Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития отношений бизнеса и власти в России





На протяжении всего периода после распада СССР характер взаимоотношения власти, бизнеса и общества на федеральном и региональном уровнях подвергался существенным переменам. Условно можно выделить три временных этапа:

1) 1992–1997 годы – зарождение основ российского лоббизма и GR, усиление роли регионов и становление практики «кремлевского» лоббизма

2) 1997–2001 годы – спад в динамике отношений бизнеса и власти, последующая кратковременная интенсификация и переход контактов на новый уровень

3) 2002–2007 годы – развитие взаимных контактов в сфере бизнеса и власти; частичное «сплетение» данных сфер.

В начале 1990-х годов представители крупного бизнеса и лидеры субъектов федерации искали способы политического обеспечения своих интересов, стремились занять привилегированное положение в новой системе власти и тем самым влиять на процесс принятия решений в федеральном центре. С учетом ослабленности центральных политических структур, процесс развития регионов шел крайне активно. Власть на местах была практически неограниченной, чем активно пользовался бизнес. Это проявлялось в процессах приватизации собственности «на местах» и непосредственно в хозяйственной деятельности. Условия для ведения бизнеса в различных регионах могли отличаться друг от друга весьма ощутимо. К 1996–1997 годам процесс децентрализации – и политической, и экономической – достиг апогея, что вылилось в серию конфликтов разного масштаба между федеральной властью и отдельными регионами. Дополнительным фактором обострения напряженности послужил «кремлевский лоббизм» – ситуация, когда власть взяла на себя часть коммуникативных функций бизнеса для коммуникаций с еще более «высокопоставленной» властью.

Во второй половине 1990-х годов федеральная власть имела довольно слабые позиции. На этом фоне на уровне муниципалитетов и регионов начала выстраиваться новая модель управления экономикой, основанная на неформальных рычагах воздействия на частный бизнес и превратившаяся в решающий узел противоречий между консолидировавшейся властью в регионах и ослабленным федеральным центром. Своеобразным поворотным пунктом стал кризис 1998 года. Первоначальная фрагментарность взаимоотношений бизнеса и государственных органов постепенно сменялась более тесным сотрудничеством. Из-за изменившейся мировой конъюнктуры более выгодным стало взаимодействие с центральной властью. Рост цен на нефть и активизация транснационального бизнеса в экономически развитых странах упрочил позиции федеральных чиновников в диалоге как с регионами, так и с частным бизнесом. Постепенно стала формироваться основа взаимодействия в течение последующей «пятилетки». Этой основой стал молчаливый консенсус – бизнес не стремится в федеральные органы власти, а та не обращает внимания на детали приватизации в регионах. Более уверенная консолидация федеральной элиты началась после кризиса 1998 года (одновременно сократилась власть элиты региональной). С приходом к власти В.В. Путина в 2000 г. ситуация кардинально поменялась. Экономический рост и благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках привели к тому, что федеральная административная элита утратила стимулы к необходимости стратегического союза как с крупным бизнесом, так и региональными лидерами. И крупный бизнес, и регионы фактически капитулировали. Крупный бизнес был «равноудален» – отстранен от процессов выработки и принятия важнейших политических и социальных решений. Статус глав регионов был резко понижен, региональные лидеры оказались выведены за пределы правящей группировки.

Вскоре был сделан еще один шаг на пути утверждения новых параметров регулирования взаимоотношений между бизнесом и властью: переход в 2004 г. к избранию глав исполнительной власти субъектов РФ законодательными собраниями регионов по представлению президента. Речь шла о «мягком» варианте назначения губернаторов. Постепенно стороны приняли комплекс негласных взаимных обязательств: власть отказалась от пересмотра итогов 1990-х годов(ваучерная приватизация, семибанкирщина*вспоминаем презенташки) в обмен на невмешательство в политику со стороны бизнеса. В 2000– 2002 годах еще продолжало существовать, несмотря на постепенное укрепление позиций федеральных властей, крайне важное равновесие сил во взаимоотношениях государства и бизнеса.

С 2000 г. российская политическая система приобретает новые качества, главное из которых состоит в утверждении моноцентризма, максимальной замкнутости на Кремль новой системы власти. Приход В. Путина к власти означал для бизнес-элиты и ее политического влияния на федеральном уровне не только новые ограничения, но и новые возможности. Произошло расширение каналов политического влияния бизнеса через Государственную Думу, Совет Федерации, институты корпоративного представительства и так называемый режим консультаций. Крупный бизнес превратился во второй (после «силовиков») источник рекрутирования политической элиты как в центре, так и в регионах.

В 2000–2003 годах в стране начался кратковременный период бурного расцвета отношений между бизнесом и властью. Государство в экономику особо не вмешивалось, что послужило стимулом для лоббирования бизнесом своих интересов через отраслевые ассоциации и отдельных политиков в парламентских органах власти. Лоббирование осуществлялось различными методами. Происходили депутатские запросы по заказу различных компаний, с подачи предпринимателей и отраслей регулярно организовывались парламентские слушания. Многие бизнесмены благодаря успешным коммуникациям с органами власти увеличили стоимость собственных активов в сотни раз. Обратной стороной медали явилась чрезмерная уверенность в своих силах – ряд бизнес-субъектов решил сыграть с государством в политические игры «по-крупному». Не все они оказались успешными.

Причины провала конструкции былых взаимоотношений лежали в различиях менталитета власти и бизнеса, глубоком взаимном недоверии, неготовности сторон к поиску компромиссов. Интересы власти и бизнеса разошлись: если в интересах Кремля было создание условий для закрепления нового моноцентрического режима, то часть бизнес-элиты стремилась к сохранению политической автономии. Кремль, сделав проблему итогов приватизации предметом публичного обсуждения, поставил под сомнение статус наиболее крупных частных собственников. Диалог власти и бизнеса был прерван, и попытки его возобновления успехом не увенчались.

Крупный бизнес пытался адаптироваться к меняющимся политическим условиям с помощью различных стратегий, основными из которых были тема «социальной ответственности» и участие в избирательной кампании в Государственную Думу в декабре 2003 год. Кроме того, была использована стратегия «похода в регионы». Но, несмотря на это, власть демонстрировала, что эпоха кумовства и «особых отношений» заканчивается. Общий посыл был примерно таков: «Помощь от бизнеса не нужна, и она не принимается. Федеральная власть достаточно уверена в том, что справится сама».

В настоящее время федеральная власть ищет выход из сложившейся ситуации во взаимоотношениях с бизнесом на двух направлениях: через поиск новых механизмов взаимодействия с бизнесом и реализацию административной реформы. Итоги этого процесса во многом контрпродуктивны: конкретные механизмы частно-государственного партнерства отсутствуют, а административная реформа привела к дезорганизации работы министерств и ведомств, к снижению профессионализма чиновников. Власть отводит бизнесу подчиненное место в реализации приоритетных задач, происходит дальнейшее снижение автономии крупного бизнеса как политического субъекта, его возможности по обеспечению своих политических интересов в федеральном центре существенно сократились. Начиная с 2000 г. появляются признаки оттеснения крупного бизнеса от процессов принятия, выработки и даже обсуждения серьезных политических и социальных решений. Иначе говоря – полный запрет на политику.

 

17. Маркетинг территорий и деловой климат регионов России

Маркетинг территорий - продвижение региона, его имиджа с целью улучшения политической, экономико-социальной ситуации. Чем лучше коммуникация внутри региона и между регионом и внешними акторами, тем эффективней происходит взаимодействие. Цель – привлечение инвестиций и кадровых ресурсов.

Национальный бренд – бренд страны как государства, обладающего уникальными компетенциями в области экономического производства, связанными с особенностями культурно-исторического развития.

Региональный бренд – бренд российских городов и регионов, выступающий как инструмент маркетинга данной территории.

Основные направления:

1) Продвижение туризма и стимулирование иностранных туристических контрагентов (в Москве были попытки создать туристические маршруты («Золотое кольцо Москвы») в рамках Садового Кольца, предполагалось создать около 20 подобных маршрутов).

2) Задействовать продвижение региональных брендов,

3) Инвестирование в инициативы по повышению имиджа.

4) Содействие продвижению индивидуальных брендов товаров и услуг, т.е. брендов претендующих на то, чтобы стать компонентами национального или регионального бренда.

5) Проведение фундаментальных и прикладных исследований в данной области, продвижение инноваций, развитие образование.

6) Формирование координации проведения мероприятий, призванных способствовать продвижению брендов.

7) Создание новых городов, агломераций и. На федеральном уровне России были заключены некоторые предварительные соглашения, например, Ростов-на-Дону + Таганрог + Новочеркасск = Большой Ростов. За границей примеры: Большой Токио, Лондон и пригороды.

8) Проведение мероприятий, имеющих международное значение (саммит «АТЭС -2012» во Владивостоке).

Деловой климат регионов оценивается различными рейтинговыми агентствами на основе собственной методики. Примеры:

а) исследования World Bank «Doing Business in Russia». Индекс простоты ведения бизнеса в России рассчитывается как среднее значение рейтинга по четырем показателям с равными весами каждого из них (затраты и число бюрократических операций, необходимых для: регистрации предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к сис-ме электроснабжения и для регистрации собственности). По данным на 2012 г., среди 30 городов РФ ведение бизнеса проще всего в Ульяновске, Саранске и Владикавказе.

б) рейтинг Forbes «Лучшие для бизнеса города России». Составляется на основе данных по притоку инвестиций, среднему уровню зарплаты, количеству компаний, количеству преступлений и т. д. Также принимаются в расчет «отзывы читателей» и региональных отделений бизнес-ассоциаций (ОПОРА России). В рейтинге 2012 г. из 30 городов лидируют Сочи, Уфа, Челябинск.

в) ЭКПЕРТ «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России» - строится на основе официальной информации Росстата и статистики федеральных ведомств: Минсвязи, Минфина, Минприроды, ФСФР и Центробанка. Инвестиционная привлекательность оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск – какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из 9 частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск – из 6 частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ. Наилучшее сочетание «максимальный потенциал — минимальный риск» в последнем отчете было зафиксировано в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и в республике Татарстан.

Как видно из примеров, каждый рейтинг рассчитывается по уникальной методике с акцентом на разные показатели.

14. Лоббизм-деятельность, связанная с оказанием влияния экономических агентов на власть для создания выгодных для бизнеса условий для работы-в первую очередь правовых, но не только.

Что необходимо(по Фокину из лекции)-

1)знать предмет

2)работать по одному направлению

3)прописать «дорожную карту»

4)нельзя недооценивать себя

Техники:

1) Прямое денежное стимулирование

2) Предпроектная документация(почему проект хорошо?-сделать работу за чинвника)

3) конкурсно-тендерные решения(откаты)

4) коммуникационное взаимодействие(у каждого свои интересы)

5) широкая общественная дискуссия,экспертиза

6) правовой метод(судебные проверки, прокурорские решения)

7) технология «прямого общения»

8) технология «общения с исполнителями»

9) написать запрос

 

На данный момент российскими исследователями выработано множество различных классификаций лоббистский технологий. Основные из них включают следующие типы:

· «прямое» и «косвенное» лоббирование

«Прямое» лоббирование - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Иными словами это лоббизм, который осуществляется при непосредственном контакте лоббиста с субъектом, обладающими полномочиями принятия необходимого субъекту лоббирования решения.

«Косвенное» лоббирование — это лоббизм, в котором прямые контакты отсутствуют или же они имеются, но с лицами, не обладающими полномочиями принятия необходимого субъекту лоббирования решения, но имеющими возможность оказывать эффективное влияние на процесс принятия данного решения. Наиболее эффективным механизмом косвенного лоббизма является апелляция к широкой аудитории общественности. Эта работа может осуществляться как внутри государственных учреждений, в виде проведения парламентских слушаний и «круглых столов», так и вне их, путем публикации опросов общественного мнения, широких кампаний в СМИ и т. д.

· «публичное» и «непубличное» лоббирование

Механизмами публичного лоббирования являются: демонстрации, забастовки, бойкоты, политические заявления, мобилизация общественного мнения через СМИ и т. д.

Механизмами непубличного лоббирования являются: спонсорство, финансирование проектов, личная поддержка и личное убеждение, предоставление эксклюзивной информации, а также угрозы и принуждение.

· индивидуально-обособленное и «перекрестное» (групповое) лоббирование

При индивидуально-обособленном лоббировании субъект лоббистской деятельности самостоятельно, в одиночку отстаивает групповые интересы.

При перекрестном (групповом) лоббировании заинтересованные в решении стороны договариваются между собой, например, о взаимной поддержке в проведении законопроекта через тот комитет, где может быть принято наиболее благоприятное решение и т. д.

· коалиционное лоббирование

Это лоббистская деятельность группы субъектов с единой целью и единой задачей. В этом случае возникает новый субъект лоббистской деятельности — некий коллективный лоббист.

Коалиционное лоббирование является эффективной формой лоббистской деятельности, особенно тогда, когда оно объединяет мощные структуры, которые и в отдельности представляют серьезное лобби. Главное в коалиционном лоббировании — умение договориться, урегулировать все аспекты совместной заинтересованности.

В российской практике коалиционное лоббирование традиционно имеет место, когда в Государственной Думе обсуждаются вопросы агропромышленного комплекса, дорожно-строительного сектора, военно-промышленного комплекса.

· ситуационное и стратегическое лоббирование

Эти два вида лоббизма отличаются между собой по фактору, играющему главенствующую роль в целях и задачах воздействия.

Для ситуационного лоббирования характерно стремление реализовать сиюминутный интерес. В противоположность этому стратегическое лоббирование, как правило, ориентируется на долгосрочную перспективу.

· криминальный лоббизм

В данном случае речь идет о негативных и теневых сторонах лоббистской деятельности. Тем не менее, она имеет место в структуре лоббистских технологий и в развитых парламентских странах. В периоды политической и экономической нестабильности этот механизм лоббистской деятельности становится доминирующим.

Суть любой лоббистской кампании заключается в том, что лоббист должен воздействовать на лицо, принимающее решения, (ЛПР) используя различные каналы коммуникации. Для российской практики наиболее распространены следующие технологии лоббирования:

ü Технология 1. GR-менеджеры или руководство компании лично доносят свою позицию до ЛПР.

Эта технология становится возможной в след. случаях:

1) у компании есть возможность добиться личного приема у ЛПР. Этого легко добиться в случае, если ЛПР является депутатом или же компания является достаточно крупной, чтобы её позиция интересовала чиновника исполнительной власти.

2)Представители компании являются членами координационных или совещательных структур при органах государственной власти.

3) Организация встреч между представителями ассоциации, куда входят представители компании, и государственными чиновниками. В качестве примера можно привести регулярные встречи В.Путина с федеральными бизнес-ассоциациями: РСПП, Объединением предпринимательских организаций России, «Деловой Россией», ТПП.

4) Встреча топ-менеджеров компании с государственными чиновниками на форумах, конференциях, круглых столах.

ü Технология 2. Воздействие на ЛПР через агентов влияния

В случаях когда у субъектов лоббирования нет возможности установить непосредственный контакт с чиновником или политиком, в коммуникационную цепочку добавляется посредник – агент влияния. Это может быть лицо из ближайшего окружения ЛПР, или же его коллега, с которым удалось установить личный контакт.

ü Технология 3. Использование СМИ как инструмента влияния на ЛПР

Существует два основных варианта использования медиатехнологий в лоббистских коммуникациях. Во-первых, лоббистами используется сила общественного мнения, формируемого СМИ. Эти публикации используют не для непосредственного воздействия на ЛПР, а для создания более благоприятной среды для использования других технологий. Во-вторых, воздействие осуществляется непосредственно на ЛПР специализированными СМИ, поставляющими информацию для элиты. Большинство лоббистских медиа-сообщений циркулирует именно в элитарном медиаполе, а уже оттуда поступает во все остальные СМИ. Наиболее распространенный пример непосредственного влияния на ЛПР посредством СМИ – так называемые «открытые письма», которые публикуются в газетах или журналах.

ü Технология 4. Лоббирование «грасс-рутс»

«Грасс-рутс» технология во многом является продуктом американской политической культуры и в полной степени не может быть воспроизведена в любой другой политической системе. Суть этой технологии заключается в том, чтобы добиться массовых акций в поддержку той или иной инициативы. (вспоминаем рассказ друга Факина о Лопыревой на какой-то акции)

 

Date: 2015-09-25; view: 1485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию