Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная сфера и ее элементы





Инновационная деятельность - процесс, который включает в себя возникновение идей, ее разработку, освоение в производстве, производство, выход на рынок, достижение коммерческого успеха, предпринимательство и процесс управления всеми этими этапами.
Инновационная деятельность влияет на конкурентоспособность по 2 направлениям:
1.Новые технологии, новое оборудование приводит к снижению издержек, более экономному использованию ресурсов, что позволяет снизить затраты, цены, и в результате рост конкурентоспособности продукции за счет ценовых факторов.
2.Использование новых технологий, нового оборудования, новых моделей управления и т.д. позволяет создавать продукты с улучшенными характеристиками с более высокими технико-экономическими параметрами, новым дизайном, а также совершенно новые товары, удовлетворяющие новым потребностям, что делает продукт конкурентоспособным по неценовым факторам.
В настоящее время существует более 800 определений инноваций и инновационной деятельности. Это связано со сложностью рассматриваемого явления. В то же время наиболее точеного подход, при котором инновационная деятельность определяется как возникновение идеи, ее разработка, производство, выход на рынок, и достижение коммерческого успеха. Делается акцент на то, что инновации представляют собой не только новизну, но и получение коммерческого успеха, т.е. выход на рынок. При этом коммерческий успех понимается в широком смысле слова, как реализация результатов инновационной деятельности в конкретной сфере деятельности (у потребителя)
Характерные особенности инновационной деятельности:
1.повышение риска;
2.цикличность на микро- и макро-уровне; (на макро уровне, связана с большими циклами Кондратьева, на микро-уровне с жизненным циклом конкретного изделия)
3.зависимость эффективности использования ресурсов от уровня новизны технологии;
4.специфический маркетинг и модели продвижения инноваций на рынок

11.Рынок новаций (новшеств)

Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с инновационным предпринимательством, условиями и местом реализации товаров-новшеств. Рыночный механизм, как известно, включает цены, деньги, кредит (с присушим ему процентом) и другие стоимостные категории. К рынку новшеств имеют отношения спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и др. Рыночный механизм обслуживает обращение товаров-новшеств и является фактором его управления. Одновременно он используется для воздействия на производителей новшеств и предпринимателей.

Наиболее массовый инновационный товар, представляющий собой продукт интеллектуальной деятельности с определенным сроком жизни и морального старения

Несколько взаимосвязанных новшеств, образующих новую потребительскую ценность и отражающих определенные тенденции развития техники и технологии Комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребности в новых продуктах (и) или новое качество экономического роста

Комплекс единичных объектов и базовых новшеств, вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность

Определенные расхождения в о&ьектной структуре спроса и предложения могут быть вызваны: отказом предпринимателей (покупателей) от базовых новшеств, требующих значительных инвестиций, неудовлетворением качеством (техническим уровнем) ряда новшеств, нежеланием менять традиционные технологии и поставщиков сырья, даже в ущерб его экономии и пр.

Во многих случаях спрос на новшества не может быть удовлетворен из-за отсутствия адекватного предложения. Эта ситуация характерна для наукоемких отраслей техники и технологии. Сложность и комплексность проблем развития определяет значительные временные разрывы между появлением спроса на новшество и его удовлетворением.

Формирующийся рынок имеет ряд существенных особенностей. Рынок новшеств не может нормально функционировать без признания права на объекты интеллектуальной собственности, которые сегодня широко реализуются в экономическом обороте. Новшества как объекты интеллектуальной собственности рассматриваются как товар особого рода, который можно отчуждать в товарно-денежной форме. Участники экономического оборота должны считаться с особыми качествами интеллектуальной собственности: надлежащей лигитимизацией объекта (наличие исключительного права на продукты, вовлекаемые в экономический оборот), формой передачи, объективным наличием интеллектуального продукта в хозяйстве соответствующего субъекта рынка новшеств.

Поступающая в экономический оборот интеллектуальная, в первую очередь, промышленная собственность и производные права на нее, полученные по договору, должны подчиняться общим правилам хозяйствования: закрепляться за предприятиями, находиться в составе нематериальных активов предприятия, переносить свою стоимость на продукцию предприятия в соответствии с нормами износа нематериальных активов.

Рынок новшеств включает помимо продуктов промышленной собственности (права на изобретения, полезные модели, ноу-хау, товарные знаки и др.) массу информационных продуктов, которые не патентуются и не защищаются авторским правом. Эти результаты интеллектуальной деятельности могут быть тесно связаны с объектами промышленной собственности. Тем самым возникают комплексы взаимосвязанных объектов интеллектуальной собственности, представляющие для предпринимателя большую ценность, чем сумма ценностей, вошедших в комплекс.

Если речь идет о товарном характере новшества и его реализации, то возникают специфические особенности торговли ими. Эти особенности затрагивают возможность и необходимость того, чтобы товарные отношения между, например, инновационной организацией— производителем новшеств и предпринимателем—потребителем новшеств были поставлены на планово-договорную основу, включающую важнейшие условия реализации товаров, такие, как количество, качество, цена, сроки поставки, затраты на обращение и т.д., а также положения, касающиеся невыполнения договорных обязательств. Следует заметить, что при торговле новшествами в значительной степени отпадает один из наиболее характерных признаков товарооборота — неизвестный потребитель и связанная с ним неполная ясность в характере спроса на товар. Функция свободного спроса и предложения как форма регулирования при этом не исключается (например, на информацию), но имеет более ограниченный характер. Особенности торговли новшествами выделяют ее в самостоятельную сферу, в относительно обособленный рынок.

 

 


 

♦ Важнейшая особенность этого рынка — ценообразование, а именно: имеют ли новшества стоимость и цену, а также будет ли она денежным выражением его стоимости. Само по себе новшество, кроме опытной продукции, не имеет прямой потребительной стоимости. Но использованное или приспособленное к нуждам производства и внедренное в него, оно может привести к созданию новых потребительных стоимостей. Следовательно, его потребительная стоимость опосредована и проявляется дополнительно. Интеллектуальный продукт может перейти из сферы науки, где он проявился, в сферу производства и получить непосредственную потребительную стоимость, перевоплотившись в произведенную с его помощью новую продукцию или новую технологию, новые средства труда или другие формы.

Поэтому независимо от того, как происходит это перевоплощение (опосредование), можно говорить о наличии потребительной стоимости новшества — одного из элементов товарности.

Но иначе обстоит дело со стоимостью — вторым атрибутом товара. Научный труд имеет особый характер, он не может быть подведен под общую рубрику абстрактного труда, рассматриваемого как целесообразная деятельность человека, расходующего свою энергию. Не это характеризует научный труд, так он не сводится к простому человеческому труду и содержит в себе интеллект и специфику творческого движения. С другой стороны, и время научного труда не может служить его мерой, как и мерой полученного результата. Следовательно, нельзя говорить и о стоимости научного труда, как овеществленном в нем труде, что означает отсутствие его стоимости в классическом смысле и необходимость признания его особенной стоимости.

Особенности стоимости обусловливают ряд факторов, которые ее образуют. Она представляет собой специфическое проявление эффекта, который научный труд создает для общества. Стоимость и цена новшества не имеют прямой связи с трудом, вложенным в его производство, как и со временем, в рамках которого этот труд был затрачен. Эта стоимость определяется исключительно тем эффектом, который новшество создает в производстве и представляет капитализированный эффект. Сказанное о стоимости относится и к цене новшества. Её сущность может быть определена как выраженная в деньгах стоимость эффекта, созданного с использованием новшества.

Особенности стоимости новшества определили и специфику его цены, а также способа ее образования. Требования к ценам могут быть сформулированы следующим образом:

• эффект от использования новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой лри его использовании в производстве;

• срок использования новшества, от которого зависит масса эффекта, обусловливается моральным износом новшества;

• уменьшение со временем эффекта от использования

новшества;

• эффект от новшества не может быть полностью присвоен инновационной организацией (продавцом), так как это делает бессмысленным для предпринимателя его покупку и использование в производстве. Мировая практика дает различные соотношения в его дележе между продавцом и покупателем новшества. Покупателем присваивается от 0,2 до 0,6 части прибыли (эффекта) от использования научного продукта. Это соотношение зависит от научного уровня продукта и от характера участия покупателя в его создании (производстве);

• научный продукт не отчуждается от инновационной организации (ученых), а при использовании не уничтожается, как все остальные товары, и может быть продан различным покупателям, если это не ограничено первым покупателем. Повторная продажа, однако, имеет отношение к оценке новшества. Чем больше повторяется продажа, тем больше совокупный экономический результат от производственного использования новшества.

Разнообразие факторов, воздействующих на цену новшества, усложняет установление цены.

♦ Остановим внимание на трех ошибках, совершаемых предпринимателями при определении цены на новшества:

прямое использование сметной стоимости (себестоимости) выполненных работ при создании новшества. Цена, построенная путем учета затрат, не является стоимостью новшества и ничем в принципе не отличается от простого возмещения затрат в действующей сегодня или любой другой форме;

уход от затратной основы при формировании цены через категорию экономического эффекта. Экономический эффект работает как сравнительная категория в аналитической, а не практической области и не может быть использован в условиях рынка новшеств;

самая распространенная — это попытка создать видимость более полной оценки новшества путем прибавления к затратам на его создание дополнительной прибыли, выступающей в роли меры экономической эффективности. Эта прибыль не может служить мерой эффективности научного труда (новшества), и ее стимулирующее влияние практически мало из-за несопоставимости с затратами.

Природа этих ошибок одна и заключается в неопределенности представлений:

о характере научного труда, главная особенность которого состоит в том, что он может создавать прибавочный продукт, многократно превышающий затраты на его получение;

о продукте научного труда, который, как было показано выше, только при определенных условиях может быть приравнен к товарной продукции в силу возможностей его непосредственного использования в материальном производстве с целью удовлетворения конкретной общественной потребности с получением прибыли.

Если новшество используется непосредственно в материальном производстве, то цена на него должна исходить из ожидаемых экономических результатов именно этого производства (цена фактора производства). Во всех остальных случаях в условиях рынка цена на него всегда будет условной.

Новшества в первую очередь удовлетворяют непосредственно производственные потребности и прямо не связаны с удовлетворением индивидуальных, социальных и творческих потребностей. Как показали многочисленные исследования, они могут длительное время "стареть на полке", ожидая спроса и теряя свою потребительскую стоимость. Практика активного проталкивания новшеств также не приносит решающего успеха, так как спрос на них не сформирован объективными техническими, экономическими и организационными требованиями (предпосылки активации спроса).

♦ Отсюда вытекает исключительная важность для рынка новшеств взаимодействия инновационной организации — продавца новшеств и покупателя. Особенность такого рынка в том, что он поддается "субъектному" программированию, точной адресации новшества и применению маркетинговых методов управления созданием и реализацией новшеств.

Характеризуя отношения продавцов и покупателей, действующих на рынке новшеств, можно предположить что они имеют полную информацию о технических и экономических характеристиках (показателях) новшеств. Однако на практике инновационная организация— продавец новшеств знает о нем больше, чем предприниматель, т.е. возникает проблема асимметричной рыночной информации. Эта проблема тесно связана, с одной стороны, с неопределенностью качественной характеристики новшеств, а с другой стороны, — с корпоративным характером отношений продавца и покупателя.

В условиях рынка покупатель новшества не может его проверить до того, как он совершил сделку. В результате он всегда будет иметь подозрения на счет качества новшества, занижать цену на него, страхуя свой риск.

Особенностью рынка новшеств является его информационная асимметричность, что оказывает влияние на поведение субъектов рынка. Инновационная организация, сталкиваясь с осторожным поведением покупателя, обусловленным асимметричностью рыночной информации о качестве новшеств, может попытаться снизить порог недоверия, используя вместо кардинальных новшеств набор (комбинации) известных технических решений. Подобный отказ от серьезных изменений в технике и технологии снижает не столько порог недоверия, сколько эффективность инноваций.

Исследование уровня техники, предлагаемой на рынке новшеств, показывают ее значительную зависимость от наличия новой элементной базы и новых материалов. Например, потенциально высокие возможности авиационных конструкторов прямо зависят от уровня новых композиционных материалов, создаваемых химиками. Поэтому отказ от кардинальных новшеств, малый спрос на них могут сложиться из-за отсутствия соответствующего качественного уровня техники в другом предпринимательском секторе

• Остановимся на возможностях уменьшения асимметричности информации о качестве новшеств:

• за счет повышения инновационной репутации продавца. Предприниматели больше доверяют характеристикам новшеств в том случае, когда продавец новшеств им известен или имеет хорошую репутацию в промышленности и на рынке товаров;

• за счет адресности новшества и информирования будущего покупателя (предпринимателя) в процессе создания новшества. На 15.1. приведены кривые, показывающие снижение асимметричности информации о качестве новшества по мере выполнения работ по его созданию.

Максимально возможное доверие покупателя к информации о качестве новшества может возникнуть после стадии создания демонстрационной (опытной) мощности, где проверяются технические решения и удельные экономические показатели, которые можно зафиксировать и экстраполировать в бизнес. В значительной степени удается снять асимметричность информации о ноу-хау, демонстрируя его в условиях опытного производства, где особенно важна информация, получаемая в процессе испытаний опытных партий новой продукции. Можно говорить об активном или пассивном отношении к рыночной, информации со стороны как инновационной организации, так и предпринимателя. Активность и адресность в этом вопросе сокращают временной отрезок от момента появления новшества до его коммерческой реализации.

На рынок часто смотрят как на технико-экономическую категорию, функцией которой является простое продвижение товара до потребителя. Такая пассивная роль не свойственна рынку новшеств, поскольку он имеет существенные регулирующие функции:

служит средоточием осуществления научно-технической и политики;

оказывает экономические воздействия на производителей новшеств (через цены, проценты, льготы и др.);

подсказывает предпринимателям необходимость развития того или иного производителя новшества и изменение пропорций в масштабах производства новшеств;

формирует требования (показатели) к новшествам со стороны бизнеса;

прямо регулирует производство новшеств через активный спрос на инвестиционные товары, предназначенные для предпринимательских проектов.

Чтобы выполнять свои функции, рынок должен иметь возможность экономически воздействовать на динамику и масштабы инноваций.

Существо экономического воздействия состоит в том, что повышается или понижается интерес участников инновационного процесса к производству и реализации и их распределению. Воздействие рынка зависит от возможности изменить величину стоимости категорий в соответствии с рыночной конъюнктурой и тем самым повысить или снизить интерес к новшествам. При этом цены, прибыль, процент (и т.д.) выполняют роль инструментов, с помощью которых рынок оказывает свое воздействие, превращая новшества в важнейшую часть рынка факторов производства.

Основные положения теории издержек производства построены на моделях конкурентного рынка, где спрос на отдельный фактор производства достаточно эластичен, а покупатель фактора предполагает, что его приобретение никак не повлияет на цену фактора. Для рынка факторов производства экономическая рента — это разница между расходами на факторы производства и минимальной платой за них.

Применительно к рынку новшеств как части рынка факторов производства это означает, что стоимость и цена новшества на рынке формируются под влиянием экономической результирующей взаимодействия факторов конкретного производства, а не только величинами совокупного спроса и предложения.

♦ Рассмотрим возможности появления конкуренции на рынке новшеств. Субъектами конкуренции могут выступать продавцы и покупатели новшеств, сами инновационные организации, а также сами покупатели новшеств, т.е. предприниматели.

Объектами конкуренции, как правило, могут быть, как отмечалось выше, цены, издержки производства и качества новшеств. Исходя из отношений субъектов рынка могут складываться различные ситуации на рынке.

Обозначим условно число инновационных организаций-продавцов новшеств: 1 — одна организация; и— несколько организаций и ил — много организаций, а также аналогично обозначим число покупателей новшеств.

Анализ конкурентных ситуаций, возникающих на рынке новшеств, показал, что в тех случаях, когда реализуется ноу-хау или крупномасштабный новый продукт, мы имеем дело с ограниченной монополией.

В случаях, когда новшество представляет собой новый продукт, выпускаемый в небольших масштабах на опытном заводе инновационной организации, мы имеем дело с монополией в чистом виде. Эти две рыночные ситуации наиболее характерны для первого этапа формирования рынка новшеств. Постепенно приватизация инновационного сектора и диверсификация производства создают возможность проявления олигополических отношений субъектов, а затем и конкуренции на рынке новшеств.

12. Рынок инноваций (нововведений)

 

Рынок инноваций (нововведений) представляет собой процесс общественного признания новшеств (новаций) как результат научно-исследовательской и т.п., осуществляемых с затратами времени и материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Общественное признание нововведений формирует потребительский спрос, величина которого зависит от требовательности покупателей к качеству товара и услуг, эластичности спроса по цене, уровня дохода и актуализации потребностей у отдельных групп населения, от традиций и обычаев населения и др. Широкомасштабное распространение нововведений происходит при признании их потребителем, когда практические результаты их использования наиболее полно обеспечивают их потребности. В условиях рыночной экономики у потребителей инноваций (инновационного продукта) всегда есть право выбора, которого у них нет по отношению к традиционным материальным продуктам. Потребитель может отказаться от услуг конкретного производителя инновационного продукта, предпочесть ему другого или вообще отказаться от инновации. Специфика инновационной деятельности в том, что предложение, как правило, является ведущим, а спрос следует за ним. В следствие этого потребителям инновационного продукта следует, навязывать новшества. Конкурентоспособность инновационных продуктов — необходимое условие для реализации на рынке.

Емкость рынка инноваций определяется платежеспособным спросом потенциальных покупателей, а предложение зависит от количества и мощности инновационных организаций.

Экономическая сущность и специфика рынка инноваций заключается в следующем:

— формирование коммерческого обмена продуктами инновационной деятельности связано с углублением общественного разделения труда, специализацией и кооперированием в областях научно-технической, инновационной и производственной деятельности;

— поступающие в сферу обмена инновационные продукты отвечают всем признакам товара, а их коммерческий обмен осуществляется путем заключения сделок, отражающих специфику этих объектов как товара;

— в сфере торговли объектами инновационного продукта сложился и действует рыночный механизм, основными элементами которого является спрос, предложение и цена;

— национальные рынки объектов инновационного продукта так же, как национальные рынки традиционных товаров, имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуру, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые формы. На национальном рынок инноваций продукта оказывается постоянное воздействие конъюнктурные факторы, к которым относятся состояние научно-технического потенциала и производственной сфере, экономико-политические условия реализации конкретных объектов инновационной деятельности на рынке. На основе национальных рынков экономически развитых стран складывается мировой рынок инноваций.

Рынок инноваций представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласование интересов его участников — продавцов (создателей объектов инновационного продукта) и потребителей (покупателей) по ценам, сроками и масштабам такого обмена.

Товаром рынка является инновационный продукт, то есть результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть представлены:

— в общественной форме (в виде готовых экспериментальных разработок товаров, техники, оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.);

— в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

— в виде знаний, опыта, консультирования в части консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности;

— патентов и лицензий на право применения интеллектуальных продуктов.

Инновация становится товаром на определенной стадии процесса «идея — рынок», когда осознана реальная возможность коммерциализации идеи, проведена экспертиза, определенны возможные области применения, и только тогда инновация является объектом купли-продажи. Инновация должна удовлетворять стандартным требованиям товара.

Инновационный продукт (инновация) имеет следующие особенности, проявляющиеся при осуществлении отношений его обмена.

Во-первых, это уникальная продукция, свойства которой необходимо разъяснять потребителям. Во-вторых, она характеризуется сложностью изготовления и требует при своем создании затрат особого квалифицированного труда. Техническая сложность инновационной продукции, как правило, требует обязательного послепродажного обслуживания фирмой-производителем. В-третьих, инновационная продукция современных предприятий, как правило, имеет короткий жизненный цикл. В-четвертых, это чаще всего дорогостоящая продукция, по своей номинальной стоимости превосходящая заменяемый аналог, хотя и более дешевая на единицу полезного эффекта.

То есть особенностью объектов инновационного продукта является их коммерческая значимость и размер получаемой прибыли от их использования.

Объекты инновационного продукта, права на которое предлагаются на рынке, имеют общие признаки потребительной стоимости (новизна, рисковость, промышленная пригодность), что позволяет их пользователям получать дополнительную прибыль, превышающую размер среднеотраслевой эффективности. Чаще всего на рынке инноваций оказывается группа научно-технических достижений, включающая новые конструкции, технологические процессы, пилотные установки, образцы продукции обычно, защищенные патентами. Однако не все объекты инновационного продукта имеют достаточного основания для коммерциализации, так может быть отвергнуто новшество, даже обладающее большей научно-технической ценностью, если оно не отвечает запросам конечных потребителей — организации (фирм, предприятий), производящих товары (услуги).

В практике инновационного обмена почти невозможно отделить объект в чистом виде. Например, поставки какого-либо оборудования всегда сопровождаются передачей пакетов сопроводительной документации, иногда лицензией. Кроме того, организация — поставщик проводит наладку, пуск оборудования, обучения персонала, передовая свое ноу-хау. Таким образом, передача инновации имеет место тогда, когда приобретающая сторона рассматривает продукт как новый, позволяющий улучшить конкурентоспособность и увеличивает в перспективе прибыль и общую эффективность хозяйствования.

Потребители инновации (инновационного продукта) прежде всего, ожидают получения потенциального эффекта, который может включать:

— прямой экономический эффект (повышение производительности труда, экономя ресурсов, снижение в результате этого себестоимости единицы продукции или услуг);

— технический эффект (улучшение качества продукции, обеспечение ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, возможность удовлетворить принципиально новую потребность в результате использования изобретений новаторского типа);

— социальный эффект, выражающий улучшение эргономических параметров изделий, условий труда, быта, отдыха, укрепление здоровья людей, их всестороннего развития, а также направленность изобретений на улучшение качества и увеличение производства товаров и услуг для населения;

— внешнеэкономический эффект от продажи за рубеж лицензии, научно-технической продукции, основанной на изобретениях, конкурентоспособной продукции, а также замены импорта отечественной, не менее эффективной продукцией;

— системный (синергический) эффект от использования блока взаимодополняющих видов инновационного продукта в одном объекте или системе.

Специфика рынка инноваций состоит в продвижении различных типов новшеств для практического использования посредством коммерческого и некоммерческого обмена между его участниками.

Посредством некоммерческого обмена передаются знания научно-технического, информационного рекламно-технического характера, предназначенные для обучения и подготовки специалистов определенных отраслях экономики, что позволяет анализировать состояние перспективы развития науки, техники, производства и сбыта. В некоммерческом обмене участвуют: сведения, материалы и публикация общедоступного характера, научные открытия, раскрывающие новые теоретические принципы и закономерности, которые не могут быть переданы в частную собственность, поскольку являются общечеловеческим достоянием и для которых не имеется конкретных способов применения, приносящих прибыль. Основными формами обмена (передачи) инноваций на некоммерческой основе является:

— научно-технические публикации (книги, обзоры, рефераты, статьи, справочники, патентные фонды, компьютерные базы и др.);

— проведение выставок, ярмарок, конференций, симпозиумов, семинаров и т.п.;

— организация технического обучения в системе образования и переподготовки кадров (обучения, стажировки, практики студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетной основе высшими учебными заведениями и организациями);

— взаимные визиты и деловые контакты ученых и специалистов, применяющиеся для наблюдения, сбора и обмена информацией и т.п.;

— миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры и обратно, а также образование новых небольших высокотехнологических организаций венчурного типа специалистами из вузов и организаций.

Основной поток передачи инноваций в некоммерческой форме приходится на информацию о фундаментальных научных исследованиях, научных открытиях и незапатентованных изобретениях.

Некоммерческая форма обмена (передачи) инноваций осуществляется свободно и не нуждается в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Основными формами обмена (передачи) инноваций на коммерческой основе могут быть:

продажа инноваций в материальном виде: станков, агрегатов, технологических линий, программоуправляемого оборудования и т.п.; такая форма обмена позволяет быстро получать и использовать передовую наукоемкую технику.

продажа патентов, т.е. передача прав использования новшества и нововведений как носитель новых ценностей (стоимостей) другими субъектами инновационной деятельности на запатентованные виды промышленной собственности (изобретения, полезные модели и промышленные образцы); каждый патентообладатель имеет право на свободное распоряжение своим патентом или выдачу разрешения на его использование на приемлемых для него условиях и его инициативе;

- продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности — «ноу-хау», технологический опят сопроводительные к передаваемому оборудования документы, инструкции, схемы, технологические процессы, а также обучение специалистов, консультативное сопровождение, экспертиза и др.;

— совместное проведение НИОКР и научно-производственная кооперация, которые позволяют партнерам снизить затраты на решения тех или иных научно-технических и производственных проблем, могу применяться для выполнения совместных НИОКР до стадии решения технической проблемы или для выполнения совместных НИОКР до стадии промышленного внедрения результатов;

— инжиниринг (инжиниринговые услуги) — комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию новации, инжиниринговые услуги могут быть инженерно-конституционными, инженерно-строительными, проектно-конституционными, консультационными по вопросам организации и управления и инженерно исследовательскими.

Из других форм коммерческого обмена инновациями так же выделяется франчайзинг. По контракту на франчайзинг компания-владелец новой технологии разрешает своему контрагенту использовать свое широко известное фирменное наименование при условии, что он будет под этим наименованием сбывать продукцию этой компании, получая в качестве компенсации за это техническую коммерческую помощь и т.п.

Коммерческая передача инновации оформляется в виде соответствующего договора (лицензионного, о совместном производстве, договоре купле-продаже, о научно-техническом содружестве).

Непосредственными и основными субъектами конкурентных отношений на рынке инновации выступают инновационные организации, которые могут квалифицироваться по разным признакам.

Инновационные организации (предприятия) могут относиться к государственному, предпринимательским секторам, в сфере высшего образования или к частному бесприбыльному (некоммерческому сектору). Особенность инновационных организаций, относящихся к государственному сектору, проявляется в том, что они преимущественно финансируются и контролируются государственными органами власти и в основном осуществляют деятельность, связанную с реализацией общественных и административных функций, инновационные организации, охватываемые предпринимательским сектором, связанным с производством инновационной продукцией в целях продажи.

Инновационные организации могут специализироваться по отраслям знаний (естественные, технические, гуманитарные и др. науки) и по отраслям народного хозяйства в которых они функционируют (наука и образование, информатика, промышленность, строительство, транспорт, торговля и т.п.).

Инновационные организации являются национальными если они и их филиалы размещены в одной стране; транснациональными, если их филиалы размещены в нескольких странах, и межнациональными, когда в их состав входят организации других стан.

По периоду действия субъекты рынка инновации могут быть временными или постоянными, а по юридическому статусу — юридически самостоятельными или юридическими не самостоятельными.

В зависимости от преобладающего типа инноваций инновационные организации могут быть разбиты на отдельные группы, основными из которых являются:

— инноваторы-лидеры и инноваторы-последователи. Инновационные организации, являющимися инноваторами-лидерами, реализуют инновации, которые носят упреждающий (стратегический характер, работают в условиях повышенного риска и имеют в наличии портфель новой конкурентной продукции. Инноваторы-последователи реализуют инновации, которые являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, меньше рискуют, но имеют более низкие экономические показатели конкурентоспособности;

— инновационная организация, создающая новые потребности, и инновационные организации, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей;

— инновационные организации, реализующие инновации и продукты, и инновационные организации, реализующие инновации процессы (производственные, технологические, управленческие):

— инновационные организации, ориентирующие свою инновационную деятельность на внедрение новшеств, связанных с перегруппировкой отельных элементов в существующей организационно-управленческой системе.

В зависимости от размера инновационные организации могут быть малыми, средними или крупными.

К крупным инновационным организациям относятся, в частности:

— корпорации представляют собой добровольное объединение независимых промышленных предприятий, научных, проектных, конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности деятельности на основе коллективного предпринимательства;

— консорциум является временным соглашением между банками, предприятиями, компаниями, научными центрами для осуществления наукоемких и капитальных инновационных проектов. Специфика консорциума состоит в том, что участники его сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается цели консорциума. Консорциум прекращает свою деятельность после своего выполнения поставленные его преобразования целей;

— концерн является объединением предприятия промышленности, банковской сферы, транспорта, торговля и др. для решения каких-либо конкретных общих целей, в том числе осуществление наукоемких инновационных проектов. Целью образования концерна может быть: выравнивание определенных отраслевых сезонных колебаний и рисков; перемещение капитала изменение перспективных отраслей экономики в более перспективные и др.

— научно-технический альянс представляет собой объединение нескольких фирм различных размеров между собой и (или) с университетскими, государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании и проведение НИОКР. Научно-технические альянсы подразделяются на научно-исследовательские, создаваемые для реализации определенного научного проекта. И научно производственные, сформированными для разработки и производства новой продукции.

Инновационные организации могут образовывать более сложные организационные структуры — финансово-промышленные группы, стратегические альянсы, холдинговые компании и др.

Среди небольших инновационных организаций выделяют венчурные, инжиниринговые и внедренческие фирмы.

Венчурные фирмы (рисковые фирмы) представляют собой небольшие, но очень гибкие и эффективные организации, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализацией рисковых инноваций. В некоторых случаях венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются под решение конкретных инновационных проблем. Данные организации характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанной идеи, технологий, изобретений и т.п. Венчурные фирмы создаются в виде самостоятельной венчурной фирмы или фирмы находящейся внутри крупного предприятия.

Инжиниринговые фирмы вязаны с осуществлением комплекса работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающего создания, реализация, продвижение и диффузию определенной инновации. Инжиниринговая деятельность включает создание объектов промышленной собственности, деятельность по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования, организацию производственно-технологических процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности.

Внедренческие фирмы специализируются на: внедрении использованных патентовладельцами технологий; на продвижении на рынков лицензии перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями; доводки изобретений до промышленной стадии; на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажи лицензий.

В рамках крупных корпораций получает развитие внутреннее инновационное предпринимательство — «интрапренерство» через создание относительно небольших и независимых подразделений, которые предназначены для того, что бы создавать и испытывать новые продукты на внутренних рынках, налаживать внутри организации по совершенствованию продуктов, новых технологий и методов, внедрению различных инноваций. Интрапренеры (внутренние предприниматели) т.е. создатели или изобретатели которые работают над превращением идеи в выгодную реальность и берут на себя практическую ответственность за осуществление на предприятии инноваций различных типов. Интрапренерство или внутреннее предпринимательство — это форма инновационного предпринимательства (квазиинновационное предпринимательство) обеспечивающая внедрение инновации в рамках больших компаний и транснациональных корпораций.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение инновационной деятельности.

2. Назовите основные виды инновационной деятельности.

3. В чем состоят задачи инновационной деятельности?

4. Что включает инновационная среда?

5. В чем состоит сущность фундаментальных и прикладных научных исследований?

6. Что относится к интеллектуальному продукту?

7. Кто является участником рынка новаций?

8. Что представляет собой рынок инноваций?

9. Какой эффект могут получить потребители инноваций?

10. Назовите основные формы обмена инноваций на коммерческой основе.

 

Date: 2015-09-25; view: 1267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию