права романо-германского (в основном – германского) типа – путь, на который Рос-сил твердо уже встала и стала развиваться, начиная с XVIII—XIX вв. И на котором, надо добавить, в результате реформ Александра II и самой логики общественного развития Россия достигла ко времени большевистского переворота пусть и скромных, но все же заметных успехов (что и было использовано для внешне престижного антуража, характерного для "византийства" советского коммунистического режима). С этих позиций нужно видеть, что те скромные достижения в направлении "опережающего" правового развития, которые можно отнести к "плюсам" проходящих ныне российских реформ (это, по многим данным, Конституция 1993 г. в основном с ее гуманитарно-правовой стороны, Гражданский кодекс, ряд других законодательных документов, первые шаги реформирования судебной системы), – это, главным образом, реализация ценностей "права, выраженного в законе". А отсюда – в полном соответствии с первыми фазами такой реализации, которую прошли или проходят все страны, где утвердилось право романо-германского типа. Это наряду с рядом позитивных сторон правового развития (в том числе в отношении юридико-конструктивного правового содержания) возвеличивание закона, признание его абсолютного и безусловного верховенства, за исключением лишь, пожалуй, того, что может быть отнесено к негативным сторонам формулы "диктатура закона". И одновременно – настороженное или прямо отрицательное отношение к судебным прецедентам, сведение назначения суда к одной лишь функции строгого и неукоснительного проведения в жизнь "воли законодателя". С этих же позиций следует признать, что и на ближайшее, быть может, и на более отдаленное время именно культура закона, при всех "коварствах" закона, других его недостатках, останется при благоприятных политических и социальных условиях (и это, скажу еще раз, неизбежная фаза правового развития страны с юридической системой романо-германского типа) оптимальным направлением отечественного правового прогресса. Именно здесь, на таком направлении отечественного правового прогресса, произойдет, будем надеяться, интеллектуальное обогащение права, повышение его структурированности, наращивание его богатства в юридико-конструктивном отношении – всего того, что необходимо для твердой законности и одновременно для постепенного обретения российской юридической системой технико-юридического совершенства и качеств права человека. Вместе с тем такого рода направленность современного правового развития России, ориентированного на максимальное использование потенциала культуры закона, вовсе не исключает известных шагов также и в направлении повышения значимости судебной практики, подготовки к тому, чтобы в перспективе поставить на службу формирования современной юридической системы России также и достижения прецедентного права. И конечно же, и на "сегодня", и на "завтра" задача первостепенной важности – это возвышение права, придание ему значения цели и идеала социального развития. А как на некоторый кульминационный пункт или ключевое звено перспектив правового развития в российском обществе следует указать на важнейшее звено высокой культуры права – правоведение и правоведов. Именно от уровня социальной и профессиональной значимости нашего правоведения, от его состояния и реального места в жизни общества, а в этой связи – от усилий, гражданственности и мужества российских правоведов решающим образом зависит как решение всех упомянутых выше задач, составляющих суть предстоящей действительной российской правовой реформы, так и в целом судьба права в России. 8. Борьба за право – два звена Эта книга по авторскому замыслу и сути рассматриваемых проблем, помимо решения ряда теоретических задач, призвана поддержать настроения оптимизма и веры в право. И значит – в оптимистическое будущее людей, всего человеческого сообщества. Для нас, в России – в преодоление бед и проклятий прошлого и выход с помощью потенциала права на уровень современной цивилизации, устойчивого экономического и социального развития. Но в завершение книги приходится с некоторой жесткостью расставить акценты в такого рода настрое. И сказать о том, что право в том виде, в каком оно сообразно своим идеалам и ценностям обрисовано в книге, не состоится (с несбывшимися надеждами и со всеми негативными в этом случае последствиями), если повсеместно, "всем миром" не повести целенаправленную, бескомпромиссную борьбу за право. И дело не только в том, что право, по словам знаменитого немецкого правоведа Рудольфа Иеринга (на мой взгляд, юриста "от Бога", одного из немногих мыслителей, глубоко и тонко понимающих сам феномен юридической материи), не в пример "растению", произрастает не само собой – не само по себе раскрывается в истории. И не в том еще, что мысль о необходимости борьбы за право, справедливая сама по себе, становится еще более значимой и в чем-то очень острой и тревожной, если видеть в праве объективированное бытие Разума, средоточие интеллектуальных богатств, высокозначимых юридических механизмов и конструкций, от которых решающим образом зависят сложные проблемы современности. Главное, что предопределяет необходимость последовательной борьбы за право в современных условиях, заключается в том, что ему, праву, и в особенности праву, которое должно служить человеку, противостоят могущественные противоборствующие силы. Силы, скажем так, антиправовые по своей сути. То есть такие, для которых право представляет собой ненужное и даже вредное явление. А если в чем-то нужное и полезное, то не в развитом виде, не в своем исконном предназначении в сообществе разумных существ, -– служить человеку, но всего лишь в своих усеченных, ограниченных качествах, главным образом в виде права власти, верной и безропотной "службы" упомянутых могущественных сил, "крыши" для оправдания любого своеволия, некоего сугубо "оформительского" служебного подсобного инструментария в политической и деловой жизни, где главными силами являются власть и деньги. Борьба за право во всех гранях и ипостасях этого трудного дела включает ряд составляющих, которые охватывают и уровень развития институтов гражданского общества, и состояние культуры и гражданственности в стране, и характер утвердившейся политической власти, и темпы экономического развития, и особенности всего общественного сознания, и многие другие факторы, касающиеся, в сущности, всех сторон развития общества. И все же, при всей важности только что отмеченных и иных факторов, хотелось бы выделить (с учетом разработок в этой книге) два ключевых звена. Первое из них – это интенсивная разработка идей права, обретение ими высокого научного и гражданского признания. Идеи права в современном их понимании достойны того, чтобы они стали одним из центров интеллектуальной, духовной жизни общества, ничуть не уступающим науковедческому статусу передовых естественно-научных и технических знаний. Ведь общества же, в которых утверждаются последовательно демократические, либеральные цивилизации, – это постиндустриальные, технологически и информационно развитые общества, и в не меньшей мере – общества свободные, самоуправляющиеся, сутью и стержнем которых становится право. Право, которое позволяет людям утвердиться в великих демократических ценностях и, используя могущественный потенциал юридического инструментария, справиться с "негативами либерализма", с вырывающейся на простор вольницей, со вседозволенностью в потребительских страстях, сделать свободу в высшем цивилизационном понимании исходным началом и стержнем достойной жизни людей, обратить ее в человеческую активность, творчество, свершения ума – основу восходящего развития человеческого рода1. Именно тут можно ожидать утверждения позиций подвижников, активных и искренних приверженцев идей права, непреклонных борцов за правовые идеалы и ценности. И в т о р о е ключевое звено. Это понимание, разработка и использование всего потенциала права – уникального юридического инструментария, юридических механизмов. Сейчас становится все более очевидным, что использование потенциала права по "запросам эпохи" не сможет сколько-нибудь существенно продвинуться вперед, если по-прежнему ограничиваться одними общими положениями о праве (даже теми, затронутыми в этой книге, которые касаются известного поворота в самом понимании права). Необходимо основательное проникновение в глубины, тайны правовой материи. А отсюда – в богатейший арсенал юридического инструментария и правовых механизмов, которые – как все более и более выясняется в настоящее время – способны обеспечить решение коренных задач экономического, политического и социального развития. Тем более что именно при таком подходе в полной мере раскрывается и смысл права, его назначение в жизни людей. И здесь на основе научных данных, соответствующих требованиям нынешней эпохи, постепенно вырисовывается главная сфера научно-прикладных исследований и практической деятельности по использованию потенциала права. Это разработка (и на общетеоретическом уровне, и во всех специальных юридических дисциплинах) оптимальных юридических конструкций, которые на основе основополагающих правовых идей, мировой юридической культуры и нынешнего практического опыта способны обеспечить утверждение ценностей последовательно демократической цивилизации, торжества Разума, права человека. Не могу не заметить в этой связи, что определяющую роль в рассматриваемых гранях борьбы за право призваны сыграть знатоки юриспруденции, овладевшие высотами и тонкостями юридических знаний, для которых утверждение ценностей и идеалов права в жизни общества стало не только самой сутью миропонимания и сферой утонченных научных знаний, но и смыслом жизни, личной судьбы. Ну и, конечно, надо надеяться при этом на понимание и признание основательных разработок права в обществе, рассмотрение и оценку их как нашего общегражданского дела.
|